Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "11" сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" сентября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Борисовой Т.С., Жаткиной С.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Краевой Ю.Н.,
при участии в судебном заседании:
- от ОАО "Каустик" - Семенец А.П. - по доверенности от 20.12.2012;
- в отсутствие участников процесса, уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Каустик" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 июня 2013 года по делу N А12-3280/2013 (судья Буланков А.А.),
по иску Открытого акционерного общества "Каустик" (ИНН: 3448003962, ОГРН: 1023404355666),
к Администрации Светлоярского мун2иципального района Волгоградской области (ИНН: 3426003655, ОГРН: 1023405960753),
о признании недействительным договора аренды земельного участка,
установил:
Открытое акционерное общество "Каустик" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковыми требованиями к Администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области:
- признать недействительным п. 3.1. договора аренды земельного участка N 118 от 30.05.2012 в части размера арендной платы превышающего сумму 55 804 руб. 49 коп., обязать ответчика произвести расчет размера арендной платы в соответствии с Постановлением Правительства Волгоградской области N 469-П от 22.08.2011, применяя ставку арендной платы в размере не превышающем 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка, согласно п. 4.2. данного постановления;
- признать недействительным п. 3.1. договора аренды земельного участка N 119 от 30.05.2012 в части размера арендной платы превышающего сумму 2 175 525 руб. 55 коп., обязать ответчика произвести расчет размера арендной платы в соответствии с Постановлением Правительства Волгоградской области N 469-П от 22.08.2011, применяя ставку арендной платы в размере не превышающем 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка, согласно п. 4.2. данного постановления;
- признании недействительным п. 3.1. договора аренды земельного участка N 120 от 30.05.2012 в части размера арендной платы превышающего сумму 70 710 руб. 90 коп., обязать ответчика произвести расчет размера арендной платы в соответствии с Постановлением Правительства Волгоградской области N 469-П от 22.08.2011, применяя ставку арендной платы в размере не превышающем 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка, согласно п. 4.2. данного постановления;
- Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26 июня 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Открытое акционерное общество "Каустик" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела Администрацией Светлоярского муниципального района Волгоградской области (Арендодатель) и Открытым акционерным обществом "Каустик" (Арендатор) были заключены договора аренды земельных участков N 118 от 30.05.2012, N 119 от 30.05.2012 и N 120 от 30.05.2012 категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения.
В спорных договорах (п. 3.1) размер арендной платы установлен в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных в аренду.
Обращаясь с иском в суд первой инстанции, ОАО "Каустик" свои требования обосновал тем, что размер арендной платы, установленный в спорных договорах, противоречит п. 4.2 Постановления Правительства Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-П "Об утверждении порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области", предусматривающего, что в случае если годовой размер арендной платы превышает двукратный размер земельного налога, годовой размер арендной платы устанавливается равным двукратному размеру земельного налога.
Кроме того, Постановлением от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", действующее с 04.08.2009 (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582) установлен принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, который означает, что размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции учел следующее.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование либо во временное пользование.
Статьей 65 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным.
На основании статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно уплачивать арендную плату.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен. При этом устанавливаемый органами местного самоуправления порядок определения арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не должен противоречить федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.
В пункте 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" указано, что при применении пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации судам необходимо исходить из того, что в течение года должно оставаться неизменным условие договора, предусматривающее твердый размер арендной платы либо порядок (механизм) ее исчисления.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Пункты 3.1 вышеуказанных договоров содержат сведения о годовом размере арендной платы, при этом методика и формула расчета определены в приложении N 2 к договорам, которые являются его неотъемлемой частью, которые истцом не оспорены.
Как указано судом первой инстанции, истцом при заявлении требования о признании сделок недействительными, как несоответствующих Постановлению Правительства Волгоградской области N 469-П от 22.08.2011 не учтено следующее:
Статья 168 Кодекса устанавливает общее основание недействительности сделок, не соответствующих требованиям закона или иных правовых актов.
Согласно статье 3 Кодекса под законами, содержащими нормы гражданского права, понимаются сам Кодекс и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, а под иными правовыми актами - указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Другие нормативные акты: акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (инструкции, приказы, положения и т.п.), а также акты органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления - к законам и иным правовым актам не отнесены (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2142/10 20 июля 2010 г.).
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Однако, судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Земельному кодексу) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", действующее с 04.08.2009 (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
При этом в соответствии с принципом экономической обоснованности, арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.
Согласно принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления должен быть определен порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
В соответствии с принципом предельно допустимой простоты расчета арендной платы, предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, означает, что размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
Принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности подлежит реализации посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.
Принцип запрета необоснованных предпочтений означает, что порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно п. 4.1 и п. 4.2 Постановления Правительства Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-П "Об утверждении порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области" предусмотрено, что при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды арендная плата за использование указанных земельных участков определяется от кадастровой стоимости земельного участка в размере:
- 1,5 процента кадастровой стоимости арендуемого земельного участка из категории земель населенных пунктов, расположенного на территории городского округа город-герой Волгоград;
- 2 процентов кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, расположенного на территории иных муниципальных образований Волгоградской области;
- 0,3 процента кадастровой стоимости арендуемого земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения;
- 1,5 процента кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, изъятого из оборота или ограниченного в обороте.
В случае если годовой размер арендной платы превышает двукратный размер земельного налога, годовой размер арендной платы устанавливается равным двукратному размеру земельного налога.
Из материалов дела следует, что право аренды на земельные участки, приобретено истцом в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.
Из чего следует, что при определении размера арендной платы за земельные участки необходимо руководствоваться п. 4.2 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области утв. Постановлением Правительства Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-П на основании полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и в соответствии с принципом недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, означает, что размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
Из представленных истцом в материалы дела налоговых деклараций следует, что ОАО "Каустик" к земельным участкам применяло ставку земельного налога в размере 0, 3% от кадастровой стоимости.
Таким образом, размер арендной платы не может превышать 0,6% от кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка, арендуемого по договору N 118 с кадастровым номером 34:26:120301:73 составляет 9300747, 72 руб., соответственно арендная плата составит 55804, 49 руб. (0,6%).
Кадастровая стоимость земельного участка, арендуемого по договору N 119 с кадастровым номером 34:26:061102:29 составляет 362587591,8 руб., соответственно арендная плата составит 2175525,55 руб. (0,6%).
Кадастровая стоимость земельного участка, арендуемого по договору N 118 с кадастровым номером 34:26:120301:71 составляет 11785149,72 руб., соответственно арендная плата составит 70170,9 руб. (0,6%).
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Истцом действительно не заявлено требование об изменении условия о размере арендной платы, которое, согласно пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации в течение года должно оставаться неизменным, истцом не оспорены методика и формула расчета годовой арендной платы.
Предметом настоящего спора является требование о проверке соответствия спорных условий договоров аренды действующему законодательству.
При этом, спорные условия договоров аренды о размере арендной платы полежали проверке на предмет соответствия, в том числе, и нормам законодательства, содержащимся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
При указанных обстоятельствах, судебный акт подлежит отмене в части отказа в иске о признании недействительным п. 3.1. договоров аренды земельных участков от 30.05.2012 N 118, 119, 120 в части размера арендной платы превышающего сумму соответственно 55804 руб. 49 коп.; 2175 525 руб. 55 коп.; 70 710 руб. 90 коп. В отменной части иск подлежит удовлетворению.
Признавая правильным обжалуемый судебный акт в части отказа в удовлетворении требований об обязании ответчика произвести расчет размера арендной платы в соответствии с Постановлением Правительства Волгоградской области N 469-П от 22.08.2011, применяя ставку арендной платы в размере не превышающем 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка, согласно п. 4.2. данного постановления, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Таким образом, перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим, однако использование других способов защиты права допускается Кодексом только при наличии прямого указания закона.
При этом статьей 12 Кодекса и другим действующим законодательством не предусмотрен такой способ защиты права, как присуждение к исполнению обязанности, которая возникнет в будущем, поскольку предполагается разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений.
При распределении судебных расходов суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В пункте 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что если в заявлении, поданном в арбитражный суд, объединены несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации оплате государственной пошлиной подлежит каждое самостоятельное требование.
Учитывая, что при подаче заявления неимущественного характера в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит уплате в размере 4 000 руб., то при подаче апелляционной жалобы по указанной категории спора размер государственной пошлины составляет 2 000 руб.
Фактически истцом заявлено шесть требований неимущественного характера.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 12000 руб. по иску и 1000 руб. по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 июня 2013 года по делу N А12-3280/2013 отменить в части.
Признать недействительным п. 3.1. договоров аренды земельных участков от 30.05.2012 N 118, 119, 120 в части размера арендной платы превышающего сумму соответственно 55804 руб. 49 коп.; 175 525 руб. 55 коп.; 70 710 руб. 90 коп.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с Администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области в пользу открытого акционерного общества "Каустик" 13000 руб. государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Б.ШАЛКИН
Судьи
Т.С.БОРИСОВА
С.А.ЖАТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2013 ПО ДЕЛУ N А12-3280/2013
Разделы:Земельный налог; Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2013 г. по делу N А12-3280/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "11" сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" сентября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Борисовой Т.С., Жаткиной С.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Краевой Ю.Н.,
при участии в судебном заседании:
- от ОАО "Каустик" - Семенец А.П. - по доверенности от 20.12.2012;
- в отсутствие участников процесса, уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Каустик" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 июня 2013 года по делу N А12-3280/2013 (судья Буланков А.А.),
по иску Открытого акционерного общества "Каустик" (ИНН: 3448003962, ОГРН: 1023404355666),
к Администрации Светлоярского мун2иципального района Волгоградской области (ИНН: 3426003655, ОГРН: 1023405960753),
о признании недействительным договора аренды земельного участка,
установил:
Открытое акционерное общество "Каустик" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковыми требованиями к Администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области:
- признать недействительным п. 3.1. договора аренды земельного участка N 118 от 30.05.2012 в части размера арендной платы превышающего сумму 55 804 руб. 49 коп., обязать ответчика произвести расчет размера арендной платы в соответствии с Постановлением Правительства Волгоградской области N 469-П от 22.08.2011, применяя ставку арендной платы в размере не превышающем 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка, согласно п. 4.2. данного постановления;
- признать недействительным п. 3.1. договора аренды земельного участка N 119 от 30.05.2012 в части размера арендной платы превышающего сумму 2 175 525 руб. 55 коп., обязать ответчика произвести расчет размера арендной платы в соответствии с Постановлением Правительства Волгоградской области N 469-П от 22.08.2011, применяя ставку арендной платы в размере не превышающем 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка, согласно п. 4.2. данного постановления;
- признании недействительным п. 3.1. договора аренды земельного участка N 120 от 30.05.2012 в части размера арендной платы превышающего сумму 70 710 руб. 90 коп., обязать ответчика произвести расчет размера арендной платы в соответствии с Постановлением Правительства Волгоградской области N 469-П от 22.08.2011, применяя ставку арендной платы в размере не превышающем 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка, согласно п. 4.2. данного постановления;
- Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26 июня 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Открытое акционерное общество "Каустик" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела Администрацией Светлоярского муниципального района Волгоградской области (Арендодатель) и Открытым акционерным обществом "Каустик" (Арендатор) были заключены договора аренды земельных участков N 118 от 30.05.2012, N 119 от 30.05.2012 и N 120 от 30.05.2012 категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения.
В спорных договорах (п. 3.1) размер арендной платы установлен в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных в аренду.
Обращаясь с иском в суд первой инстанции, ОАО "Каустик" свои требования обосновал тем, что размер арендной платы, установленный в спорных договорах, противоречит п. 4.2 Постановления Правительства Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-П "Об утверждении порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области", предусматривающего, что в случае если годовой размер арендной платы превышает двукратный размер земельного налога, годовой размер арендной платы устанавливается равным двукратному размеру земельного налога.
Кроме того, Постановлением от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", действующее с 04.08.2009 (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582) установлен принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, который означает, что размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции учел следующее.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование либо во временное пользование.
Статьей 65 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным.
На основании статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно уплачивать арендную плату.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен. При этом устанавливаемый органами местного самоуправления порядок определения арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не должен противоречить федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.
В пункте 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" указано, что при применении пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации судам необходимо исходить из того, что в течение года должно оставаться неизменным условие договора, предусматривающее твердый размер арендной платы либо порядок (механизм) ее исчисления.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Пункты 3.1 вышеуказанных договоров содержат сведения о годовом размере арендной платы, при этом методика и формула расчета определены в приложении N 2 к договорам, которые являются его неотъемлемой частью, которые истцом не оспорены.
Как указано судом первой инстанции, истцом при заявлении требования о признании сделок недействительными, как несоответствующих Постановлению Правительства Волгоградской области N 469-П от 22.08.2011 не учтено следующее:
Статья 168 Кодекса устанавливает общее основание недействительности сделок, не соответствующих требованиям закона или иных правовых актов.
Согласно статье 3 Кодекса под законами, содержащими нормы гражданского права, понимаются сам Кодекс и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, а под иными правовыми актами - указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Другие нормативные акты: акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (инструкции, приказы, положения и т.п.), а также акты органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления - к законам и иным правовым актам не отнесены (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2142/10 20 июля 2010 г.).
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Однако, судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Земельному кодексу) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", действующее с 04.08.2009 (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
При этом в соответствии с принципом экономической обоснованности, арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.
Согласно принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления должен быть определен порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
В соответствии с принципом предельно допустимой простоты расчета арендной платы, предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, означает, что размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
Принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности подлежит реализации посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.
Принцип запрета необоснованных предпочтений означает, что порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно п. 4.1 и п. 4.2 Постановления Правительства Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-П "Об утверждении порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области" предусмотрено, что при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды арендная плата за использование указанных земельных участков определяется от кадастровой стоимости земельного участка в размере:
- 1,5 процента кадастровой стоимости арендуемого земельного участка из категории земель населенных пунктов, расположенного на территории городского округа город-герой Волгоград;
- 2 процентов кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, расположенного на территории иных муниципальных образований Волгоградской области;
- 0,3 процента кадастровой стоимости арендуемого земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения;
- 1,5 процента кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, изъятого из оборота или ограниченного в обороте.
В случае если годовой размер арендной платы превышает двукратный размер земельного налога, годовой размер арендной платы устанавливается равным двукратному размеру земельного налога.
Из материалов дела следует, что право аренды на земельные участки, приобретено истцом в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.
Из чего следует, что при определении размера арендной платы за земельные участки необходимо руководствоваться п. 4.2 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области утв. Постановлением Правительства Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-П на основании полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и в соответствии с принципом недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, означает, что размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
Из представленных истцом в материалы дела налоговых деклараций следует, что ОАО "Каустик" к земельным участкам применяло ставку земельного налога в размере 0, 3% от кадастровой стоимости.
Таким образом, размер арендной платы не может превышать 0,6% от кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка, арендуемого по договору N 118 с кадастровым номером 34:26:120301:73 составляет 9300747, 72 руб., соответственно арендная плата составит 55804, 49 руб. (0,6%).
Кадастровая стоимость земельного участка, арендуемого по договору N 119 с кадастровым номером 34:26:061102:29 составляет 362587591,8 руб., соответственно арендная плата составит 2175525,55 руб. (0,6%).
Кадастровая стоимость земельного участка, арендуемого по договору N 118 с кадастровым номером 34:26:120301:71 составляет 11785149,72 руб., соответственно арендная плата составит 70170,9 руб. (0,6%).
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Истцом действительно не заявлено требование об изменении условия о размере арендной платы, которое, согласно пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации в течение года должно оставаться неизменным, истцом не оспорены методика и формула расчета годовой арендной платы.
Предметом настоящего спора является требование о проверке соответствия спорных условий договоров аренды действующему законодательству.
При этом, спорные условия договоров аренды о размере арендной платы полежали проверке на предмет соответствия, в том числе, и нормам законодательства, содержащимся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
При указанных обстоятельствах, судебный акт подлежит отмене в части отказа в иске о признании недействительным п. 3.1. договоров аренды земельных участков от 30.05.2012 N 118, 119, 120 в части размера арендной платы превышающего сумму соответственно 55804 руб. 49 коп.; 2175 525 руб. 55 коп.; 70 710 руб. 90 коп. В отменной части иск подлежит удовлетворению.
Признавая правильным обжалуемый судебный акт в части отказа в удовлетворении требований об обязании ответчика произвести расчет размера арендной платы в соответствии с Постановлением Правительства Волгоградской области N 469-П от 22.08.2011, применяя ставку арендной платы в размере не превышающем 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка, согласно п. 4.2. данного постановления, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Таким образом, перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим, однако использование других способов защиты права допускается Кодексом только при наличии прямого указания закона.
При этом статьей 12 Кодекса и другим действующим законодательством не предусмотрен такой способ защиты права, как присуждение к исполнению обязанности, которая возникнет в будущем, поскольку предполагается разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений.
При распределении судебных расходов суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В пункте 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что если в заявлении, поданном в арбитражный суд, объединены несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации оплате государственной пошлиной подлежит каждое самостоятельное требование.
Учитывая, что при подаче заявления неимущественного характера в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит уплате в размере 4 000 руб., то при подаче апелляционной жалобы по указанной категории спора размер государственной пошлины составляет 2 000 руб.
Фактически истцом заявлено шесть требований неимущественного характера.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 12000 руб. по иску и 1000 руб. по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 июня 2013 года по делу N А12-3280/2013 отменить в части.
Признать недействительным п. 3.1. договоров аренды земельных участков от 30.05.2012 N 118, 119, 120 в части размера арендной платы превышающего сумму соответственно 55804 руб. 49 коп.; 175 525 руб. 55 коп.; 70 710 руб. 90 коп.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с Администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области в пользу открытого акционерного общества "Каустик" 13000 руб. государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Б.ШАЛКИН
Судьи
Т.С.БОРИСОВА
С.А.ЖАТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)