Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Горбик В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Рябовым П.А.
при участии:
от истца: Сильченко Н.В. (доверенность от 20.05.2013); Цыплов М.П. (доверенность от 20.05.2013), Эктова М.Л. (доверенность от 01.11.2012)
от ответчика: Щербакова М.Г. (доверенность от 12.02.2013)
от 3-их лиц: 1) не явился, извещен; 2) Соловьев М.О. (доверенность от 09.01.2013) 3) Пресковский К.Р. (доверенность от 25.12.2012)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7663/2013) Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2013 по делу N А56-69731/2012 (судья Иванилова О.Б.), принятое
по иску ООО "ИнвестКонсалт"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу
3-и лица: 1. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Санкт-Петербургу, 2. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, 3. Межрайонная ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу
об обязании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИнвестКонсалт" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу (далее - ответчик, Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 60555,0 кв. м с кадастровым номером 78:12:0007125:5, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Железнодорожный пр., д. 16, в размере рыночной стоимости 167 516 614 руб. 80 коп., а также обязании Управления внести рыночную стоимость вышеуказанного земельного участка в размере 167 516 614 руб. 80 коп. в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление), Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - Комитет), Межрайонная ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу.
Решением от 22.02.2013 иск удовлетворен частично, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 78:12:0007125:5, общей площадью 60555,0 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Железнодорожный пр., д. 16, равная рыночной стоимости в размере 167 516 614 руб. 80 коп., в остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Комитет, считая решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере 167 516 614 руб. незаконным и необоснованным, просит решение отменить, принять новый судебный акт, в удовлетворении иска отказать, полагая вынесенное решение принятым о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле - Комитета финансов города Санкт-Петербурга, так как решение суда направлено на снижение налоговой базы земельного налога, что влияет на исполнение бюджета Санкт-Петербурга. Комитет полагает, что отчет об определении рыночной стоимости земельного участка, представленный истцом, содержит недостоверные сведения об итоговой величине стоимости объекта оценки, и судом первой инстанции полно и всесторонне не исследован. Кроме того, требование истца, направленное на изменение кадастровой стоимости, является требованием об установлении юридического факта, тогда как рассмотрение в рамках одного дела заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, и искового заявления не является процессуально возможным.
Общество возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Управление и Межрайонная ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу доводы апелляционной жалобы поддержали по основаниям, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы Комитета, просил решение отменить.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 78:12:0007125:5, общей площадью 60555,0 кв. м, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Железнодорожный пр., д. 16, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 78-АД N 989708 от 01.07.2010.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 10.10.2012 N 78/201/12-3031 земельный участок относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование - под размещение промышленных объектов.
Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Санкт-Петербургу, утвержденных Приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга от 01.06.2012 N 158 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в Санкт-Петербурге", и составляет 294 345 744 руб.
На основании Приказа решением Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по СПб от 13.09.2012 N 1-ИВ осуществлен государственный кадастровый учет в связи с изменением кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 15.03.2012.
Обществом проведена оценка рыночной стоимости земельного участка с привлечением независимого оценщика - ЗАО "Многопрофильный деловой центр", согласно отчету которого N с7073 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 15.03.2012 составляет 167 516 614 руб. 80 коп.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость земельного участка в 1,76 раза, что влечет соответствующее необоснованное увеличение подлежащих уплате Обществом сумм земельного налога, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)использование земли в РФ является платным.
Формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
В Постановлении ВАС РФ N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В материалы дела истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка на 15.03.2012.
Поскольку ответчик и третьи лица не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, не просили суд назначить экспертизу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании заключения оценщика, что не противоречит вышеприведенной позиции Президиума ВАС РФ.
Довод апелляционной жалобы о недостоверности содержащихся в отчете сведений подлежит отклонению как не подтвержденный документально.
Напротив, согласно представленному в материалы дела экспертному заключению от 19.11.2012 по проверке отчета об оценке, выполненному НП "Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки" отчет об оценке соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ, федеральных стандартов и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Вопреки доводам Комитета оспариваемый судебный акт не содержит выводов о правах и обязанностях Комитета финансов Санкт-Петербурга.
Избранный истцом способ защиты нарушенного права - установление в исковом производстве кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости - полностью соответствует рекомендациям, содержащимся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11.
В удовлетворении ходатайств Комитета о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, назначении судебной экспертизы апелляционным судом отказано, поскольку податель апелляционной жалобы не доказал невозможность представления таких доказательств суду первой инстанции и не заявлял ходатайства о назначении экспертизы при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения апелляционным судом не установлено, нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2013 по делу N А56-69731/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
И.А.ТИМУХИНА
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
В.М.ГОРБИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.05.2013 ПО ДЕЛУ N А56-69731/2012
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2013 г. по делу N А56-69731/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Горбик В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Рябовым П.А.
при участии:
от истца: Сильченко Н.В. (доверенность от 20.05.2013); Цыплов М.П. (доверенность от 20.05.2013), Эктова М.Л. (доверенность от 01.11.2012)
от ответчика: Щербакова М.Г. (доверенность от 12.02.2013)
от 3-их лиц: 1) не явился, извещен; 2) Соловьев М.О. (доверенность от 09.01.2013) 3) Пресковский К.Р. (доверенность от 25.12.2012)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7663/2013) Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2013 по делу N А56-69731/2012 (судья Иванилова О.Б.), принятое
по иску ООО "ИнвестКонсалт"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу
3-и лица: 1. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Санкт-Петербургу, 2. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, 3. Межрайонная ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу
об обязании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИнвестКонсалт" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу (далее - ответчик, Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 60555,0 кв. м с кадастровым номером 78:12:0007125:5, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Железнодорожный пр., д. 16, в размере рыночной стоимости 167 516 614 руб. 80 коп., а также обязании Управления внести рыночную стоимость вышеуказанного земельного участка в размере 167 516 614 руб. 80 коп. в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление), Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - Комитет), Межрайонная ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу.
Решением от 22.02.2013 иск удовлетворен частично, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 78:12:0007125:5, общей площадью 60555,0 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Железнодорожный пр., д. 16, равная рыночной стоимости в размере 167 516 614 руб. 80 коп., в остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Комитет, считая решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере 167 516 614 руб. незаконным и необоснованным, просит решение отменить, принять новый судебный акт, в удовлетворении иска отказать, полагая вынесенное решение принятым о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле - Комитета финансов города Санкт-Петербурга, так как решение суда направлено на снижение налоговой базы земельного налога, что влияет на исполнение бюджета Санкт-Петербурга. Комитет полагает, что отчет об определении рыночной стоимости земельного участка, представленный истцом, содержит недостоверные сведения об итоговой величине стоимости объекта оценки, и судом первой инстанции полно и всесторонне не исследован. Кроме того, требование истца, направленное на изменение кадастровой стоимости, является требованием об установлении юридического факта, тогда как рассмотрение в рамках одного дела заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, и искового заявления не является процессуально возможным.
Общество возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Управление и Межрайонная ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу доводы апелляционной жалобы поддержали по основаниям, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы Комитета, просил решение отменить.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 78:12:0007125:5, общей площадью 60555,0 кв. м, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Железнодорожный пр., д. 16, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 78-АД N 989708 от 01.07.2010.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 10.10.2012 N 78/201/12-3031 земельный участок относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование - под размещение промышленных объектов.
Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Санкт-Петербургу, утвержденных Приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга от 01.06.2012 N 158 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в Санкт-Петербурге", и составляет 294 345 744 руб.
На основании Приказа решением Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по СПб от 13.09.2012 N 1-ИВ осуществлен государственный кадастровый учет в связи с изменением кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 15.03.2012.
Обществом проведена оценка рыночной стоимости земельного участка с привлечением независимого оценщика - ЗАО "Многопрофильный деловой центр", согласно отчету которого N с7073 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 15.03.2012 составляет 167 516 614 руб. 80 коп.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость земельного участка в 1,76 раза, что влечет соответствующее необоснованное увеличение подлежащих уплате Обществом сумм земельного налога, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)использование земли в РФ является платным.
Формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
В Постановлении ВАС РФ N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В материалы дела истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка на 15.03.2012.
Поскольку ответчик и третьи лица не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, не просили суд назначить экспертизу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании заключения оценщика, что не противоречит вышеприведенной позиции Президиума ВАС РФ.
Довод апелляционной жалобы о недостоверности содержащихся в отчете сведений подлежит отклонению как не подтвержденный документально.
Напротив, согласно представленному в материалы дела экспертному заключению от 19.11.2012 по проверке отчета об оценке, выполненному НП "Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки" отчет об оценке соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ, федеральных стандартов и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Вопреки доводам Комитета оспариваемый судебный акт не содержит выводов о правах и обязанностях Комитета финансов Санкт-Петербурга.
Избранный истцом способ защиты нарушенного права - установление в исковом производстве кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости - полностью соответствует рекомендациям, содержащимся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11.
В удовлетворении ходатайств Комитета о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, назначении судебной экспертизы апелляционным судом отказано, поскольку податель апелляционной жалобы не доказал невозможность представления таких доказательств суду первой инстанции и не заявлял ходатайства о назначении экспертизы при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения апелляционным судом не установлено, нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2013 по делу N А56-69731/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
И.А.ТИМУХИНА
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
В.М.ГОРБИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)