Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.04.2013 ПО ДЕЛУ N А68-12722/2012

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2013 г. по делу N А68-12722/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 18.04.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 25.04.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой Е.А., при участии представителей заявителя - открытого акционерного общества "Тульское научно-исследовательское геологическое предприятие" (г. Тула, ОГРН 1077107000970, ИНН 7107099683) - Спирина В.И. (выписка из ЕГРЮЛ от 25.01.2013), Круглова Б.П. (доверенность от 18.02.2013 N 10-01/105), налогового органа - инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району города Тулы (г. Тула, ОГРН 1047101350009, ИНН 323400371133) - Сидельниковой Т.А. (доверенность от 29.12.2012 N 03-13/11763), и в отсутствие заинтересованного лица - управления Росреестра по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1097154026056, ИНН 7106512065), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тульское научно-исследовательское геологическое предприятие" на решение Арбитражного суда Тульской области от 24.01.2013 по делу N А68-12722/2011,

установил:

следующее.
Открытое акционерное общество "Тульское научно-исследовательское геологическое предприятие" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району города Тулы (далее - инспекция) от 30.09.2011 N 29 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено управление Росреестра по Тульской области.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 24.01.2013 в удовлетворении заявления общества отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое решение инспекции не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя. Суд первой инстанции указал, что налоговый орган правильно определил кадастровую стоимость принадлежащего обществу земельного участка на основании пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации и сведений, предоставленных управлением Росреестра по Тульской области.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что общество правомерно исчисляло и уплачивало земельный налог в 2007, 2008 и 2009 годах исходя из кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 71 400 234 рубля 24 копеек. По мнению общества, суд первой инстанции не принял во внимание несоответствие сведений о виде разрешенного использования земельного участка, содержащихся в постановлениях администрации Тульской области и кадастровой выписке в отношении данного земельного участка. По мнению подателя жалобы, до 01.08.2007 в кадастре содержались ошибочные сведения о виде разрешенного использования спорного земельного участка, которые были исправлены лишь с принятием администрацией Тульской области постановления от 28.10.2010 N 3298. Общество также ссылается на то, что на стадии привлечения его к ответственности за совершение налогового правонарушения инспекция лишило его возможности знакомиться с материалами дела.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание управления Росреестра по Тульской области, надлежащим образом уведомленное о месте и времени его проведения, не явилось, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителя общества, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) земельного налога за период с 01.01.2008 по 31.12.2010, о чем составлен акт от 06.09.2011 N 33.
В ходе проверки установлена неуплата (неполная уплата) земельного налога за 2008-2010 годы на сумму 3 577 187 рублей, поскольку общество в представленных налоговых декларациях неверно отразило кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 71:30:080101:20, указав ее по состоянию на 01.01.2008 и 01.01.2009 в размере 71 400 234 рублей, по состоянию на 01.01.2010 - в размере 52 329 235 рублей, тогда как кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2008 и 01.01.2009 составляла 120 572 088 рублей, по состоянию на 01.01.2010-192 464 814 рублей.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки инспекцией вынесено решение от 30.09.2011 N 29, в соответствии с которым общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 299 375 рублей. Кроме того, обществу начислены пени в сумме 533 010 рублей, а также предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 3 577 187 рублей.
Не согласившись с данным решением, общество направило в управление ФНС России по Тульской области апелляционную жалобу.
Согласно решению управления ФНС России по Тульской области от 24.11.2011 N 190-А решение инспекции от 30.09.2011 N 29 оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Полагая оспариваемое решение инспекции незаконным и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого решения, указав, что налоговый орган правильно определил кадастровую стоимость принадлежащего обществу земельного участка на основании пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации и сведений, предоставленных управлением Росреестра по Тульской области.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).
Пунктом 3 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительством РФ от 08.04.2000 N 316, установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земли.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Согласно сведениям, представленным инспекции на основании пункта 12 статьи 396 НК РФ управлением Росреестра по Тульской области, кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 71:30:080101:20, разрешенное использование - для эксплуатации комплекса нежилых зданий и сооружений научно-исследовательской базы, площадью 52 607 кв. м, расположенного по адресу: г. Тула, Центральный район, пос. Менделеевский, ул. Скуратовская, д. 98, по состоянию на 01.01.2008 и 01.01.2009 составляла 120 572 088 рублей, по состоянию на 01.01.2010-192 464 814 рублей.
Как усматривается из материалов дела, обществу на основании свидетельства от 29.01.1993 N 2631 на праве бессрочного (постоянного) пользования принадлежит земельный участок общей площадью 54 849 кв. м, расположенный по адресу: г. Тула, пос. Рудаково, ул. Менделеевская, предоставленный ему на основании постановления Главы администрации г. Тулы от 08.10.1992 N 639.
Постановлением администрации города Тулы от 27.02.2007 N 663 на основании заявления общества утвержден проект границ спорного земельного участка площадью 52 607 кв. м и установлен основной вид разрешенного использования - для эксплуатации комплекса нежилых зданий и сооружений научно-исследовательской базы.
На основании указанного постановления в связи с уточнением площади земельного участка (52607 кв. м вместо 54849 кв. м) и изменением вида разрешенного использования управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области 24.07.2007 определена кадастровая стоимость спорного земельного участка, которая составила 120 572 087 рублей.
Указанная стоимость определена с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель - 2291, 94 руб. /кв. м (земли под административно-управленческими и общественными объектами), утвержденного постановлением администрации Тульской области от 19.04.2005 N 292 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тульской области", для кадастрового квартала поселения 11:30:080101.
Постановлением администрации Тульской области от 28.12.2009 N 1007 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тульской области, в том числе утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 71:30:080101:20 в размере 192 464 813 рублей 78 копеек.
Данное постановление было официально опубликовано и вступило в силу 01.01.2010.
Согласно кадастровой выписке на спорный земельный участок от 12.07.2010 N 7130/226/10-9801 его кадастровая стоимость, равная 192 464 813 рублей 78 копеек, определена исходя из площади участка - 52607 кв. м и вида разрешенного использования - для эксплуатации комплекса нежилых зданий и сооружений научно-исследовательской базы, установленных постановлением администрации города Тулы от 27.02.2007 N 663.
При расчете кадастровой стоимости применен удельный показатель кадастровой стоимости, равный 3 658, 54 руб. /кв. м, который утвержден постановлением администрации Тульской области от 28.12.2009 N 1007 (52 607 кв. м х 3 658,54 руб. /кв. м = 192 464 813 рублей 78 копеек).
При этом в силу положений статей 389, 390 НК РФ объектом обложения земельным налогом являются земельные участки с влияющими на определение кадастровой стоимости индивидуальными характеристиками (площадь, вид разрешенного использования).
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
При принятии уполномоченным органом в установленном законом порядке решения об изменении вида разрешенного использования реализация налогоплательщиком права на уплату земельного налога исходя из кадастровой стоимости, исчисленной с учетом измененного вида разрешенного использования и установленного нормативным актом субъекта Российской Федерации для данного вида использования среднего удельного показателя кадастровой стоимости, не может быть поставлена в зависимость от момента исполнения указанного решения об изменении вида разрешенного использования и внесения в кадастр управлением Росреестра соответствующих сведений.
Вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что налоговый орган правомерно определил кадастровую стоимость принадлежащего обществу земельного участка по состоянию на 01.01.2008 и 01.01.2009 в размере 120 572 088 рублей, по состоянию на 01.01.2010-192 464 814 рублей.
Довод заявителя апелляционной жалобы о наличии несоответствий в сведениях о виде разрешенного использования земельного участка, содержащихся в постановлениях администрации Тульской области и кадастровой выписке, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Площадь спорного земельного участка и вид разрешенного использования утверждены постановлением администрации города Тулы от 27.02.2007 N 663 на основании заявления самого общества. Соответствующие удельные показатели, которые были использованы для расчета кадастровой стоимости спорного земельного участка, утверждены постановлением администрации Тульской области от 19.04.2005 N 292 и от 28.12.2009 N 1007.
Изменения индивидуальных характеристик спорного земельного участка внесены в государственный земельный кадастр.
Доказательств того, что вышеуказанные постановления исполнительных органов признаны недействующими либо недействительными в установленном законом порядке, в материалы заявителем не представлены.
Доказательств того, что индивидуальные характеристики спорного земельного участка, на основании которых рассчитана его кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2008, а затем на 01.01.2010, определены ошибочно, заявителем также не представлено.
Из материалов дела не усматривается, что в течение проверяемого периода вид разрешенного использования спорного земельного участка, установленного постановлением администрации города Тулы от 27.02.2007 N 663, был изменен.
При этом само общество не заявляет, что в спорный период на принадлежащем ему земельном участке располагались объекты, назначение которых не соответствовало установленному виду разрешенного использования, в связи с чем последний был определен неверно.
С учетом изложенного, довод общества о том, что до 01.08.2007 в кадастре содержались ошибочные сведения о виде разрешенного использования спорного земельного участка, отклоняется.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно учел, что при проведении камеральной проверки представленного обществом налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2010 года, инспекцией установлено, что обществом неверно отражена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 71:30:080101:20 в размере 71 400 234 рублей, в связи с чем последнему доначислен земельный налог в сумме 453 992 рублей, о чем составлен от 14.07.2010 N 1401.
По результатам проведенной проверки инспекцией вынесено решение от 20.09.2010 N 118 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и обществу выставлено требование об уплате недоимки по земельному налогу и пеней.
Данное требование исполнено обществом добровольно.
Не может быть принята во внимание и ссылка заявителя на постановление администрации города Тулы от 28.10.2010 N 3298, которым изменен вид разрешенного использования спорного земельного участка на "промышленное предприятие IV-V классов опасности", поскольку из данного постановления не усматривается, что основанием для его принятия явилась ранее допущенная ошибка в таких сведениях.
Согласно пункту 3 данного постановления оно вступает в силу со дня подписания.
Поскольку в постановлении прямо не предусмотрено, что оно имеет обратную силу и подлежит применению с 01.01.2010, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что кадастровая стоимость земельного участка в размере 52 329 235 рублей 04 копеек, измененная в соответствии с постановлением, не может быть принята при исчислении земельного налога за 2010 год.
Постановление администрации города Тулы от 28.10.2010 N 3298 не предусматривает и не содержит указания, что данное постановление вступает в силу с 01.01.2010.
Довод апелляционной жалобы о том, что на стадии привлечения его к ответственности за совершение налогового правонарушения инспекция лишила его возможности знакомиться с материалами дела являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и был обоснованно им отклонен.
Из материалов дела не усматривается, что инспекция в ходе проверки и производства по делу о налоговом правонарушении препятствовала представителям общества в реализации своих процессуальных прав.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления общества.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 24.01.2013 по делу N А68-12722/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий
Н.В.ЗАИКИНА

Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Е.В.МОРДАСОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)