Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 13.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3411АП/2012

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 августа 2012 г. по делу N 33-3411АП/2012


Судья: Пешкин А.Г.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Сажина А.В.,
судей Тебеньковой Л.Г., Смирновой Н.И.,
при секретаре З.
рассмотрела в судебном заседании 13 августа 2012 года дело по апелляционной жалобе О.С. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 февраля 2012 года, по которому
Требования О.С. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сыктывкару, Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Коми о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, возврате налога на доходы физических лиц за... год, оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Сажина А.В., объяснения О.С., его представителя Ж., представителей ИФНС России по г. Сыктывкару Ф., УФНС России по РК О.В. судебная коллегия

установила:

О.С. обратился в суд с иском к ИФНС России по г. Сыктывкару о признании незаконным решения N...., оставленным без изменения решением УФНС России по РК N 519-А от ДД.ММ.ГГГГ., возврате налога на доходы физических лиц за... год.
Истец и его представитель в судебном заседании требования поддержали.
Представители ИФНС России по г. Сыктывкару и Управления ФНС России по Республике Коми с требованиями не согласились.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе О.С., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент приобретения истцом квартиры в 2006 году) при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них.
Имущественный налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется в случаях, если оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома, квартиры или доли (долей) в них для налогоплательщика производится за счет средств работодателей или иных лиц, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии с п. 2 ст. 20 настоящего Кодекса (абз. 19 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).
Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона от 05.12.2006 г. N 208-ФЗ "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" абзац девятнадцатый пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ после слов "производится за счет средств работодателей или иных лиц" дополнен словами "средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей".
В силу п. 34 статьи 217 НК РФ средства материнского капитала освобождаются от налога на доходы физических лиц (не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц).
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" материнский (семейный) капитал - это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
В силу п. 5 ст. 10 названного Закона Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством РФ.
Подпунктом "б" п. 3 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года N 862, установлено, что в случае предоставления лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат, кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение или строительство жилья либо кредита (займа), в том числе ипотечного, на погашение ранее предоставленного кредита (займа) на приобретение или строительство жилья средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу), в том числе ипотечному, на приобретение или строительство жилья (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанному кредиту (займу)), в том числе по кредиту (займу), обязательство по которому возникло у лица, получившего сертификат, до возникновения права на получение средств материнского (семейного) капитала.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. О.С. в ИФНС России по г. Сыктывкару подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за...., в которой налогоплательщиком заявлены налоговые вычеты, предусмотренные пп. 1 п. 1 ст. 220, пп. 2 п. 1 ст. 220, пп. 4 п. 1 ст. 218, пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ.
Согласно акту N...., составленному по результатам проведенной камеральной налоговой проверки, установлена неуплата О.С. налога на доходы физических лиц в размере... руб.
Решением ИФНС России по г. Сыктывкару от ДД.ММ.ГГГГ О.С. привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере... руб., начислена недоимка по налогу на доходы физических лиц в размере... руб. и пени в размере... руб.
Решением УФНС России по РК от ДД.ММ.ГГГГ, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы О.С., решение ИФНС России по г. Сыктывкару от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Разрешая спор по существу и отказывая О.С. в удовлетворении требований, суд первой инстанции правильно руководствовался вышеприведенными нормами Налогового кодекса РФ, и исходил из того, что налогоплательщик вправе получить имущественный налоговый вычет только в размере фактически произведенных им расходов на приобретение жилья, к которым средства материнского капитала не относятся, так как являются мерой государственной поддержки и налогообложению не подлежат.
Принимая во внимание, что внесенные непосредственно О.С. суммы в погашение целевого кредита относятся к его фактическим расходам на приобретение квартиры, при этом в них не входят направленные им на погашение долга средства материнского капитала в размере... руб., суд, с учетом указанных выше обстоятельств дела и совокупности всех представленных по делу доказательств, оценивая обоснованность заявленных О.С. требований, пришел к правильному выводу, что имущественный налоговый вычет не может быть предоставлен О.С. в части оплаты расходов на погашение кредита за счет средств материнского капитала.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, сделанными на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств, в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации, подлежащими применению к данным спорным правоотношениям.
Доводы апелляционной жалобы О.С. не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Учитывая, что обстоятельства дела судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении фактам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы О.С. судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционной жалобу О.С. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)