Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Егоровой Т.А.,
судей Буяновой Н.В., Жукова А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - Никонова Людмила Сергеевна, паспорт, доверенность от 11 октября 2013 года,
от Инспекции - Сафонова Анастасия Владимировна, удостоверение, доверенность от 11 января 2013 года,
рассмотрев 14 ноября 2013 года в судебном заседании кассационную
жалобу ИФНС России по городу Красногорску Московской области,
на решение от 21 мая 2013 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Соловьевым А.А.,
на постановление от 13 августа 2013 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями: Коноваловым С.А., Епифанцевой С.Ю., Мордкиной Л.М.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Фин Эстейт-М"
о признании частично недействительным решения от 16 мая 2012 года N 2009
к ИФНС России по городу Красногорску Московской области
установил:
ООО "Фин Эстейт-М" (далее - налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании недействительным решения ИФНС России по городу Красногорску Московской области (далее - налоговый орган, инспекция) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.05.2012 N 2009 в части доначисления земельного налога в сумме 1 311 545 руб., начисления пени в сумме 293 447 руб. 26 коп., штрафа в сумме 262 309 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.05.2013, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2013, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и, не направляя дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Отзыв представлен и приобщен к материалам дела.
Представитель общества в заседании суда возражал против доводов кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве и обжалуемых судебных актах.
Законность указанных судебных актов проверена в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации заявителя по земельному налогу за 2009 год, по результатам которой составлен акт N 21767 от 24.01.2012 г. (т. 1 л.д. 36 - 57) и вынесено решение N 2009 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1 л.д. 58 - 86), которым налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в сумме 264 833 руб. 40 коп., обществу начислены пени по земельному налогу в сумме 296 271 руб. 33 коп. и предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 1 513 321 руб., а также уменьшить начисленные в завышенных размерах суммы земельного налога на 189 154 руб. (т. 1 л.д. 65 - 66).
Решением УФНС России по Московской области от 06.08.2012 N 07-12/057283 (т. 1 л.д. 87 - 90) решение инспекции оставлено без изменения.
Судами установлено, что в проверяемом периоде ООО "Фин Эстейт-М" принадлежали на праве собственности следующие земельные участки (т. 4 л.д. 1 - 151, т. 5 л.д. 1 - 180):
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573823 от 25.05.2009 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:743 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 11 980 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573824 от 25.05.2009 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:744 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 9 20 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573827 от 25.05.2009 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:749 по адресу: Московская область. Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 12 770 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573828 от 25.05.2009 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:750, по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 8 230 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573825 от 25.05.2009 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:745 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 12 900 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573826 от 25.05.2009 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:746 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 8 100 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573821 от 25.05.2009 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:747 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 12 850 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573822 от 25.05.2009 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:748 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 8 150 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482059 от 04.07.2008 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:49 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 21 000 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482061 от 04.07.2008 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:47 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 21 000 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482062 от 04.07.2008 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:51 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 10 500 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482060 от 04.07.2008 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:63, по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 21 000 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482067 от 04.07.2008 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:50, по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 21 000 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482063 от 04.07.2008 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:48. по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 21 000 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ 482066 от 04.07.2008 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:52 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 10 500 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482068 от 04.07.2008 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:90, по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 10 500 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482065 от 04.07.2008, объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:62, по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 21 000 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482064 от 04.07.2008 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:46 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 21 000 кв. м.
Ставки земельного налога на территории сельского поселения Ильинское, применявшиеся в 2009 году, установлены Положением об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ильинское, утвержденным решением Совета депутатов сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области от 24.10.2007 N 172/24.
Статьей 3 вышеуказанного Положения установлены следующие ставки земельного налога на территории сельского поселения Ильинское:
- - 0,2 процента от кадастровой стоимости - в отношении земельных участков, занятых дачными и садоводческими объединениями граждан;
- - 1,5 процента от кадастровой стоимости - в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Положения об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ильинское земли, занятые дачным строительством, отнесены к категории земель, имеющих следующий вид разрешенного использования: занятых дачными и садоводческими объединениям граждан.
Норма пункта 2 статьи 7 указанного Положения введена решением Совета депутатов сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района от 22.10.2008 N 278/36, действовала в 2009-2011 годах и утратила силу с 01.01.2012 в связи со вступлением в силу решения Совета депутатов сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области от 26.10.2011 N 231/25 "О принятии решения "О внесении изменений в Положение об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ильинское".
Данная норма имела в проверяемом периоде прямое действие и не содержит каких-либо неясностей относительно ее толкования: в силу пункта 2 статьи 7 Положения в редакции, действовавшей в 2011 году, к земельным участкам с видом разрешенного использования для дачного строительства надлежало применять такую же ставку земельного налога, как и к земельным участкам, занятым дачными и садоводческими объединениями граждан.
Помимо вышеуказанных правовых положений, судебные инстанции при вынесении судебных актов руководствовались положениями статей 388, 389, 390, 394 НК РФ, статьей 6, 7, 65, 85 ЗК РФ, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой полноценная с точки зрения экономико-правового содержания, четко сформированная структура налога обеспечивает работоспособность и эффективность налогового механизма, позволяя налогоплательщикам правильно исчислить и своевременно уплатить сумму налога, а налоговым органам - провести соответствующий контроль за действиями налогоплательщиков по уплате налогов в бюджет (Постановление от 22.06.2009 N 10-П, Определение от 08.04.2004 N 169-О). Неопределенность, расплывчатость налоговой нормы могут привести к не согласующемуся с конституционным принципом правового государства (ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации) произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым - к нарушению конституционного принципа юридического равенства (статья 19 Конституции Российской Федерации) и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного п. 1 ст. 3 НК РФ (Постановления от 28.03.2000 N 5-П, от 20.02.2001 N 3-П, от 22.06.2009 N 10-П; Определения от 10.11.2002 N 313-О, от 08.04.2004 N 92-О, от 30.09.2004 N 316-О, от 02.11.2006 N 444-О, от 25.01.2007 N 48-О-О, от 15.01.2008 N 294-О-П).
Довод инспекции о том, что норма пункта 2 статьи 7 Положения относится исключительно к юридическим лицам, являющимся садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением со ссылкой на разъяснения Администрации сельского поселения Ильинское от 06.10.2011 N 116/1878, Председателя Совета депутатов сельского поселения Ильинское от 20.02.2013 был предметом рассмотрения судами и отклонен в связи с тем, что указанные письма представляют собой расширительное толкование вышеуказанной нормы муниципального акта, не имеющее при этом нормативно-правового обоснования.
Ссылка инспекции на письма Администрации сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области N 1.16/429 от 21.03.2012, N 1.16/504 от 20.03.2012, N 1.16/504-1 от 20.03.2012, которыми разъяснено о необходимости применения при исчислении земельного налога в отношении перечисленных выше земельных участков ставки земельного налога в размере 1,5% не принята во внимание судебными инстанциями, поскольку в силу пункта 1 статьи 394 НК РФ правом определять налоговые ставки наделены представительные органы местного самоуправления, к числу которых Администрация сельского поселения Ильинское не относится. Доказательств наличия у названной администрации права разъяснять положения актов представительного органа местного самоуправления инспекцией не представлено.
Ссылка налогового органа на письмо Совета депутатов сельского поселения Ильинское от 20.02.2013 N 11, согласно которому предусмотренная пунктом 2 статьи 7 Положения об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ильинское ставка земельного налога 0,2% в отношении земельных участков, занятыми дачными и садоводческими объединениями граждан, должна была применяться только в отношении юридических лиц, прошедших государственную регистрацию в качестве садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, обоснованно была отклонена судебными инстанциями.
Судебные инстанции, учитывая, что в соответствии с законодательством налогоплательщики должны представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате, пришли к правильному выводу о том, что общество, полагая, что спорные земельные участки подлежат обложению по ставке 0,2% ввиду того, что они приобретены (предоставлены) для дачного строительства, должен был доказать это обстоятельство путем представления надлежащих доказательств.
Исходя из положений подпункта 8 пункта 1 статьи 1 и статьи 7 ЗК РФ, а также Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" земельный участок является приобретенным (предоставленным) для дачного строительства, если согласно документам кадастрового учета, подтверждающим категорию земли и вид ее разрешенного использования, судебные инстанции сделали вывод о правовом режиме земли как предназначенной для определенного способа использования.
Внесение в кадастр соответствующих записей о целевой принадлежности участка, его категории зависит от волеизъявления заявителя, что не противоречит правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 05.06.2012 N 16720/11.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права на спорные земельные участки, земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеют вид разрешенного использования "для дачного строительства".
Судами установлено, что в проверяемом периоде заявитель занимался дачным строительством, то есть его деятельность непосредственно соответствовала виду разрешенного использования земельных участков.
Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела постановлением Главы Красногорского муниципального района Московской области от 20.10.2008 N 2438/10 "О разрешении ООО "Фин Эстейт-М" разработки проекта планировки и межевания территории дачного строительства на земельных участках общей площадью 17,85 га, расположенных в Московской области, Красногорском районе, сельском поселении Ильинское, вблизи д. Грибаново".
Обществу было разрешено осуществлять разработку проекта планировки и межевания территории дачного строительства на перечисленных выше земельных участках.
При этом на общество были возложены обязанности оформить в Управлении архитектуры и градостроительства администрации Красногорского муниципального района Московской области задание на разработку проекта планировки и межевания территории дачного строительства, разработать проект планировки и межевания территории и согласовать его в установленном порядке, провести публичные слушания по проекту планировки территории и межевания дачного строительства в соответствии с действующим законодательством, представить проект планировки и межевания территории дачного строительства в администрацию Красногорского муниципального района на утверждение в установленном порядке.
Во исполнение данного документа обществом было подготовлено задание на разработку проекта организации и застройки территории дачного строительства вблизи д. Грибаново Красногорского района Московской области, которое было согласовано с главой Администрации сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области и начальником Управления архитектуры и градостроительства Красногорского муниципального района Московской области (т. 1 л.д. 127 - 131).
Постановлением главы сельского поселения Ильинское от 15.12.2010 N 246 "Об утверждении проекта организации и застройки территории дачного строительства вблизи д. Грибаново сельского поселения Ильинское Красногорского района Московской области для ООО "Фин Эстейт-М" был утвержден проект организации и застройки территории дачного строительства вблизи д. Грибаново сельского поселения Ильинское Красногорского района Московской области, на заявителя возложена обязанность вести застройку территории строго в соответствии с утвержденным проектом (т. 1 л.д. 132 - 135).
После утверждения проекта организации и застройки территории дачного строительства физические лица вышли из состава участников ООО "Фин Эстейт-М", стоимость их долей была выдана им имуществом в натуре в виде земельных участков, ранее внесенных в уставный капитал ООО "Фин Эстейт-М", что подтверждается заявлениями о выходе из общества и актами приема-передачи земельных участков (т. 1 л.д. 157 - 164, т. 2 л.д. 2 - 9).
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ вышеизложенные фактические обстоятельства дела, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в 2009 году ООО "Фин Эстейт-М" в отношении находившихся у общества в собственности земельных участков с видом разрешенного использования для дачного строительства исчисляло и уплачивало земельный налог в соответствии с положениями нормативного акта о данном налоге, принятого представительным органом местного самоуправления сельского поселения Ильинское.
Поскольку общество подтвердило соответствующими доказательствами включение земельного участка в состав земель соответствующей категории и соответствующее использование земельного участка, суды сделали правильный вывод о том, что налогоплательщик имеет право на применение налоговой ставки 0,2%, утвержденной решением Совета депутатов сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области от 24.10.2007 N 172/24, соответствующей всем характеристикам спорных земельных участков, принадлежащих ООО "Фин Эстейт-М" в 2009 году.
Данная правовая позиции соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике.
Ссылка инспекции на судебную практику по аналогичным делам не может быть принята судом кассационной инстанции в качестве основания для отмены судебных актов по настоящему делу, так как в судебных актах, на которые ссылается налоговый орган, анализировались иные фактические обстоятельства
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию налогового органа по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела.
В соответствии со статьей 286 АПК РФ переоценка исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и сделанных на их основе выводов не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи.
Судами при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов сторон, и сделан правильный вывод по делу.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судами не допущено.
При изложенных обстоятельствах Федеральный арбитражный суд считает, что оснований для отмены принятых по делу и обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2013 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2013 года по делу N А41-50166/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИФНС России по городу Красногорску Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Т.А.ЕГОРОВА
Судьи
Н.В.БУЯНОВА
А.В.ЖУКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 15.11.2013 ПО ДЕЛУ N А41-50166/12
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2013 г. по делу N А41-50166/12
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Егоровой Т.А.,
судей Буяновой Н.В., Жукова А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - Никонова Людмила Сергеевна, паспорт, доверенность от 11 октября 2013 года,
от Инспекции - Сафонова Анастасия Владимировна, удостоверение, доверенность от 11 января 2013 года,
рассмотрев 14 ноября 2013 года в судебном заседании кассационную
жалобу ИФНС России по городу Красногорску Московской области,
на решение от 21 мая 2013 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Соловьевым А.А.,
на постановление от 13 августа 2013 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями: Коноваловым С.А., Епифанцевой С.Ю., Мордкиной Л.М.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Фин Эстейт-М"
о признании частично недействительным решения от 16 мая 2012 года N 2009
к ИФНС России по городу Красногорску Московской области
установил:
ООО "Фин Эстейт-М" (далее - налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании недействительным решения ИФНС России по городу Красногорску Московской области (далее - налоговый орган, инспекция) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.05.2012 N 2009 в части доначисления земельного налога в сумме 1 311 545 руб., начисления пени в сумме 293 447 руб. 26 коп., штрафа в сумме 262 309 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.05.2013, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2013, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и, не направляя дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Отзыв представлен и приобщен к материалам дела.
Представитель общества в заседании суда возражал против доводов кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве и обжалуемых судебных актах.
Законность указанных судебных актов проверена в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации заявителя по земельному налогу за 2009 год, по результатам которой составлен акт N 21767 от 24.01.2012 г. (т. 1 л.д. 36 - 57) и вынесено решение N 2009 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1 л.д. 58 - 86), которым налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в сумме 264 833 руб. 40 коп., обществу начислены пени по земельному налогу в сумме 296 271 руб. 33 коп. и предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 1 513 321 руб., а также уменьшить начисленные в завышенных размерах суммы земельного налога на 189 154 руб. (т. 1 л.д. 65 - 66).
Решением УФНС России по Московской области от 06.08.2012 N 07-12/057283 (т. 1 л.д. 87 - 90) решение инспекции оставлено без изменения.
Судами установлено, что в проверяемом периоде ООО "Фин Эстейт-М" принадлежали на праве собственности следующие земельные участки (т. 4 л.д. 1 - 151, т. 5 л.д. 1 - 180):
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573823 от 25.05.2009 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:743 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 11 980 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573824 от 25.05.2009 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:744 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 9 20 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573827 от 25.05.2009 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:749 по адресу: Московская область. Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 12 770 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573828 от 25.05.2009 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:750, по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 8 230 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573825 от 25.05.2009 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:745 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 12 900 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573826 от 25.05.2009 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:746 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 8 100 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573821 от 25.05.2009 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:747 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 12 850 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573822 от 25.05.2009 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:748 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 8 150 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482059 от 04.07.2008 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:49 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 21 000 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482061 от 04.07.2008 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:47 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 21 000 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482062 от 04.07.2008 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:51 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 10 500 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482060 от 04.07.2008 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:63, по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 21 000 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482067 от 04.07.2008 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:50, по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 21 000 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482063 от 04.07.2008 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:48. по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 21 000 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ 482066 от 04.07.2008 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:52 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 10 500 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482068 от 04.07.2008 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:90, по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 10 500 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482065 от 04.07.2008, объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:62, по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 21 000 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482064 от 04.07.2008 объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:46 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново,- категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 21 000 кв. м.
Ставки земельного налога на территории сельского поселения Ильинское, применявшиеся в 2009 году, установлены Положением об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ильинское, утвержденным решением Совета депутатов сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области от 24.10.2007 N 172/24.
Статьей 3 вышеуказанного Положения установлены следующие ставки земельного налога на территории сельского поселения Ильинское:
- - 0,2 процента от кадастровой стоимости - в отношении земельных участков, занятых дачными и садоводческими объединениями граждан;
- - 1,5 процента от кадастровой стоимости - в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Положения об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ильинское земли, занятые дачным строительством, отнесены к категории земель, имеющих следующий вид разрешенного использования: занятых дачными и садоводческими объединениям граждан.
Норма пункта 2 статьи 7 указанного Положения введена решением Совета депутатов сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района от 22.10.2008 N 278/36, действовала в 2009-2011 годах и утратила силу с 01.01.2012 в связи со вступлением в силу решения Совета депутатов сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области от 26.10.2011 N 231/25 "О принятии решения "О внесении изменений в Положение об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ильинское".
Данная норма имела в проверяемом периоде прямое действие и не содержит каких-либо неясностей относительно ее толкования: в силу пункта 2 статьи 7 Положения в редакции, действовавшей в 2011 году, к земельным участкам с видом разрешенного использования для дачного строительства надлежало применять такую же ставку земельного налога, как и к земельным участкам, занятым дачными и садоводческими объединениями граждан.
Помимо вышеуказанных правовых положений, судебные инстанции при вынесении судебных актов руководствовались положениями статей 388, 389, 390, 394 НК РФ, статьей 6, 7, 65, 85 ЗК РФ, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой полноценная с точки зрения экономико-правового содержания, четко сформированная структура налога обеспечивает работоспособность и эффективность налогового механизма, позволяя налогоплательщикам правильно исчислить и своевременно уплатить сумму налога, а налоговым органам - провести соответствующий контроль за действиями налогоплательщиков по уплате налогов в бюджет (Постановление от 22.06.2009 N 10-П, Определение от 08.04.2004 N 169-О). Неопределенность, расплывчатость налоговой нормы могут привести к не согласующемуся с конституционным принципом правового государства (ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации) произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым - к нарушению конституционного принципа юридического равенства (статья 19 Конституции Российской Федерации) и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного п. 1 ст. 3 НК РФ (Постановления от 28.03.2000 N 5-П, от 20.02.2001 N 3-П, от 22.06.2009 N 10-П; Определения от 10.11.2002 N 313-О, от 08.04.2004 N 92-О, от 30.09.2004 N 316-О, от 02.11.2006 N 444-О, от 25.01.2007 N 48-О-О, от 15.01.2008 N 294-О-П).
Довод инспекции о том, что норма пункта 2 статьи 7 Положения относится исключительно к юридическим лицам, являющимся садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением со ссылкой на разъяснения Администрации сельского поселения Ильинское от 06.10.2011 N 116/1878, Председателя Совета депутатов сельского поселения Ильинское от 20.02.2013 был предметом рассмотрения судами и отклонен в связи с тем, что указанные письма представляют собой расширительное толкование вышеуказанной нормы муниципального акта, не имеющее при этом нормативно-правового обоснования.
Ссылка инспекции на письма Администрации сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области N 1.16/429 от 21.03.2012, N 1.16/504 от 20.03.2012, N 1.16/504-1 от 20.03.2012, которыми разъяснено о необходимости применения при исчислении земельного налога в отношении перечисленных выше земельных участков ставки земельного налога в размере 1,5% не принята во внимание судебными инстанциями, поскольку в силу пункта 1 статьи 394 НК РФ правом определять налоговые ставки наделены представительные органы местного самоуправления, к числу которых Администрация сельского поселения Ильинское не относится. Доказательств наличия у названной администрации права разъяснять положения актов представительного органа местного самоуправления инспекцией не представлено.
Ссылка налогового органа на письмо Совета депутатов сельского поселения Ильинское от 20.02.2013 N 11, согласно которому предусмотренная пунктом 2 статьи 7 Положения об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ильинское ставка земельного налога 0,2% в отношении земельных участков, занятыми дачными и садоводческими объединениями граждан, должна была применяться только в отношении юридических лиц, прошедших государственную регистрацию в качестве садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, обоснованно была отклонена судебными инстанциями.
Судебные инстанции, учитывая, что в соответствии с законодательством налогоплательщики должны представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате, пришли к правильному выводу о том, что общество, полагая, что спорные земельные участки подлежат обложению по ставке 0,2% ввиду того, что они приобретены (предоставлены) для дачного строительства, должен был доказать это обстоятельство путем представления надлежащих доказательств.
Исходя из положений подпункта 8 пункта 1 статьи 1 и статьи 7 ЗК РФ, а также Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" земельный участок является приобретенным (предоставленным) для дачного строительства, если согласно документам кадастрового учета, подтверждающим категорию земли и вид ее разрешенного использования, судебные инстанции сделали вывод о правовом режиме земли как предназначенной для определенного способа использования.
Внесение в кадастр соответствующих записей о целевой принадлежности участка, его категории зависит от волеизъявления заявителя, что не противоречит правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 05.06.2012 N 16720/11.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права на спорные земельные участки, земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеют вид разрешенного использования "для дачного строительства".
Судами установлено, что в проверяемом периоде заявитель занимался дачным строительством, то есть его деятельность непосредственно соответствовала виду разрешенного использования земельных участков.
Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела постановлением Главы Красногорского муниципального района Московской области от 20.10.2008 N 2438/10 "О разрешении ООО "Фин Эстейт-М" разработки проекта планировки и межевания территории дачного строительства на земельных участках общей площадью 17,85 га, расположенных в Московской области, Красногорском районе, сельском поселении Ильинское, вблизи д. Грибаново".
Обществу было разрешено осуществлять разработку проекта планировки и межевания территории дачного строительства на перечисленных выше земельных участках.
При этом на общество были возложены обязанности оформить в Управлении архитектуры и градостроительства администрации Красногорского муниципального района Московской области задание на разработку проекта планировки и межевания территории дачного строительства, разработать проект планировки и межевания территории и согласовать его в установленном порядке, провести публичные слушания по проекту планировки территории и межевания дачного строительства в соответствии с действующим законодательством, представить проект планировки и межевания территории дачного строительства в администрацию Красногорского муниципального района на утверждение в установленном порядке.
Во исполнение данного документа обществом было подготовлено задание на разработку проекта организации и застройки территории дачного строительства вблизи д. Грибаново Красногорского района Московской области, которое было согласовано с главой Администрации сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области и начальником Управления архитектуры и градостроительства Красногорского муниципального района Московской области (т. 1 л.д. 127 - 131).
Постановлением главы сельского поселения Ильинское от 15.12.2010 N 246 "Об утверждении проекта организации и застройки территории дачного строительства вблизи д. Грибаново сельского поселения Ильинское Красногорского района Московской области для ООО "Фин Эстейт-М" был утвержден проект организации и застройки территории дачного строительства вблизи д. Грибаново сельского поселения Ильинское Красногорского района Московской области, на заявителя возложена обязанность вести застройку территории строго в соответствии с утвержденным проектом (т. 1 л.д. 132 - 135).
После утверждения проекта организации и застройки территории дачного строительства физические лица вышли из состава участников ООО "Фин Эстейт-М", стоимость их долей была выдана им имуществом в натуре в виде земельных участков, ранее внесенных в уставный капитал ООО "Фин Эстейт-М", что подтверждается заявлениями о выходе из общества и актами приема-передачи земельных участков (т. 1 л.д. 157 - 164, т. 2 л.д. 2 - 9).
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ вышеизложенные фактические обстоятельства дела, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в 2009 году ООО "Фин Эстейт-М" в отношении находившихся у общества в собственности земельных участков с видом разрешенного использования для дачного строительства исчисляло и уплачивало земельный налог в соответствии с положениями нормативного акта о данном налоге, принятого представительным органом местного самоуправления сельского поселения Ильинское.
Поскольку общество подтвердило соответствующими доказательствами включение земельного участка в состав земель соответствующей категории и соответствующее использование земельного участка, суды сделали правильный вывод о том, что налогоплательщик имеет право на применение налоговой ставки 0,2%, утвержденной решением Совета депутатов сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области от 24.10.2007 N 172/24, соответствующей всем характеристикам спорных земельных участков, принадлежащих ООО "Фин Эстейт-М" в 2009 году.
Данная правовая позиции соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике.
Ссылка инспекции на судебную практику по аналогичным делам не может быть принята судом кассационной инстанции в качестве основания для отмены судебных актов по настоящему делу, так как в судебных актах, на которые ссылается налоговый орган, анализировались иные фактические обстоятельства
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию налогового органа по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела.
В соответствии со статьей 286 АПК РФ переоценка исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и сделанных на их основе выводов не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи.
Судами при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов сторон, и сделан правильный вывод по делу.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судами не допущено.
При изложенных обстоятельствах Федеральный арбитражный суд считает, что оснований для отмены принятых по делу и обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2013 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2013 года по делу N А41-50166/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИФНС России по городу Красногорску Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Т.А.ЕГОРОВА
Судьи
Н.В.БУЯНОВА
А.В.ЖУКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)