Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ); Банковский счет; Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29.01.2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04.02.2013 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Панченко С.Ю.
судей Егорова Е.И., Шуровой Л.Ф.
при участии в заседании:
от Сосновского сельского потребительского общества ОГРН 1026800858028, ИНН 681801001 Тамбовская область, р.п. Сосновка, ул. Интернациональная, 185 не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тамбовской области ОГРН 1046817635677, ИНН 6809005765 Тамбовская область, г. Моршанск, ул. Ленина, 69 не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сосновского сельского потребительского общества на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.07.2012 (судья Надежкина Н.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2012 (судьи Скрынников В.А., Ольшанская Н.А., Протасов А.И.) по делу N А64-2691/2012,
установил:
Сосновское сельское потребительское общество (далее - Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тамбовской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 29.11.2011 N N 9211, 9212, от 13.01.2012 N 9345 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 02.07.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, заявитель обжаловал их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 Тамбовской области была проведена выездная налоговая проверка Сосновского сельского потребительского общества, по результатам которой вынесено решение от 09.09.2011 N 45 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании данного решения инспекцией выставлено требование N 9032 от 03.11.2011, в котором в срок до 24.11.2011 налогоплательщику было предложено уплатить налоги в общей сумме 1108065 руб., пени - 212000,27 руб., штрафы - 204870 руб.
В связи с невыполнением данного требования в установленный срок, налоговым органом в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) 29.11.2011 принято решение N 40994 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
В обеспечение исполнения указанного решения инспекцией были приняты и направлены в банк: решение 29.11.2011 N 9211 о приостановлении в банке Моршанское ОСБ 3773, г. Моршанск расходных операций по счету N 40703810261080101526; решение от 29.11.2011 N 9212 о приостановлении в банке Доп. офис ТРФ ОАО "Россельхозбанк" р.п. Сосновка расходных операций по счетам N 40703810802050000007, N 40821810502050000001; решение от 13.01.2012 N 9345 о приостановлении в банке Моршанское ОСБ 3773, г. Моршанск расходных операций по расчетному счету N 40821810761080001503.
Не согласившись с действиями налогового органа по принятию и направлению в банк названных решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, Сосновское сельское потребительское общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
Согласно п. 2 ст. 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
В силу п. 8 ст. 46 НК РФ при взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 НК РФ, приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках либо приостановление переводов электронных денежных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктом 3 данной статьи и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 НК РФ.
Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 данной статьи.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, если иное не предусмотрено абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, переводов его электронных денежных средств подлежит безусловному исполнению банком (п. 6 ст. 76 НК РФ).
Согласно п. 12 ст. 76 НК РФ при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 данной статьи, банк не вправе открывать этой организации и этим лицам счета и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.
Из указанных норм права следует, что приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке на основании ст. 76 НК РФ является самостоятельным способом обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов и производится в целях обеспечения иного решения - решения о взыскании за счет денежных средств в случае неисполнения требования об уплате налога.
Приостановление операций по счетам в банке в соответствии со ст. 76 НК РФ не требует мотивированного обоснования необходимости их применения и принимается после выставления требования и принятия решения в порядке ст. 46 НК РФ.
Оценивая доводы заявителя о незаконности произведенного на основании оспариваемых решений приостановления операций по счетам Общества в банках в связи с применением арбитражным судом по делу N А64-10357/2011 обеспечительных мер в виде приостановления действия решения N 45 от 09.09.2011, суд обоснованно исходил из следующего.
В рамках дела N А64-10357/2011 об оспаривании решения налоговой инспекции от 09.09.2011 N 45 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить НДФЛ в сумме 1 104 958 руб., пени по НДФЛ в сумме 211837 руб., штраф, предусмотренный ст. 123 НК РФ, в сумме 204 249 руб., определением от 15.12.2011 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия указанного решения налогового органа в оспариваемой части до вступления в законную силу судебного акта, которым закончится рассмотрение дела по существу.
Данные обеспечительные меры по ходатайству налогового органа определением суда 24.02.2012 были отменены.
Согласно п. 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в части 3 статьи 199 АПК РФ понимается запрет исполнения действий, которые предусматриваются данным актом, решением.
Таким образом, принятые судом 15.12.2011 обеспечительные меры были направлены на запрет осуществления в бесспорном порядке взыскания доначисленных решением от 09.09.2011 N 45 сумм НДФЛ, пени и штрафа в оспариваемой части до вступления в законную силу судебного акта по существу спора.
Вместе с тем, приостановление операций по счетам налогоплательщика, осуществляемое не в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, а в целях обеспечения решения, вынесенного на основании ст. 46 НК РФ, не может рассматриваться в качестве меры по реализации решения от 09.09.2011 N 45, действие которого приостановлено определением суда от 15.12.2011 по делу N А64-10357/2011, вследствие чего доводы заявителя о незаконности действий налогового органа по приостановлению операций по счетам налогоплательщика в период действия обеспечительных мер правомерно отклонены судом.
При этом судом обоснованно учтено, что решения от 29.11.2011 N N 9211, 9212 о приостановлении операций по счетам были вынесены налоговым органом до принятия судом обеспечительных мер по делу N А64-10357/2011, в связи с чем указанное обстоятельство не могло повлиять на законность данных ненормативных правовых актов, поскольку не ограничивало соответствующие полномочия налогового органа.
Оценивая правомерность действий налогового органа по приостановлению на основании решения N 9345 от 13.01.2012 операций по счету N 40821810761080001503, открытому Обществом 30.12.2011 в Моршанском ОСБ 3773, суд также обоснованно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, данный счет был открыт по заявлению Общества 30.12.2011, о чем отделение банка проинформировало налоговый орган сообщением от 10.01.2012, указав, что счет является расчетным рублевым счетом.
При этом расчетный счет N 40821810761080001503 был открыт банком в период действия решений налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика от 29.11.2011 N N 9211, 9212 (решение N 9211 было принято в отношении расчетного счета N 40703810261080101526 в Моршанском ОСБ 3773), исходя из чего, в соответствии с приведенными положениями ст. 76 НК РФ, банк был не вправе открывать данной организации новые счета.
Довод заявителя о том, что открытый 30.12.2011 расчетный счет N 40821810761080001503 является специальным счетом платежного агента, в отношении которого нормы, касающиеся банковских счетов в понимании п. 2 ст. 11 НК РФ не применимы, также обоснованно отклонен судом исходя из следующего.
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ счетами для целей кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.
Счет N 40821 "Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика" был введен Указанием ЦБ РФ от 25.11.2009 N 2343-У; этот счет является одним из видов специальных банковских счетов, которые в соответствии с п. 2.8 инструкции Центрального банка Российской Федерации от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" открываются юридическим и физическим лицам в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации для осуществления предусмотренных им операций соответствующего вида.
Так, в соответствии с положениями Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" предусмотрено, что при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц платежный агент обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Согласно п. 16 Федерального закона N 103-ФЗ по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:
- 1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
- 2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
- 3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
- 4) списание денежных средств на банковские счета.
При этом в письме Минфина России от 07.05.2010 N 03-02-07/1-226 разъяснено, что специальный банковский счет N 40821 относится к счетам, о которых сказано в п. 2 ст. 11 НК РФ, следовательно, приостановление операций по счетам платежного агента в банках распространяется и на его средства на специальном счете N 40821.
При принятии налоговым органом решений о взыскании налога и применении обеспечительной меры в виде приостановления операций по счетам в банках в отношении платежного агента Минфин России рекомендует учитывать, что на специальном банковском счете N 40821 аккумулируются не только денежные средства этого агента, но и денежные средства иных лиц.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в отношении специального банковского счета N 40821 банки исполняют обязанности, установленные налоговым законодательством применительно к счетам в понимании п. 2 ст. 11 НК РФ, а также исходя из того, что ни положениями ст. 76 НК РФ, ни нормами Федерального закона N 103-ФЗ не установлено каких-либо ограничений в отношении возможности применения в качестве способа обеспечения решения о взыскании налогов в порядке ст. 46 НК РФ приостановления операций, в том числе по данному счету, являющемуся одним из видов специальных банковских счетов, суд пришел к правильному выводу о том, что ограничение, установленное п. 12 ст. 76 НК РФ и заключающееся в запрете открытия организации новых счетов при наличии ранее вынесенного налоговым органом и направленного в банк решения о приостановлении операций по счетам, применяется также и в отношении специального банковского счета.
При таких обстоятельствах, в рассматриваемом случае банком необоснованно был открыт Обществу 30.12.2011 новый расчетный счет N 40821 при наличии действующего в указанный период решения N 9211 налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, исходя из чего, основания для признания неправомерным приостановления налоговым органом операций по данному счету N 40821810761080001503, отсутствуют.
Кроме того, судом учтено, что Обществом не представлено доказательств того, что в период приостановления операций по счету N 40821810761080001503 на основании оспариваемого решения от 13.01.2012 N 9345 данный расчетный счет фактически использовался в качестве специального счета платежного субагента и на нем были аккумулированы денежные средства плательщиков - физических лиц.
При этом на момент судебного разбирательства, вступило в законную силу решение Арбитражного суда Тамбовской области от 23.01.2012 по делу N А64-10357/2011, которым решение налогового органа признано недействительным в части предложения уплатить НДФЛ в сумме 143 878 руб., привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, в виде штрафа в сумме 136 166 руб. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
Таким образом, судом установлено, что в решениях от 29.11.2011 N N 9211, 9212 и от 13.01.2012 N 9345 налоговым органом отражены суммы налогов, пеней, штрафов, правомерность доначисления которых подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А64-10357/2011.
Заявителем не представлено доказательств того, что принятие инспекцией мер, направленных на принудительное взыскание с Общества сумм налогов, пеней, штрафов, соответствующих действительной налоговой обязанности, каким-либо образом нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов налогоплательщика при принятии налоговым органом оспариваемых решений, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на доводы, которые являлись предметом оценки суда и правомерно им отклонены как основанные на неверном толковании норм права и фактических обстоятельствах спора. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу прямого указания статьи 286 АПК РФ не имеется.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.07.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2012 по делу N А64-2691/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Сосновского сельского потребительского общества - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
С.Ю.ПАНЧЕНКО
Судьи
Е.И.ЕГОРОВ
Л.Ф.ШУРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 04.02.2013 ПО ДЕЛУ N А64-2691/2012
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ); Банковский счет; Банковские операции
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2013 г. по делу N А64-2691/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 29.01.2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04.02.2013 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Панченко С.Ю.
судей Егорова Е.И., Шуровой Л.Ф.
при участии в заседании:
от Сосновского сельского потребительского общества ОГРН 1026800858028, ИНН 681801001 Тамбовская область, р.п. Сосновка, ул. Интернациональная, 185 не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тамбовской области ОГРН 1046817635677, ИНН 6809005765 Тамбовская область, г. Моршанск, ул. Ленина, 69 не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сосновского сельского потребительского общества на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.07.2012 (судья Надежкина Н.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2012 (судьи Скрынников В.А., Ольшанская Н.А., Протасов А.И.) по делу N А64-2691/2012,
установил:
Сосновское сельское потребительское общество (далее - Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тамбовской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 29.11.2011 N N 9211, 9212, от 13.01.2012 N 9345 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 02.07.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, заявитель обжаловал их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 Тамбовской области была проведена выездная налоговая проверка Сосновского сельского потребительского общества, по результатам которой вынесено решение от 09.09.2011 N 45 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании данного решения инспекцией выставлено требование N 9032 от 03.11.2011, в котором в срок до 24.11.2011 налогоплательщику было предложено уплатить налоги в общей сумме 1108065 руб., пени - 212000,27 руб., штрафы - 204870 руб.
В связи с невыполнением данного требования в установленный срок, налоговым органом в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) 29.11.2011 принято решение N 40994 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
В обеспечение исполнения указанного решения инспекцией были приняты и направлены в банк: решение 29.11.2011 N 9211 о приостановлении в банке Моршанское ОСБ 3773, г. Моршанск расходных операций по счету N 40703810261080101526; решение от 29.11.2011 N 9212 о приостановлении в банке Доп. офис ТРФ ОАО "Россельхозбанк" р.п. Сосновка расходных операций по счетам N 40703810802050000007, N 40821810502050000001; решение от 13.01.2012 N 9345 о приостановлении в банке Моршанское ОСБ 3773, г. Моршанск расходных операций по расчетному счету N 40821810761080001503.
Не согласившись с действиями налогового органа по принятию и направлению в банк названных решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, Сосновское сельское потребительское общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
Согласно п. 2 ст. 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
В силу п. 8 ст. 46 НК РФ при взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 НК РФ, приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках либо приостановление переводов электронных денежных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктом 3 данной статьи и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 НК РФ.
Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 данной статьи.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, если иное не предусмотрено абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, переводов его электронных денежных средств подлежит безусловному исполнению банком (п. 6 ст. 76 НК РФ).
Согласно п. 12 ст. 76 НК РФ при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 данной статьи, банк не вправе открывать этой организации и этим лицам счета и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.
Из указанных норм права следует, что приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке на основании ст. 76 НК РФ является самостоятельным способом обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов и производится в целях обеспечения иного решения - решения о взыскании за счет денежных средств в случае неисполнения требования об уплате налога.
Приостановление операций по счетам в банке в соответствии со ст. 76 НК РФ не требует мотивированного обоснования необходимости их применения и принимается после выставления требования и принятия решения в порядке ст. 46 НК РФ.
Оценивая доводы заявителя о незаконности произведенного на основании оспариваемых решений приостановления операций по счетам Общества в банках в связи с применением арбитражным судом по делу N А64-10357/2011 обеспечительных мер в виде приостановления действия решения N 45 от 09.09.2011, суд обоснованно исходил из следующего.
В рамках дела N А64-10357/2011 об оспаривании решения налоговой инспекции от 09.09.2011 N 45 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить НДФЛ в сумме 1 104 958 руб., пени по НДФЛ в сумме 211837 руб., штраф, предусмотренный ст. 123 НК РФ, в сумме 204 249 руб., определением от 15.12.2011 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия указанного решения налогового органа в оспариваемой части до вступления в законную силу судебного акта, которым закончится рассмотрение дела по существу.
Данные обеспечительные меры по ходатайству налогового органа определением суда 24.02.2012 были отменены.
Согласно п. 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в части 3 статьи 199 АПК РФ понимается запрет исполнения действий, которые предусматриваются данным актом, решением.
Таким образом, принятые судом 15.12.2011 обеспечительные меры были направлены на запрет осуществления в бесспорном порядке взыскания доначисленных решением от 09.09.2011 N 45 сумм НДФЛ, пени и штрафа в оспариваемой части до вступления в законную силу судебного акта по существу спора.
Вместе с тем, приостановление операций по счетам налогоплательщика, осуществляемое не в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, а в целях обеспечения решения, вынесенного на основании ст. 46 НК РФ, не может рассматриваться в качестве меры по реализации решения от 09.09.2011 N 45, действие которого приостановлено определением суда от 15.12.2011 по делу N А64-10357/2011, вследствие чего доводы заявителя о незаконности действий налогового органа по приостановлению операций по счетам налогоплательщика в период действия обеспечительных мер правомерно отклонены судом.
При этом судом обоснованно учтено, что решения от 29.11.2011 N N 9211, 9212 о приостановлении операций по счетам были вынесены налоговым органом до принятия судом обеспечительных мер по делу N А64-10357/2011, в связи с чем указанное обстоятельство не могло повлиять на законность данных ненормативных правовых актов, поскольку не ограничивало соответствующие полномочия налогового органа.
Оценивая правомерность действий налогового органа по приостановлению на основании решения N 9345 от 13.01.2012 операций по счету N 40821810761080001503, открытому Обществом 30.12.2011 в Моршанском ОСБ 3773, суд также обоснованно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, данный счет был открыт по заявлению Общества 30.12.2011, о чем отделение банка проинформировало налоговый орган сообщением от 10.01.2012, указав, что счет является расчетным рублевым счетом.
При этом расчетный счет N 40821810761080001503 был открыт банком в период действия решений налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика от 29.11.2011 N N 9211, 9212 (решение N 9211 было принято в отношении расчетного счета N 40703810261080101526 в Моршанском ОСБ 3773), исходя из чего, в соответствии с приведенными положениями ст. 76 НК РФ, банк был не вправе открывать данной организации новые счета.
Довод заявителя о том, что открытый 30.12.2011 расчетный счет N 40821810761080001503 является специальным счетом платежного агента, в отношении которого нормы, касающиеся банковских счетов в понимании п. 2 ст. 11 НК РФ не применимы, также обоснованно отклонен судом исходя из следующего.
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ счетами для целей кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.
Счет N 40821 "Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика" был введен Указанием ЦБ РФ от 25.11.2009 N 2343-У; этот счет является одним из видов специальных банковских счетов, которые в соответствии с п. 2.8 инструкции Центрального банка Российской Федерации от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" открываются юридическим и физическим лицам в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации для осуществления предусмотренных им операций соответствующего вида.
Так, в соответствии с положениями Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" предусмотрено, что при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц платежный агент обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Согласно п. 16 Федерального закона N 103-ФЗ по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:
- 1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
- 2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
- 3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
- 4) списание денежных средств на банковские счета.
При этом в письме Минфина России от 07.05.2010 N 03-02-07/1-226 разъяснено, что специальный банковский счет N 40821 относится к счетам, о которых сказано в п. 2 ст. 11 НК РФ, следовательно, приостановление операций по счетам платежного агента в банках распространяется и на его средства на специальном счете N 40821.
При принятии налоговым органом решений о взыскании налога и применении обеспечительной меры в виде приостановления операций по счетам в банках в отношении платежного агента Минфин России рекомендует учитывать, что на специальном банковском счете N 40821 аккумулируются не только денежные средства этого агента, но и денежные средства иных лиц.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в отношении специального банковского счета N 40821 банки исполняют обязанности, установленные налоговым законодательством применительно к счетам в понимании п. 2 ст. 11 НК РФ, а также исходя из того, что ни положениями ст. 76 НК РФ, ни нормами Федерального закона N 103-ФЗ не установлено каких-либо ограничений в отношении возможности применения в качестве способа обеспечения решения о взыскании налогов в порядке ст. 46 НК РФ приостановления операций, в том числе по данному счету, являющемуся одним из видов специальных банковских счетов, суд пришел к правильному выводу о том, что ограничение, установленное п. 12 ст. 76 НК РФ и заключающееся в запрете открытия организации новых счетов при наличии ранее вынесенного налоговым органом и направленного в банк решения о приостановлении операций по счетам, применяется также и в отношении специального банковского счета.
При таких обстоятельствах, в рассматриваемом случае банком необоснованно был открыт Обществу 30.12.2011 новый расчетный счет N 40821 при наличии действующего в указанный период решения N 9211 налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, исходя из чего, основания для признания неправомерным приостановления налоговым органом операций по данному счету N 40821810761080001503, отсутствуют.
Кроме того, судом учтено, что Обществом не представлено доказательств того, что в период приостановления операций по счету N 40821810761080001503 на основании оспариваемого решения от 13.01.2012 N 9345 данный расчетный счет фактически использовался в качестве специального счета платежного субагента и на нем были аккумулированы денежные средства плательщиков - физических лиц.
При этом на момент судебного разбирательства, вступило в законную силу решение Арбитражного суда Тамбовской области от 23.01.2012 по делу N А64-10357/2011, которым решение налогового органа признано недействительным в части предложения уплатить НДФЛ в сумме 143 878 руб., привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, в виде штрафа в сумме 136 166 руб. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
Таким образом, судом установлено, что в решениях от 29.11.2011 N N 9211, 9212 и от 13.01.2012 N 9345 налоговым органом отражены суммы налогов, пеней, штрафов, правомерность доначисления которых подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А64-10357/2011.
Заявителем не представлено доказательств того, что принятие инспекцией мер, направленных на принудительное взыскание с Общества сумм налогов, пеней, штрафов, соответствующих действительной налоговой обязанности, каким-либо образом нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов налогоплательщика при принятии налоговым органом оспариваемых решений, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на доводы, которые являлись предметом оценки суда и правомерно им отклонены как основанные на неверном толковании норм права и фактических обстоятельствах спора. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу прямого указания статьи 286 АПК РФ не имеется.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.07.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2012 по делу N А64-2691/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Сосновского сельского потребительского общества - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
С.Ю.ПАНЧЕНКО
Судьи
Е.И.ЕГОРОВ
Л.Ф.ШУРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)