Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Завьяловой М.Л.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области Кутняховой А.С. по доверенности от 30.01.2013 N 03-22/2, Рощиной С.А. по доверенности от 19.03.2013 N 03-22/10,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 24 декабря 2012 года по делу N А66-10632/2012 (судья Балакин Ю.П.),
установил:
государственное унитарное предприятие Тверской области "Максатихинский районный лесхоз" (ОГРН 1086906000092; далее - ГУП "Максатихинский районный лесхоз", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области (далее - инспекция, налоговая инспекция) о признании незаконным решения от 19.06.2012 N 719 в части требования об уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 609 656 руб., наложения штрафа в размере 121 931 руб. и 500 руб. соответственно, начисления пеней в размере 114 448 руб. 02 коп. и внесения соответствующих исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 24 декабря 2012 года требования предприятия удовлетворены, решение инспекции в оспариваемой части признано недействительным, с инспекции в пользу заявителя взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой и дополнениями к ней, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что решение суда принято с неправильным применением норм материального права, а также по неполно выясненным обстоятельствам дела. Указывает, что в соответствии с пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ГУП "Максатихинский районный лесхоз" являлось налоговым агентом по уплате НДС с дохода по реализации имущества (древесины), не закрепленного за предприятием и составляющим казну Российской Федерации. Полагает, что в рассматриваемом случае нельзя отнести продажу лесных насаждений к природным ресурсам, в связи с этим платежи по контрактам, заключенным предприятием с Департаментом лесного комплекса Тверской области, не являются платежами за пользование природными ресурсами, следовательно, они подлежат обложению НДС в соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
ГУП "Максатихинский районный лесхоз" в отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Предприятие о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие. В связи с этим жалоба рассмотрена без участия представителей заявителя в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества и инспекции, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предприятия по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2010 по 31.12.2010, по результатам которой составлен акт от 23.05.2012 N 9 и вынесено решение от 19.06.2012 N 719 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ за неправомерное невыполнение обязанности налогового агента по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в виде штрафа в сумме 228 515 руб. 02 коп., за неправомерное неудержание и неперечисление как налоговым агентом НДС в виде штрафа в сумме 121 931 руб. 20 коп., предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок как налоговым агентом деклараций по НДС за 1 - 4 кварталы 2010 года в виде штрафа в общей сумме 500 руб. Указанным решением предприятию как налоговому агенту начислен и предложен к уплате НДС в размере 609 656 руб. и пени по НДС в размере 114 448 руб. 02 коп., НДФЛ в размере 884 987 руб. 88 коп. и пени по НДФЛ в сумме 69 243 руб. 74 коп., предложено удержать и перечислить в бюджет НДФЛ в размере 3770 руб., внести соответствующие исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 15.08.2012 N 08-11/206 решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба предприятия - без удовлетворения.
В ходе проведения проверки инспекция пришла к выводу о том, что в нарушение требований абзаца 2 пункта 3 статьи 161, пункта 4 статьи 173 НК РФ заявитель, являясь покупателем государственного имущества (лесных насаждений), не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, не исполнил обязанности налогового агента по исчислению, удержанию НДС из выплачиваемых доходов и уплате в бюджет сумм данного налога за 1 - 4 кварталы 2010 года.
Предприятие с решением инспекции не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного ненормативного правового акта недействительным в оспариваемой части.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
В материалах дела усматривается и сторонами не оспаривается, что в проверяемых периодах между Департаментом лесного комплекса Тверской области и ГУП "Максатихинский районный лесхоз" на основании статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и пункта 14 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) заключены государственные контракты от 13.11.2009 N 72, от 11.05.2010 NN 17, 18, от 14.09.2010 N 41 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда в Тверской области с приложениями (том 1, листы 45 - 102, 103 - 169; том 2, листы 1 - 41, 42 - 91).
В соответствии с указанными контрактами предприятие обязуется выполнить работы по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда в Тверской области, а Департамент обязуется оплатить стоимость работ в размерах и сроки, установленные данными контрактами.
По мнению предприятия, плата за использование лесов является платой в бюджеты за право пользования природными ресурсами, следовательно, данные платежи не подлежат обложению НДС, а заявитель в данном случае не является налоговым агентом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с названным Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Согласно подпунктам 1 и 4 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги, представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления налогового контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами, а также обязанности по удержанию и перечислению в бюджет НДС налоговыми агентами установлены статьей 161 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ), при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога.
При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Пунктом 5 статьи 174 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами).
В соответствии со статьей 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Законом N 94-ФЗ при условии, что иное не установлено настоящим Кодексом.
При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии со статьей 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным.
За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 75 ЛК РФ в договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.
Как следует из пунктов 2 государственных контрактов от 13.11.2009 N 72, от 11.05.2010 NN 17,18, от 14.09.2010 N 41, заключенных предприятием с Департаментом лесного комплекса Тверской области, наряду с выполнением работ по охране, защите, воспроизводству лесов ГУП "Максатихинский районный лесхоз" осуществляет покупку лесных насаждений для заготовки древесины.
В силу статьи 25 ЛК РФ заготовка древесины является видом использования лесов.
На основании изложенного признается несостоятельным довод подателя жалобы о том, что в рассматриваемом случае предметом спорных контрактов является не только выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, но и купля-продажа движимого имущества - древесины, заготовленной в результате осуществления таких работ, и что данная деятельность по продаже древесины облагается НДС.
В соответствии со статьей 5 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В 2010 году Департамент лесного комплекса Тверской области являлся главным администратором доходов областного и федерального бюджетов с кодами бюджетной классификации доходов 328 1 12 04021 02 0000 1120 (плата за использование лесов в части минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений) и 053 1 12 04011 01 0000 120 (плата за использование лесов в части превышающей минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений), что подтверждается приказом Министерства сельского хозяйства и Федерального агентства лесного хозяйства N 43 от 25.12.2008 "Об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации на период 2009 и 2010 годов, постановлением администрации Тверской области от 31.12.2009 N 583-па "О реорганизации департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области", приказом Департамента финансов Тверской области от 31.05.2010 N 12-нп "О применении в отношении Департамента лесного комплекса Тверской области кодов бюджетной классификации".
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что в доход федерального бюджета Российской Федерации и в доход областного бюджета Тверской области по установленным кодам бюджетной классификации по государственным контрактам от 13.11.2009 N 72, от 11.05.2010 NN 17, 18, от 14.09.2010 N 41 заявителем вносилась плата за использование лесов в части минимального размера платы и в части превышающей минимальный размер платы доходов представленных в материалы дела документов (том 2, листы 113 - 162; том 3, листы 1 - 93).
Таким образом, является правильным вывод суда о том, что выполняя работы по спорным государственным контрактам, предприятие осуществляло платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами, а следовательно, данные суммы в соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежат обложению НДС. Кроме того, данная правовая позиция изложена в письме Минфина России от 01.03.2012 N 03-07-11/57, которым руководствуются как налогоплательщики, так и налоговые органы.
Так как у предприятия отсутствовала обязанность исчислять НДС с операций по реализации древесины, заготовка которой произведена в рамках спорных государственных контрактов, то у заявителя не возникло обязанности представления в инспекцию как налоговым агентом деклараций по указанному налогу за 1 - 4 кварталы 2010 года. В связи с этим доначисление НДС и пеней по указанному налогу, а также привлечение предприятия к ответственности по статье 123 НК РФ за невыполнение обязанности налогового агента по НДС, а также по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в качестве налогового агента в установленные сроки деклараций по данному налогу является неправомерным.
С учетом изложенного апелляционная коллегия пришла к выводу о том, что оспариваемое решение инспекции обоснованно признано судом недействительным в части предложения заявителю уплатить НДС в размере 609 656 руб. и пени по НДС в размере 114 448 руб. 02 коп., в части привлечения к ответственности по статье 123 НК РФ за неправомерное неудержание и неперечисление как налоговым агентом НДС в виде штрафа в сумме 121 931 руб. 20 коп., по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок как налоговым агентом деклараций по НДС за 1 - 4 кварталы 2010 года в виде штрафа в общей сумме 500 руб., а также в части предложения внести соответствующие исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы, изложенные в решении суда.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены. Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 24 декабря 2012 года по делу N А66-10632/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.03.2013 ПО ДЕЛУ N А66-10632/2012
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2013 г. по делу N А66-10632/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Завьяловой М.Л.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области Кутняховой А.С. по доверенности от 30.01.2013 N 03-22/2, Рощиной С.А. по доверенности от 19.03.2013 N 03-22/10,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 24 декабря 2012 года по делу N А66-10632/2012 (судья Балакин Ю.П.),
установил:
государственное унитарное предприятие Тверской области "Максатихинский районный лесхоз" (ОГРН 1086906000092; далее - ГУП "Максатихинский районный лесхоз", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области (далее - инспекция, налоговая инспекция) о признании незаконным решения от 19.06.2012 N 719 в части требования об уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 609 656 руб., наложения штрафа в размере 121 931 руб. и 500 руб. соответственно, начисления пеней в размере 114 448 руб. 02 коп. и внесения соответствующих исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 24 декабря 2012 года требования предприятия удовлетворены, решение инспекции в оспариваемой части признано недействительным, с инспекции в пользу заявителя взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой и дополнениями к ней, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что решение суда принято с неправильным применением норм материального права, а также по неполно выясненным обстоятельствам дела. Указывает, что в соответствии с пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ГУП "Максатихинский районный лесхоз" являлось налоговым агентом по уплате НДС с дохода по реализации имущества (древесины), не закрепленного за предприятием и составляющим казну Российской Федерации. Полагает, что в рассматриваемом случае нельзя отнести продажу лесных насаждений к природным ресурсам, в связи с этим платежи по контрактам, заключенным предприятием с Департаментом лесного комплекса Тверской области, не являются платежами за пользование природными ресурсами, следовательно, они подлежат обложению НДС в соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
ГУП "Максатихинский районный лесхоз" в отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Предприятие о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие. В связи с этим жалоба рассмотрена без участия представителей заявителя в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества и инспекции, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предприятия по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2010 по 31.12.2010, по результатам которой составлен акт от 23.05.2012 N 9 и вынесено решение от 19.06.2012 N 719 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ за неправомерное невыполнение обязанности налогового агента по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в виде штрафа в сумме 228 515 руб. 02 коп., за неправомерное неудержание и неперечисление как налоговым агентом НДС в виде штрафа в сумме 121 931 руб. 20 коп., предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок как налоговым агентом деклараций по НДС за 1 - 4 кварталы 2010 года в виде штрафа в общей сумме 500 руб. Указанным решением предприятию как налоговому агенту начислен и предложен к уплате НДС в размере 609 656 руб. и пени по НДС в размере 114 448 руб. 02 коп., НДФЛ в размере 884 987 руб. 88 коп. и пени по НДФЛ в сумме 69 243 руб. 74 коп., предложено удержать и перечислить в бюджет НДФЛ в размере 3770 руб., внести соответствующие исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 15.08.2012 N 08-11/206 решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба предприятия - без удовлетворения.
В ходе проведения проверки инспекция пришла к выводу о том, что в нарушение требований абзаца 2 пункта 3 статьи 161, пункта 4 статьи 173 НК РФ заявитель, являясь покупателем государственного имущества (лесных насаждений), не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, не исполнил обязанности налогового агента по исчислению, удержанию НДС из выплачиваемых доходов и уплате в бюджет сумм данного налога за 1 - 4 кварталы 2010 года.
Предприятие с решением инспекции не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного ненормативного правового акта недействительным в оспариваемой части.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
В материалах дела усматривается и сторонами не оспаривается, что в проверяемых периодах между Департаментом лесного комплекса Тверской области и ГУП "Максатихинский районный лесхоз" на основании статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и пункта 14 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) заключены государственные контракты от 13.11.2009 N 72, от 11.05.2010 NN 17, 18, от 14.09.2010 N 41 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда в Тверской области с приложениями (том 1, листы 45 - 102, 103 - 169; том 2, листы 1 - 41, 42 - 91).
В соответствии с указанными контрактами предприятие обязуется выполнить работы по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда в Тверской области, а Департамент обязуется оплатить стоимость работ в размерах и сроки, установленные данными контрактами.
По мнению предприятия, плата за использование лесов является платой в бюджеты за право пользования природными ресурсами, следовательно, данные платежи не подлежат обложению НДС, а заявитель в данном случае не является налоговым агентом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с названным Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Согласно подпунктам 1 и 4 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги, представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления налогового контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами, а также обязанности по удержанию и перечислению в бюджет НДС налоговыми агентами установлены статьей 161 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ), при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога.
При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Пунктом 5 статьи 174 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами).
В соответствии со статьей 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Законом N 94-ФЗ при условии, что иное не установлено настоящим Кодексом.
При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии со статьей 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным.
За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 75 ЛК РФ в договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.
Как следует из пунктов 2 государственных контрактов от 13.11.2009 N 72, от 11.05.2010 NN 17,18, от 14.09.2010 N 41, заключенных предприятием с Департаментом лесного комплекса Тверской области, наряду с выполнением работ по охране, защите, воспроизводству лесов ГУП "Максатихинский районный лесхоз" осуществляет покупку лесных насаждений для заготовки древесины.
В силу статьи 25 ЛК РФ заготовка древесины является видом использования лесов.
На основании изложенного признается несостоятельным довод подателя жалобы о том, что в рассматриваемом случае предметом спорных контрактов является не только выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, но и купля-продажа движимого имущества - древесины, заготовленной в результате осуществления таких работ, и что данная деятельность по продаже древесины облагается НДС.
В соответствии со статьей 5 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В 2010 году Департамент лесного комплекса Тверской области являлся главным администратором доходов областного и федерального бюджетов с кодами бюджетной классификации доходов 328 1 12 04021 02 0000 1120 (плата за использование лесов в части минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений) и 053 1 12 04011 01 0000 120 (плата за использование лесов в части превышающей минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений), что подтверждается приказом Министерства сельского хозяйства и Федерального агентства лесного хозяйства N 43 от 25.12.2008 "Об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации на период 2009 и 2010 годов, постановлением администрации Тверской области от 31.12.2009 N 583-па "О реорганизации департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области", приказом Департамента финансов Тверской области от 31.05.2010 N 12-нп "О применении в отношении Департамента лесного комплекса Тверской области кодов бюджетной классификации".
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что в доход федерального бюджета Российской Федерации и в доход областного бюджета Тверской области по установленным кодам бюджетной классификации по государственным контрактам от 13.11.2009 N 72, от 11.05.2010 NN 17, 18, от 14.09.2010 N 41 заявителем вносилась плата за использование лесов в части минимального размера платы и в части превышающей минимальный размер платы доходов представленных в материалы дела документов (том 2, листы 113 - 162; том 3, листы 1 - 93).
Таким образом, является правильным вывод суда о том, что выполняя работы по спорным государственным контрактам, предприятие осуществляло платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами, а следовательно, данные суммы в соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежат обложению НДС. Кроме того, данная правовая позиция изложена в письме Минфина России от 01.03.2012 N 03-07-11/57, которым руководствуются как налогоплательщики, так и налоговые органы.
Так как у предприятия отсутствовала обязанность исчислять НДС с операций по реализации древесины, заготовка которой произведена в рамках спорных государственных контрактов, то у заявителя не возникло обязанности представления в инспекцию как налоговым агентом деклараций по указанному налогу за 1 - 4 кварталы 2010 года. В связи с этим доначисление НДС и пеней по указанному налогу, а также привлечение предприятия к ответственности по статье 123 НК РФ за невыполнение обязанности налогового агента по НДС, а также по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в качестве налогового агента в установленные сроки деклараций по данному налогу является неправомерным.
С учетом изложенного апелляционная коллегия пришла к выводу о том, что оспариваемое решение инспекции обоснованно признано судом недействительным в части предложения заявителю уплатить НДС в размере 609 656 руб. и пени по НДС в размере 114 448 руб. 02 коп., в части привлечения к ответственности по статье 123 НК РФ за неправомерное неудержание и неперечисление как налоговым агентом НДС в виде штрафа в сумме 121 931 руб. 20 коп., по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок как налоговым агентом деклараций по НДС за 1 - 4 кварталы 2010 года в виде штрафа в общей сумме 500 руб., а также в части предложения внести соответствующие исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы, изложенные в решении суда.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены. Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 24 декабря 2012 года по делу N А66-10632/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)