Судебные решения, арбитраж
Акцизы; Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело; Таможенная стоимость; Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенные платежи
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Асмыковича А.В., Любченко И.С., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Прайм-Рут авто" Кравченко П.В. (доверенность от 01.10.2012 N А10-01), от Центральной акцизной таможни Степановой М.В. (доверенность от 01.08.2012 N 05-21/17839), рассмотрев 26.03.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 (судьи Савицкая И.Г., Зотеева Л.В., Лопато И.Б.) по делу N А56-10154/2012,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Прайм-Рут авто", место нахождения: 199178, Санкт-Петербург, Линия 7-я, д. 76, лит.А, офис 415 А, ОГРН 1077847569304, (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Центральной акцизной таможни, место нахождения: 109240, Москва, Яузская ул., д. 8, ОГРН 1027700552065, (далее - таможня, ЦАТ) по отказу в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин по декларациям на товары (далее - ГТД) N 10009193/111010/0002869; 10009193/291110/0005076.
В качестве способа восстановления нарушенного права общество просит обязать таможню возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 198 300 руб. 39 коп.
Решением суда от 29.05.2012 требования общества удовлетворены в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, усматривая наличие обстоятельств, которые в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) являются основанием для безусловной отмены решения от 29.05.2012, а именно рассмотрение дела в отсутствие участвующего в деле лица, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, определением от 06.11.2012 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ.
Апелляционный суд постановлением от 10.12.2012 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2012 по делу N А56-10154/2012 отменил. Признал незаконными действия Центральной акцизной таможни в лице Северо-Западного акцизного таможенного поста по отказу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 198 300 руб. 39 коп. по ГТД N 10009193/111010/0002869, 10009193/291110/0005076. И обязал Центральную акцизную таможню возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Прайм-Рут авто") 198 300 руб. 39 коп. излишне уплаченных таможенных платежей по ГТД N 10009193/111010/0002869, 10009193/291110/0005076.
В кассационной жалобе таможня, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит постановление апелляционного суда отменить, в удовлетворении заявления отказать. Податель жалобы ссылается на то, что общество самостоятельно скорректировало таможенную стоимость ввезенного товара, в связи с чем оснований для возврата таможенных платежей не имеется.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ.
Как следует из материалов, на основании контрактов от 15.01.2010 N 21182 и от 09.11.2010 N 20689, заключенных обществом и финской компанией "Oy Scan-Auto АВ" заявитель ввез на таможенную территорию Российской Федерации товар: седельные тягачи R20, год выпуска 2007, дизель, объем 11705, мощность 309 КВт.
В целях таможенного оформления указанного товара обществом, как получателем и декларантом, на специализированный Северо-Западный акцизный таможенный пост ЦАТ поданы ГТД N 10009193/111010/0002869; 10009193/291110/0005076.
Таможенную стоимость товаров декларант определил по первому (основному) методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами в сумме 2 545 819 руб. 60 коп.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости общество представило таможне комплект документов, в том числе внешнеэкономические контракты от 15.01.2010 N 21182 и от 09.11.2010 N 20689, счета-фактуры продавца, паспорт сделки, копии платежных поручений и прочие.
Не согласившись с заявленной декларантом таможенной стоимостью товаров, таможня произвела корректировку таможенной стоимости товаров с использованием шестого "резервного" метода определения таможенной стоимости товаров, которая в результате корректировки составила 3 375 528 руб. 30 коп.
В целях обеспечения выпуска товара обществом уплачены дополнительно начисленные таможенные платежи в общей сумме 198 300 руб. 39 коп.
27.11.2010 общество обратилось в таможню с заявлением о возврате суммы указанных таможенных платежей, посчитав их излишне уплаченными.
Таможня направила обществу письменный отказ от 26.12.2011, указав на отсутствие оснований для возврата денежных средств.
Посчитав незаконными действия таможни по корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного и оформленного по ГТД N 10009193/111010/0002869; 10009193/291110/0005076, и отказ в возврате таможенных платежей, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции посчитал заявленные обществом требования подлежащими удовлетворению.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм процессуального и материального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Согласно статье 64 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Сведения, указанные в пункте 2 названной статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей. Порядок декларирования таможенной стоимости товаров, а также формы декларации таможенной стоимости и правила их заполнения устанавливаются решением Комиссии таможенного союза (пункт 3 статьи 65 ТК ТС).
Согласно пункту 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Порядок определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного Союза, регламентирован Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.
Согласно пункту 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 названного Соглашения, при любом из условий, названных в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 5 Соглашения при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются в том числе расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на единую таможенную территорию таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Таким образом, основой для определения таможенной стоимости товара является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза.
В силу статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с названным Кодексом. Для этого таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 ТК ТС.
Статьей 69 ТК ТС также предусмотрено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости.
Из указанной нормы следует, что при необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях.
Перечень документов для подтверждения сведений, заявленных при декларировании товаров, приведен в статье 183 ТК ТС.
Произвольный подход к порядку определения и заявления таможенной стоимости товаров исключался в силу положений статей 12, 19 - 24 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", а равно статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации, действовавших до Таможенного кодекса Таможенного Союза.
В данном случае судом установлено и материалами дела подтверждается, что в ходе таможенного декларирования товаров общество представило таможне все необходимые документы, свидетельствующие о достоверности заявленной в декларациях таможенной стоимости товара и обосновывающие избранный им метод ее определения.
В нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ таможня не представила в материалы дела доказательств недостоверности сведений о цене сделки либо о наличии условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что заявитель правомерно применил метод определения таможенной стоимости спорного товара по цене сделки с ввозимыми товарами, в то время как таможня не доказала наличие ограничений, препятствующих применению обществом указанного метода.
Следовательно, таможенные платежи в сумме 198 300 руб. 39 коп., уплаченные обществом в результате такой корректировки, являются излишне уплаченными.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно пункту 2 статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Указанное заявление и прилагаемые к нему документы (указанные в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ) подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов (часть 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Часть 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ содержит перечень условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин.
Как усматривается из материалов дела, заявителем соблюдены предусмотренные статьей 147 Закона N 311-ФЗ условия возврата излишне уплаченных таможенных платежей, размер таможенных платежей, дополнительно уплаченных обществом в результате корректировки таможенной стоимости ввезенного товара таможенным органом не оспаривается.
С учетом изложенного, принимая во внимание незаконность действий таможни на основании пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в целях восстановления нарушенных прав таможня обязана устранить допущенное нарушение прав общества путем возврата ему 198 300 руб. 39 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
Учитывая, что дело рассмотрено полно и всесторонне, выводы суда не противоречат имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 по делу N А56-10154/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Б.МУНТЯН
Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
И.С.ЛЮБЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 02.04.2013 ПО ДЕЛУ N А56-10154/2012
Разделы:Акцизы; Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело; Таможенная стоимость; Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенные платежи
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2013 г. по делу N А56-10154/2012
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Асмыковича А.В., Любченко И.С., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Прайм-Рут авто" Кравченко П.В. (доверенность от 01.10.2012 N А10-01), от Центральной акцизной таможни Степановой М.В. (доверенность от 01.08.2012 N 05-21/17839), рассмотрев 26.03.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 (судьи Савицкая И.Г., Зотеева Л.В., Лопато И.Б.) по делу N А56-10154/2012,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Прайм-Рут авто", место нахождения: 199178, Санкт-Петербург, Линия 7-я, д. 76, лит.А, офис 415 А, ОГРН 1077847569304, (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Центральной акцизной таможни, место нахождения: 109240, Москва, Яузская ул., д. 8, ОГРН 1027700552065, (далее - таможня, ЦАТ) по отказу в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин по декларациям на товары (далее - ГТД) N 10009193/111010/0002869; 10009193/291110/0005076.
В качестве способа восстановления нарушенного права общество просит обязать таможню возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 198 300 руб. 39 коп.
Решением суда от 29.05.2012 требования общества удовлетворены в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, усматривая наличие обстоятельств, которые в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) являются основанием для безусловной отмены решения от 29.05.2012, а именно рассмотрение дела в отсутствие участвующего в деле лица, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, определением от 06.11.2012 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ.
Апелляционный суд постановлением от 10.12.2012 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2012 по делу N А56-10154/2012 отменил. Признал незаконными действия Центральной акцизной таможни в лице Северо-Западного акцизного таможенного поста по отказу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 198 300 руб. 39 коп. по ГТД N 10009193/111010/0002869, 10009193/291110/0005076. И обязал Центральную акцизную таможню возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Прайм-Рут авто") 198 300 руб. 39 коп. излишне уплаченных таможенных платежей по ГТД N 10009193/111010/0002869, 10009193/291110/0005076.
В кассационной жалобе таможня, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит постановление апелляционного суда отменить, в удовлетворении заявления отказать. Податель жалобы ссылается на то, что общество самостоятельно скорректировало таможенную стоимость ввезенного товара, в связи с чем оснований для возврата таможенных платежей не имеется.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ.
Как следует из материалов, на основании контрактов от 15.01.2010 N 21182 и от 09.11.2010 N 20689, заключенных обществом и финской компанией "Oy Scan-Auto АВ" заявитель ввез на таможенную территорию Российской Федерации товар: седельные тягачи R20, год выпуска 2007, дизель, объем 11705, мощность 309 КВт.
В целях таможенного оформления указанного товара обществом, как получателем и декларантом, на специализированный Северо-Западный акцизный таможенный пост ЦАТ поданы ГТД N 10009193/111010/0002869; 10009193/291110/0005076.
Таможенную стоимость товаров декларант определил по первому (основному) методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами в сумме 2 545 819 руб. 60 коп.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости общество представило таможне комплект документов, в том числе внешнеэкономические контракты от 15.01.2010 N 21182 и от 09.11.2010 N 20689, счета-фактуры продавца, паспорт сделки, копии платежных поручений и прочие.
Не согласившись с заявленной декларантом таможенной стоимостью товаров, таможня произвела корректировку таможенной стоимости товаров с использованием шестого "резервного" метода определения таможенной стоимости товаров, которая в результате корректировки составила 3 375 528 руб. 30 коп.
В целях обеспечения выпуска товара обществом уплачены дополнительно начисленные таможенные платежи в общей сумме 198 300 руб. 39 коп.
27.11.2010 общество обратилось в таможню с заявлением о возврате суммы указанных таможенных платежей, посчитав их излишне уплаченными.
Таможня направила обществу письменный отказ от 26.12.2011, указав на отсутствие оснований для возврата денежных средств.
Посчитав незаконными действия таможни по корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного и оформленного по ГТД N 10009193/111010/0002869; 10009193/291110/0005076, и отказ в возврате таможенных платежей, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции посчитал заявленные обществом требования подлежащими удовлетворению.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм процессуального и материального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Согласно статье 64 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Сведения, указанные в пункте 2 названной статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей. Порядок декларирования таможенной стоимости товаров, а также формы декларации таможенной стоимости и правила их заполнения устанавливаются решением Комиссии таможенного союза (пункт 3 статьи 65 ТК ТС).
Согласно пункту 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Порядок определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного Союза, регламентирован Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.
Согласно пункту 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 названного Соглашения, при любом из условий, названных в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 5 Соглашения при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются в том числе расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на единую таможенную территорию таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Таким образом, основой для определения таможенной стоимости товара является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза.
В силу статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с названным Кодексом. Для этого таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 ТК ТС.
Статьей 69 ТК ТС также предусмотрено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости.
Из указанной нормы следует, что при необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях.
Перечень документов для подтверждения сведений, заявленных при декларировании товаров, приведен в статье 183 ТК ТС.
Произвольный подход к порядку определения и заявления таможенной стоимости товаров исключался в силу положений статей 12, 19 - 24 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", а равно статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации, действовавших до Таможенного кодекса Таможенного Союза.
В данном случае судом установлено и материалами дела подтверждается, что в ходе таможенного декларирования товаров общество представило таможне все необходимые документы, свидетельствующие о достоверности заявленной в декларациях таможенной стоимости товара и обосновывающие избранный им метод ее определения.
В нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ таможня не представила в материалы дела доказательств недостоверности сведений о цене сделки либо о наличии условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что заявитель правомерно применил метод определения таможенной стоимости спорного товара по цене сделки с ввозимыми товарами, в то время как таможня не доказала наличие ограничений, препятствующих применению обществом указанного метода.
Следовательно, таможенные платежи в сумме 198 300 руб. 39 коп., уплаченные обществом в результате такой корректировки, являются излишне уплаченными.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно пункту 2 статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Указанное заявление и прилагаемые к нему документы (указанные в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ) подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов (часть 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Часть 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ содержит перечень условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин.
Как усматривается из материалов дела, заявителем соблюдены предусмотренные статьей 147 Закона N 311-ФЗ условия возврата излишне уплаченных таможенных платежей, размер таможенных платежей, дополнительно уплаченных обществом в результате корректировки таможенной стоимости ввезенного товара таможенным органом не оспаривается.
С учетом изложенного, принимая во внимание незаконность действий таможни на основании пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в целях восстановления нарушенных прав таможня обязана устранить допущенное нарушение прав общества путем возврата ему 198 300 руб. 39 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
Учитывая, что дело рассмотрено полно и всесторонне, выводы суда не противоречат имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 по делу N А56-10154/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Б.МУНТЯН
Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
И.С.ЛЮБЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)