Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей: Катькиной Н.Н., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания Соловьевой Е.В.,
в судебном заседании участвуют:
от Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области: Киреева Ю.А., по доверенности N 04-03/0491 от 14.12.2012; от ООО "Заречье-2": Фомская И.Ю., по доверенности N 1 от 21.03.2013, Кудинова О.А. по доверенности N 2 от 21.03.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22 мая 2013 года по делу N А41-7642/13, принятое судьей Мясовым Т.В. по заявлению ООО "Заречье-2" (ИНН 5032124142, ОГРН 1055006300755) к МИ ФНС России N 22 по Московской области о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Московской области о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.10.2012 г. N 9102,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Заречье-2" (далее - ООО "Заречье-2", заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Московской области (далее - МРИ ФНС России N 22 по Московской области, заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.10.2012 N 9102.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 мая 2013 года по делу N А41-7642/13 требования ООО "Заречье-2" удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Межрайонная ИФНС России N 22 по Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 22.05.2013 года по делу N А41-7642/13 отменить, отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель представил в материалы дел отзыв, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Инспекция и заявитель направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Заречье-2" обладает на праве собственности земельным участком общей площадью 202 134 квадратных метра (назначение - земли населенных пунктов; разрешенный вид использования - для многоэтажного строительства) с кадастровым номером 50:20:0020202:261 (далее - земельный участок).
27 января 2012 года ООО "Заречье-2" представила в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год. На момент представления налоговой декларации в налоговый орган кадастровая стоимость земельного участка составляла 2 060 206 325 рублей 52 копейки.
14 мая 2012 года ООО "Заречье-2" была получена кадастровая выписка на участок, согласно которой кадастровая стоимость участка составила 564 754 310 рублей 64 копейки.
31 мая 2012 года ООО "Заречье-2" в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка в налоговый орган была подана уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год.
По итогам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации Инспекцией было принято решение от 25 октября 2012 года N 9102 о привлечении ООО "Заречье-2" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно принятому налоговым органом решению налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 1 178 048 рублей 51 копейки.
Кроме того налогоплательщику было предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 17 945 424 рубля и пени в сумме 435 192 рублей 19 копеек.
Не согласившись с результатами мероприятий налогового контроля ООО "Заречье-2" обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Московской области, по итогам рассмотрения которой было принято решение от 21 января 2013 года N 07-12/0235, оставившее обжалованное решение без изменения, а жалобу налогоплательщика без удовлетворения.
Не согласившись с решением налоговой инспекции, налогоплательщик обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал следующее.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с положениями статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В силу с пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 14 статьи 396 НК РФ закреплено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 ноября 2011 года N "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01 января 2010 года, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010 и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.2010.
На основании изложенных положений Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области налогоплательщик сделал вывод о том, что установленная в отношении его земельного участка кадастровая стоимость изменилась в сторону уменьшения.
Также налогоплательщиком был сделан вывод, что измененная кадастровая стоимость является основанием для уточнения своих налоговых обязательств в сторону уменьшения, так как по состоянию на проверяемый период кадастровая стоимость земельного участка значительно уменьшилась.
При этом налогоплательщик руководствовался положениями пункта 4 статьи 5 НК РФ.
В письмах Минфина России от 15.03.2012 N 03-05-05-02/15, от 26.10.2012 N 03-05-05-02/107 и от 19.12.2012 N 03-05-05-02/123 указывается, что при утверждении новых результатов государственной оценки земель нормативным актом, положение которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в том случае, если улучшается положение налогоплательщика.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка повлекло уменьшение суммы земельного налога, подлежащего уплате за 2011 год.
В своей апелляционной жалобе инспекция указывает, что пунктом 12 статьи 396 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно направляют в налоговые органы сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В рамках полномочий, предусмотренных статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации и Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ были утверждены: результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.2010.
При применении указанных результатов государственной кадастровой оценки земельных участков из состава земель населенных пунктов в целях определения налоговой базы по земельному налогу и дальнейшего проведения мероприятий налогового контроля налоговый орган руководствовался разъяснениями данными Письмом УФНС России по Московской области от 24.01.2012 N 18-21/02496@ "О вопросах определения налоговой базы по земельному налогу в связи с изданием распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ".
Также инспекция указывает, что в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 02.11.2009 N 439 "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" (далее - Приказ N 439) в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка при упорядочении его границы, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи, происходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов (далее - образованные и измененные участки), кадастровая стоимость указанных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Результаты определения кадастровой стоимости отражаются в акте определения кадастровой стоимости земельных участков, подготовка которого осуществляется кадастровой палатой с утверждением (удостоверением) акта уполномоченным должностным лицом Управления Росреестра по соответствующему субъекту (пункты 1.3, 1.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222).
Исходя из разъяснений Минэкономразвития России от 09.12.2010 N Д06-4695, вышеуказанные нормы Приказа N 439 применяются только к земельным участкам, в отношении которых постановка на государственный кадастровый учет или изменение учетных характеристик в сведениях государственного кадастра недвижимости произошли после даты вступления в силу Приказа N 439, то есть после 5 января 2010 года.
К остальным земельным участкам, согласно позиции налогового органа, вновь установленная кадастровая стоимость может быть применена только начиная с 01.01.2012, поскольку Распоряжение N 236-РМ опубликовано в газете "Ежедневные Новости Подмосковья" 30.11.2011.
По мнению налогового органа, акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 НК РФ. Из содержания Распоряжения N 236-РМ не усматривается распространения его действия на предшествующие налоговые периоды, а указанная в тексте Распоряжения N 236-РМ дата - 01.01.2010 является датой, по состоянию на которую проводилась оценка, а не датой вступления в силу Распоряжения N 236-РМ.
Апелляционный суд отклоняет указанные доводы налогового органа ввиду следующего.
Для целей определения налоговой базы по земельному налогу кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством. В соответствии с положениями Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В свою очередь п. п. 3, 4 ст. 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется на основании сведений кадастра, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Оценка рассматриваемого в настоящем деле земельного участка проведенная по состоянию на 01.01.2010 впоследствии не пересматривалась, не оспаривалась и включена кадастр.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что экономически обоснованная стоимость принадлежащего налогоплательщику земельного участка на 01.01.2010 была определена компетентным государственным органом и впоследствии внесена в кадастр.
Статья 3 НК РФ "Основные начала законодательства о налогах и сборах" определено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
В рассматриваемом споре налоговым органом не была подвергнута сомнению определенная компетентным органом стоимость земельного участка на 01.01.2010.
При несогласии с государственной оценкой кадастровой стоимости земельного участка заявитель имеет право оспорить ее в суде. Кадастровая стоимость земельного участка при этом не является неизменной величиной и может быть скорректирована путем приведения в соответствие с результатами ее оценки.
В рассматриваемом случае оценка стоимости земельного участка была проведена компетентным органом по состоянию на 01.01.2010. С данной оценкой заявитель согласен. Результаты оценки земельного участка налоговым органом оспорены не были.
Ссылки налоговой инспекции на разъяснения, данные письмом Министра экологии и природопользования Московской области от 20.03.2013 и в связи с ним письмом УФНС России по Московской области от 27.03.2013 "О действии распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ о результатах кадастровой оценки земель населенных пунктов" суд находит несостоятельными, поскольку данные письма не отвечают признакам нормативных правовых актов по смыслу статей 1, 4 Налогового кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268 пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 22 мая 2013 года по делу N А41-7642/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области - без удовлетворения
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
Л.М.МОРДКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.08.2013 ПО ДЕЛУ N А41-7642/13
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2013 г. по делу N А41-7642/13
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей: Катькиной Н.Н., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания Соловьевой Е.В.,
в судебном заседании участвуют:
от Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области: Киреева Ю.А., по доверенности N 04-03/0491 от 14.12.2012; от ООО "Заречье-2": Фомская И.Ю., по доверенности N 1 от 21.03.2013, Кудинова О.А. по доверенности N 2 от 21.03.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22 мая 2013 года по делу N А41-7642/13, принятое судьей Мясовым Т.В. по заявлению ООО "Заречье-2" (ИНН 5032124142, ОГРН 1055006300755) к МИ ФНС России N 22 по Московской области о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Московской области о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.10.2012 г. N 9102,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Заречье-2" (далее - ООО "Заречье-2", заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Московской области (далее - МРИ ФНС России N 22 по Московской области, заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.10.2012 N 9102.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 мая 2013 года по делу N А41-7642/13 требования ООО "Заречье-2" удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Межрайонная ИФНС России N 22 по Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 22.05.2013 года по делу N А41-7642/13 отменить, отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель представил в материалы дел отзыв, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Инспекция и заявитель направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Заречье-2" обладает на праве собственности земельным участком общей площадью 202 134 квадратных метра (назначение - земли населенных пунктов; разрешенный вид использования - для многоэтажного строительства) с кадастровым номером 50:20:0020202:261 (далее - земельный участок).
27 января 2012 года ООО "Заречье-2" представила в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год. На момент представления налоговой декларации в налоговый орган кадастровая стоимость земельного участка составляла 2 060 206 325 рублей 52 копейки.
14 мая 2012 года ООО "Заречье-2" была получена кадастровая выписка на участок, согласно которой кадастровая стоимость участка составила 564 754 310 рублей 64 копейки.
31 мая 2012 года ООО "Заречье-2" в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка в налоговый орган была подана уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год.
По итогам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации Инспекцией было принято решение от 25 октября 2012 года N 9102 о привлечении ООО "Заречье-2" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно принятому налоговым органом решению налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 1 178 048 рублей 51 копейки.
Кроме того налогоплательщику было предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 17 945 424 рубля и пени в сумме 435 192 рублей 19 копеек.
Не согласившись с результатами мероприятий налогового контроля ООО "Заречье-2" обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Московской области, по итогам рассмотрения которой было принято решение от 21 января 2013 года N 07-12/0235, оставившее обжалованное решение без изменения, а жалобу налогоплательщика без удовлетворения.
Не согласившись с решением налоговой инспекции, налогоплательщик обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал следующее.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с положениями статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В силу с пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 14 статьи 396 НК РФ закреплено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 ноября 2011 года N "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01 января 2010 года, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010 и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.2010.
На основании изложенных положений Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области налогоплательщик сделал вывод о том, что установленная в отношении его земельного участка кадастровая стоимость изменилась в сторону уменьшения.
Также налогоплательщиком был сделан вывод, что измененная кадастровая стоимость является основанием для уточнения своих налоговых обязательств в сторону уменьшения, так как по состоянию на проверяемый период кадастровая стоимость земельного участка значительно уменьшилась.
При этом налогоплательщик руководствовался положениями пункта 4 статьи 5 НК РФ.
В письмах Минфина России от 15.03.2012 N 03-05-05-02/15, от 26.10.2012 N 03-05-05-02/107 и от 19.12.2012 N 03-05-05-02/123 указывается, что при утверждении новых результатов государственной оценки земель нормативным актом, положение которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в том случае, если улучшается положение налогоплательщика.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка повлекло уменьшение суммы земельного налога, подлежащего уплате за 2011 год.
В своей апелляционной жалобе инспекция указывает, что пунктом 12 статьи 396 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно направляют в налоговые органы сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В рамках полномочий, предусмотренных статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации и Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ были утверждены: результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.2010.
При применении указанных результатов государственной кадастровой оценки земельных участков из состава земель населенных пунктов в целях определения налоговой базы по земельному налогу и дальнейшего проведения мероприятий налогового контроля налоговый орган руководствовался разъяснениями данными Письмом УФНС России по Московской области от 24.01.2012 N 18-21/02496@ "О вопросах определения налоговой базы по земельному налогу в связи с изданием распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ".
Также инспекция указывает, что в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 02.11.2009 N 439 "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" (далее - Приказ N 439) в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка при упорядочении его границы, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи, происходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов (далее - образованные и измененные участки), кадастровая стоимость указанных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Результаты определения кадастровой стоимости отражаются в акте определения кадастровой стоимости земельных участков, подготовка которого осуществляется кадастровой палатой с утверждением (удостоверением) акта уполномоченным должностным лицом Управления Росреестра по соответствующему субъекту (пункты 1.3, 1.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222).
Исходя из разъяснений Минэкономразвития России от 09.12.2010 N Д06-4695, вышеуказанные нормы Приказа N 439 применяются только к земельным участкам, в отношении которых постановка на государственный кадастровый учет или изменение учетных характеристик в сведениях государственного кадастра недвижимости произошли после даты вступления в силу Приказа N 439, то есть после 5 января 2010 года.
К остальным земельным участкам, согласно позиции налогового органа, вновь установленная кадастровая стоимость может быть применена только начиная с 01.01.2012, поскольку Распоряжение N 236-РМ опубликовано в газете "Ежедневные Новости Подмосковья" 30.11.2011.
По мнению налогового органа, акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 НК РФ. Из содержания Распоряжения N 236-РМ не усматривается распространения его действия на предшествующие налоговые периоды, а указанная в тексте Распоряжения N 236-РМ дата - 01.01.2010 является датой, по состоянию на которую проводилась оценка, а не датой вступления в силу Распоряжения N 236-РМ.
Апелляционный суд отклоняет указанные доводы налогового органа ввиду следующего.
Для целей определения налоговой базы по земельному налогу кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством. В соответствии с положениями Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В свою очередь п. п. 3, 4 ст. 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется на основании сведений кадастра, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Оценка рассматриваемого в настоящем деле земельного участка проведенная по состоянию на 01.01.2010 впоследствии не пересматривалась, не оспаривалась и включена кадастр.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что экономически обоснованная стоимость принадлежащего налогоплательщику земельного участка на 01.01.2010 была определена компетентным государственным органом и впоследствии внесена в кадастр.
Статья 3 НК РФ "Основные начала законодательства о налогах и сборах" определено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
В рассматриваемом споре налоговым органом не была подвергнута сомнению определенная компетентным органом стоимость земельного участка на 01.01.2010.
При несогласии с государственной оценкой кадастровой стоимости земельного участка заявитель имеет право оспорить ее в суде. Кадастровая стоимость земельного участка при этом не является неизменной величиной и может быть скорректирована путем приведения в соответствие с результатами ее оценки.
В рассматриваемом случае оценка стоимости земельного участка была проведена компетентным органом по состоянию на 01.01.2010. С данной оценкой заявитель согласен. Результаты оценки земельного участка налоговым органом оспорены не были.
Ссылки налоговой инспекции на разъяснения, данные письмом Министра экологии и природопользования Московской области от 20.03.2013 и в связи с ним письмом УФНС России по Московской области от 27.03.2013 "О действии распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ о результатах кадастровой оценки земель населенных пунктов" суд находит несостоятельными, поскольку данные письма не отвечают признакам нормативных правовых актов по смыслу статей 1, 4 Налогового кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268 пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 22 мая 2013 года по делу N А41-7642/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области - без удовлетворения
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
Л.М.МОРДКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)