Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Антоновой М.К.
судей Егоровой Т.А., Шишовой О.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Захарова М.В. по дов. N 1 от 18.05.2013, Курьянов Е.А. по дов. от 30.08.2013
от ответчика: Кергальс К.Р. по дов. N 04-03/091 от 15.07.2013
рассмотрев 23 сентября 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу МИФНС России N 22 по Московской области
на решение от 22.02.2013
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Соловьевым А.А.,
на постановление от 04.06.2013
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Коноваловым С.А., Александровым Д.Д., Шевченко Е.Е.,
по заявлению ООО "Зареченские дачи" (ИНН 5032211980, ОГРН 1095032007531)
о признании недействительным решения
к МИФНС России N 22 по Московской области (ИНН 5032233705)
установил:
ООО "Зареченские дачи" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 21.06.2012 N 7206 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.02.2013 требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 решение суда от 22.02.2013 оставлено без изменения.
Инспекция, не согласившись с судебными актами, обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
В жалобе заявитель указывает, что судом не приняты во внимание доводы, что право на применение пониженной ставки применительно к земельным участкам, имеющим вид разрешенного использования "для дачного строительства", находится в прямой зависимости от организационно-правовой формы организации, и, заявителем не представлены доказательства использования земельных участков для сельскохозяйственного производства.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители общества возражали против доводов жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными.
Законность и обоснованность судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации общества по земельному налогу за 2011 год, представленной 25.01.2012, по итогам которой составлен акт от 11.05.2012 N 7725.
По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.06.2012 N 7206, согласно которому заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 980 905 руб. 29 коп., обществу доначислен земельный налог в размере 4 904 653 руб. и соответствующие пени в размере 46 153 руб. 54 коп.
Решением УФНС России по Московской области от 17.08.2012 N 07-12/41188 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, обжалуемое решение инспекции - без изменения.
Основанием для вынесения решения послужил вывод налогового органа о применении обществом в нарушение статьи 394 НК РФ налоговой ставки в размере 0,3 процента, вместо 1,5 процента в отношении земельного участка категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования "для дачного строительства этажностью не более двух этажей".
Считая свои права нарушенными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения инспекции недействительным в части взыскания штрафа в общей сумме 4 870 173 руб.; уплаты штрафа в размере 4 870 173 руб.; начисления пени в размере 160 715, 70 руб.; уплаты пени в размере 20 801, 19 руб.
Удовлетворяя требования заявителя, судебные инстанции руководствовались статьями 388, 389, 390, 391, 394, 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьями 1, 7, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", и исходили из того, что заявитель подтвердил соответствующими доказательствами включение земельного участка в состав земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем имеет право на применение налоговой ставки 0,3%.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога. Объектом налогообложения по земельному налогу признаются согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, а плательщиками - организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ (статья 390 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В статье 394 НК РФ указано, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налоговые ставки в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, а также приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, не могут превышать 0,3 процента.
Как установлено судами и следует из материалов дела, заявитель владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 50:20:0020109:114 по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/о Новоивановский, категория земель "Земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для дачного строительства этажностью не более двух этажей".
Действующие на территории Новоивановского городского поселения Одинцовского муниципального района в спорный период ставки земельного налога установлены решением Совета депутатов городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области "О земельном налоге на территории городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области" от 02.11.2010 N 46/2.
В пункте 2 названного решения установлены налоговые ставки в размере 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду, и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного строительства и дачного хозяйства, используемых в соответствии с разрешенным использованием земельных участков.
Кроме того, Решением Совета депутатов городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области от 25.04.2012 N 76/3 в п. 2 Решения Совета депутатов поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области от 02.11.2010 N 46/2 внесены изменения, а именно, из него исключены слова "используемых в соответствии с разрешенным использованием земельных участков". Указанная норма распространена на правоотношения сторон, возникшие с 01.04.2011.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Отнесение земельного участка к той или иной категории земель осуществляется в соответствии с положениями земельного законодательства Российской Федерации.
Из изложенного следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% правомерно при соблюдении следующих условий: отнесения земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использования для сельскохозяйственного производства, согласно целевому назначению земель.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования "для дачного строительства этажностью не более двух этажей".
Доказательств использования земельного участка не по целевому назначению инспекцией не представлено.
В материалы дела представлены доказательства, которые не оспариваются налоговым органом, что в проверяемый период ООО "Зареченские дачи" были заключены договоры на проведение топографической съемки земельного участка и работ по строительству ограждения на земельном участке.
Таким образом, исследовав в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, суды обоснованно сделали вывод о правомерном применении заявителем налоговой ставки 0,3% при исчислении земельного налога, и незаконности решения инспекции в указанной части.
Судами установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора.
Доводы, приводимые инспекцией в жалобе, не свидетельствуют о неправильности выводов судов, не опровергают установленные по делу обстоятельства и фактически направлены на переоценку установленных обстоятельств по делу.
Судами рассмотрены все доводы налогового органа и им дана правильная правовая оценка.
Иных доводов в кассационной жалобе не содержится.
Поскольку при рассмотрении кассационной жалобы не установлено нарушений норм материального и процессуального права, правовые основания для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 февраля 2013 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2013 года по делу N А41-46126/12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
М.К.АНТОНОВА
Судьи
Т.А.ЕГОРОВА
О.А.ШИШОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 25.09.2013 ПО ДЕЛУ N А41-46126/12
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2013 г. по делу N А41-46126/12
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Антоновой М.К.
судей Егоровой Т.А., Шишовой О.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Захарова М.В. по дов. N 1 от 18.05.2013, Курьянов Е.А. по дов. от 30.08.2013
от ответчика: Кергальс К.Р. по дов. N 04-03/091 от 15.07.2013
рассмотрев 23 сентября 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу МИФНС России N 22 по Московской области
на решение от 22.02.2013
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Соловьевым А.А.,
на постановление от 04.06.2013
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Коноваловым С.А., Александровым Д.Д., Шевченко Е.Е.,
по заявлению ООО "Зареченские дачи" (ИНН 5032211980, ОГРН 1095032007531)
о признании недействительным решения
к МИФНС России N 22 по Московской области (ИНН 5032233705)
установил:
ООО "Зареченские дачи" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 21.06.2012 N 7206 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.02.2013 требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 решение суда от 22.02.2013 оставлено без изменения.
Инспекция, не согласившись с судебными актами, обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
В жалобе заявитель указывает, что судом не приняты во внимание доводы, что право на применение пониженной ставки применительно к земельным участкам, имеющим вид разрешенного использования "для дачного строительства", находится в прямой зависимости от организационно-правовой формы организации, и, заявителем не представлены доказательства использования земельных участков для сельскохозяйственного производства.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители общества возражали против доводов жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными.
Законность и обоснованность судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации общества по земельному налогу за 2011 год, представленной 25.01.2012, по итогам которой составлен акт от 11.05.2012 N 7725.
По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.06.2012 N 7206, согласно которому заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 980 905 руб. 29 коп., обществу доначислен земельный налог в размере 4 904 653 руб. и соответствующие пени в размере 46 153 руб. 54 коп.
Решением УФНС России по Московской области от 17.08.2012 N 07-12/41188 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, обжалуемое решение инспекции - без изменения.
Основанием для вынесения решения послужил вывод налогового органа о применении обществом в нарушение статьи 394 НК РФ налоговой ставки в размере 0,3 процента, вместо 1,5 процента в отношении земельного участка категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования "для дачного строительства этажностью не более двух этажей".
Считая свои права нарушенными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения инспекции недействительным в части взыскания штрафа в общей сумме 4 870 173 руб.; уплаты штрафа в размере 4 870 173 руб.; начисления пени в размере 160 715, 70 руб.; уплаты пени в размере 20 801, 19 руб.
Удовлетворяя требования заявителя, судебные инстанции руководствовались статьями 388, 389, 390, 391, 394, 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьями 1, 7, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", и исходили из того, что заявитель подтвердил соответствующими доказательствами включение земельного участка в состав земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем имеет право на применение налоговой ставки 0,3%.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога. Объектом налогообложения по земельному налогу признаются согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, а плательщиками - организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ (статья 390 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В статье 394 НК РФ указано, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налоговые ставки в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, а также приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, не могут превышать 0,3 процента.
Как установлено судами и следует из материалов дела, заявитель владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 50:20:0020109:114 по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/о Новоивановский, категория земель "Земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для дачного строительства этажностью не более двух этажей".
Действующие на территории Новоивановского городского поселения Одинцовского муниципального района в спорный период ставки земельного налога установлены решением Совета депутатов городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области "О земельном налоге на территории городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области" от 02.11.2010 N 46/2.
В пункте 2 названного решения установлены налоговые ставки в размере 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду, и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного строительства и дачного хозяйства, используемых в соответствии с разрешенным использованием земельных участков.
Кроме того, Решением Совета депутатов городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области от 25.04.2012 N 76/3 в п. 2 Решения Совета депутатов поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области от 02.11.2010 N 46/2 внесены изменения, а именно, из него исключены слова "используемых в соответствии с разрешенным использованием земельных участков". Указанная норма распространена на правоотношения сторон, возникшие с 01.04.2011.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Отнесение земельного участка к той или иной категории земель осуществляется в соответствии с положениями земельного законодательства Российской Федерации.
Из изложенного следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% правомерно при соблюдении следующих условий: отнесения земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использования для сельскохозяйственного производства, согласно целевому назначению земель.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования "для дачного строительства этажностью не более двух этажей".
Доказательств использования земельного участка не по целевому назначению инспекцией не представлено.
В материалы дела представлены доказательства, которые не оспариваются налоговым органом, что в проверяемый период ООО "Зареченские дачи" были заключены договоры на проведение топографической съемки земельного участка и работ по строительству ограждения на земельном участке.
Таким образом, исследовав в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, суды обоснованно сделали вывод о правомерном применении заявителем налоговой ставки 0,3% при исчислении земельного налога, и незаконности решения инспекции в указанной части.
Судами установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора.
Доводы, приводимые инспекцией в жалобе, не свидетельствуют о неправильности выводов судов, не опровергают установленные по делу обстоятельства и фактически направлены на переоценку установленных обстоятельств по делу.
Судами рассмотрены все доводы налогового органа и им дана правильная правовая оценка.
Иных доводов в кассационной жалобе не содержится.
Поскольку при рассмотрении кассационной жалобы не установлено нарушений норм материального и процессуального права, правовые основания для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 февраля 2013 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2013 года по делу N А41-46126/12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
М.К.АНТОНОВА
Судьи
Т.А.ЕГОРОВА
О.А.ШИШОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)