Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2007 года
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2007 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей И.Ю. Григорьевой, Т.О. Лешуковой, при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Желтоуховым,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" на решение арбитражного суда Иркутской области от 02 мая 2007 года по делу N А19-2387/07-35, принятое судьей Луньковым М.В.,
при участии:
- от заявителя: Дрыгина Д.В., представителя по доверенности от 11.10.2006 г.;
- от заинтересованного лица: Поминова Александра Геннадьевича, представителя по доверенности от 14.06.2007 г.;
- и
установил:
Заявитель, ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент", обратился с требованием о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области N 3365-18 от 10.11.2006 г., а также обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области принять решение об удовлетворении ходатайства о даче согласия на приобретение ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" акций с правом голоса в размере 100% в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат".
Решением суда первой инстанции от 02 мая 2007 года, заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Оспариваемое решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области отражено в заключении УФАС по Иркутской области от 10.11.06 г. N 3365-18, которое является основанием для обращения Общества с настоящим заявлением в Арбитражный суд Иркутской области.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Ангарскцемент" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% приказом Иркутского УФАС России от 26.08.05 г. N 4-р.
На основании проведенного анализа УФАС Иркутской области установлено, что Общество наряду с другими хозяйствующими субъектами, в том числе, ООО "Сибирский бетон" (г. Красноярск; основной вид деятельности - производство товарного бетона); ООО "Тимлюйский цементный завод" (Республика Бурятия пос. Каменск; основной вид деятельности -производство цемента); ООО "Топкинский цемент" (г. Топки Кемеровской области; основной вид деятельности - производство и реализация цемента); ООО "Красноярский цемент" (г. Красноярск; основной вид деятельности - производство и реализация цемента); ООО "Комбинат "Волна" (г. Красноярск; основной вид деятельности - производство листов асбестоцементных, труб и муфт асбестоцементных); ООО "Торговый дом "Сибирский цемент" (г. Кемерово; основной вид деятельности - оптовая торговля); ООО "КузбассТрансЦемент" (г. Новосибирск; основной вид деятельности - работы и услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом) в соответствии с антимонопольным законодательством составляет группу лиц, которая будет занимать доминирующее положение на товарном рынке оптовых продаж цемента в границах Иркутской области.
Доля участия установленной группы лиц на рынке цемента Сибирского Федерального Округа составила около 60%, т.е. положение группы лиц на рынке цемента квалифицируется как доминирующее в соответствии со ст. 5 Федерального закона N 135-ФЗ.
Из оспариваемого заключения УФАС по Иркутской области от 10.11.06 г. N 3365-18, по мнению суда первой инстанции, усматривается, что в случае удовлетворения ходатайства Общества в полном объеме, образуется группа лиц, которая будет занимать доминирующее положение на соответствующем товарном рынке в границах Иркутской области, что приведет к ограничению конкуренции.
Суд считает, что доминирующее положение обоснованно установлено УФАС по Иркутской области в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 25.04.06 г. N 108, и Методическими рекомендациями по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утвержденными приказом ГКАП РФ от 03.06.1994 г. N 67.
В силу п. п. 3, 4 ст. 22 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.06 г. N 135-ФЗ антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, который, является одной из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности и направлен на предотвращение ограничения конкуренции, возникновения и усиления монополистической деятельности.
В случае положительного решения УФАС по Иркутской области Общество получило бы право давать обязательные для исполнения указания, право принимать решения по всем вопросам, отнесенным к компетенции высшего органа управления ОАО "Ангарскцемент" (в том числе получило бы полное право распоряжаться активами хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке оптовых продаж цемента в пределах Иркутской области превышает 65%, а также принимать решения по вопросам реорганизации, ликвидации общества, определение количественного состава Совета директоров, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий, принятие решений об одобрении крупных сделок и т.д.), а с учетом того, что группа лиц, в которую входит Общество уже занимает долю на рынке около 60% в Сибирском Федеральном округе, усиление такого положения может привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке, выразившегося в сокращении числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц.
Судом отклоняются доводы заявителя о том, что УФАС по Иркутской области не соблюдена форма заключения, а также отсутствует мотивировка отказа в удовлетворении ходатайства Общества, по нижеприведенным основаниям.
Из материалов дела усматривается, что решение от 10.11.06 г. N 3365-18 в форме заключения принято УФАС Иркутской области в соответствии с действующим антимонопольным законодательством и содержало всю необходимую информацию (существо ходатайства; наименование и юридический адрес приобретателя и хозяйствующего субъекта, чьи акции приобретаются; размер пакета акций, приобретаемого в результате рассматриваемой сделки, и совокупный размер пакета акций, т.е. суммированный с уже имеющимися у приобретателя; решение по существу ходатайства).
Кроме того, Иркутское УФАС России не отказало в удовлетворении ходатайства Общества, а приняло решение об удовлетворении ходатайства в части.
Судом установлено, что антимонопольным органом при рассмотрении ходатайства Общества (вх. N 3380 от 10.10.06 г.) процессуальных нарушений допущено не было.
ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент", не согласившись с решением суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, указав, что доводы суда первой инстанции не основаны на материалах дела, поскольку доказательств доводов, положенных в основание принятого решения, Иркутское УФАС России не представило.
Представитель, Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, пояснив следующее.
В соответствии с требования антимонопольного законодательства в Иркутское УФАС России (вх. N 3380 от 10.10.2006 г.) обратилось ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" с ходатайством о даче предварительного согласия на приобретение акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат" (далее ОАО "Ангарскцемент") в размере до 100%. На момент обращения в собственности ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" находилось 19,55% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарскцемент".
По результатам рассмотрения ходатайства Иркутское УФАС России приняло решение об удовлетворении ходатайства ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" в части дачи предварительного согласия на приобретение 30,45% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарскцемент", что в совокупности с уже имеющимися составит 50% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарскцемент".
Данное решение было принято на основании проведенного Иркутским УФАС России анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке цемента.
В ходе исследования Иркутским УФАС России установлено следующее:
ОАО "Ангарскцемент" (665809 г. Ангарск Иркутской области, а/я 397; ОГРН 1023800524330; ИНН 3801008180; основной вид деятельности - производство цемента) занимает доминирующее положение на рынке оптовых продаж цемента в границах Иркутской области с долей 95%. Включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% приказом Иркутского УФАС России от 26.08.2005 г. N 4-р.
ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" в соответствии с антимонопольным законодательством осуществляет прямой контроль, а, следовательно, составляет группу лиц со следующими хозяйствующими субъектами: ООО "Сибирский бетон" (г. Красноярск; основной вид деятельности - производство товарного бетона); ООО "Тимлюйский цементный завод" (Республика Бурятия пос.Каменск; основной вид деятельности - производство цемента); ООО "Топкинский цемент" (г. Топки Кемеровской области; основной вид деятельности - производство и реализация цемента); ООО "Красноярский цемент" (г. Красноярск; основной вид деятельности - производство и реализация цемента); ООО "Комбинат "Волна" (г. Красноярск; основной вид деятельности - производство листов асбестоцементных, труб и муфт асбестоцементных); ООО "Торговый дом "Сибирский цемент" (г. Кемерово; основной вид деятельности - оптовая торговля); ООО "КузбассТрансЦемент" (г. Новосибирск; основной вид деятельности - работы и услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом).
До совершения сделки по результатам проведенного в соответствии с действующим законодательством исследования товарного рынка Иркутской области установлено, что ввоз цемента из других регионов колеблется по годам от 5 до 10%. При этом не менее 5% приходится на ООО "Тимлюйский цементный завод" (Республика Бурятия пос.Каменск), 74,99% долей которого принадлежит ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент". Таким образом, при наличии доминирующего положения сохраняется конкурентная среда (на рынке действует не менее двух независимых хозяйствующих субъектов).
Выводы Иркутского УФАС России о том, что доля участия установленной группы лиц на рынке цемента Сибирского Федерального Округа составила около 60%, не противоречат действующему законодательству и Иркутское УФАС России не превысило свои полномочии при принятии соответствующего решения, что подтверждается также решением Арбитражного суда Иркутской области от 02.05.2007 г.
Иркутское УФАС России пришло к выводу, что в случае удовлетворения ходатайства ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" в полном объеме образуемая группа лиц будет занимать доминирующее положение на соответствующем товарном рынке в границах Иркутской области, а также сократится число не входящих в одну группу лиц независимых поставщиков, что приведет к ограничению конкуренции.
Так ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" получило бы право давать обязательные для исполнения указания, право принимать решения по всем вопросам, отнесенным к компетенции высшего органа управления ОАО "Ангарскцемент" (в том числе получило бы полное право распоряжаться активами хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке оптовых продаж цемента в пределах Иркутской области превышает 65 процентов, а также принимать решения по вопросам реорганизации, ликвидации общества, определение количественного состава Совета директоров, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий, принятие решений об одобрении крупных сделок и т.д.), а с учетом того, что группа лиц, в которую входит ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" уже занимает долю на рынке около 60% в Сибирском Федеральном округе, усиление такого положения может привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке, выразившегося в сокращении числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 29 Федеральному закону Российской Федерации "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ в случае, если стоимость активов по последнему балансу финансовой организации превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при осуществлении сделок с акциями (долями), активами кредитной организации или правами в отношении кредитной организации такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие сделки с акциями (долями), активами финансовой организации или правами в отношении финансовой организации:
1) приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций акционерного общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось голосующими акциями данного акционерного общества или распоряжалось менее чем двадцатью пятью процентами голосующих акций данного акционерного общества.
- Согласно ст. 32 названного закона, в целях получения предварительного согласия антимонопольного органа в случаях, указанных в статьях 27 - 29 настоящего Федерального закона, или в целях уведомления антимонопольного органа в случаях, указанных в статьях 30 и 31 настоящего Федерального закона, в антимонопольный орган в качестве заявителей обращаются: 1) одно из лиц, заинтересованных в осуществлении сделок, иных действий, предусмотренных статьями 27 - 29 настоящего Федерального закона;
- ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент", в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области с ходатайством о даче предварительного согласия на приобретение акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат" в размере до 100%.
Согласно ст. 33 Федеральному закону Российской Федерации "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ в течение тридцати дней с даты получения ходатайства, предусмотренного статьей 32 настоящего Федерального закона, антимонопольный орган обязан рассмотреть это ходатайство и сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении.
По результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, антимонопольный орган принимает, в том числе следующие решения:
1) об удовлетворении ходатайства, если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, не приведут к ограничению конкуренции;
2) о продлении срока рассмотрения ходатайства в связи с необходимостью его дополнительного рассмотрения, а также получения дополнительной информации для принятия предусмотренного пунктами 1, 3, 4 и 5 настоящей части решения по результатам рассмотрения ходатайства, если установлено, что заявленные в ходатайстве сделка, иное действие могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения лица (группы лиц);
3) о продлении срока рассмотрения ходатайства о даче согласия на слияние коммерческих организаций, присоединение к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, создание коммерческой организации в случаях, указанных в статье 27 настоящего Федерального закона, в связи с определением условий, после выполнения которых заявителем и (или) иными лицами, участвующими в таком слиянии, присоединении или создании, антимонопольный орган принимает решение об удовлетворении ходатайства, и определением срока выполнения таких условий, который не может превышать девять месяцев. Такие условия являются неотъемлемой частью решения о продлении срока рассмотрения этого ходатайства;
4) об удовлетворении ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, указанных в статьях 28 и 29 настоящего Федерального закона, и одновременной выдаче заявителю предписания, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в случае осуществления им заявленных в ходатайстве сделок, иных действий;
5) об отказе в удовлетворении ходатайства, если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, приведут к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения заявителя, а также доминирующего положения лица, которое будет создано в результате осуществления заявленных в ходатайстве сделки, иного действия, и если при рассмотрении представленных документов антимонопольный орган обнаружит, что информация, содержащаяся в них и имеющая значение для принятия решения, является недостоверной.
По результатам рассмотрения ходатайства Управление приняло решение, в форме Заключения N 3365-18 от 10.11.2006 г., об удовлетворении ходатайства ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" в части дачи предварительного согласия на приобретение 30,45% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарскцемент", что в совокупности с уже имеющимися составит 50% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарскцемент".
Из указанного следует, что Управление в нарушение ст. 33 Федеральному закону Российской Федерации "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, частично удовлетворило требование заявителя о даче согласия на совершение сделки.
Между тем, по мнению суда апелляционной инстанции, из указанного следует, что Управление неправомерно дало согласие на заключение сделки, для совершения которой не требуется такого согласия, а кроме того, заявитель не ходатайствовал о получении согласия на совершение той сделки, которую он планировал совершить, и по закону для совершения которой требуется такое согласие.
Указанное решение Управления нарушает права заявителя, поскольку согласовывает ему право приобретения акций не в том количестве, в каком обращалось лицо и намеревалось приобрести, что не позволяет реализовать ему право на реализацию свободу договора.
По мнению суда апелляционной инстанции, довод Управления о том, что фактически заявителю согласовано приобретение акций в части, а не отказано в удовлетворении ходатайства, не основан на фактических обстоятельствах дела.
Из оспариваемого решения следует, что Управление, принимая оспариваемый акт приняло решение о тех обстоятельствах, о которых заявитель к нему не обращался. Учитывая, что Управление в основу принятого решения положило ходатайство заявителя о даче предварительного согласия на приобретение акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат" в размере до 100%, суд апелляционной инстанции считает, что поскольку по данному вопросу заявителя не было принято соответствующего решения, то фактически указанным решением заявителю было отказано в удовлетворении именно того ходатайства, с которым заявитель обращался в Управление.
Основанием к принятию такого решения являются обстоятельства, указанные в оспариваемом заключении (решении) N 3365-18 от 10.11.2006 г.
Из дословного содержания Заключения N 3365-18 от 10.11.2006 г., следует:
"В соответствии с антимонопольным законодательством Иркутское УФАС России рассмотрело ходатайство ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" (665000 г. Кемерово проспект Советский,7; ОГРН 1044205040175; ИНН 4205070630; основной вид деятельности - консультирование по вопросам коммерческой деятельности, деятельность в области права) о даче предварительного согласия на приобретение 80,44% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат" (665809 г. Ангарск Иркутской области, а/я 397; ОГРН 1023800524330; ИНН 3801008180; включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%; основной вид деятельности - производство и реализация цемента, щебня строительного, шлакоблоков), что в совокупности с уже имеющимися составит 100% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат".
На основании проведенного анализа Иркутское УФАС России установило, что в результате приобретения ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" 80,44% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат" образуется группа лиц, которая будет занимать доминирующее положение на товарном рынке оптовых продаж цемента в границах Иркутской области, а также данная сделка приведет к ограничению конкуренции на рынке оптовых продаж цемента.
Таким образом, с учетом изложенного, в соответствии с антимонопольным законодательством Иркутское УФАС России приняло решение об удовлетворении ходатайства ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" в части дачи предварительного согласия на приобретение 30,45% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат", что в совокупности с уже имеющимися составит 50% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат".
Из указанного заключения следует, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области утверждает следующее:
- - ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%;
- - в совокупности с уже имеющимися составит 100% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат";
- - в результате приобретения ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" 80,44% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат" образуется группа лиц;
- - группа лиц, которая будет занимать доминирующее положение на товарном рынке оптовых продаж цемента в границах Иркутской области;
- - данная сделка приведет к ограничению конкуренции на рынке оптовых продаж цемента;
- Согласно ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ст. 9 АПК РФ, судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно ст. 64 АПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
Учитывая изложенное и имеющиеся материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области не доказало наличия у него законных оснований для отказа в удовлетворении ходатайства ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" о даче согласия на приобретение заявителем акций с правом голоса в размере 100% в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат".
Согласно материалам дела, в них отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что:
- ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.
- в совокупности с уже имеющимися у заявителя акциями, его доля после совершения сделки, для совершения которой требуется одобрение Управления, составит 100% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат".
- - в результате приобретения ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" 80,44% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат" образуется группа лиц, которая будет занимать доминирующее положение на товарном рынке оптовых продаж цемента в границах Иркутской области;
- - данная сделка приведет к ограничению конкуренции на рынке оптовых продаж цемента.
Не подтверждается материалами дела, довод заявителя и суда первой инстанции о том, что ОАО "Ангарскцемент" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 30%, поскольку сторонами не представлен ни приказ N 4-р от 26.08.2005 г., ни выписка из него, в связи с чем суд апелляционной инстанции не может непосредственно в суде исследовать данный вывод.
Не представлены Управлением суду акты либо какие-либо иные документы о том, что им был проведен анализ товарного рынка, анализ хозяйствующих субъектов на данном рынке, доказательства их взаимоотношений, взаимозависимости или иных обстоятельств, свидетельствующих о доминирующей группе лиц.
Из имеющихся материалов дела невозможно установить о каком товарном рынке идет речь, его территориальном распространении, и иных объективных и субъективных условиях, влияющих на определение ограничения конкуренции.
Согласно ст. 33 Федеральному закону Российской Федерации "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, антимонопольный орган вправе принять решение об отказе в удовлетворении ходатайства, если:
- сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, приведут к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения заявителя
- доминирующего положения лица, которое будет создано в результате осуществления заявленных в ходатайстве сделки, иного действия, и если при рассмотрении представленных документов антимонопольный орган обнаружит, что информация, содержащаяся в них и имеющая значение для принятия решения, является недостоверной.
Вместе с тем, Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области не представило доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель предоставил недостоверную информацию либо сведения о характере сделки и ее последствиях.
Не представило Управление также доказательств, что сделка приведет к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения заявителя.
Определением суда апелляционной инстанции от 23 июля 2007 года Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области было предложено представить в судебное заседание подлинники документов, на которые ссылаются стороны.
В судебном заседании представитель Управления подтвердил, что все необходимые документы им представлены и имеются в деле.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял решение по обстоятельствам, недоказанным материалами дела, а также на основании выводов, не соответствующих обстоятельствам дела.
Согласно ст. 270 АПК РФ, основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются:
1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными;
3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции отмене.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области N 3365-18 от 10.11.2006 г. признать не законным.
Согласно ст. 174 АПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области принять решение об удовлетворении ходатайства заявителя о даче согласия на приобретение ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" акций с правом голоса в размере 100% в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат" в течение трех месяцев с даты изготовления настоящего судебного акта.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в пользу ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" расходы по государственной пошлине в размере 5 000 руб., уплаченные заявителем платежными поручениями N 235 от 31.01.2007 г. и N 1487 от 24.05.2007 г.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-2387/07-35 от "02" мая 2007 года отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Признать решение N 3365-18 от 10.11.2006 г. Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области незаконным, как несоответствующее Федеральному закону Российской Федерации "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области принять решение об удовлетворении ходатайства о даче согласия на приобретение ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" акций с правом голоса в размере 100% в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат" в течение трех месяцев с даты изготовления настоящего судебного акта.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в пользу ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" (г. Кемерово, пр. Советский, д. 7) расходы по государственной пошлине в размере 5 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Судьи
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Т.О.ЛЕШУКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.08.2007 N 04АП-2940/2007 ПО ДЕЛУ N А19-2387/07-35
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2007 г. N 04АП-2940/2007
Дело N А19-2387/07-35
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2007 года
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2007 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей И.Ю. Григорьевой, Т.О. Лешуковой, при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Желтоуховым,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" на решение арбитражного суда Иркутской области от 02 мая 2007 года по делу N А19-2387/07-35, принятое судьей Луньковым М.В.,
при участии:
- от заявителя: Дрыгина Д.В., представителя по доверенности от 11.10.2006 г.;
- от заинтересованного лица: Поминова Александра Геннадьевича, представителя по доверенности от 14.06.2007 г.;
- и
установил:
Заявитель, ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент", обратился с требованием о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области N 3365-18 от 10.11.2006 г., а также обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области принять решение об удовлетворении ходатайства о даче согласия на приобретение ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" акций с правом голоса в размере 100% в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат".
Решением суда первой инстанции от 02 мая 2007 года, заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Оспариваемое решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области отражено в заключении УФАС по Иркутской области от 10.11.06 г. N 3365-18, которое является основанием для обращения Общества с настоящим заявлением в Арбитражный суд Иркутской области.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Ангарскцемент" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% приказом Иркутского УФАС России от 26.08.05 г. N 4-р.
На основании проведенного анализа УФАС Иркутской области установлено, что Общество наряду с другими хозяйствующими субъектами, в том числе, ООО "Сибирский бетон" (г. Красноярск; основной вид деятельности - производство товарного бетона); ООО "Тимлюйский цементный завод" (Республика Бурятия пос. Каменск; основной вид деятельности -производство цемента); ООО "Топкинский цемент" (г. Топки Кемеровской области; основной вид деятельности - производство и реализация цемента); ООО "Красноярский цемент" (г. Красноярск; основной вид деятельности - производство и реализация цемента); ООО "Комбинат "Волна" (г. Красноярск; основной вид деятельности - производство листов асбестоцементных, труб и муфт асбестоцементных); ООО "Торговый дом "Сибирский цемент" (г. Кемерово; основной вид деятельности - оптовая торговля); ООО "КузбассТрансЦемент" (г. Новосибирск; основной вид деятельности - работы и услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом) в соответствии с антимонопольным законодательством составляет группу лиц, которая будет занимать доминирующее положение на товарном рынке оптовых продаж цемента в границах Иркутской области.
Доля участия установленной группы лиц на рынке цемента Сибирского Федерального Округа составила около 60%, т.е. положение группы лиц на рынке цемента квалифицируется как доминирующее в соответствии со ст. 5 Федерального закона N 135-ФЗ.
Из оспариваемого заключения УФАС по Иркутской области от 10.11.06 г. N 3365-18, по мнению суда первой инстанции, усматривается, что в случае удовлетворения ходатайства Общества в полном объеме, образуется группа лиц, которая будет занимать доминирующее положение на соответствующем товарном рынке в границах Иркутской области, что приведет к ограничению конкуренции.
Суд считает, что доминирующее положение обоснованно установлено УФАС по Иркутской области в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 25.04.06 г. N 108, и Методическими рекомендациями по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утвержденными приказом ГКАП РФ от 03.06.1994 г. N 67.
В силу п. п. 3, 4 ст. 22 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.06 г. N 135-ФЗ антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, который, является одной из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности и направлен на предотвращение ограничения конкуренции, возникновения и усиления монополистической деятельности.
В случае положительного решения УФАС по Иркутской области Общество получило бы право давать обязательные для исполнения указания, право принимать решения по всем вопросам, отнесенным к компетенции высшего органа управления ОАО "Ангарскцемент" (в том числе получило бы полное право распоряжаться активами хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке оптовых продаж цемента в пределах Иркутской области превышает 65%, а также принимать решения по вопросам реорганизации, ликвидации общества, определение количественного состава Совета директоров, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий, принятие решений об одобрении крупных сделок и т.д.), а с учетом того, что группа лиц, в которую входит Общество уже занимает долю на рынке около 60% в Сибирском Федеральном округе, усиление такого положения может привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке, выразившегося в сокращении числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц.
Судом отклоняются доводы заявителя о том, что УФАС по Иркутской области не соблюдена форма заключения, а также отсутствует мотивировка отказа в удовлетворении ходатайства Общества, по нижеприведенным основаниям.
Из материалов дела усматривается, что решение от 10.11.06 г. N 3365-18 в форме заключения принято УФАС Иркутской области в соответствии с действующим антимонопольным законодательством и содержало всю необходимую информацию (существо ходатайства; наименование и юридический адрес приобретателя и хозяйствующего субъекта, чьи акции приобретаются; размер пакета акций, приобретаемого в результате рассматриваемой сделки, и совокупный размер пакета акций, т.е. суммированный с уже имеющимися у приобретателя; решение по существу ходатайства).
Кроме того, Иркутское УФАС России не отказало в удовлетворении ходатайства Общества, а приняло решение об удовлетворении ходатайства в части.
Судом установлено, что антимонопольным органом при рассмотрении ходатайства Общества (вх. N 3380 от 10.10.06 г.) процессуальных нарушений допущено не было.
ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент", не согласившись с решением суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, указав, что доводы суда первой инстанции не основаны на материалах дела, поскольку доказательств доводов, положенных в основание принятого решения, Иркутское УФАС России не представило.
Представитель, Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, пояснив следующее.
В соответствии с требования антимонопольного законодательства в Иркутское УФАС России (вх. N 3380 от 10.10.2006 г.) обратилось ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" с ходатайством о даче предварительного согласия на приобретение акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат" (далее ОАО "Ангарскцемент") в размере до 100%. На момент обращения в собственности ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" находилось 19,55% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарскцемент".
По результатам рассмотрения ходатайства Иркутское УФАС России приняло решение об удовлетворении ходатайства ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" в части дачи предварительного согласия на приобретение 30,45% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарскцемент", что в совокупности с уже имеющимися составит 50% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарскцемент".
Данное решение было принято на основании проведенного Иркутским УФАС России анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке цемента.
В ходе исследования Иркутским УФАС России установлено следующее:
ОАО "Ангарскцемент" (665809 г. Ангарск Иркутской области, а/я 397; ОГРН 1023800524330; ИНН 3801008180; основной вид деятельности - производство цемента) занимает доминирующее положение на рынке оптовых продаж цемента в границах Иркутской области с долей 95%. Включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% приказом Иркутского УФАС России от 26.08.2005 г. N 4-р.
ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" в соответствии с антимонопольным законодательством осуществляет прямой контроль, а, следовательно, составляет группу лиц со следующими хозяйствующими субъектами: ООО "Сибирский бетон" (г. Красноярск; основной вид деятельности - производство товарного бетона); ООО "Тимлюйский цементный завод" (Республика Бурятия пос.Каменск; основной вид деятельности - производство цемента); ООО "Топкинский цемент" (г. Топки Кемеровской области; основной вид деятельности - производство и реализация цемента); ООО "Красноярский цемент" (г. Красноярск; основной вид деятельности - производство и реализация цемента); ООО "Комбинат "Волна" (г. Красноярск; основной вид деятельности - производство листов асбестоцементных, труб и муфт асбестоцементных); ООО "Торговый дом "Сибирский цемент" (г. Кемерово; основной вид деятельности - оптовая торговля); ООО "КузбассТрансЦемент" (г. Новосибирск; основной вид деятельности - работы и услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом).
До совершения сделки по результатам проведенного в соответствии с действующим законодательством исследования товарного рынка Иркутской области установлено, что ввоз цемента из других регионов колеблется по годам от 5 до 10%. При этом не менее 5% приходится на ООО "Тимлюйский цементный завод" (Республика Бурятия пос.Каменск), 74,99% долей которого принадлежит ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент". Таким образом, при наличии доминирующего положения сохраняется конкурентная среда (на рынке действует не менее двух независимых хозяйствующих субъектов).
Выводы Иркутского УФАС России о том, что доля участия установленной группы лиц на рынке цемента Сибирского Федерального Округа составила около 60%, не противоречат действующему законодательству и Иркутское УФАС России не превысило свои полномочии при принятии соответствующего решения, что подтверждается также решением Арбитражного суда Иркутской области от 02.05.2007 г.
Иркутское УФАС России пришло к выводу, что в случае удовлетворения ходатайства ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" в полном объеме образуемая группа лиц будет занимать доминирующее положение на соответствующем товарном рынке в границах Иркутской области, а также сократится число не входящих в одну группу лиц независимых поставщиков, что приведет к ограничению конкуренции.
Так ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" получило бы право давать обязательные для исполнения указания, право принимать решения по всем вопросам, отнесенным к компетенции высшего органа управления ОАО "Ангарскцемент" (в том числе получило бы полное право распоряжаться активами хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке оптовых продаж цемента в пределах Иркутской области превышает 65 процентов, а также принимать решения по вопросам реорганизации, ликвидации общества, определение количественного состава Совета директоров, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий, принятие решений об одобрении крупных сделок и т.д.), а с учетом того, что группа лиц, в которую входит ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" уже занимает долю на рынке около 60% в Сибирском Федеральном округе, усиление такого положения может привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке, выразившегося в сокращении числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 29 Федеральному закону Российской Федерации "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ в случае, если стоимость активов по последнему балансу финансовой организации превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при осуществлении сделок с акциями (долями), активами кредитной организации или правами в отношении кредитной организации такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие сделки с акциями (долями), активами финансовой организации или правами в отношении финансовой организации:
1) приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций акционерного общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось голосующими акциями данного акционерного общества или распоряжалось менее чем двадцатью пятью процентами голосующих акций данного акционерного общества.
- Согласно ст. 32 названного закона, в целях получения предварительного согласия антимонопольного органа в случаях, указанных в статьях 27 - 29 настоящего Федерального закона, или в целях уведомления антимонопольного органа в случаях, указанных в статьях 30 и 31 настоящего Федерального закона, в антимонопольный орган в качестве заявителей обращаются: 1) одно из лиц, заинтересованных в осуществлении сделок, иных действий, предусмотренных статьями 27 - 29 настоящего Федерального закона;
- ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент", в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области с ходатайством о даче предварительного согласия на приобретение акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат" в размере до 100%.
Согласно ст. 33 Федеральному закону Российской Федерации "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ в течение тридцати дней с даты получения ходатайства, предусмотренного статьей 32 настоящего Федерального закона, антимонопольный орган обязан рассмотреть это ходатайство и сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении.
По результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, антимонопольный орган принимает, в том числе следующие решения:
1) об удовлетворении ходатайства, если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, не приведут к ограничению конкуренции;
2) о продлении срока рассмотрения ходатайства в связи с необходимостью его дополнительного рассмотрения, а также получения дополнительной информации для принятия предусмотренного пунктами 1, 3, 4 и 5 настоящей части решения по результатам рассмотрения ходатайства, если установлено, что заявленные в ходатайстве сделка, иное действие могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения лица (группы лиц);
3) о продлении срока рассмотрения ходатайства о даче согласия на слияние коммерческих организаций, присоединение к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, создание коммерческой организации в случаях, указанных в статье 27 настоящего Федерального закона, в связи с определением условий, после выполнения которых заявителем и (или) иными лицами, участвующими в таком слиянии, присоединении или создании, антимонопольный орган принимает решение об удовлетворении ходатайства, и определением срока выполнения таких условий, который не может превышать девять месяцев. Такие условия являются неотъемлемой частью решения о продлении срока рассмотрения этого ходатайства;
4) об удовлетворении ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, указанных в статьях 28 и 29 настоящего Федерального закона, и одновременной выдаче заявителю предписания, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в случае осуществления им заявленных в ходатайстве сделок, иных действий;
5) об отказе в удовлетворении ходатайства, если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, приведут к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения заявителя, а также доминирующего положения лица, которое будет создано в результате осуществления заявленных в ходатайстве сделки, иного действия, и если при рассмотрении представленных документов антимонопольный орган обнаружит, что информация, содержащаяся в них и имеющая значение для принятия решения, является недостоверной.
По результатам рассмотрения ходатайства Управление приняло решение, в форме Заключения N 3365-18 от 10.11.2006 г., об удовлетворении ходатайства ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" в части дачи предварительного согласия на приобретение 30,45% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарскцемент", что в совокупности с уже имеющимися составит 50% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарскцемент".
Из указанного следует, что Управление в нарушение ст. 33 Федеральному закону Российской Федерации "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, частично удовлетворило требование заявителя о даче согласия на совершение сделки.
Между тем, по мнению суда апелляционной инстанции, из указанного следует, что Управление неправомерно дало согласие на заключение сделки, для совершения которой не требуется такого согласия, а кроме того, заявитель не ходатайствовал о получении согласия на совершение той сделки, которую он планировал совершить, и по закону для совершения которой требуется такое согласие.
Указанное решение Управления нарушает права заявителя, поскольку согласовывает ему право приобретения акций не в том количестве, в каком обращалось лицо и намеревалось приобрести, что не позволяет реализовать ему право на реализацию свободу договора.
По мнению суда апелляционной инстанции, довод Управления о том, что фактически заявителю согласовано приобретение акций в части, а не отказано в удовлетворении ходатайства, не основан на фактических обстоятельствах дела.
Из оспариваемого решения следует, что Управление, принимая оспариваемый акт приняло решение о тех обстоятельствах, о которых заявитель к нему не обращался. Учитывая, что Управление в основу принятого решения положило ходатайство заявителя о даче предварительного согласия на приобретение акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат" в размере до 100%, суд апелляционной инстанции считает, что поскольку по данному вопросу заявителя не было принято соответствующего решения, то фактически указанным решением заявителю было отказано в удовлетворении именно того ходатайства, с которым заявитель обращался в Управление.
Основанием к принятию такого решения являются обстоятельства, указанные в оспариваемом заключении (решении) N 3365-18 от 10.11.2006 г.
Из дословного содержания Заключения N 3365-18 от 10.11.2006 г., следует:
"В соответствии с антимонопольным законодательством Иркутское УФАС России рассмотрело ходатайство ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" (665000 г. Кемерово проспект Советский,7; ОГРН 1044205040175; ИНН 4205070630; основной вид деятельности - консультирование по вопросам коммерческой деятельности, деятельность в области права) о даче предварительного согласия на приобретение 80,44% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат" (665809 г. Ангарск Иркутской области, а/я 397; ОГРН 1023800524330; ИНН 3801008180; включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%; основной вид деятельности - производство и реализация цемента, щебня строительного, шлакоблоков), что в совокупности с уже имеющимися составит 100% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат".
На основании проведенного анализа Иркутское УФАС России установило, что в результате приобретения ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" 80,44% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат" образуется группа лиц, которая будет занимать доминирующее положение на товарном рынке оптовых продаж цемента в границах Иркутской области, а также данная сделка приведет к ограничению конкуренции на рынке оптовых продаж цемента.
Таким образом, с учетом изложенного, в соответствии с антимонопольным законодательством Иркутское УФАС России приняло решение об удовлетворении ходатайства ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" в части дачи предварительного согласия на приобретение 30,45% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат", что в совокупности с уже имеющимися составит 50% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат".
Из указанного заключения следует, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области утверждает следующее:
- - ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%;
- - в совокупности с уже имеющимися составит 100% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат";
- - в результате приобретения ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" 80,44% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат" образуется группа лиц;
- - группа лиц, которая будет занимать доминирующее положение на товарном рынке оптовых продаж цемента в границах Иркутской области;
- - данная сделка приведет к ограничению конкуренции на рынке оптовых продаж цемента;
- Согласно ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ст. 9 АПК РФ, судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно ст. 64 АПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
Учитывая изложенное и имеющиеся материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области не доказало наличия у него законных оснований для отказа в удовлетворении ходатайства ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" о даче согласия на приобретение заявителем акций с правом голоса в размере 100% в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат".
Согласно материалам дела, в них отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что:
- ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.
- в совокупности с уже имеющимися у заявителя акциями, его доля после совершения сделки, для совершения которой требуется одобрение Управления, составит 100% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат".
- - в результате приобретения ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" 80,44% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат" образуется группа лиц, которая будет занимать доминирующее положение на товарном рынке оптовых продаж цемента в границах Иркутской области;
- - данная сделка приведет к ограничению конкуренции на рынке оптовых продаж цемента.
Не подтверждается материалами дела, довод заявителя и суда первой инстанции о том, что ОАО "Ангарскцемент" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 30%, поскольку сторонами не представлен ни приказ N 4-р от 26.08.2005 г., ни выписка из него, в связи с чем суд апелляционной инстанции не может непосредственно в суде исследовать данный вывод.
Не представлены Управлением суду акты либо какие-либо иные документы о том, что им был проведен анализ товарного рынка, анализ хозяйствующих субъектов на данном рынке, доказательства их взаимоотношений, взаимозависимости или иных обстоятельств, свидетельствующих о доминирующей группе лиц.
Из имеющихся материалов дела невозможно установить о каком товарном рынке идет речь, его территориальном распространении, и иных объективных и субъективных условиях, влияющих на определение ограничения конкуренции.
Согласно ст. 33 Федеральному закону Российской Федерации "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, антимонопольный орган вправе принять решение об отказе в удовлетворении ходатайства, если:
- сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, приведут к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения заявителя
- доминирующего положения лица, которое будет создано в результате осуществления заявленных в ходатайстве сделки, иного действия, и если при рассмотрении представленных документов антимонопольный орган обнаружит, что информация, содержащаяся в них и имеющая значение для принятия решения, является недостоверной.
Вместе с тем, Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области не представило доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель предоставил недостоверную информацию либо сведения о характере сделки и ее последствиях.
Не представило Управление также доказательств, что сделка приведет к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения заявителя.
Определением суда апелляционной инстанции от 23 июля 2007 года Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области было предложено представить в судебное заседание подлинники документов, на которые ссылаются стороны.
В судебном заседании представитель Управления подтвердил, что все необходимые документы им представлены и имеются в деле.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял решение по обстоятельствам, недоказанным материалами дела, а также на основании выводов, не соответствующих обстоятельствам дела.
Согласно ст. 270 АПК РФ, основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются:
1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными;
3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции отмене.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области N 3365-18 от 10.11.2006 г. признать не законным.
Согласно ст. 174 АПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области принять решение об удовлетворении ходатайства заявителя о даче согласия на приобретение ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" акций с правом голоса в размере 100% в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат" в течение трех месяцев с даты изготовления настоящего судебного акта.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в пользу ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" расходы по государственной пошлине в размере 5 000 руб., уплаченные заявителем платежными поручениями N 235 от 31.01.2007 г. и N 1487 от 24.05.2007 г.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-2387/07-35 от "02" мая 2007 года отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Признать решение N 3365-18 от 10.11.2006 г. Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области незаконным, как несоответствующее Федеральному закону Российской Федерации "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области принять решение об удовлетворении ходатайства о даче согласия на приобретение ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" акций с правом голоса в размере 100% в уставном капитале ОАО "Ангарский цементно-горный комбинат" в течение трех месяцев с даты изготовления настоящего судебного акта.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в пользу ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" (г. Кемерово, пр. Советский, д. 7) расходы по государственной пошлине в размере 5 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Судьи
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Т.О.ЛЕШУКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)