Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.10.2013 N 17АП-11370/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А50-8646/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2013 г. N 17АП-11370/2013-ГК

Дело N А50-8646/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Усцова Л.А., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии:
- от истца - Ярыгина М.А. (паспорт, доверенность N 78 от 28.01.2013);
- от ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Старкова В.А. (паспорт, доверенность от 28.01.2013);
- от ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - Евдокимова Ю.Р. (паспорт, доверенность N 20 от 20.12.2012);
-
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, ООО "САНФРУТ-Трейд",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 14 августа 2013 года
по делу N А50-8646/2013,
принятое судьей Батраковой Ю.В.,
по иску ООО "САНФРУТ-Трейд" (ОГРН 1025901218265, ИНН 5905024092)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
об установлении кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

ООО "САНФРУТ-Трейд" (истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ответчики) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:32:3430001:301, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в сумме 24 980 200 руб.; кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:32:3430001:302, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в сумме 22 106 600 руб.; кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:32:3430001:301 равной рыночной по состоянию на 01.01.2012 в сумме 25 585 500 руб.; кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером 59:32:3430001:302 равной рыночной по состоянию на 01.01.2012 в сумме 22 423 100 руб.; кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:32:3430001:827 равной рыночной стоимости по состоянию на 09.10.2012 в сумме 44 813 100 руб. Также истец просил обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Пермскому краю внести в государственный кадастр недвижимости сведения о рыночной стоимости указанных выше земельных участков в качестве их новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Решением суда от 14.08.2013 (резолютивная часть от 07.08.2013) в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение суда от 14.08.2013 обжаловано истцом в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что установление кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:3430001:301, 59:32:3430001:302 в размере, равном рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2011, 01.01.2012 (дату начала налогового периода) необходимо ему для перерасчета земельного налога, установление кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:32:3430001:827 в размере, равном рыночной стоимости по состоянию на 09.10.2012, также необходимо для уменьшения размера земельного налога. Истец не согласен с выводом суда первой инстанции о возможности применения установленной судом кадастровой стоимости земельного участка только на будущее время, ссылается на Постановление Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011, с. 391 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 01.03.2012 N 03-05-04-02/17. Также истец указывает на неправильное применение судом первой инстанции Постановления Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п, п. 21 Приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69, на невозможность оценки на 01.01.2010 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:32:3430001:827, образованного 09.10.2012, просит решение суда от 14.08.2013 отменить, исковые требования удовлетворить.
Ответчики против доводов апелляционной жалобы возражают, просят оставить решение суда от 14.08.2013 без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами 59:32:3430001:301 и 59:32:3430001:302.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 19.06.2012 по делу А50-6758/2012 была установлена кадастровая стоимость указанных земельных участков в размере, равном рыночной стоимости (в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:32:3430001:301-31 304 500 руб., земельного участка с кадастровым номером 59:32:3430001:302-27 282 660 руб.).
04.09.2012 земельный участок с кадастровым номером 59:32:3430001:301 был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 59:32:3430001:823 и 59:32:3430001:822.
09.10.2012 земельный участок с кадастровым номером 59:32:3430001:302 был объединен с земельным участком с кадастровым номером 59:32:3430001:822. В результате объединения был образован земельный участок с кадастровым номером 59:32:3430001:827.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:3430001:301, 59:32:3430001:302, 59:32:3430001:827 значительно превышала рыночную стоимость этих земельных участков по состоянию на 01.01.2011, 01.01.2012, 09.10.2012, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 65 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу ст. 4 АПК РФ, ст. 12 ГК РФ способ защиты должен соответствовать характеру нарушения права и приводить к его восстановлению.
Согласно правовой позиции, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка.
Как правильно установлено судом первой инстанции, земельные участков с кадастровыми номерами 59:32:3430001:301, 59:32:3430001:302 прекратили свое существование вследствие образования новых земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:3430001:827, 59:32:3430001:823, и были сняты с кадастрового учета с присвоением статуса "архивный". На образованные земельные участки в установленном порядке зарегистрировано право собственности истца.
Исходя из положений статьей 65, 66 ЗК РФ, пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", внесение изменений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка возможно только в отношении имеющихся в нем актуальных сведений.
В связи с чем, основания для установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:3430001:301, 59:32:3430001:302 у суда первой инстанции отсутствовали. Доводы апелляционной жалобы в этой части признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.
Предъявляя исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:32:3430001:827, истец указал на ее несоответствие рыночной стоимости этого земельного участка, определенной по состоянию на 09.10.2012.
В рассматриваемом споре основанием для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка может являться тот факт, что в процессе государственной кадастровой оценки не удалось установить действительную рыночную стоимость земельного участка.
Исходя из общего принципа установления кадастровой стоимости на дату, единую для всех оцениваемых объектов на соответствующей территории, определение кадастровой стоимости отдельного земельного участка на иную дату в индивидуальном порядке не может быть признано допустимым.
Таким образом, исковые требования могут быть удовлетворены при несоответствии кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости на дату его кадастровой оценки.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно материалам дела, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:32:3430001:827 была определена исходя из удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 25 мая 2007 года N 110-п "Об утверждении минимальных и средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков" (в редакции от 05.09.2012).
Из представленных суду доказательств следует, что оценка кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения в Пермском крае была произведена по состоянию на 01.01.2009.
То обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 59:32:3430001:827 был образован после проведения кадастровой оценки, не может являться основанием для определения его рыночной стоимости на иную дату, поскольку при определении кадастровой стоимости этого земельного участка были применены удельные показатели, рассчитанные при проведении кадастровой оценки земель на 01.01.2009.
Доказательств несоответствия кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:32:3430001:827 его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2009, истцом не представлено. В отчете N 5343/2 от 23.04.2013 содержатся сведения о рыночной стоимости этого земельного участка по состоянию на 09.10.2012.
С учетом изложенного, обоснованность исковых требований, заявленных в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:32:3430001:827, истцом не доказана, иск в этой части удовлетворению также не подлежит.
При этом ссылка суда первой инстанции на необходимость применения к рассматриваемым правоотношениям положений Постановления Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе населенных пунктов Пермского края по состоянию на 1 января 2012 года и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" к принятию неправильного решения не привела.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 14.08.2013 отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на истца.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 14 августа 2013 года по делу N А50-8646/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА

Судьи
Ю.В.СКРОМОВА
Л.А.УСЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)