Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23.05.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 28.05.2013
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи М.С. Сафроновой,
судей С.Н. Крекотнева, П.А. Порывкина
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.А. Прозоровской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.03.2013
по делу N А40-132877/12-140-920, принятое судьей О.Ю. Паршуковой
по заявлению ЗАО "Научно-производственный и коммерческий центр "ТОТЕМ" (ОГРН 1027739867143, 107005, г. Москва, ул. 2-я Бауманская, д. 9/23)
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве
(ОГРН 1047701073860, 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 9)
о признании исполненной обязанность, о признании недействительной справки, об обязании выдать справку,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Полякова Н.В. по дов. от 30.11.2012 N П-11/12; Гасс О.В. по дов. от 30.11.2012 N Г-11/2012,
от заинтересованного лица - Требелев А.О. по дов. от 21.05.2013 N 06-12,
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.03.2013 удовлетворено заявление ЗАО "Научно-производственный и коммерческий центр "ТОТЕМ" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) о признании исполненной обязанности общества по уплате в 1998-1999 гг. налогов за 4 квартал 1998 г. на общую сумму 274 260,80 руб., а именно: НДС (городской бюджет) п/п N 294 от 28.12.1998 на сумму 340,20 руб., НДС (республиканский бюджет) - п/п N 293 от 28.12.1998 г. на сумму 1 020,60 руб., налога на прибыль (городской бюджет) за 4 квартал 1998 г. - п/п N 295 от 30.12.1998 на сумму 70 000 руб., налога на прибыль (федеральный бюджет) за 4 квартал 1998 г. - п/п N 296 от 30.12.1998 на сумму 40 000 руб., налога на пользователей автодорог (территориальный бюджет) за 4 квартал 1998 г. - п/п N 297 от 30.12.1998 на сумму 10 000 руб., налога на пользователей автодорог (Федеральный бюджет) за 4 квартал 1998 г. - п/п N 298 от 30.12.1998 г. на сумму 10 000 руб., налог на содержание жилищного фонда за 1998 г. - п/п N 1 от 12.02.1999 на сумму 20 000 руб., налога на прибыль (городской бюджет) за 1998 г. п/п N 2 от 22.03.1999 на сумму 122 900 руб.; о признании незаконными действия ИФНС России N 1 по г. Москве (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган), выразившиеся в указании в справках о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам в 2012 г. на отсутствие исполненной обязанности по уплате налога в части платежей по уплате в 1998 - 1999 гг. налогов за 4 квартал 1998 г. на общую сумму 274 260,80 руб., а именно: НДС (городской бюджет) п/п N 294 от 28.12.1998 на сумму 340,20 руб., НДС (республиканский бюджет) - п/п N 293 от 28.12.1998 на сумму 1 020,60 руб., налога на прибыль (городской бюджет) за 4 квартал 1998 г. - п/п N 295 от 30.12.1998 на сумму 70 000 руб., налога на прибыль (федеральный бюджет) за 4 квартал 1998 г. - п/п N 296 от 30.12.1998 г. на сумму 40 000 руб., налога на пользователей автодорог (территориальный бюджет) за 4 квартал 1998 г. - п/п N 297 от 30.12.1998 на сумму 10 000 руб., налога на пользователей автодорог (Федеральный бюджет) за 4 квартал 1998 г. - п/п N 298 от 30.12.1998 г. на сумму 10 000 руб., налог на содержание жилищного фонда за 1998 г. - п/п N 1 от 12.02.1999 г. на сумму 20 000 руб., налога на прибыль (городской бюджет) за 1998 г. п/п N 2 от 22.03.1999 на сумму 122 900 руб., а также по начислению пеней в указанной части.
Инспекция не согласилась с принятым судом решением, обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе инспекция приводит доводы о том, что признание налоговым органом налоговой обязанности по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль по перечисленным платежным поручениям исполненной подтверждается справкой о состоянии расчетов от 14.02.2013 и распечатками из базы данных налогового органа, где видно, что по каждому платежному поручению принята соответствующая сумма как положительное сальдо; на момент рассмотрения настоящего спора интересы и права общества не являлись нарушенными.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда судом апелляционной инстанции проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что общество является юридическим лицом, состоящим на налоговом учете в инспекции с 1991 г.
В 2012 г. общество несколько раз обращалось в инспекцию за справками о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций в связи с необходимостью предоставления их третьим лицам в целях подтверждения финансовой надежности и добросовестности организации.
Заявителем получены справки от 31.03.2012 N 2068 (в электронном виде), от 01.06.2012 N 2853, от 24.08.2012 N 134195.
Во всех этих справках по сведениям инспекции за организацией числится задолженность по налогам за 4 квартал 1998 г. и пени, начисленные на эту задолженность. Также обществу выдана справка от 04.09.2012 N 20456 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, в которой указано, что общество имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней.
Как установлено материалами дела, спорная задолженность образовалась во время банковского кризиса 1998 - 1999 гг. - перечислении налогов за 4 квартал 1998 г. через Промстройбанк России (ОАО) из-за отсутствия средств на корреспондентском счете банка. Налоги уплачены обществом в период с декабря 1998 г. по март 1999 г., то есть списаны с расчетного счета в Промстройбанке России (ОАО).
Копии платежных поручений на оплату налогов за 4 квартал 1998 г. на общую сумму 274 260,80 руб. представлены в инспекцию, а именно: налог на добавленную стоимость (городской бюджет) - п/п N 294 от 28.12.1998 на сумму 340,20 руб., налог на добавленную стоимость (республиканский бюджет) - п/п N 293 от 14.12.1998 на сумму 1020,60 руб., налог на прибыль (городской бюджет) за 4 квартал 1998 г. - п/п N 295 от 30.12.1998 на сумму 70 000 руб., налог на прибыль (федеральный бюджет) за 4 квартал 1998 г. - п/п N 296 от 30.12.1998 на сумму 40 000 руб., налог на пользователей автодорог (территориальный бюджет) за 4 квартал 1998 г. - п/п N 297 от 30.12.1998 на сумму 10 000 руб., налог на пользователей автодорог (федеральный бюджет) за 4 квартал 1998 г. - п/п N 298 от 30.12.1998 на сумму 10 000 руб., налог на содержание жилищного фонда за 1998 г. - п/п N 1 от 12.02.1999 на сумму 20 000 руб., налог на прибыль (городской бюджет) за 1998 г. - п/п N 2 от 22.03.1999 на сумму 122 900 руб.
Наличие денежных средств на расчетном счете общества в Промстройбанке России (ОАО) в 1998 - 1999 гг. подтверждается представленными в материалы дела банковскими выписками от 30.12.1998, от 15.02.1999, от 24.03.1999.
Согласно ст. 60 НК РФ с даты списания средств со счета налогоплательщика в банке при наличии достаточного денежного остатка на его счете обязанность по их зачислению на счета учета доходов бюджета лежит на этом кредитном учреждении и обеспечивается мерами государственного принуждения.
Лицензия у Промстройбанка России (ОАО) отозвана 02.07.1999 (согласно приказу Центрального банка России от 02.07.1999 N ОД-238). Оснований предполагать, что перечисленные платежи не попадут в бюджет у общества не было, так как платежи по налогам в течение августа - ноября 1998 г. через данный банк в бюджет поступили.
С ноября 1999 г. началась процедура банкротства банка. Промстройбанк России ликвидирован 18.03.2004 (Приказ ЦБР N ОД-107 от 04.03.2004).
В Информационном письме ВАС РФ от 06.08.1999 N 43 указано, что в случае банкротства кредитной организации право требования к банку об уплате сумм налоговых платежей, списанных со счета клиента, но не зачисленных в бюджет, принадлежит налоговым органам.
До настоящего времени (в течение почти 14 лет) инспекция не обращалась с требованием о повторной уплате спорных сумм налогов; претензий по поводу недобросовестности общества не заявляла.
Инспекция признает факт того, что суммы налогов по платежным поручениям N 293 от 28.12.1998, N 294 от 28.12.1998, N 295 от 30.12.1998, N 296 от 34.12.1998, N 297 от 30.12.1998, N 1 от 12.02.1999, N 2 от 22.03.1999 списаны с расчетного счета общества в Промстройбанке России (ОАО), что подтверждается выданными справками о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций N 14-12/5265 от 18.03.2002, N 1 от 07.06.2007, N 2853 от 01.06.2012.
Кроме того, обществу неоднократно выдавались справки об отсутствии задолженности в бюджет.
В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ (в редакции, действующей в 1999 г.) обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, приведенной в Постановлении от 12.10.1998 N 24-П и в Определении от 25.07.2001 N 138-О, обязанность юридического лица по уплате налога прекращается со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет.
Таким образом, общество выполнило свои налоговые обязанности в 1998 - 1999 гг.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно посчитал требования заявителя обоснованными.
Суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства по делу и дал им надлежащую правовую оценку. Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены нет.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.03.2013 по делу N А40-132877/12-140-920 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
М.С.САФРОНОВА
Судьи
С.Н.КРЕКОТНЕВ
П.А.ПОРЫВКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.05.2013 N 09АП-14468/2013 ПО ДЕЛУ N А40-132877/12-140-920
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2013 г. N 09АП-14468/2013
Дело N А40-132877/12-140-920
Резолютивная часть постановления объявлена 23.05.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 28.05.2013
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи М.С. Сафроновой,
судей С.Н. Крекотнева, П.А. Порывкина
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.А. Прозоровской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.03.2013
по делу N А40-132877/12-140-920, принятое судьей О.Ю. Паршуковой
по заявлению ЗАО "Научно-производственный и коммерческий центр "ТОТЕМ" (ОГРН 1027739867143, 107005, г. Москва, ул. 2-я Бауманская, д. 9/23)
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве
(ОГРН 1047701073860, 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 9)
о признании исполненной обязанность, о признании недействительной справки, об обязании выдать справку,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Полякова Н.В. по дов. от 30.11.2012 N П-11/12; Гасс О.В. по дов. от 30.11.2012 N Г-11/2012,
от заинтересованного лица - Требелев А.О. по дов. от 21.05.2013 N 06-12,
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.03.2013 удовлетворено заявление ЗАО "Научно-производственный и коммерческий центр "ТОТЕМ" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) о признании исполненной обязанности общества по уплате в 1998-1999 гг. налогов за 4 квартал 1998 г. на общую сумму 274 260,80 руб., а именно: НДС (городской бюджет) п/п N 294 от 28.12.1998 на сумму 340,20 руб., НДС (республиканский бюджет) - п/п N 293 от 28.12.1998 г. на сумму 1 020,60 руб., налога на прибыль (городской бюджет) за 4 квартал 1998 г. - п/п N 295 от 30.12.1998 на сумму 70 000 руб., налога на прибыль (федеральный бюджет) за 4 квартал 1998 г. - п/п N 296 от 30.12.1998 на сумму 40 000 руб., налога на пользователей автодорог (территориальный бюджет) за 4 квартал 1998 г. - п/п N 297 от 30.12.1998 на сумму 10 000 руб., налога на пользователей автодорог (Федеральный бюджет) за 4 квартал 1998 г. - п/п N 298 от 30.12.1998 г. на сумму 10 000 руб., налог на содержание жилищного фонда за 1998 г. - п/п N 1 от 12.02.1999 на сумму 20 000 руб., налога на прибыль (городской бюджет) за 1998 г. п/п N 2 от 22.03.1999 на сумму 122 900 руб.; о признании незаконными действия ИФНС России N 1 по г. Москве (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган), выразившиеся в указании в справках о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам в 2012 г. на отсутствие исполненной обязанности по уплате налога в части платежей по уплате в 1998 - 1999 гг. налогов за 4 квартал 1998 г. на общую сумму 274 260,80 руб., а именно: НДС (городской бюджет) п/п N 294 от 28.12.1998 на сумму 340,20 руб., НДС (республиканский бюджет) - п/п N 293 от 28.12.1998 на сумму 1 020,60 руб., налога на прибыль (городской бюджет) за 4 квартал 1998 г. - п/п N 295 от 30.12.1998 на сумму 70 000 руб., налога на прибыль (федеральный бюджет) за 4 квартал 1998 г. - п/п N 296 от 30.12.1998 г. на сумму 40 000 руб., налога на пользователей автодорог (территориальный бюджет) за 4 квартал 1998 г. - п/п N 297 от 30.12.1998 на сумму 10 000 руб., налога на пользователей автодорог (Федеральный бюджет) за 4 квартал 1998 г. - п/п N 298 от 30.12.1998 г. на сумму 10 000 руб., налог на содержание жилищного фонда за 1998 г. - п/п N 1 от 12.02.1999 г. на сумму 20 000 руб., налога на прибыль (городской бюджет) за 1998 г. п/п N 2 от 22.03.1999 на сумму 122 900 руб., а также по начислению пеней в указанной части.
Инспекция не согласилась с принятым судом решением, обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе инспекция приводит доводы о том, что признание налоговым органом налоговой обязанности по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль по перечисленным платежным поручениям исполненной подтверждается справкой о состоянии расчетов от 14.02.2013 и распечатками из базы данных налогового органа, где видно, что по каждому платежному поручению принята соответствующая сумма как положительное сальдо; на момент рассмотрения настоящего спора интересы и права общества не являлись нарушенными.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда судом апелляционной инстанции проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что общество является юридическим лицом, состоящим на налоговом учете в инспекции с 1991 г.
В 2012 г. общество несколько раз обращалось в инспекцию за справками о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций в связи с необходимостью предоставления их третьим лицам в целях подтверждения финансовой надежности и добросовестности организации.
Заявителем получены справки от 31.03.2012 N 2068 (в электронном виде), от 01.06.2012 N 2853, от 24.08.2012 N 134195.
Во всех этих справках по сведениям инспекции за организацией числится задолженность по налогам за 4 квартал 1998 г. и пени, начисленные на эту задолженность. Также обществу выдана справка от 04.09.2012 N 20456 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, в которой указано, что общество имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней.
Как установлено материалами дела, спорная задолженность образовалась во время банковского кризиса 1998 - 1999 гг. - перечислении налогов за 4 квартал 1998 г. через Промстройбанк России (ОАО) из-за отсутствия средств на корреспондентском счете банка. Налоги уплачены обществом в период с декабря 1998 г. по март 1999 г., то есть списаны с расчетного счета в Промстройбанке России (ОАО).
Копии платежных поручений на оплату налогов за 4 квартал 1998 г. на общую сумму 274 260,80 руб. представлены в инспекцию, а именно: налог на добавленную стоимость (городской бюджет) - п/п N 294 от 28.12.1998 на сумму 340,20 руб., налог на добавленную стоимость (республиканский бюджет) - п/п N 293 от 14.12.1998 на сумму 1020,60 руб., налог на прибыль (городской бюджет) за 4 квартал 1998 г. - п/п N 295 от 30.12.1998 на сумму 70 000 руб., налог на прибыль (федеральный бюджет) за 4 квартал 1998 г. - п/п N 296 от 30.12.1998 на сумму 40 000 руб., налог на пользователей автодорог (территориальный бюджет) за 4 квартал 1998 г. - п/п N 297 от 30.12.1998 на сумму 10 000 руб., налог на пользователей автодорог (федеральный бюджет) за 4 квартал 1998 г. - п/п N 298 от 30.12.1998 на сумму 10 000 руб., налог на содержание жилищного фонда за 1998 г. - п/п N 1 от 12.02.1999 на сумму 20 000 руб., налог на прибыль (городской бюджет) за 1998 г. - п/п N 2 от 22.03.1999 на сумму 122 900 руб.
Наличие денежных средств на расчетном счете общества в Промстройбанке России (ОАО) в 1998 - 1999 гг. подтверждается представленными в материалы дела банковскими выписками от 30.12.1998, от 15.02.1999, от 24.03.1999.
Согласно ст. 60 НК РФ с даты списания средств со счета налогоплательщика в банке при наличии достаточного денежного остатка на его счете обязанность по их зачислению на счета учета доходов бюджета лежит на этом кредитном учреждении и обеспечивается мерами государственного принуждения.
Лицензия у Промстройбанка России (ОАО) отозвана 02.07.1999 (согласно приказу Центрального банка России от 02.07.1999 N ОД-238). Оснований предполагать, что перечисленные платежи не попадут в бюджет у общества не было, так как платежи по налогам в течение августа - ноября 1998 г. через данный банк в бюджет поступили.
С ноября 1999 г. началась процедура банкротства банка. Промстройбанк России ликвидирован 18.03.2004 (Приказ ЦБР N ОД-107 от 04.03.2004).
В Информационном письме ВАС РФ от 06.08.1999 N 43 указано, что в случае банкротства кредитной организации право требования к банку об уплате сумм налоговых платежей, списанных со счета клиента, но не зачисленных в бюджет, принадлежит налоговым органам.
До настоящего времени (в течение почти 14 лет) инспекция не обращалась с требованием о повторной уплате спорных сумм налогов; претензий по поводу недобросовестности общества не заявляла.
Инспекция признает факт того, что суммы налогов по платежным поручениям N 293 от 28.12.1998, N 294 от 28.12.1998, N 295 от 30.12.1998, N 296 от 34.12.1998, N 297 от 30.12.1998, N 1 от 12.02.1999, N 2 от 22.03.1999 списаны с расчетного счета общества в Промстройбанке России (ОАО), что подтверждается выданными справками о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций N 14-12/5265 от 18.03.2002, N 1 от 07.06.2007, N 2853 от 01.06.2012.
Кроме того, обществу неоднократно выдавались справки об отсутствии задолженности в бюджет.
В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ (в редакции, действующей в 1999 г.) обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, приведенной в Постановлении от 12.10.1998 N 24-П и в Определении от 25.07.2001 N 138-О, обязанность юридического лица по уплате налога прекращается со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет.
Таким образом, общество выполнило свои налоговые обязанности в 1998 - 1999 гг.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно посчитал требования заявителя обоснованными.
Суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства по делу и дал им надлежащую правовую оценку. Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены нет.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.03.2013 по делу N А40-132877/12-140-920 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
М.С.САФРОНОВА
Судьи
С.Н.КРЕКОТНЕВ
П.А.ПОРЫВКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)