Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Сельское молоко": Полковников Р.М. - по доверенности от 11.07.2013 г.,
от инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Чехову Московской области: Климченко М.А. - по доверенности N 02-18/0626 от 06.11.2013 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Чехову Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17.07.2013 по делу N А41-34381/11, принятое судьей Морхатом П.М., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сельское молоко" к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Чехову Московской области о признании недействительным решения от 16.06.2011 N 742 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения",
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сельское молоко" (далее - ООО "Сельское молоко", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Чехову Московской области (далее - ИФНС России по г. Чехову Московской области, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения ИФНС России по г. Чехову Московской области от 16.06.2011 N 742 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и решения УФНС России по Московской области от 10.08.2011 N 16-16/071083 (том 1, л.д. 3 - 8).
Определением Арбитражного суда Московской области от 03.05.2012 года принят отказ ООО "Сельское молоко" от требований к УФНС России по Московской области, производство по делу в этой части прекращено (том 2, л.д. 94).
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 июля 2013 года производство по делу в части признания недействительным решения УФНС России по Московской области от 10.08.2011 N 16-16/42537 прекращено; решение ИФНС России по г. Чехову Московской области от 16.06.2011 N 742 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным за исключением суммы недоимки по земельному налогу в размере 1485 руб., а также начисленных на указанную сумму пени и штрафов (том 3, л.д. 63 - 67).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ИФНС России по г. Чехову Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значении для дела, а также нарушены нормы материального права (том 3, л.д. 75 - 80).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель заявителя возражал против доводов заинтересованного лица, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, должностными лицами ИФНС России по г. Чехову Московской области была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год, предоставленной ООО "Сельское молоко" в налоговый орган 26.01.2011 (том 1, л.д. 34 - 63), по результатам которой составлен акт N 989 от 28.04.2011 (том 2, л.д. 42 - 45).
Рассмотрев указанный акт, возражения заявителя и материалы проверки, и.о. заместителя начальника ИФНС России по г. Чехову Московской области было принято решение N 742 от 16.06.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ООО "Сельское молоко" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщику доначислен земельный налог в сумме 166955 руб., пени в размере 3748 руб. 14 коп., штраф в размере 10342 руб. 40 коп., предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (том 1, л.д. 16 - 24).
Решением N 16-16/071083 от 10.08.2011 года, принятым УФНС России по Московской области по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение налоговой инспекции N 742 от 16.06.2011 года оставлено без изменения и утверждено (том 1, л.д. 105 - 107).
ООО "Сельское молоко" не согласившись с решением N 742 от 16.06.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решением УФНС России по Московской области N 16-16/071083 от 10.08.2011 года, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение о признании недействительным решения ИФНС России по г. Чехову Московской области от 16.06.2011 N 742 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением суммы недоимки по земельному налогу в размере 1485 руб., а также начисленных на указанную сумму пени и штрафов), пришел к выводу, что налогоплательщик, используя земельные участки с кадастровыми номерами 50:31:60313:42, 50:31:60313:383, 50:31:60313:384, 50:31:60313:385 в целях осуществления на них жилищного строительства правомерно применял налоговую ставку 0,3% от кадастровой стоимости земельных участков. При этом суд указал на неверное исчисление обществом суммы земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 50:31:60304:244 и 50:31:60304:245. Также суд области, принимая во внимание отказ ООО "Сельское молоко" от требований к УФНС России по Московской области, прекратил производство по делу в данной части.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований законными и обоснованными по следующим основаниям.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что основанием вынесения решения от 16.06.2011 N 742 послужил установленный налоговым органом факт неполной уплаты обществом авансовых платежей по земельному налогу, основанный на неверном, по мнению налогового органа, применении налогоплательщиком налоговой ставки земельного налога: при расчете земельного налога налогоплательщиком применялась ставка 0,3% от кадастровой стоимости, установленная для категории "земли населенных пунктов", а именно: земли, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; вместо ставки 1,5% от кадастровой стоимости, установленной для категории "прочие земельные участки", а также занижении кадастровой стоимости земельных участков.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а также представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Частью 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно части 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
- - 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- - 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
При этом часть 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации допускает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
По сведениям органов Роснедвижимости, предоставленным в инспекцию в соответствии с пунктом 11 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в собственности ООО "Сельское молоко", расположены на территории сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области.
Ставки земельного налога на территории сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области установлены Решением Совета Депутатов сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области от 27.08.2008 N 2/29 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Баранцевское" в зависимости от отнесения земель к той или иной категории.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 18.11.2010 г. N 50-АБ N 027326, N 50-АБ N 027325, N 50-АБ N 027327 и N 50-АБ N 027324 земельные участки с кадастровыми номерами 50:31:0060313:42, 50:31:0060313:383, 50:31:0060313:384, 50:31:0060313:385 относятся к категории "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования (назначения) - "под застройку жилыми и нежилыми строениями" (том 1, л.д. 64, 87 - 89).
Из кадастровых выписок о земельных участках с кадастровыми номерами 50:31:0060313:42, 50:31:0060313:383, 50:31:0060313:384, 50:31:0060313:385 следует, что данные земельные участки относятся к категории "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования (назначения) "под застройку жилыми и нежилыми строениями" (разрешенное использование) (том 1, л.д. 68, 90, 93, 96).
Из материалов дела усматривается, что вывод налогового органа о необходимости применения максимально установленной ставки в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, используемой для категории "прочие земельные участки, не указанные в п. п. 1 - 10 п. 2 Решения от 27.08.2008 N 2/29", основан на том, что земельные участки, которые отнесены к категории - земли поселений с видом разрешенного использования (назначения) под застройку жилыми и нежилыми строениями не соответствует ни одному из пунктов Решения совета Депутатов сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области от 27.08.2008 г. N 2/29 "Об установлении ставок земельного налога и введение его в действие на территории сельского поселения Баранцевское".
При этом, как обоснованно указано судом первой инстанции, налоговым органом в оспариваемом решении, а также в отзыве на заявление ООО "Сельское молоко" подтверждается категория спорных земельных участков - земли поселений с видом разрешенного использования (назначения) - "под застройку жилыми и нежилыми строениями".
Судом области правомерно отклонен довод инспекции о том, что в связи с отсутствием определенности по отнесению земельных участков категории земли поселений с видом разрешенного использования (назначения) - "под застройку жилыми и нежилыми строениями" к тому или иному виду, установленному Решением Совета Депутатов сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области от 27.08.2008 г. N 2/29 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Баранцевское", вывод о применении ставки в размере 1,5% основан на ответе администрации сельского поселения Баранцевское от 18.01.2011 на запрос ИФНС России по г. Чехову Московской области от 19.11.2010 N 11-32/6461.
Из указанного ответа администрации следует, что применение ставки 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков администрация обосновывает не ссылками на конкретные нормы действующего законодательства, разъясняющие применение ставки, а исключительно отсутствием определенности по отнесению земельных участков категории "земли поселений с видом разрешенного использования (назначения) - "под застройку жилыми и нежилыми строениями" к тому или иному виду, установленному Решением Совета Депутатов сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области от 27.08.2008 г. N 2/29 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Баранцевское". Указанное утверждение является субъективным мнением администрации, не основанным на правовых нормах.
Администрация сельского поселения не относится к органам, уполномоченным, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, устанавливать и разъяснять применение норм налогового законодательства, в том числе норм применения ставок земельного налога на территории муниципального образования.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Налоговым кодексом Российской Федерации, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом.
Кроме того, ответ из администрации сельского поселения Баранцевское получен за рамками проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2010 г. (26.01.2011 г. - 26.04.2011 г.) и не может быть положен в основу принимаемого по проверке решения.
Согласно части 7 статьи 3 Налоговым кодексом Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Анализ указанной нормы позволяет сделать вывод, что в случае неопределенности необходимости применения той или иной ставки налога, применение налогоплательщика определенной ставки признается верным, пока налоговым органом не доказано обратное.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что налоговым органом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, безусловно свидетельствующих о необходимости при расчете земельного налога применять ставку 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, буквальное толкование подп. 7 п. 2 Решения Совета Депутатов сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области от 27.08.2008 г. N 2/29 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Баранцевское", в отсутствие иных разъяснений, дает основание полагать, что ставку земельного налога 0,3% от кадастровой стоимости земельных участков возможно применять при расчете земельного налога для категории "земли поселений с видом разрешенного использования (назначения) - "под застройку жилыми и нежилыми строениями".
Исходя из назначения земель, указанном в кадастровых планах по земельным участкам с кадастровыми номерами 50:31:60313:42, 50:31:60313:383, 50:31:60313:384, 50:31:60313:385 как земли поселений с видом разрешенного использования (назначения) - "под застройку жилыми и нежилыми строениями", налогоплательщик, в отсутствие определенности, согласно п. 2 Решения Совета Депутатов сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области от 27.08.2008 г. N 2/29 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Баранцевское" правомерно применял ставку в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельных участков.
В подтверждение намерения ведения жилищного строительства, заявителем в материалы дела представлен "Концепт развития земель населенных пунктов, предназначенных под застройку жилыми и нежилыми строениями", разработанный ООО "Аршин", согласно которому данный проект разработан с целью создания компактного комплекса усадебных жилых домов (том 3, л.д. 68 - 73).
Кроме того, в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции заявителем представлены копии договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 50:31:60313:42, 50:31:60313:383, 50:31:60313:384, 50:31:60313:385, заключенных с дачными некоммерческими товариществами "Баранцево" и "Сосновые холмы".
Также заявителем представлен "Проект планировки территории коттеджного поселка "Святая гора" в районе д. Мальцы, сельского поселения Баранцевское, Чеховского муниципального района Московской области" и Постановление администрации Чеховского муниципального района Московской области от 06.12.2011 N 12188/14-1, которым утвержден проект организации застройки территории под размещение дачного некоммерческого товарищества "Сосновые холмы", расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Баранцевское, в районе д. Мальцы.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Сельское молоко" ведет комплексную застройку территорий коттеджных поселков, при этом основная цель строительства - строительство жилья, а иные объекты создаются с целью создания комфортных условий проживания и создания сопутствующей инфраструктуры, которой ранее на этих землях не существовало, так как они были землями сельскохозяйственного назначения, признается судом апелляционной инстанции правомерным.
Министерством финансов Российской Федерации в Письме от 27 декабря 2005 года N 03-06-02-02/108 указано следующее: "по вопросу применения налоговых ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства. Статьей 394 Налогового кодекса для исчисления земельного налога определены две предельные величины налоговых ставок в размере 0,3 процента и 1,5 процента от налоговой базы, применяемые на условиях, установленных данной статьей.
В частности, предельная величина налоговой ставки в размере 0,3 процента применяется в отношении земельных участков, предельных для жилищного строительства (в том числе предоставленных в собственность).
Так статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) является земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской федерации.
Принимая во внимание указанные положения Земельного кодекса Российской Федерации, при исчислении земельного налога положения статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации должны одинаково применяться в отношении земельных участков, предоставленных или приобретенных для жилищного строительства. Таким образом, предельная величина налоговой ставки земельного налога в размере 0,3 процента следует применять в отношении земельных участков, как предоставленных, так и приобретенных для жилищного строительства. Кроме того, аналогичный подход следует применять при реализации положений пунктов 15 и 16 статьи 396 Налогового кодекса, предусматривающих применение повышенных коэффициентов при исчислении земельного налога".
ООО "Сельское молоко", приобретая земельные участки в целях и на условиях осуществления на них жилищного строительства, правомерно использовал налоговую ставку 0,3% от кадастровой стоимости земельных участков.
Довод налогового органа о неразграничении площадей земельных участков на земельные участки для строительства жилых и нежилых строений, а также о том, что налогоплательщиком не предоставлялись сведения о разрешении для ведения жилищного строительства на принадлежащих земельных участках, как на основание применение ставки земельного налога в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков, обоснованно не принят судом области во внимание.
Налоговая база отражается как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской (пункт 1 статьи 390 Кодекса).
В соответствии со статьей 391 Налогового кодекса Российской налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:31:60313:42, 50:31:60313:383, 50:31:60313:384, 50:31:60313:385, указанная в Декларации по земельному налогу за 2010 г. (том 1, л.д. 60 - 63) соответствует кадастровой стоимости указанных земельных участков, согласно кадастровых паспортов земельных участков (выписка из государственного кадастра недвижимости) (том 1, л.д. 68, 90, 93, 96).
При этом суд первой инстанции, установив неверное исчисление обществом суммы земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 50:31:60304:244 и 50:31:60304:245 также пришел к правомерному выводу о взыскании с налогоплательщика не уплаченной суммы земельного налога в размере 1485 руб., а также начисленных на нее пеней и штрафа.
В указанной части решение суда первой инстанции налоговой инспекцией не оспаривается.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе на решение, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 июля 2013 года по делу N А41-34381/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.11.2013 ПО ДЕЛУ N А41-34381/11
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2013 г. по делу N А41-34381/11
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Сельское молоко": Полковников Р.М. - по доверенности от 11.07.2013 г.,
от инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Чехову Московской области: Климченко М.А. - по доверенности N 02-18/0626 от 06.11.2013 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Чехову Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17.07.2013 по делу N А41-34381/11, принятое судьей Морхатом П.М., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сельское молоко" к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Чехову Московской области о признании недействительным решения от 16.06.2011 N 742 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения",
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сельское молоко" (далее - ООО "Сельское молоко", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Чехову Московской области (далее - ИФНС России по г. Чехову Московской области, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения ИФНС России по г. Чехову Московской области от 16.06.2011 N 742 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и решения УФНС России по Московской области от 10.08.2011 N 16-16/071083 (том 1, л.д. 3 - 8).
Определением Арбитражного суда Московской области от 03.05.2012 года принят отказ ООО "Сельское молоко" от требований к УФНС России по Московской области, производство по делу в этой части прекращено (том 2, л.д. 94).
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 июля 2013 года производство по делу в части признания недействительным решения УФНС России по Московской области от 10.08.2011 N 16-16/42537 прекращено; решение ИФНС России по г. Чехову Московской области от 16.06.2011 N 742 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным за исключением суммы недоимки по земельному налогу в размере 1485 руб., а также начисленных на указанную сумму пени и штрафов (том 3, л.д. 63 - 67).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ИФНС России по г. Чехову Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значении для дела, а также нарушены нормы материального права (том 3, л.д. 75 - 80).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель заявителя возражал против доводов заинтересованного лица, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, должностными лицами ИФНС России по г. Чехову Московской области была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год, предоставленной ООО "Сельское молоко" в налоговый орган 26.01.2011 (том 1, л.д. 34 - 63), по результатам которой составлен акт N 989 от 28.04.2011 (том 2, л.д. 42 - 45).
Рассмотрев указанный акт, возражения заявителя и материалы проверки, и.о. заместителя начальника ИФНС России по г. Чехову Московской области было принято решение N 742 от 16.06.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ООО "Сельское молоко" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщику доначислен земельный налог в сумме 166955 руб., пени в размере 3748 руб. 14 коп., штраф в размере 10342 руб. 40 коп., предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (том 1, л.д. 16 - 24).
Решением N 16-16/071083 от 10.08.2011 года, принятым УФНС России по Московской области по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение налоговой инспекции N 742 от 16.06.2011 года оставлено без изменения и утверждено (том 1, л.д. 105 - 107).
ООО "Сельское молоко" не согласившись с решением N 742 от 16.06.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решением УФНС России по Московской области N 16-16/071083 от 10.08.2011 года, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение о признании недействительным решения ИФНС России по г. Чехову Московской области от 16.06.2011 N 742 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением суммы недоимки по земельному налогу в размере 1485 руб., а также начисленных на указанную сумму пени и штрафов), пришел к выводу, что налогоплательщик, используя земельные участки с кадастровыми номерами 50:31:60313:42, 50:31:60313:383, 50:31:60313:384, 50:31:60313:385 в целях осуществления на них жилищного строительства правомерно применял налоговую ставку 0,3% от кадастровой стоимости земельных участков. При этом суд указал на неверное исчисление обществом суммы земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 50:31:60304:244 и 50:31:60304:245. Также суд области, принимая во внимание отказ ООО "Сельское молоко" от требований к УФНС России по Московской области, прекратил производство по делу в данной части.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований законными и обоснованными по следующим основаниям.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что основанием вынесения решения от 16.06.2011 N 742 послужил установленный налоговым органом факт неполной уплаты обществом авансовых платежей по земельному налогу, основанный на неверном, по мнению налогового органа, применении налогоплательщиком налоговой ставки земельного налога: при расчете земельного налога налогоплательщиком применялась ставка 0,3% от кадастровой стоимости, установленная для категории "земли населенных пунктов", а именно: земли, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; вместо ставки 1,5% от кадастровой стоимости, установленной для категории "прочие земельные участки", а также занижении кадастровой стоимости земельных участков.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а также представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Частью 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно части 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
- - 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- - 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
При этом часть 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации допускает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
По сведениям органов Роснедвижимости, предоставленным в инспекцию в соответствии с пунктом 11 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в собственности ООО "Сельское молоко", расположены на территории сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области.
Ставки земельного налога на территории сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области установлены Решением Совета Депутатов сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области от 27.08.2008 N 2/29 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Баранцевское" в зависимости от отнесения земель к той или иной категории.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 18.11.2010 г. N 50-АБ N 027326, N 50-АБ N 027325, N 50-АБ N 027327 и N 50-АБ N 027324 земельные участки с кадастровыми номерами 50:31:0060313:42, 50:31:0060313:383, 50:31:0060313:384, 50:31:0060313:385 относятся к категории "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования (назначения) - "под застройку жилыми и нежилыми строениями" (том 1, л.д. 64, 87 - 89).
Из кадастровых выписок о земельных участках с кадастровыми номерами 50:31:0060313:42, 50:31:0060313:383, 50:31:0060313:384, 50:31:0060313:385 следует, что данные земельные участки относятся к категории "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования (назначения) "под застройку жилыми и нежилыми строениями" (разрешенное использование) (том 1, л.д. 68, 90, 93, 96).
Из материалов дела усматривается, что вывод налогового органа о необходимости применения максимально установленной ставки в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, используемой для категории "прочие земельные участки, не указанные в п. п. 1 - 10 п. 2 Решения от 27.08.2008 N 2/29", основан на том, что земельные участки, которые отнесены к категории - земли поселений с видом разрешенного использования (назначения) под застройку жилыми и нежилыми строениями не соответствует ни одному из пунктов Решения совета Депутатов сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области от 27.08.2008 г. N 2/29 "Об установлении ставок земельного налога и введение его в действие на территории сельского поселения Баранцевское".
При этом, как обоснованно указано судом первой инстанции, налоговым органом в оспариваемом решении, а также в отзыве на заявление ООО "Сельское молоко" подтверждается категория спорных земельных участков - земли поселений с видом разрешенного использования (назначения) - "под застройку жилыми и нежилыми строениями".
Судом области правомерно отклонен довод инспекции о том, что в связи с отсутствием определенности по отнесению земельных участков категории земли поселений с видом разрешенного использования (назначения) - "под застройку жилыми и нежилыми строениями" к тому или иному виду, установленному Решением Совета Депутатов сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области от 27.08.2008 г. N 2/29 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Баранцевское", вывод о применении ставки в размере 1,5% основан на ответе администрации сельского поселения Баранцевское от 18.01.2011 на запрос ИФНС России по г. Чехову Московской области от 19.11.2010 N 11-32/6461.
Из указанного ответа администрации следует, что применение ставки 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков администрация обосновывает не ссылками на конкретные нормы действующего законодательства, разъясняющие применение ставки, а исключительно отсутствием определенности по отнесению земельных участков категории "земли поселений с видом разрешенного использования (назначения) - "под застройку жилыми и нежилыми строениями" к тому или иному виду, установленному Решением Совета Депутатов сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области от 27.08.2008 г. N 2/29 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Баранцевское". Указанное утверждение является субъективным мнением администрации, не основанным на правовых нормах.
Администрация сельского поселения не относится к органам, уполномоченным, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, устанавливать и разъяснять применение норм налогового законодательства, в том числе норм применения ставок земельного налога на территории муниципального образования.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Налоговым кодексом Российской Федерации, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом.
Кроме того, ответ из администрации сельского поселения Баранцевское получен за рамками проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2010 г. (26.01.2011 г. - 26.04.2011 г.) и не может быть положен в основу принимаемого по проверке решения.
Согласно части 7 статьи 3 Налоговым кодексом Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Анализ указанной нормы позволяет сделать вывод, что в случае неопределенности необходимости применения той или иной ставки налога, применение налогоплательщика определенной ставки признается верным, пока налоговым органом не доказано обратное.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что налоговым органом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, безусловно свидетельствующих о необходимости при расчете земельного налога применять ставку 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, буквальное толкование подп. 7 п. 2 Решения Совета Депутатов сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области от 27.08.2008 г. N 2/29 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Баранцевское", в отсутствие иных разъяснений, дает основание полагать, что ставку земельного налога 0,3% от кадастровой стоимости земельных участков возможно применять при расчете земельного налога для категории "земли поселений с видом разрешенного использования (назначения) - "под застройку жилыми и нежилыми строениями".
Исходя из назначения земель, указанном в кадастровых планах по земельным участкам с кадастровыми номерами 50:31:60313:42, 50:31:60313:383, 50:31:60313:384, 50:31:60313:385 как земли поселений с видом разрешенного использования (назначения) - "под застройку жилыми и нежилыми строениями", налогоплательщик, в отсутствие определенности, согласно п. 2 Решения Совета Депутатов сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Московской области от 27.08.2008 г. N 2/29 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Баранцевское" правомерно применял ставку в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельных участков.
В подтверждение намерения ведения жилищного строительства, заявителем в материалы дела представлен "Концепт развития земель населенных пунктов, предназначенных под застройку жилыми и нежилыми строениями", разработанный ООО "Аршин", согласно которому данный проект разработан с целью создания компактного комплекса усадебных жилых домов (том 3, л.д. 68 - 73).
Кроме того, в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции заявителем представлены копии договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 50:31:60313:42, 50:31:60313:383, 50:31:60313:384, 50:31:60313:385, заключенных с дачными некоммерческими товариществами "Баранцево" и "Сосновые холмы".
Также заявителем представлен "Проект планировки территории коттеджного поселка "Святая гора" в районе д. Мальцы, сельского поселения Баранцевское, Чеховского муниципального района Московской области" и Постановление администрации Чеховского муниципального района Московской области от 06.12.2011 N 12188/14-1, которым утвержден проект организации застройки территории под размещение дачного некоммерческого товарищества "Сосновые холмы", расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Баранцевское, в районе д. Мальцы.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Сельское молоко" ведет комплексную застройку территорий коттеджных поселков, при этом основная цель строительства - строительство жилья, а иные объекты создаются с целью создания комфортных условий проживания и создания сопутствующей инфраструктуры, которой ранее на этих землях не существовало, так как они были землями сельскохозяйственного назначения, признается судом апелляционной инстанции правомерным.
Министерством финансов Российской Федерации в Письме от 27 декабря 2005 года N 03-06-02-02/108 указано следующее: "по вопросу применения налоговых ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства. Статьей 394 Налогового кодекса для исчисления земельного налога определены две предельные величины налоговых ставок в размере 0,3 процента и 1,5 процента от налоговой базы, применяемые на условиях, установленных данной статьей.
В частности, предельная величина налоговой ставки в размере 0,3 процента применяется в отношении земельных участков, предельных для жилищного строительства (в том числе предоставленных в собственность).
Так статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) является земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской федерации.
Принимая во внимание указанные положения Земельного кодекса Российской Федерации, при исчислении земельного налога положения статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации должны одинаково применяться в отношении земельных участков, предоставленных или приобретенных для жилищного строительства. Таким образом, предельная величина налоговой ставки земельного налога в размере 0,3 процента следует применять в отношении земельных участков, как предоставленных, так и приобретенных для жилищного строительства. Кроме того, аналогичный подход следует применять при реализации положений пунктов 15 и 16 статьи 396 Налогового кодекса, предусматривающих применение повышенных коэффициентов при исчислении земельного налога".
ООО "Сельское молоко", приобретая земельные участки в целях и на условиях осуществления на них жилищного строительства, правомерно использовал налоговую ставку 0,3% от кадастровой стоимости земельных участков.
Довод налогового органа о неразграничении площадей земельных участков на земельные участки для строительства жилых и нежилых строений, а также о том, что налогоплательщиком не предоставлялись сведения о разрешении для ведения жилищного строительства на принадлежащих земельных участках, как на основание применение ставки земельного налога в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков, обоснованно не принят судом области во внимание.
Налоговая база отражается как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской (пункт 1 статьи 390 Кодекса).
В соответствии со статьей 391 Налогового кодекса Российской налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:31:60313:42, 50:31:60313:383, 50:31:60313:384, 50:31:60313:385, указанная в Декларации по земельному налогу за 2010 г. (том 1, л.д. 60 - 63) соответствует кадастровой стоимости указанных земельных участков, согласно кадастровых паспортов земельных участков (выписка из государственного кадастра недвижимости) (том 1, л.д. 68, 90, 93, 96).
При этом суд первой инстанции, установив неверное исчисление обществом суммы земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 50:31:60304:244 и 50:31:60304:245 также пришел к правомерному выводу о взыскании с налогоплательщика не уплаченной суммы земельного налога в размере 1485 руб., а также начисленных на нее пеней и штрафа.
В указанной части решение суда первой инстанции налоговой инспекцией не оспаривается.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе на решение, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 июля 2013 года по делу N А41-34381/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)