Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.07.2013 ПО ДЕЛУ N А82-3/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2013 г. по делу N А82-3/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Караваевой А.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Талановой У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Кузнецовой М.А., действующей на основании доверенности от 06.05.2012,
представителей ответчика - Капустиной Г.В., действующей на основании доверенности от 25.01.2013, Петренко В.П., действующего на основании доверенности от 06.12.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "751 ремонтный завод средств заправки и транспортирования горючего"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.03.2013 по делу N А82-3/2013, принятое судом в составе судьи Ландарь Е.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "751 ремонтный завод средств заправки и транспортирования горючего" (ИНН: 7609022814, ОГРН: 1097609000830)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ярославской области (ИНН: 7609014884, ОГРН: 1047601407171),
о признании недействительным решения,

установил:

открытое акционерное общество "751 ремонтный завод средств заправки и транспортирования горючего" (далее - ОАО "751 ремонтный завод средств заправки и транспортирования горючего", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 17.10.2012 N 28 в части доначисления земельного налога в сумме 1 452 640 рублей, соответствующих сумм пени и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 22.03.2013 Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "751 ремонтный завод средств заправки и транспортирования горючего" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.03.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что осуществляет деятельность для обеспечения обороноспособности Российской Федерации, производственный комплекс Общества расположен на землях, которые по виду использования отнесены - для нужд обороны. Ссылаясь на подпункт 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, Общество считает, что в связи с вышеуказанными обстоятельствами не является плательщиком налога на землю.
Налоговый орган обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с ходатайством об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.
Данное ходатайство апелляционным судом рассмотрено и удовлетворено.
Представители Инспекции и Общества в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации участвовали в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи через Арбитражный суд Владимирской области, куда явились представители сторон.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе; представители Инспекции озвучили возражения на апелляционную жалобу налогоплательщика, изложенные в отзыве на жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в отношении Общества проведена выездная налоговая проверка за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, по результатам которой составлен акт от 17.09.2012 N 28 (т. 2 л.д. 10-22).
17.10.2012 Инспекцией вынесено решение N 28 о привлечении Общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога в виде штрафа в сумме 290 528 рублей. Указанным решением Обществу предложено уплатить земельный налог в сумме 1 452 640 рублей и пени в сумме 225 933 рубля (т. 1 л.д. 25-39).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области от 03.12.2012 N 381 решение Инспекции от 17.10.2012 N 28 оставлено без изменения (т. 3 л.д. 16-28).
Общество с решением Инспекции не согласилось и обратилось с заявлением в суд.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь статьями 388, 389 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минобороны России от 06.05.2009 N 2009 пришел к выводу о наличии оснований для доначисления Обществу земельного налога. При этом суд первой инстанции согласился с доводами налогового органа о том, что спорный земельный участок не относится к ограниченным в обороте.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыв на жалобу, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество в проверяемом периоде не исчисляло и не уплачивало земельный налог, т.к. считало себя обладающим земельным участком, не признаваемым объектом налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Кодекса, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2 статьи 387 НК РФ).
На основании статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований, на территории которых введен земельный налог.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, не признаются объектом обложения земельным налогом.
Пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень ограниченных в обороте земельных участков.
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 названной статьи.
Следовательно, названными нормами права установлено, что возможность не уплачивать земельный налог возникает при условии предоставления и использования земельного участка для обеспечения обороны и безопасности. Кроме того, земельный участок должен находиться в государственной или муниципальной собственности.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 18260/10, при отсутствии правоустанавливающих документов, подтверждающих отнесение земельных участков к категории земель обороны, основания для их квалификации как используемых для обеспечения обороны могут быть подтверждены сведениями о статусе организации (отнесение ее к категории стратегических предприятий и организаций, осуществляющих разработку, производство, ремонт вооружения, военной техники и боеприпасов) и документами, подтверждающими фактическое использование земельных участков для указанных целей.
На основании Приказа Министра обороны РФ от 06.05.2009 N 341 "Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия "751 ремонтный завод средств заправки и транспортирования горючего" Министерства обороны Российской Федерации", указанное предприятие преобразовано в открытое акционерное общество "751 ремонтный завод средств заправки и транспортирования горючего" путем приватизации (т. 2 л.д. 33-38).
Приложением N 1 к приказу Министерства обороны Российской Федерации от 06.05.2009 N 341 утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия (т. 2 л.д. 39). В соответствии с указанным приложением приватизации, в том числе подлежали земельные участки с кадастровыми номерами 76:19:010103:96, 76:19:010103:98, 76:19:010103:99.
Из передаточного акта от 12.05.2009 следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 76:19:010103:96, 76:19:010103:98, 76:19:010103:99 переданы Обществу (т. 2 л.д. 56-57).
Ранее данные земельные участки принадлежали ФГУП "751 ремонтный завод средств заправки и транспортирования горючего" на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельствами о регистрации права (т. 2 л.д. 29, 31-32).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ государственная регистрация ОАО "751 ремонтный завод средств заправки и транспортирования горючего" произведена 24.06.2009 (т. 1 л.д. 19-24).
30.12.2011 за Обществом зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 76:19:010103:96, 76:19:010103:98, 76:19:010103:99 (т. 1 л.д. 7-9).
Согласно кадастровых паспортов и письма от 30.07.2012 N 24-08/529 "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ярославской области кадастровая стоимость земельных участков составляет: 76:19:010103:96-16 790 824 рубля 53 копейки, 76:19:010103:98-10 752 398 рублей 73 копейки, 76:19:010103:99-20 878 159 рублей 59 копеек (т. 1 л.д. 10-18, т. 2 л.д. 58).
Письмом от 27.08.2012 N 4225 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области сообщило, что указанные земельные участки 16.02.2011 из реестра федерального имущества исключены (т. 3 л.д. 38).
После регистрации Общества (24.06.2009) вопреки пункту 5 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 06.05.2009 N 341 (т. 2 л.д. 36) генеральным директором Общества в месячный срок с даты государственной регистрации юридические действия по государственной регистрации перехода к Обществу права собственности на земельные участки, переданные в соответствии с передаточным актом, не осуществлены.
Исследовав и оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что спорные земельные участки не могут быть отнесены к объектам, статус которых определен в пункте 2 статьи 389 НК РФ.
При рассмотрении доводов Общества о том, что его деятельность направлена на обеспечение обороны и безопасности Российской Федерации, вследствие чего оно имеет право на льготу по земельному налогу, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом и федеральными законами.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. В соответствии со статьей 12 указанного Закона, силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в Российской Федерации в соответствии с решениями Верховного Совета Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности. Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможенные органы, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.
К функциям по обеспечению безопасности относятся, в том числе, создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности и управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях (статья 9 Закона Российской Федерации "О безопасности").
Статьей 10 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" предусмотрено, что Вооруженные Силы Российской Федерации - это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.
В силу статьи 11 Закона "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, под ограниченными в обороте земельными участками, предоставленными для обеспечения обороны и безопасности, следует понимать земельные участки, предоставленные организациям, которые в соответствии с положениями Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" и Законом Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" непосредственно обеспечивают оборону и безопасность страны.
Согласно Уставу Общество осуществляет свою деятельность в целях удовлетворения потребностей в производстве товаров, работ и услуг для обеспечения обороноспособности Российской Федерации, а также для удовлетворения потребностей национальной экономики и получения прибыли, осуществляет производство цистерн, резервуаров, машин специального назначения и т.д., а также вправе осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации (т. 1 л.д. 40-57).
В систему органов обеспечения безопасности и Вооруженных Сил Российской Федерации Общество не входит.
В перечень стратегических организаций, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 1226-р, Общество также не включено.
Доказательств финансирования деятельности Общества Министерством обороны Российской Федерации налогоплательщиком в материалы дела не представлено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у Общества обязанности исчислить и уплатить земельный налог за принадлежащие ему земельные участки.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Решение суда от 22.03.2013 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.03.2013 по делу N А82-3/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "751 ремонтный завод средств заправки и транспортирования горючего" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
М.В.НЕМЧАНИНОВА

Судьи
А.В.КАРАВАЕВА
Т.В.ХОРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)