Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Загараевой Л.П., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Халиковой К.Н.
при участии:
от истца (заявителя): представителя Коротковой И.Б. по доверенности от 27.08.2013
от ответчика (должника): представителя Темиржановой В.С. по доверенности от 28.12.2012 N 02-30/1Н-15307
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16137/2013) ГУ "Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2013 по делу N А56-13565/2013 (судья Трохова М.В.), принятое
по иску (заявлению) Некоммерческого партнерства Детско-юношеский спортивно-патриотический клуб единоборств "САМБО 330"
к Государственному учреждению "Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации"
о признании недействительными решений
установил:
Некоммерческое партнерство Детско-юношеский спортивно-патриотический клуб единоборств "САМБО 330" (далее - Партнерство, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными и отмене решения Государственного учреждения - Санкт-Петербургского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 30) (далее - Филиал Фонда, Заинтересованное лицо) от 02.11.2012 N 4043Д и от 28.11.2012 N 4067ПТ о привлечении Партнерства к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
Решением суда от 11.06.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Филиал Фонда, не согласившись с решением суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить указанное решение и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Филиалом Фондом проведены камеральные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Обществом страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2 и 3 кварталы 2012 года.
В соответствии с пунктом 1.2 Акта камеральной проверки от 27.09.2012 N 4043-Д и пунктом 1.2 Акта камеральной проверки от 06.11.2012 N 4067ПТ, Филиалом Фондом выявлено, что Партнерство применило пониженный тариф страховых взносов во 2 и 3 квартале 2012 года, не имея доходов от осуществления деятельности в области спорта в 2011 году.
Решением Филиала Фонда от 02.11.2012 N 4043Д Партнерство привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) в виде 1392 руб. штрафа. Партнерству начислены пени в сумме 38 руб. 21 коп. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 6960 руб. 26 коп., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Решением Филиала Фонда от 28.11.2012 N 4067ПТ Партнерство привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) в виде 1415 руб. 40 коп. штрафа. Партнерству начислены пени в сумме 125 руб. 99 коп. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 7077 руб. 00 коп., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Несогласие заявителя с решениями Филиала Фонда, содержащими вывод о неполной уплате Партнерством страховых взносов, послужило основанием для обращения в суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, удовлетворил заявление в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельству о государственной регистрации некоммерческой организации N 7814032099 от 14.03.2012 решение о государственной регистрации Партнерства при создании принято 27.02.2012, запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 12.03.2012.
Из материалов дела следует и не оспаривается Филиалом Фонда, что Партнерство осуществляет деятельность в области массового спорта и применяет упрощенную систему налогообложения.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) заявитель является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (далее - РСВ).
На основании ст. 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют ПФ РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФ РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Частью 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011-2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов.
Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2012, ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ дополнена пунктом 11, согласно которому в течение переходного периода пониженные тарифы страховых взносов применяются для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1 - 5.3 настоящей статьи.
Согласно ч. 5.1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ вышеназванные некоммерческие организации применяют пониженные тарифы при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не менее 70% суммы всех доходов этой организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов:
1) доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, определяемых в соответствии с п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ (далее - целевые поступления);
2) доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ и определяемых в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (далее - гранты);
3) доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных в пп. "р" - "ф", "я.4" - "я.6" п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
Для подтверждения права на применение пониженного тарифа страховых взносов организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, необходимо представить расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР.
Форма отчетности РСВ-1 ПФР содержит подраздел, в котором организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, должны отражать долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.
Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса РФ. Данной статьей к доходам при применении УСН отнесены как доходы, учитываемые при определении объекта налогообложения (доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ), так и доходы, не учитываемые при определении объекта налогообложения на основании ст. 251 НК РФ. Следовательно, при определении доли доходов по основному виду экономической деятельности в общем объеме доходов в целях применения пониженных тарифов страховых взносов некоммерческая организация, применяющая УСН, должна учитывать все доходы, указанные в ст. 346.15 НК РФ, - как учитываемые, так и не учитываемые при определении объекта налогообложения (в том числе благотворительные пожертвования).
Если организация по итогам деятельности за отчетный период не подтверждает соответствие условию о необходимой доле доходов от осуществления указанного вида деятельности, то она применяет общеустановленный тариф страховых взносов, предусмотренный ст. 12 Закона N 212-ФЗ.
Доказательств подтверждения данного условия не представлено в материалы дела.
В соответствии с п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, которым является Минюст России, или его территориальным органом.
Таким образом, некоммерческая организация, зарегистрированная в установленном законодательством Российской Федерации порядке в 2012 г., применяющая УСН и осуществляющая в соответствии с учредительными документами деятельность в области массового спорта, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, с 01.01.2013 при условии, что по итогам 2012 г. не менее 70% суммы всех доходов этой организации за 2012 г. составит сумма доходов в виде целевых поступлений и грантов, поименованных в п. п. 1 и 2 ч. 5.1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, и доходов от осуществления экономической деятельности в области массового спорта (пп. "с" п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ).
С учетом изложенного, право на применение пониженного тарифа страховых взносов у Заявителя в спорный период отсутствовало.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленного требования в части признания недействительным решения от 28.11.2012 N 4067ПТ о привлечении Партнерства к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
В остальной части решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, исходя из следующего.
Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки плательщика страховых взносов регулируется статьей 39 Закона N 212-ФЗ.
Акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 Закона N 212-ФЗ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 1 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (часть 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ). Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов (часть 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки. При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные в органы контроля за уплатой страховых взносов при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица, и иные документы, имеющиеся у органа контроля за уплатой страховых взносов (части 4, 5 статьи 39 Закона N 212-ФЗ). По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (часть 8 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, Фонд обязан известить лицо, в отношении которого проводилась проверка правильности о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Необеспечение лицу, в отношении которого проводилась проверка правильности начисления страховых взносов, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов является основанием для признания решения фонда недействительным.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что уведомление об участии страхователя в рассмотрении материалов проверки от 27.09.2012 N 4043-Д (л.д. 52) Обществу не вручалось.
Довод представителя Фонда о том, что указанное уведомление было направлено вместе с актом камеральной проверки 02.10.2012, что подтверждается списком заказных писем N 3 от 02.10.2012 (л.д. 59) и получено заявителем 08.10.2012, обоснованно не принят судом, поскольку соответствующих доказательств Фондом в материалы дела не представлено.
Указанное уведомление не является приложением к акту проверки, а является самостоятельным документом, подлежащим направлению в адрес страхователя для обеспечения его прав на участие в рассмотрении материалов проверки.
Доказательства получения указанного уведомления Обществом в материалах дела отсутствуют. При этом само Общество отрицает факт получения уведомления
С учетом вышеизложенного обстоятельства ненадлежащего извещения ответчика о рассмотрении материалов проверки и ненадлежащего вручения ему уведомления свидетельствуют о нарушении гарантий защиты, предоставленных страхователю законом, следовательно, отсутствуют и правовые основания для взыскания с Общества пеней, финансовых санкций и предложения уплатить сумму страховых взносов.
Поскольку нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки и вынесения решений по ним является самостоятельным основанием для признания недействительным оспариваемого решения, арбитражные суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование заявителя о признании недействительным решения от 02.11.2012 N 4043Д.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2013 по делу N А56-13565/2013 отменить в части признания недействительным решения Государственного учреждения - Санкт-Петербургского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 30) от 28.11.2012 N 4067Д о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах и взыскания судебных расходов в размере 2000 руб.
В удовлетворении заявления в этой части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга от 11.06.2013 по делу А56-13565/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без изменения.
Председательствующий
И.А.ДМИТРИЕВА
Судьи
Л.П.ЗАГАРАЕВА
В.А.СЕМИГЛАЗОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.09.2013 ПО ДЕЛУ N А56-13565/2013
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2013 г. по делу N А56-13565/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Загараевой Л.П., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Халиковой К.Н.
при участии:
от истца (заявителя): представителя Коротковой И.Б. по доверенности от 27.08.2013
от ответчика (должника): представителя Темиржановой В.С. по доверенности от 28.12.2012 N 02-30/1Н-15307
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16137/2013) ГУ "Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2013 по делу N А56-13565/2013 (судья Трохова М.В.), принятое
по иску (заявлению) Некоммерческого партнерства Детско-юношеский спортивно-патриотический клуб единоборств "САМБО 330"
к Государственному учреждению "Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации"
о признании недействительными решений
установил:
Некоммерческое партнерство Детско-юношеский спортивно-патриотический клуб единоборств "САМБО 330" (далее - Партнерство, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными и отмене решения Государственного учреждения - Санкт-Петербургского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 30) (далее - Филиал Фонда, Заинтересованное лицо) от 02.11.2012 N 4043Д и от 28.11.2012 N 4067ПТ о привлечении Партнерства к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
Решением суда от 11.06.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Филиал Фонда, не согласившись с решением суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить указанное решение и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Филиалом Фондом проведены камеральные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Обществом страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2 и 3 кварталы 2012 года.
В соответствии с пунктом 1.2 Акта камеральной проверки от 27.09.2012 N 4043-Д и пунктом 1.2 Акта камеральной проверки от 06.11.2012 N 4067ПТ, Филиалом Фондом выявлено, что Партнерство применило пониженный тариф страховых взносов во 2 и 3 квартале 2012 года, не имея доходов от осуществления деятельности в области спорта в 2011 году.
Решением Филиала Фонда от 02.11.2012 N 4043Д Партнерство привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) в виде 1392 руб. штрафа. Партнерству начислены пени в сумме 38 руб. 21 коп. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 6960 руб. 26 коп., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Решением Филиала Фонда от 28.11.2012 N 4067ПТ Партнерство привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) в виде 1415 руб. 40 коп. штрафа. Партнерству начислены пени в сумме 125 руб. 99 коп. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 7077 руб. 00 коп., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Несогласие заявителя с решениями Филиала Фонда, содержащими вывод о неполной уплате Партнерством страховых взносов, послужило основанием для обращения в суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, удовлетворил заявление в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельству о государственной регистрации некоммерческой организации N 7814032099 от 14.03.2012 решение о государственной регистрации Партнерства при создании принято 27.02.2012, запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 12.03.2012.
Из материалов дела следует и не оспаривается Филиалом Фонда, что Партнерство осуществляет деятельность в области массового спорта и применяет упрощенную систему налогообложения.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) заявитель является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (далее - РСВ).
На основании ст. 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют ПФ РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФ РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Частью 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011-2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов.
Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2012, ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ дополнена пунктом 11, согласно которому в течение переходного периода пониженные тарифы страховых взносов применяются для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1 - 5.3 настоящей статьи.
Согласно ч. 5.1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ вышеназванные некоммерческие организации применяют пониженные тарифы при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не менее 70% суммы всех доходов этой организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов:
1) доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, определяемых в соответствии с п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ (далее - целевые поступления);
2) доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ и определяемых в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (далее - гранты);
3) доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных в пп. "р" - "ф", "я.4" - "я.6" п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
Для подтверждения права на применение пониженного тарифа страховых взносов организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, необходимо представить расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР.
Форма отчетности РСВ-1 ПФР содержит подраздел, в котором организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, должны отражать долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.
Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса РФ. Данной статьей к доходам при применении УСН отнесены как доходы, учитываемые при определении объекта налогообложения (доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ), так и доходы, не учитываемые при определении объекта налогообложения на основании ст. 251 НК РФ. Следовательно, при определении доли доходов по основному виду экономической деятельности в общем объеме доходов в целях применения пониженных тарифов страховых взносов некоммерческая организация, применяющая УСН, должна учитывать все доходы, указанные в ст. 346.15 НК РФ, - как учитываемые, так и не учитываемые при определении объекта налогообложения (в том числе благотворительные пожертвования).
Если организация по итогам деятельности за отчетный период не подтверждает соответствие условию о необходимой доле доходов от осуществления указанного вида деятельности, то она применяет общеустановленный тариф страховых взносов, предусмотренный ст. 12 Закона N 212-ФЗ.
Доказательств подтверждения данного условия не представлено в материалы дела.
В соответствии с п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, которым является Минюст России, или его территориальным органом.
Таким образом, некоммерческая организация, зарегистрированная в установленном законодательством Российской Федерации порядке в 2012 г., применяющая УСН и осуществляющая в соответствии с учредительными документами деятельность в области массового спорта, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, с 01.01.2013 при условии, что по итогам 2012 г. не менее 70% суммы всех доходов этой организации за 2012 г. составит сумма доходов в виде целевых поступлений и грантов, поименованных в п. п. 1 и 2 ч. 5.1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, и доходов от осуществления экономической деятельности в области массового спорта (пп. "с" п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ).
С учетом изложенного, право на применение пониженного тарифа страховых взносов у Заявителя в спорный период отсутствовало.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленного требования в части признания недействительным решения от 28.11.2012 N 4067ПТ о привлечении Партнерства к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
В остальной части решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, исходя из следующего.
Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки плательщика страховых взносов регулируется статьей 39 Закона N 212-ФЗ.
Акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 Закона N 212-ФЗ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 1 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (часть 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ). Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов (часть 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки. При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные в органы контроля за уплатой страховых взносов при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица, и иные документы, имеющиеся у органа контроля за уплатой страховых взносов (части 4, 5 статьи 39 Закона N 212-ФЗ). По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (часть 8 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, Фонд обязан известить лицо, в отношении которого проводилась проверка правильности о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Необеспечение лицу, в отношении которого проводилась проверка правильности начисления страховых взносов, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов является основанием для признания решения фонда недействительным.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что уведомление об участии страхователя в рассмотрении материалов проверки от 27.09.2012 N 4043-Д (л.д. 52) Обществу не вручалось.
Довод представителя Фонда о том, что указанное уведомление было направлено вместе с актом камеральной проверки 02.10.2012, что подтверждается списком заказных писем N 3 от 02.10.2012 (л.д. 59) и получено заявителем 08.10.2012, обоснованно не принят судом, поскольку соответствующих доказательств Фондом в материалы дела не представлено.
Указанное уведомление не является приложением к акту проверки, а является самостоятельным документом, подлежащим направлению в адрес страхователя для обеспечения его прав на участие в рассмотрении материалов проверки.
Доказательства получения указанного уведомления Обществом в материалах дела отсутствуют. При этом само Общество отрицает факт получения уведомления
С учетом вышеизложенного обстоятельства ненадлежащего извещения ответчика о рассмотрении материалов проверки и ненадлежащего вручения ему уведомления свидетельствуют о нарушении гарантий защиты, предоставленных страхователю законом, следовательно, отсутствуют и правовые основания для взыскания с Общества пеней, финансовых санкций и предложения уплатить сумму страховых взносов.
Поскольку нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки и вынесения решений по ним является самостоятельным основанием для признания недействительным оспариваемого решения, арбитражные суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование заявителя о признании недействительным решения от 02.11.2012 N 4043Д.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2013 по делу N А56-13565/2013 отменить в части признания недействительным решения Государственного учреждения - Санкт-Петербургского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 30) от 28.11.2012 N 4067Д о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах и взыскания судебных расходов в размере 2000 руб.
В удовлетворении заявления в этой части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга от 11.06.2013 по делу А56-13565/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без изменения.
Председательствующий
И.А.ДМИТРИЕВА
Судьи
Л.П.ЗАГАРАЕВА
В.А.СЕМИГЛАЗОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)