Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 12 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.А. Скрипки
судей И.Л. Яковенко, С.Б. Култышева
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Лукониной
при участии
- от уполномоченного органа: госналогинспектор МИНФНС России N 9 Сторожилова Г.Г., удостоверение <...>, доверенность N 12-45-1915 от 04.07.2011 с общими полномочиями;
- от конкурсного управляющего: Демина А.Ю., доверенность от 11.07.2011 с общими полномочиями,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 9 по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-4176/2011
на определение от 27.05.2011
судьи Э.Э. Падина
по делу N А51-11495/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива "Витязь-Пограничья" (ИНН 2525012627, ОГРН 1052502183513)
о признании несостоятельным (банкротом),
по заявлению уполномоченного органа о включении дополнительного требования
установил:
Определением Арбитражного суда Приморского края от 23.12.2010 введено внешнее управление в отношении Сельскохозяйственного производственного кооператива "Витязь-Пограничья" сроком на двенадцать месяцев, внешним управляющим утвержден Екидин Александр Александрович, рассмотрение отчета внешнего управляющего назначено на 14.12.2011.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) СХПК "Витязь-Пограничья" в Арбитражный суд Приморского края обратилась Федеральная налоговая служба России в лице Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю с заявлением о включении в третью очередь реестра требований кредиторов должника дополнительного требования по налогу на доходы физических лиц в размере 95 308 руб., в том числе 69 646 руб. пени, 25 662 руб. штрафных санкций.
Определением от 27.05.2011 Арбитражный суд Приморского края признал обоснованным и включил в третью очередь реестра требований кредиторов Сельскохозяйственного производственного кооператива "Витязь-Пограничья" требование Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю в размере 25 662 рубля штрафных санкций, в остальной части заявления отказал.
Не согласившись с вынесенным определением, уполномоченный орган обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просил его отменить в части отказа в удовлетворении требования по включению в реестр требований кредиторов должника пени по НДФЛ в размере 69 646 руб. в связи с неполным выяснением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, разрешить вопрос по существу.
Указал на то, что требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей, соответственно, пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 не может применяться в отношении пеней, начисленных по налогу на доходы физических лиц, в отношении которых должник выступает налоговым агентом, соответственно, сумма задолженности по пеням в размере 69 646 руб. должна быть включена в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу конкурсный управляющий с доводами жалобы не согласился, просил обжалуемое определение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание явились представители уполномоченного органа, конкурсного управляющего. Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в суд не обеспечили. Поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, дело слушается в отсутствие указанных лиц по правилам ст. 156 АПК РФ.
Суд уточнил у представителя уполномоченного органа объем обжалования судебного акта. Представитель уполномоченного органа на вопрос суда пояснил, что обжалует судебный акт в части не включения пеней, подлежащих уплате в связи с нарушением сроков уплаты налога на доходы физических лиц, в реестр требований кредиторов. Представитель конкурсного управляющего против проверки части судебного акта не возразил.
Суд, руководствуясь частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверил законность и обоснованность определения только в обжалуемой части.
Представитель уполномоченного органа поддержал доводы своей апелляционной жалобы. Определение Арбитражного суда Приморского края просит отменить в обжалуемой части.
Представитель конкурсного управляющего на доводы апелляционной жалобы возразил. Определение Арбитражного суда Приморского края в обжалуемой части считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части в силу следующих обстоятельств.
Отказывая в удовлетворении требования в части включения в реестр требований кредиторов должника пени по НДФЛ в размере 69 646 руб., суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей. Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне рамок дела о банкротстве.
В силу пунктов 1 и 7 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Указанные правила распространяются также на налоговых агентов.
В этой связи суд первой инстанции учел правовую позицию, сформулированную в Постановлении Конституционного Суда РФ N 20-П, о том, что пеня за неуплату налога неразрывно связана с основной обязанностью налогоплательщика и по своему существу не выходит за рамки налогового обязательства как такового.
При таких обстоятельствах апелляционным судом отклоняется довод заявителя о том, что положения пункта 10 указанного постановления не применяются в отношении пеней и штрафов, начисленных по налогам, в отношении которых должник выступает налоговым агентом, как основанный на неверном толковании норм материального права.
Согласно пунктам 1, 2, 9 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) -организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
В силу изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пени за неперечисление НДФЛ, как и сам налог, должны взыскиваться с организации - налогового агента в порядке, установленном в законодательстве о налогах и сборах, вне зависимости от введения процедур банкротства. Задолженность по пеням не подлежит включению в реестр требований кредиторов.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что пени за неперечисление НДФЛ, независимо от момента возникновения задолженности, не подлежат включению в реестр кредиторов должника, а взыскиваются в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, вне зависимости от введения процедуры банкротства, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требования в части включения в реестр требований кредиторов должника пени за несвоевременную уплату НДФЛ в размере 69 646 руб. является правильным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены определения суда первой инстанции в обжалуемой части не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Определение Арбитражного суда Приморского края от 27.05.2011 по делу N А51-11495/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение одного месяца.
Председательствующий
Н.А.СКРИПКА
Судьи
И.Л.ЯКОВЕНКО
С.Б.КУЛТЫШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.07.2011 N 05АП-4176/2011 ПО ДЕЛУ N А51-11495/2010
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2011 г. N 05АП-4176/2011
Дело N А51-11495/2010
Резолютивная часть постановления оглашена 12 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.А. Скрипки
судей И.Л. Яковенко, С.Б. Култышева
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Лукониной
при участии
- от уполномоченного органа: госналогинспектор МИНФНС России N 9 Сторожилова Г.Г., удостоверение <...>, доверенность N 12-45-1915 от 04.07.2011 с общими полномочиями;
- от конкурсного управляющего: Демина А.Ю., доверенность от 11.07.2011 с общими полномочиями,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 9 по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-4176/2011
на определение от 27.05.2011
судьи Э.Э. Падина
по делу N А51-11495/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива "Витязь-Пограничья" (ИНН 2525012627, ОГРН 1052502183513)
о признании несостоятельным (банкротом),
по заявлению уполномоченного органа о включении дополнительного требования
установил:
Определением Арбитражного суда Приморского края от 23.12.2010 введено внешнее управление в отношении Сельскохозяйственного производственного кооператива "Витязь-Пограничья" сроком на двенадцать месяцев, внешним управляющим утвержден Екидин Александр Александрович, рассмотрение отчета внешнего управляющего назначено на 14.12.2011.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) СХПК "Витязь-Пограничья" в Арбитражный суд Приморского края обратилась Федеральная налоговая служба России в лице Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю с заявлением о включении в третью очередь реестра требований кредиторов должника дополнительного требования по налогу на доходы физических лиц в размере 95 308 руб., в том числе 69 646 руб. пени, 25 662 руб. штрафных санкций.
Определением от 27.05.2011 Арбитражный суд Приморского края признал обоснованным и включил в третью очередь реестра требований кредиторов Сельскохозяйственного производственного кооператива "Витязь-Пограничья" требование Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю в размере 25 662 рубля штрафных санкций, в остальной части заявления отказал.
Не согласившись с вынесенным определением, уполномоченный орган обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просил его отменить в части отказа в удовлетворении требования по включению в реестр требований кредиторов должника пени по НДФЛ в размере 69 646 руб. в связи с неполным выяснением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, разрешить вопрос по существу.
Указал на то, что требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей, соответственно, пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 не может применяться в отношении пеней, начисленных по налогу на доходы физических лиц, в отношении которых должник выступает налоговым агентом, соответственно, сумма задолженности по пеням в размере 69 646 руб. должна быть включена в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу конкурсный управляющий с доводами жалобы не согласился, просил обжалуемое определение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание явились представители уполномоченного органа, конкурсного управляющего. Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в суд не обеспечили. Поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, дело слушается в отсутствие указанных лиц по правилам ст. 156 АПК РФ.
Суд уточнил у представителя уполномоченного органа объем обжалования судебного акта. Представитель уполномоченного органа на вопрос суда пояснил, что обжалует судебный акт в части не включения пеней, подлежащих уплате в связи с нарушением сроков уплаты налога на доходы физических лиц, в реестр требований кредиторов. Представитель конкурсного управляющего против проверки части судебного акта не возразил.
Суд, руководствуясь частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверил законность и обоснованность определения только в обжалуемой части.
Представитель уполномоченного органа поддержал доводы своей апелляционной жалобы. Определение Арбитражного суда Приморского края просит отменить в обжалуемой части.
Представитель конкурсного управляющего на доводы апелляционной жалобы возразил. Определение Арбитражного суда Приморского края в обжалуемой части считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части в силу следующих обстоятельств.
Отказывая в удовлетворении требования в части включения в реестр требований кредиторов должника пени по НДФЛ в размере 69 646 руб., суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей. Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне рамок дела о банкротстве.
В силу пунктов 1 и 7 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Указанные правила распространяются также на налоговых агентов.
В этой связи суд первой инстанции учел правовую позицию, сформулированную в Постановлении Конституционного Суда РФ N 20-П, о том, что пеня за неуплату налога неразрывно связана с основной обязанностью налогоплательщика и по своему существу не выходит за рамки налогового обязательства как такового.
При таких обстоятельствах апелляционным судом отклоняется довод заявителя о том, что положения пункта 10 указанного постановления не применяются в отношении пеней и штрафов, начисленных по налогам, в отношении которых должник выступает налоговым агентом, как основанный на неверном толковании норм материального права.
Согласно пунктам 1, 2, 9 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) -организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
В силу изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пени за неперечисление НДФЛ, как и сам налог, должны взыскиваться с организации - налогового агента в порядке, установленном в законодательстве о налогах и сборах, вне зависимости от введения процедур банкротства. Задолженность по пеням не подлежит включению в реестр требований кредиторов.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что пени за неперечисление НДФЛ, независимо от момента возникновения задолженности, не подлежат включению в реестр кредиторов должника, а взыскиваются в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, вне зависимости от введения процедуры банкротства, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требования в части включения в реестр требований кредиторов должника пени за несвоевременную уплату НДФЛ в размере 69 646 руб. является правильным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены определения суда первой инстанции в обжалуемой части не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Определение Арбитражного суда Приморского края от 27.05.2011 по делу N А51-11495/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение одного месяца.
Председательствующий
Н.А.СКРИПКА
Судьи
И.Л.ЯКОВЕНКО
С.Б.КУЛТЫШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)