Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Зеленина Л.Т.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего Кубаревой Т.В.,
судей Буйнова Ю.К., Суриной Е.В.,
при секретаре Т.,
по докладу судьи Буйнова Ю.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя ФКУ ИК-6 УФСИН России по доверенности М. на решение Бежецкого городского суда Тверской области от 09 августа 2011 года, которым постановлено:
- "Исковые требования удовлетворить, признать незаконным удержание денежных сумм руб. в декабре 2010 г. и руб. в июне 2011 г. произведенное ФКУ (ранее ФБУ) Исправительная колония N 6 УФСИН России по Тверской области с Б. исчисленных из совокупного дохода сотрудника с сумм компенсации для организации отдыха и оздоровления детей;
- взыскать с ФКУ Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области" в пользу Б. руб.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по " государственную пошлину в размере рублей".
Судебная коллегия
установила:
Б. обратился в суд с иском к ФКУ (ранее - ФБУ) Исправительная колония N УФСИН России по о признании незаконным удержание налога на доходы физических лиц в сумме в декабре 2010 г. в сумме руб., в июне 2011 г. в сумме руб. и взыскании этих сумм с ответчика. Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с действующим законодательством имеет право на выплаты аттестованным сотрудникам для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно).
Данные выплаты являются компенсацией (социальной выплатой) и не подлежат налогообложению НДФЛ в соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ.
Ранее в 2006-2009 г. были произведены соответствующие выплаты в полном объеме за счет средств федерального бюджета и не облагались налогом на доходы физических лиц. В декабре 2010 г. ему начислили руб. (на 2 детей по руб. на каждого), а 20 декабря 2010 г. выплатили руб. руб. было удержано в виде налога на доходы физических лиц по ставке 13%.
В судебном заседании Б. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика М. исковые требования не признала, полагая, что поскольку Б. документально не подтвердил свои расходы, связанные с санаторно-курортным или оздоровительным отдыхе своих детей на основании п. 9 ст. 217 НК РФ с него обоснованно удержан налог на доходы физических лиц по ставке 13% в сумме руб. по руб. за 2010 г. и за 2011 г.
Представитель третьего лица налогового органа в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия, в отзыве на иск поддержал позицию ответчика.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда. При этом указывается, что при исполнении Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 г. N 911 ответчик руководствовался п. 3 ст. 217 Налогового Кодекса РФ, в котором предусмотрено освобождение от налога на доходы физических лиц по установленным действующим законодательством компенсационным выплатам, перечень которых приведен в п. 3 ст. 217 НК РФ.
В данном перечне отсутствует ссылка на компенсацию стоимости путевки и оздоровления детей в возрасте до 16 лет, а в ч. 9 ст. 217 НК РФ предусмотрен целевой характер компенсации - за реальные расходы родителей по оздоровлению и оздоровительному отдыху детей школьного возраста, так как не подлежат налогообложению суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями РФ.
Такая же прозиция изложена и в разъяснениях Министерством финансов РФ, что также не учтено судом при вынесении решения. Не учтено и мнение третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования - Межрайонной ИФНС России N 2 по Тверской области - о налогообложении данной выплаты на общих основаниях. Судом не учтены разъяснительные письма по данному вопросу по причине их рекомендательного характера, однако суд использует при вынесении решения разъяснения Минфина РФ, трактуя их в пользу истца.
Судом сделан вывод о целевом назначении расходов на компенсацию отдыха и оздоровления детей, не подлежащими налогообложению, исходя из норм п. 9 ст. 217 и пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, однако из положений пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ невозможно сделать вывод о том, что компенсация стоимости путевок для организации отдыха и оздоровления детей не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на них, выслушав объяснения М. поддержавшей доводы жалобы, а также возражения Б., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Пунктом 1 статьи 217 НК РФ предусмотрено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц, полученных ими в виде государственных пособий и иных выплат и компенсаций, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Правилами осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции (утв. постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 911 в редакции действующей на момент спорного удержания НДФЛ) предусмотрено, что выплаты на проведение оздоровительного отдыха детей сотрудников уголовно-исполнительной системы, осуществляются одному из родителей независимо от предоставления путевок в организации отдыха и оздоровления детей, открытых в установленном порядке на территории Российской Федерации.
Выплаты осуществляются за счет и в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти на эти цели, исключительно в случаях, если путевки в организации отдыха и оздоровления детей не могут быть предоставлены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан, с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Для получения данных выплат родители детей должны представить, применительно к рассматриваемому случаю, следующие документы: рапорт (заявление) о получении соответствующей выплаты; копии свидетельств о рождении детей. При наличии оснований для получения другой выплаты, указанной в пункте 1 данных Правил, или пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1051 представляется документ об их неполучении в текущем году.
Судом установлено и из материалов дела следует, что такие документы для получения указанной выплаты истцом -аттестованным сотрудником Учреждения, имеющим 2 детей школьного возраста (до 15 лет включительно), Б. были представлены.
Приказами по учреждению от 23.12.2010 N N и от 28.06.2011 N N в 2010-2011 годах произвело выплаты денежных средств аттестованному сотруднику Б., имеющему 2 детей школьного возраста (до 15 лет включительно), для оплаты стоимости путевок в организации отдыха и оздоровления детей из расчета руб. на каждого ребенка в общей сумме руб. (руб. за 2010 г. и руб. за 2011 г.) за минусом налога на доходы физических лиц по ставке 13% в общей сумме руб. (руб. за 2010 г. и руб. за 2011 г.).
Признавая незаконным удержание с Б. денежных сумм в размере руб. в декабре 2010 г. и руб. в июне 2011 г. суд обоснованно исходил из того, что в законодательных актах не содержится прямого указания на обязательность документального подтверждения целевого использования денежных средств, а письма Министерства финансов носят рекомендательный характер.
Доводы кассационной жалобы, в которых приводится толкование п. 9 ст. 217 НК РФ, согласно которому не подлежат налогообложению только суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для детей не могут быть приняты во внимание, так как в данном случае в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской федерации от 23.12.1992 N, а также с учетом положений п. 1 ст. 11 НК РФ, ст. 165 ТК РФ произведенные Б. в декабре 2010 года и июне 2011 года выплаты являются компенсацией (социальной выплатой) в соответствии с действующим законодательством и не подлежат налогообложению НДФЛ.
В статье 79 НК РФ определен порядок возврата излишне взысканного налога, в соответствии с которым заявление о возврате излишне взысканного налога может быть подано в налоговый орган, однако с учетом того, что обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет НДФЛ возложена пунктом 1 статьи 226 НК РФ на российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, а также пояснений представителя ответчика в судебном заседании, судебная считает, что способ восстановления нарушенного права истца путем взыскания излишне уплаченного налога с налогового агента, удержавшего этот налог, в данном случае не противоречит требованиям действующего законодательства.
Учитывая, что доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения и, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Бежецкого городского суда Тверской области от 09 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-6 УФСИН России - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ПО ДЕЛУ N 33-3754
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-3754
Судья: Зеленина Л.Т.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего Кубаревой Т.В.,
судей Буйнова Ю.К., Суриной Е.В.,
при секретаре Т.,
по докладу судьи Буйнова Ю.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя ФКУ ИК-6 УФСИН России по доверенности М. на решение Бежецкого городского суда Тверской области от 09 августа 2011 года, которым постановлено:
- "Исковые требования удовлетворить, признать незаконным удержание денежных сумм руб. в декабре 2010 г. и руб. в июне 2011 г. произведенное ФКУ (ранее ФБУ) Исправительная колония N 6 УФСИН России по Тверской области с Б. исчисленных из совокупного дохода сотрудника с сумм компенсации для организации отдыха и оздоровления детей;
- взыскать с ФКУ Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области" в пользу Б. руб.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по " государственную пошлину в размере рублей".
Судебная коллегия
установила:
Б. обратился в суд с иском к ФКУ (ранее - ФБУ) Исправительная колония N УФСИН России по о признании незаконным удержание налога на доходы физических лиц в сумме в декабре 2010 г. в сумме руб., в июне 2011 г. в сумме руб. и взыскании этих сумм с ответчика. Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с действующим законодательством имеет право на выплаты аттестованным сотрудникам для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно).
Данные выплаты являются компенсацией (социальной выплатой) и не подлежат налогообложению НДФЛ в соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ.
Ранее в 2006-2009 г. были произведены соответствующие выплаты в полном объеме за счет средств федерального бюджета и не облагались налогом на доходы физических лиц. В декабре 2010 г. ему начислили руб. (на 2 детей по руб. на каждого), а 20 декабря 2010 г. выплатили руб. руб. было удержано в виде налога на доходы физических лиц по ставке 13%.
В судебном заседании Б. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика М. исковые требования не признала, полагая, что поскольку Б. документально не подтвердил свои расходы, связанные с санаторно-курортным или оздоровительным отдыхе своих детей на основании п. 9 ст. 217 НК РФ с него обоснованно удержан налог на доходы физических лиц по ставке 13% в сумме руб. по руб. за 2010 г. и за 2011 г.
Представитель третьего лица налогового органа в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия, в отзыве на иск поддержал позицию ответчика.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда. При этом указывается, что при исполнении Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 г. N 911 ответчик руководствовался п. 3 ст. 217 Налогового Кодекса РФ, в котором предусмотрено освобождение от налога на доходы физических лиц по установленным действующим законодательством компенсационным выплатам, перечень которых приведен в п. 3 ст. 217 НК РФ.
В данном перечне отсутствует ссылка на компенсацию стоимости путевки и оздоровления детей в возрасте до 16 лет, а в ч. 9 ст. 217 НК РФ предусмотрен целевой характер компенсации - за реальные расходы родителей по оздоровлению и оздоровительному отдыху детей школьного возраста, так как не подлежат налогообложению суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями РФ.
Такая же прозиция изложена и в разъяснениях Министерством финансов РФ, что также не учтено судом при вынесении решения. Не учтено и мнение третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования - Межрайонной ИФНС России N 2 по Тверской области - о налогообложении данной выплаты на общих основаниях. Судом не учтены разъяснительные письма по данному вопросу по причине их рекомендательного характера, однако суд использует при вынесении решения разъяснения Минфина РФ, трактуя их в пользу истца.
Судом сделан вывод о целевом назначении расходов на компенсацию отдыха и оздоровления детей, не подлежащими налогообложению, исходя из норм п. 9 ст. 217 и пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, однако из положений пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ невозможно сделать вывод о том, что компенсация стоимости путевок для организации отдыха и оздоровления детей не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на них, выслушав объяснения М. поддержавшей доводы жалобы, а также возражения Б., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Пунктом 1 статьи 217 НК РФ предусмотрено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц, полученных ими в виде государственных пособий и иных выплат и компенсаций, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Правилами осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции (утв. постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 911 в редакции действующей на момент спорного удержания НДФЛ) предусмотрено, что выплаты на проведение оздоровительного отдыха детей сотрудников уголовно-исполнительной системы, осуществляются одному из родителей независимо от предоставления путевок в организации отдыха и оздоровления детей, открытых в установленном порядке на территории Российской Федерации.
Выплаты осуществляются за счет и в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти на эти цели, исключительно в случаях, если путевки в организации отдыха и оздоровления детей не могут быть предоставлены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан, с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Для получения данных выплат родители детей должны представить, применительно к рассматриваемому случаю, следующие документы: рапорт (заявление) о получении соответствующей выплаты; копии свидетельств о рождении детей. При наличии оснований для получения другой выплаты, указанной в пункте 1 данных Правил, или пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1051 представляется документ об их неполучении в текущем году.
Судом установлено и из материалов дела следует, что такие документы для получения указанной выплаты истцом -аттестованным сотрудником Учреждения, имеющим 2 детей школьного возраста (до 15 лет включительно), Б. были представлены.
Приказами по учреждению от 23.12.2010 N N и от 28.06.2011 N N в 2010-2011 годах произвело выплаты денежных средств аттестованному сотруднику Б., имеющему 2 детей школьного возраста (до 15 лет включительно), для оплаты стоимости путевок в организации отдыха и оздоровления детей из расчета руб. на каждого ребенка в общей сумме руб. (руб. за 2010 г. и руб. за 2011 г.) за минусом налога на доходы физических лиц по ставке 13% в общей сумме руб. (руб. за 2010 г. и руб. за 2011 г.).
Признавая незаконным удержание с Б. денежных сумм в размере руб. в декабре 2010 г. и руб. в июне 2011 г. суд обоснованно исходил из того, что в законодательных актах не содержится прямого указания на обязательность документального подтверждения целевого использования денежных средств, а письма Министерства финансов носят рекомендательный характер.
Доводы кассационной жалобы, в которых приводится толкование п. 9 ст. 217 НК РФ, согласно которому не подлежат налогообложению только суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для детей не могут быть приняты во внимание, так как в данном случае в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской федерации от 23.12.1992 N, а также с учетом положений п. 1 ст. 11 НК РФ, ст. 165 ТК РФ произведенные Б. в декабре 2010 года и июне 2011 года выплаты являются компенсацией (социальной выплатой) в соответствии с действующим законодательством и не подлежат налогообложению НДФЛ.
В статье 79 НК РФ определен порядок возврата излишне взысканного налога, в соответствии с которым заявление о возврате излишне взысканного налога может быть подано в налоговый орган, однако с учетом того, что обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет НДФЛ возложена пунктом 1 статьи 226 НК РФ на российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, а также пояснений представителя ответчика в судебном заседании, судебная считает, что способ восстановления нарушенного права истца путем взыскания излишне уплаченного налога с налогового агента, удержавшего этот налог, в данном случае не противоречит требованиям действующего законодательства.
Учитывая, что доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения и, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Бежецкого городского суда Тверской области от 09 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-6 УФСИН России - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)