Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.П.Загараевой,
судей М.В.Будылевой, Е.А.Сомовой,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем М.К.Федуловой,
при участии:
- от истца (заявителя): В.В.Жихарев, доверенность от 19.02.2013 N 108;
- от ответчика (должника): Е.Н.Федотовская, доверенность от 22.01.2013 N 14-27/002188; Н.А.Ненашева, доверенность от 10.12.2012 N 14-27/47446; В.Ю.Братищев, доверенность от 27.03.2013 N 14-27/010995;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4170/2013) ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Управления МВД РФ по Мурманской области" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.12.2012 по делу N А42-3870/2012 (судья А.В.Купчина), принятое
по иску (заявлению) ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Управления МВД РФ по Мурманской области"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску
о признании недействительным решения
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области" (ОГРН 1125190011517, адрес 183038, Мурманск, ул. Папанина, д. 25) (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску (адрес 183038, Мурманск, ул. Комсомольская, д. 2) (далее - ИФНС РФ по Мурманску, ответчик) о признании недействительным решения от 29.02.2012 N 12275.
Решением суда первой инстанции от 29.12.2012 требования удовлетворены в части признания недействительным оспариваемого решения в части доначисления налога на прибыль и начисления пеней в связи с невключением в состав расходов по налогу на прибыль суммы списанной дебиторской задолженности в размере 10768,10 руб. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Учреждение просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что плата за услуги охраны является доходом федерального бюджета, а не доходом вневедомственной охраны и не прибылью, полученной налогоплательщиком; налогообложению ОВО, как бюджетного учреждения, подлежат доходы, полученные от осуществления иной приносящей доход деятельности (то есть средства дополнительного финансирования); в связи с тем, что такой деятельности ОВО в 2011 году не осуществлял, то объект налогообложения налогом на прибыль в спорный период отсутствует; ОВО не имеет расчетных счетов в банке; Инспекцией был начислен налог на прибыль организации без учета произведенных расходов; Инспекция определила размер налога на прибыль, основываясь только на данных для другого налога (НДС); налоговый орган в ходе проверки не установил действительную налоговую обязанность налогоплательщика по уплате налога на прибыль за 2011.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной государственным учреждением отдел вневедомственной охраны при УМВД РФ по г. Мурманску (правопредшественник заявителя) налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2011, по результатам которой был составлен акт от 26.01.2012.
На основании указанного акта налоговым органом было вынесено решение от 29.02.2012 N 12275, которым Учреждению был доначислен налог на прибыль в размере 29777181 руб., начислены пени в сумме 999013,59 руб.
Основанием для вынесения данного решения послужил вывод Инспекции о том, что заявитель по итогам 9 месяцев 2011 не уплатил авансовые платежи по налогу на прибыль с дохода, полученного от оказания платных услуг по охране имущества граждан и юридических лиц.
Из материалов дела следует, что Учреждением в проверяемом периоде были оказаны услуги юридическим и физическим лицам на возмездной основе в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества.
При определении налогооблагаемой базы налоговый орган установил сумму фактически полученного заявителем дохода в связи с охраной в размере 148885903 руб.
Налоговая база по налогу на прибыль в отношении выручки, полученной налогоплательщиком за 9 месяцев 2011, была рассчитана Инспекцией в соответствии с пунктом 1 статьи 271 НК РФ по методу начисления.
Поскольку Учреждением сумма налога на прибыль исчислена не была, налоговый орган произвел расчет подлежащего уплате налога на основе имеющейся у него информации о налогоплательщике с применением соответствующей ставки налога.
Инспекция в ходе налоговой проверки установила, что финансовое обеспечение расходов заявителя в проверяемом периоде осуществлялось за счет средств федерального бюджета.
Согласно имеющейся в материалах дела справке, расходы федерального бюджета за 9 месяцев 2011 составили 165332961,01 руб.
В соответствии с Отчетом об исполнении бюджета получателя бюджетных средств за 9 месяцев 2011 года, данные расходы отражены в составе расходов бюджета.
Подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел оказывают за плату услуги юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества.
В силу статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях настоящей главы признается: для российских организаций, полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Действующие нормативные правовые акты о налоге на прибыль не исключают подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел из числа налогоплательщиков налога на прибыль.
Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" были внесены изменения, в том числе и в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 251 НК РФ дополнен подпунктом 33.1, согласно которому казенные учреждения не признают доходами средства, полученные от оказания государственных или муниципальных услуг (выполнения работ).
Указанные изменения действуют с 01.01.2011.
Положениями статьи 31 данного Закона предусмотрено изменение правового статуса подразделений вневедомственной охраны, а именно закрепление статуса государственных казенных учреждений.
В пункте 4 статьи 31 указанного Закона установлено, что изменение типа бюджетных учреждений в целях создания казенных учреждений после 1 октября 2010 года осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Согласно пункту 2 статьи 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений" решение об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального казенного учреждения принимается Правительством Российской Федерации в форме распоряжения.
Следовательно, только после принятия Правительством Российской Федерации распоряжения в учредительные документы подразделений вневедомственной охраны будут внесены соответствующие изменения.
Таким образом, доходы, полученные подразделениями вневедомственной охраны от оказания услуг по охране имущества физических и юридических лиц, включенные в Перечень государственных услуг федеральных органов исполнительной власти, не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ, после принятия указанного распоряжения Правительства Российской Федерации.
Пунктом 13 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года для целей реализации принятых положений, установлен переходный период.
В спорный период соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации принято не было, правовой статус заявителя изменен не был, заявитель являлся государственным бюджетным учреждением.
Статьей 331.1 НК РФ, которая распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года, установлены особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями.
В силу данной нормы до 1 июля 2012 года бюджетными учреждениями, являющимися получателями бюджетных средств и использующими на обеспечение своей деятельности полученные ими средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и (или) правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от осуществления иной приносящей доход деятельности, применяются следующие положения: 1) если за счет бюджетных ассигнований, выделенных указанным учреждениям, предусмотрено осуществление финансового обеспечения расходов на оплату коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов на обслуживание административно-управленческого персонала, расходов на все виды ремонта основных средств за счет доходов, полученных от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности, и доходов, полученных в рамках целевого финансирования, в целях налогообложения отнесение этих расходов на уменьшение доходов, полученных от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности, и доходов, полученных в рамках целевого финансирования, производится пропорционально доле доходов, полученных от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности, в общей сумме доходов (включая доходы, полученные в рамках целевого финансирования); 2) если за счет бюджетных ассигнований, выделенных указанным учреждениям, не предусмотрено осуществление финансового обеспечения расходов на оплату коммунальных услуг, услуг связи (за исключением услуг сотовой (мобильной) связи) и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, эти расходы учитываются при определении налоговой базы при оказании платных услуг и осуществлении иной приносящей доход деятельности при условии, если эксплуатация таких основных средств связана с оказанием платных услуг и осуществлением иной приносящей доход деятельности.
В общей сумме доходов для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде процентов по договорам банковского счета, банковского вклада, доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).
Средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц, не могут быть квалифицированы в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых в составе доходов для целей налогообложения на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, относятся к категории неналоговых доходов бюджетов после уплаты предусмотренных законодательством налогов.
В силу данной нормы статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации, действующей с 01.01.2011, к доходам бюджетов относятся неналоговые доходы в виде доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями.
При таких обстоятельствах, Учреждение в проверяемом периоде являлось плательщиком налога на прибыль организаций.
Между тем, произведенные в оспариваемом решении налогового органа доначисления по налогу на прибыль являются неправомерными.
Из оспариваемого решения Инспекции усматривается, что налоговым органом налог на прибыль в проверяемый период был исчислен исходя из суммы выручки от реализации услуг по охране.
При этом какие-либо расходы, связанные с осуществлением такой деятельности, направленной на получение дохода, Инспекцией не учтены со ссылкой на полное финансовое обеспечение Учреждения за счет средств федерального бюджета. По мнению налогового органа, поскольку все расходы произведены за счет бюджетного финансирования, то у Учреждения отсутствуют расходы, учитываемые для целей налогообложения.
Налоговым органом не было учтено, что то обстоятельство, что Учреждение перечисляло доходы от оказания услуг по охране в федеральный бюджет и затем получало их в качестве финансирования, не освобождает его от обязанности по включению средств, полученных в качестве оплаты за оказанные услуги, в состав налогооблагаемых доходов, и, следовательно, не лишает права учесть понесенные при осуществлении данной деятельности расходы при исчислении налога на прибыль.
Инспекция должна была определить соотношение доходов от оказания услуг по охране в общем объеме полученного Учреждением финансирования и с учетом вышеприведенных положений НК РФ, а также принципа пропорционального распределения расходов определить налоговую базу по налогу на прибыль.
Таким образом, налоговый орган необоснованно исчислил налог на прибыль в сумме, не соответствующей действительному размеру налогового обязательства Учреждения, в связи с чем оспариваемое решение Инспекции подлежит признанию недействительным.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.12.2012 по делу N А42-3870/2012 отменить.
Признать недействительным решение ИФНС России по г. Мурманску от 29.02.2012 N 12275.
Председательствующий
Л.П.ЗАГАРАЕВА
Судьи
М.В.БУДЫЛЕВА
Е.А.СОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.10.2013 ПО ДЕЛУ N А42-3870/2012
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2013 г. по делу N А42-3870/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.П.Загараевой,
судей М.В.Будылевой, Е.А.Сомовой,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем М.К.Федуловой,
при участии:
- от истца (заявителя): В.В.Жихарев, доверенность от 19.02.2013 N 108;
- от ответчика (должника): Е.Н.Федотовская, доверенность от 22.01.2013 N 14-27/002188; Н.А.Ненашева, доверенность от 10.12.2012 N 14-27/47446; В.Ю.Братищев, доверенность от 27.03.2013 N 14-27/010995;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4170/2013) ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Управления МВД РФ по Мурманской области" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.12.2012 по делу N А42-3870/2012 (судья А.В.Купчина), принятое
по иску (заявлению) ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Управления МВД РФ по Мурманской области"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску
о признании недействительным решения
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области" (ОГРН 1125190011517, адрес 183038, Мурманск, ул. Папанина, д. 25) (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску (адрес 183038, Мурманск, ул. Комсомольская, д. 2) (далее - ИФНС РФ по Мурманску, ответчик) о признании недействительным решения от 29.02.2012 N 12275.
Решением суда первой инстанции от 29.12.2012 требования удовлетворены в части признания недействительным оспариваемого решения в части доначисления налога на прибыль и начисления пеней в связи с невключением в состав расходов по налогу на прибыль суммы списанной дебиторской задолженности в размере 10768,10 руб. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Учреждение просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что плата за услуги охраны является доходом федерального бюджета, а не доходом вневедомственной охраны и не прибылью, полученной налогоплательщиком; налогообложению ОВО, как бюджетного учреждения, подлежат доходы, полученные от осуществления иной приносящей доход деятельности (то есть средства дополнительного финансирования); в связи с тем, что такой деятельности ОВО в 2011 году не осуществлял, то объект налогообложения налогом на прибыль в спорный период отсутствует; ОВО не имеет расчетных счетов в банке; Инспекцией был начислен налог на прибыль организации без учета произведенных расходов; Инспекция определила размер налога на прибыль, основываясь только на данных для другого налога (НДС); налоговый орган в ходе проверки не установил действительную налоговую обязанность налогоплательщика по уплате налога на прибыль за 2011.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной государственным учреждением отдел вневедомственной охраны при УМВД РФ по г. Мурманску (правопредшественник заявителя) налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2011, по результатам которой был составлен акт от 26.01.2012.
На основании указанного акта налоговым органом было вынесено решение от 29.02.2012 N 12275, которым Учреждению был доначислен налог на прибыль в размере 29777181 руб., начислены пени в сумме 999013,59 руб.
Основанием для вынесения данного решения послужил вывод Инспекции о том, что заявитель по итогам 9 месяцев 2011 не уплатил авансовые платежи по налогу на прибыль с дохода, полученного от оказания платных услуг по охране имущества граждан и юридических лиц.
Из материалов дела следует, что Учреждением в проверяемом периоде были оказаны услуги юридическим и физическим лицам на возмездной основе в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества.
При определении налогооблагаемой базы налоговый орган установил сумму фактически полученного заявителем дохода в связи с охраной в размере 148885903 руб.
Налоговая база по налогу на прибыль в отношении выручки, полученной налогоплательщиком за 9 месяцев 2011, была рассчитана Инспекцией в соответствии с пунктом 1 статьи 271 НК РФ по методу начисления.
Поскольку Учреждением сумма налога на прибыль исчислена не была, налоговый орган произвел расчет подлежащего уплате налога на основе имеющейся у него информации о налогоплательщике с применением соответствующей ставки налога.
Инспекция в ходе налоговой проверки установила, что финансовое обеспечение расходов заявителя в проверяемом периоде осуществлялось за счет средств федерального бюджета.
Согласно имеющейся в материалах дела справке, расходы федерального бюджета за 9 месяцев 2011 составили 165332961,01 руб.
В соответствии с Отчетом об исполнении бюджета получателя бюджетных средств за 9 месяцев 2011 года, данные расходы отражены в составе расходов бюджета.
Подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел оказывают за плату услуги юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества.
В силу статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях настоящей главы признается: для российских организаций, полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Действующие нормативные правовые акты о налоге на прибыль не исключают подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел из числа налогоплательщиков налога на прибыль.
Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" были внесены изменения, в том числе и в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 251 НК РФ дополнен подпунктом 33.1, согласно которому казенные учреждения не признают доходами средства, полученные от оказания государственных или муниципальных услуг (выполнения работ).
Указанные изменения действуют с 01.01.2011.
Положениями статьи 31 данного Закона предусмотрено изменение правового статуса подразделений вневедомственной охраны, а именно закрепление статуса государственных казенных учреждений.
В пункте 4 статьи 31 указанного Закона установлено, что изменение типа бюджетных учреждений в целях создания казенных учреждений после 1 октября 2010 года осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Согласно пункту 2 статьи 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений" решение об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального казенного учреждения принимается Правительством Российской Федерации в форме распоряжения.
Следовательно, только после принятия Правительством Российской Федерации распоряжения в учредительные документы подразделений вневедомственной охраны будут внесены соответствующие изменения.
Таким образом, доходы, полученные подразделениями вневедомственной охраны от оказания услуг по охране имущества физических и юридических лиц, включенные в Перечень государственных услуг федеральных органов исполнительной власти, не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ, после принятия указанного распоряжения Правительства Российской Федерации.
Пунктом 13 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года для целей реализации принятых положений, установлен переходный период.
В спорный период соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации принято не было, правовой статус заявителя изменен не был, заявитель являлся государственным бюджетным учреждением.
Статьей 331.1 НК РФ, которая распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года, установлены особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями.
В силу данной нормы до 1 июля 2012 года бюджетными учреждениями, являющимися получателями бюджетных средств и использующими на обеспечение своей деятельности полученные ими средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и (или) правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от осуществления иной приносящей доход деятельности, применяются следующие положения: 1) если за счет бюджетных ассигнований, выделенных указанным учреждениям, предусмотрено осуществление финансового обеспечения расходов на оплату коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов на обслуживание административно-управленческого персонала, расходов на все виды ремонта основных средств за счет доходов, полученных от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности, и доходов, полученных в рамках целевого финансирования, в целях налогообложения отнесение этих расходов на уменьшение доходов, полученных от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности, и доходов, полученных в рамках целевого финансирования, производится пропорционально доле доходов, полученных от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности, в общей сумме доходов (включая доходы, полученные в рамках целевого финансирования); 2) если за счет бюджетных ассигнований, выделенных указанным учреждениям, не предусмотрено осуществление финансового обеспечения расходов на оплату коммунальных услуг, услуг связи (за исключением услуг сотовой (мобильной) связи) и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, эти расходы учитываются при определении налоговой базы при оказании платных услуг и осуществлении иной приносящей доход деятельности при условии, если эксплуатация таких основных средств связана с оказанием платных услуг и осуществлением иной приносящей доход деятельности.
В общей сумме доходов для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде процентов по договорам банковского счета, банковского вклада, доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).
Средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц, не могут быть квалифицированы в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых в составе доходов для целей налогообложения на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, относятся к категории неналоговых доходов бюджетов после уплаты предусмотренных законодательством налогов.
В силу данной нормы статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации, действующей с 01.01.2011, к доходам бюджетов относятся неналоговые доходы в виде доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями.
При таких обстоятельствах, Учреждение в проверяемом периоде являлось плательщиком налога на прибыль организаций.
Между тем, произведенные в оспариваемом решении налогового органа доначисления по налогу на прибыль являются неправомерными.
Из оспариваемого решения Инспекции усматривается, что налоговым органом налог на прибыль в проверяемый период был исчислен исходя из суммы выручки от реализации услуг по охране.
При этом какие-либо расходы, связанные с осуществлением такой деятельности, направленной на получение дохода, Инспекцией не учтены со ссылкой на полное финансовое обеспечение Учреждения за счет средств федерального бюджета. По мнению налогового органа, поскольку все расходы произведены за счет бюджетного финансирования, то у Учреждения отсутствуют расходы, учитываемые для целей налогообложения.
Налоговым органом не было учтено, что то обстоятельство, что Учреждение перечисляло доходы от оказания услуг по охране в федеральный бюджет и затем получало их в качестве финансирования, не освобождает его от обязанности по включению средств, полученных в качестве оплаты за оказанные услуги, в состав налогооблагаемых доходов, и, следовательно, не лишает права учесть понесенные при осуществлении данной деятельности расходы при исчислении налога на прибыль.
Инспекция должна была определить соотношение доходов от оказания услуг по охране в общем объеме полученного Учреждением финансирования и с учетом вышеприведенных положений НК РФ, а также принципа пропорционального распределения расходов определить налоговую базу по налогу на прибыль.
Таким образом, налоговый орган необоснованно исчислил налог на прибыль в сумме, не соответствующей действительному размеру налогового обязательства Учреждения, в связи с чем оспариваемое решение Инспекции подлежит признанию недействительным.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.12.2012 по делу N А42-3870/2012 отменить.
Признать недействительным решение ИФНС России по г. Мурманску от 29.02.2012 N 12275.
Председательствующий
Л.П.ЗАГАРАЕВА
Судьи
М.В.БУДЫЛЕВА
Е.А.СОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)