Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гузоевым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу МИФНС России по г. Владикавказу на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 06.08.2013 по делу N А61-932/2013 (судья Акимцева С.А.)
по заявлению ЗАО "Сфера" (ИНН 1504003210 ОГРН 1021500574479, г. Владикавказ)
к МИФНС России по г. Владикавказу (ИНН 1513000015 ОГРН 1101516001575, г. Владикавказ),
к УФНС России по РСО-Алания (ИНН 1515900068 ОГРН 1041501903739, г. Владикавказ),
об оспаривании ненормативных правовых актов,
при участии в судебном заседании от МИФНС России по г. Владикавказу - Бадовой А.С. по доверенности от 13.09.2013, Кундуховой Ф.Б. по доверенности от 24.06.2013,
установил:
решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 05.04.2013 удовлетворено заявление ЗАО "Сфера" (далее - общество, заявитель):
- к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказу (далее - инспекция) - об оспаривании решения от 21.08.2012 N 16898 о взыскании недоимки по земельному налогу в сумме 226 752 руб., пеней в сумме 19 976 руб. 99 коп. и привлечении к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 11 337 руб. 60 коп.;
- к Управлению Федеральной налоговой службы по РСО-Алания (далее - управление, УФНС) - об оспаривании решения от 28.12.2012 N 52 об оставлении без изменения решения инспекции от 21.08.2012 N 16898.
Суд указал на неправомерность увеличения оспариваемыми решениями налоговых обязательств общества на основании кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной нормативным правовым актом, который не опубликован в установленном порядке.
Дело рассмотрено с участием Правительства РСО-Алания в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора.
В апелляционной жалобе инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления общества, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. По мнению инспекции, действующим законодательством не предусмотрена возможность признания решения инспекции недействительным связи с неопубликованием в полном объеме нормативно-правовых актов, на основании которых установлен объем налоговых обязательств заявителя.
Отзывы на апелляционную жалобу в суд не поступали.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие заявителя, управления и Правительства РСО-Алания, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, обществом в инспекцию 19.01.2013 представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, из которой следует, что исчисленная сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, составляла 232 392 руб. (т. 1, л.д. 120-125).
18.04.2012 подана уточненная декларация, в которой отражено, что по данным налогоплательщика сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 232 392 руб., по данным налогового органа - 459 144 руб., разница - 226 752 руб. (т. 1. л.д. 115-119).
Уточненный расчет налогоплательщика был проверен инспекцией в порядке камеральной проверки с 18.04.2012 по 13.07.2012.
Из акта камеральной проверки от 13.07.2012 N 25667 (т. 1, л.д. 28-30) следует, что налогоплательщику было направлено сообщение от 19.06.2012 N 11890 о неверном применении обществом налоговой ставки и исчисление налога с неактуальной кадастровой их стоимости. В сообщении содержалось требование о представлении в течение пяти рабочих дней со дня его получения пояснений, касающихся земельных участков с кадастровыми номерами 15:09:40305:75, 15:09:40305:76, неотраженных в декларации, а также требование о внесении в декларацию соответствующих изменений (т. 1, л.д. 107).
Сообщение возвращено почтой без вручения адресату в связи с его отсутствием (т. 1, л.д. 108, 109).
В акте указано на занижение налогоплательщиком налоговой базы по земельному налогу в размере 226 752 руб. в результате исчисления налога с неактуальной кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 15:09:021701:20, 15:09:040305:02, 15:09:011003:26 и неотражения земельных участков с кадастровыми номерами 15:09:40305:75 и 15:09:40305:76.
Уведомлением от 29.06.2013 N 20414 налогоплательщик вызван в инспекцию 14.07.2013 в 10 часов для получения акта камеральной налоговой проверки (т. 1, л.д. 110).
Уведомление получено доверенным лицом общества (начальником отдела кадров Кудзаговой Г.Т.) 02.07.2012 (т. 2, л.д. 19).
Акт камеральной проверки направлен обществу почтой 21.07.2012 вместе с уведомлением от 12.07.2012 N 20414 о рассмотрении материалов проверки 20.08.2012 в 10 час 00 мин (т. 1. л.д. 112,113).
Решением от 21.08.2012 N 16898 инспекция взыскала с общества недоимку по земельному налогу в сумме 226 752 руб., начислила пени в сумме 19 976 руб. 99 коп. и привлекла к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 11 337 руб. 60 коп.
Решением УФНС от 28.12.2012 N 52, принятым по апелляционной жалобе общества, решение инспекции оставлено без изменения.
Данные обстоятельства послужили основанием для оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов в суде.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Из пункта 5 статьи 87 НК РФ следует, что если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 Кодекса.
Акт налоговой проверки в течение пяти дней со дня его составления должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем) (пункт 5 статьи 100 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, с извещением о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лица, в отношении которого проводилась эта проверка.
Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если проверяемое лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте, который направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая со дня его отправки (пункт 4 статьи 101.4 НК РФ).
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства (пункт 7 статьи 101.4 НК РФ), чем налогоплательщику предоставляются гарантии права на защиту и представления возражений в силу закона.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов (пункт 2 статьи 101 НК РФ).
В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности (пункты 7, 8 статьи 101 Кодекса).
В силу пункта 14 статьи 101 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лицу, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщику представить объяснения.
Принимая решение по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении инспекцией процедуры проведения проверки и принятия решения.
Данный вывод противоречит материалам дела, из которых видно, что, уведомив общество о том, что рассмотрение материалов проверки состоится 20.08.2012, фактически инспекция приняла оспариваемое решение 21.08.2012.
Вместе с тем такой вывод суда не повлек принятия неправильного по сути решения, поскольку, исследуя обстоятельства, связанные с определением налоговых обязанностей заявителя, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Решением Собрания представителей г. Владикавказа от 11.11.2005 "О земельном налоге" (в редакции от 15.11.2011 N 27/57), опубликованным первоначально в "Законодательстве России" 17.11.2005 (измен. В газете "Владикавказ" от 18.11.2011 N 216 (1082)), определены налоговые ставки земельного налога, порядок и сроки его уплаты.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Правительство РСО-Алания постановлением от 24.10.2008 N 244 утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Северная Осетия-Алания.
Постановлением Правительства РСО-Алания от 30.12.2008 N 305 постановление N 244 дополнено пунктом 3.1, из которого следует, что нормативный правовой акт вступает в силу на территории муниципального образования г. Владикавказ с 01.01.2010.
Постановление N 305 опубликовано в газете "Северная Осетия" N 12 (25306) от 28.01.2009.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" предусмотрено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Согласно разъяснениям, данным Конституционным Судом РФ в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О, следует, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Вместе с тем для целей, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, с учетом толкования природы земельного налога как имеющего комплексный характер, в отношении порядка применения кадастровой стоимости земельных участков к исчислению земельного налога следует применять правила, регулирующие порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Положения, предусмотренные указанной статьей Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства РСО-А N 244 последствия, оговоренные в пунктах 3, 4 статьи 5 НК РФ, не установлены, а потому к данному постановлению подлежит применению общий порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленный пунктом 1 статьи 5 НК РФ.
Аналогичное истолкование пункта 1 статьи 5 НК РФ приведено в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2011 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Правительством РСО-Алания в обоснование своей позиции о надлежащем официальном опубликовании постановления Правительства РСО-А N 244 в материалы дела представлены сведения о том, что текст указанного нормативного правового акта в полном объеме размещен 17.02.2009 на портале "Законодательство России" и частично в Собрании законодательства РСО-Алания N 2 и в 2012 году ст. 46 (т. 1, л.д. 139).
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.
Указом Главы РСО-Алания от 04.04.2006 N 49 "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания" определен порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Главы РСО-Алания и Правительства РСО-Алания. В силу пункта 1 Указа Главы РСО-Алания N 49 акты, имеющие нормативный характер, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, отнесенных федеральным законом к государственной тайне или иной информации ограниченного доступа.
В соответствии с пунктом 2 Указа N 49 с учетом требований пункта 1 официальным опубликованием нормативных правовых актов Главы РСО-Алания и Правительства РСО-Алания признается публикация их полного текста в газете "Северная Осетия", "Растдзинад" или в официальном издании "Собрание законодательства Республики Северная Осетия-Алания".
Данный пункт Указа N 49 в редакции Указа Главы РСО-Алания от 23.04.2012 N 88 дополнительно предусматривает размещение актов на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), официальных сайтах Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания соответственно и устанавливает, что официальным опубликованием актов считается первая публикация текстов в газете "Северная Осетия", газете "Растдзинад" или официальном издании "Собрание законодательства Республики Северная Осетия-Алания" либо первое размещение на "Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru)".
Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), на котором публикация нормативного правового акта является официальным его опубликованием, в качестве такого действует с принятием Федерального закона от 21.10.2011 N 289-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", в соответствии с пунктом 2 статьи 1 которого на Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) могут быть размещены (опубликованы) иные акты палат Федерального Собрания, правовые акты Правительства Российской Федерации, других органов государственной власти Российской Федерации, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Согласно справочной информации к указанному порталу "Официальный интернет-портал правовой информации" зарегистрирован 10 ноября 2011 года в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в качестве средства массовой информации (сетевое издание) за номером Эл N ФС77-47467. "Официальный интернет-портал правовой информации" зарегистрирован 22 июля 2011 года как федеральная государственная информационная система за номером N ФС - 7110096.
В этой связи суд правильно указал, что размещение в 2009 году текста постановления N 244 в разделе "Законодательство России", вошедшего в состав интернет-портала правовой информации (www.pravo.gov.ru), до внесения изменений в законодательные акты, в том числе в Указ N 49, не может считаться официальном опубликованием нормативного правового акта.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Таким образом, размещение текста постановления N 244 с приложениями N 1-3 в 2009 году в "Законодательстве России" свидетельствует о том, что официальное его опубликование произошло 23.04.2012.
Доводы об официальном опубликовании постановления N 244 в иных источниках обоснованно не приняты судом во внимание в связи со следующим.
Из представленных в материалы дела документов, пояснений сторон и третьего лица следует, что в газете "Северная Осетия" 06.11.2008 N 204 (25255) был опубликован текст постановления N 244 об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в РСО-Алания по состоянию на 1 января 2009 года без приложений N 1-3 (содержащих кадастровую оценку земель, в том числе и земельных участков заявителя), что свидетельствует об отсутствии факта официального опубликования нормативного правового акта и вступления его в законную силу.
В соответствии с Законом РСО-Алания от 25.04.2002 N 7-РЗ "О порядке опубликования и вступления в силу конституционных законов Республики Северная Осетия-Алания, законов Республики Северная Осетия-Алания, других актов парламента Республики Северная Осетия-Алания" "Собрание законодательства Республики Северная Осетия - Алания" является официальным периодическим изданием, в котором публикуются конституционные законы Республики Северная Осетия - Алания, законы Республики Северная Осетия - Алания, другие акты Парламента Республики Северная Осетия - Алания, указы и распоряжения Главы Республики Северная Осетия - Алания, постановления и распоряжения Правительства Республики Северная Осетия - Алания, решения Конституционного Суда Республики Северная Осетия - Алания о толковании Конституции Республики Северная Осетия - Алания и о соответствии Конституции Республики Северная Осетия - Алания конституционных законов Республики Северная Осетия - Алания, законов Республики Северная Осетия - Алания, нормативных актов Парламента Республики Северная Осетия - Алания, Главы Республики Северная Осетия - Алания, Правительства Республики Северная Осетия - Алания или отдельных положений перечисленных актов.
Указанное свидетельствует о том, что размещение текста постановления N 244 в "Собрании законодательства РСО-Алания N 2" в 2012 являлось бы официальным опубликованием нормативного правового акта, в случае отсутствия факта частичного опубликования приложений к постановлению.
С учетом отсутствия доказательств, подтверждающих предоставление налогоплательщикам сведений о том, что они могут ознакомиться с полным текстом документа (включая приложения) на определенном сайте в сети Интернет, суд правильно указал, что официальным опубликованием постановления N 244 считается 23.04.2012.
Это означает, что оспариваемые решения в части доначисления обществу земельного налога за 2011 год исходя из установленной постановлением N 244 кадастровой стоимости земельных участков, и привлечения его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, начислению пени, не могут быть признаны правомерными.
Вышеизложенное свидетельствует о правомерном удовлетворении судом требований общества.
Апелляционный суд, проверив порядок распределения судебных расходов в соответствии со статьей 110 АПК РФ, признает его законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования, им дана надлежащая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 06.08.2013 по делу N А61-932/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
М.У.СЕМЕНОВ
Судьи
Д.А.БЕЛОВ
С.А.ПАРАСКЕВОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.10.2013 ПО ДЕЛУ N А61-932/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2013 г. по делу N А61-932/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гузоевым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу МИФНС России по г. Владикавказу на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 06.08.2013 по делу N А61-932/2013 (судья Акимцева С.А.)
по заявлению ЗАО "Сфера" (ИНН 1504003210 ОГРН 1021500574479, г. Владикавказ)
к МИФНС России по г. Владикавказу (ИНН 1513000015 ОГРН 1101516001575, г. Владикавказ),
к УФНС России по РСО-Алания (ИНН 1515900068 ОГРН 1041501903739, г. Владикавказ),
об оспаривании ненормативных правовых актов,
при участии в судебном заседании от МИФНС России по г. Владикавказу - Бадовой А.С. по доверенности от 13.09.2013, Кундуховой Ф.Б. по доверенности от 24.06.2013,
установил:
решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 05.04.2013 удовлетворено заявление ЗАО "Сфера" (далее - общество, заявитель):
- к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказу (далее - инспекция) - об оспаривании решения от 21.08.2012 N 16898 о взыскании недоимки по земельному налогу в сумме 226 752 руб., пеней в сумме 19 976 руб. 99 коп. и привлечении к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 11 337 руб. 60 коп.;
- к Управлению Федеральной налоговой службы по РСО-Алания (далее - управление, УФНС) - об оспаривании решения от 28.12.2012 N 52 об оставлении без изменения решения инспекции от 21.08.2012 N 16898.
Суд указал на неправомерность увеличения оспариваемыми решениями налоговых обязательств общества на основании кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной нормативным правовым актом, который не опубликован в установленном порядке.
Дело рассмотрено с участием Правительства РСО-Алания в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора.
В апелляционной жалобе инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления общества, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. По мнению инспекции, действующим законодательством не предусмотрена возможность признания решения инспекции недействительным связи с неопубликованием в полном объеме нормативно-правовых актов, на основании которых установлен объем налоговых обязательств заявителя.
Отзывы на апелляционную жалобу в суд не поступали.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие заявителя, управления и Правительства РСО-Алания, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, обществом в инспекцию 19.01.2013 представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, из которой следует, что исчисленная сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, составляла 232 392 руб. (т. 1, л.д. 120-125).
18.04.2012 подана уточненная декларация, в которой отражено, что по данным налогоплательщика сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 232 392 руб., по данным налогового органа - 459 144 руб., разница - 226 752 руб. (т. 1. л.д. 115-119).
Уточненный расчет налогоплательщика был проверен инспекцией в порядке камеральной проверки с 18.04.2012 по 13.07.2012.
Из акта камеральной проверки от 13.07.2012 N 25667 (т. 1, л.д. 28-30) следует, что налогоплательщику было направлено сообщение от 19.06.2012 N 11890 о неверном применении обществом налоговой ставки и исчисление налога с неактуальной кадастровой их стоимости. В сообщении содержалось требование о представлении в течение пяти рабочих дней со дня его получения пояснений, касающихся земельных участков с кадастровыми номерами 15:09:40305:75, 15:09:40305:76, неотраженных в декларации, а также требование о внесении в декларацию соответствующих изменений (т. 1, л.д. 107).
Сообщение возвращено почтой без вручения адресату в связи с его отсутствием (т. 1, л.д. 108, 109).
В акте указано на занижение налогоплательщиком налоговой базы по земельному налогу в размере 226 752 руб. в результате исчисления налога с неактуальной кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 15:09:021701:20, 15:09:040305:02, 15:09:011003:26 и неотражения земельных участков с кадастровыми номерами 15:09:40305:75 и 15:09:40305:76.
Уведомлением от 29.06.2013 N 20414 налогоплательщик вызван в инспекцию 14.07.2013 в 10 часов для получения акта камеральной налоговой проверки (т. 1, л.д. 110).
Уведомление получено доверенным лицом общества (начальником отдела кадров Кудзаговой Г.Т.) 02.07.2012 (т. 2, л.д. 19).
Акт камеральной проверки направлен обществу почтой 21.07.2012 вместе с уведомлением от 12.07.2012 N 20414 о рассмотрении материалов проверки 20.08.2012 в 10 час 00 мин (т. 1. л.д. 112,113).
Решением от 21.08.2012 N 16898 инспекция взыскала с общества недоимку по земельному налогу в сумме 226 752 руб., начислила пени в сумме 19 976 руб. 99 коп. и привлекла к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 11 337 руб. 60 коп.
Решением УФНС от 28.12.2012 N 52, принятым по апелляционной жалобе общества, решение инспекции оставлено без изменения.
Данные обстоятельства послужили основанием для оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов в суде.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Из пункта 5 статьи 87 НК РФ следует, что если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 Кодекса.
Акт налоговой проверки в течение пяти дней со дня его составления должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем) (пункт 5 статьи 100 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, с извещением о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лица, в отношении которого проводилась эта проверка.
Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если проверяемое лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте, который направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая со дня его отправки (пункт 4 статьи 101.4 НК РФ).
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства (пункт 7 статьи 101.4 НК РФ), чем налогоплательщику предоставляются гарантии права на защиту и представления возражений в силу закона.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов (пункт 2 статьи 101 НК РФ).
В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности (пункты 7, 8 статьи 101 Кодекса).
В силу пункта 14 статьи 101 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лицу, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщику представить объяснения.
Принимая решение по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении инспекцией процедуры проведения проверки и принятия решения.
Данный вывод противоречит материалам дела, из которых видно, что, уведомив общество о том, что рассмотрение материалов проверки состоится 20.08.2012, фактически инспекция приняла оспариваемое решение 21.08.2012.
Вместе с тем такой вывод суда не повлек принятия неправильного по сути решения, поскольку, исследуя обстоятельства, связанные с определением налоговых обязанностей заявителя, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Решением Собрания представителей г. Владикавказа от 11.11.2005 "О земельном налоге" (в редакции от 15.11.2011 N 27/57), опубликованным первоначально в "Законодательстве России" 17.11.2005 (измен. В газете "Владикавказ" от 18.11.2011 N 216 (1082)), определены налоговые ставки земельного налога, порядок и сроки его уплаты.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Правительство РСО-Алания постановлением от 24.10.2008 N 244 утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Северная Осетия-Алания.
Постановлением Правительства РСО-Алания от 30.12.2008 N 305 постановление N 244 дополнено пунктом 3.1, из которого следует, что нормативный правовой акт вступает в силу на территории муниципального образования г. Владикавказ с 01.01.2010.
Постановление N 305 опубликовано в газете "Северная Осетия" N 12 (25306) от 28.01.2009.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" предусмотрено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Согласно разъяснениям, данным Конституционным Судом РФ в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О, следует, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Вместе с тем для целей, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, с учетом толкования природы земельного налога как имеющего комплексный характер, в отношении порядка применения кадастровой стоимости земельных участков к исчислению земельного налога следует применять правила, регулирующие порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Положения, предусмотренные указанной статьей Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства РСО-А N 244 последствия, оговоренные в пунктах 3, 4 статьи 5 НК РФ, не установлены, а потому к данному постановлению подлежит применению общий порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленный пунктом 1 статьи 5 НК РФ.
Аналогичное истолкование пункта 1 статьи 5 НК РФ приведено в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2011 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Правительством РСО-Алания в обоснование своей позиции о надлежащем официальном опубликовании постановления Правительства РСО-А N 244 в материалы дела представлены сведения о том, что текст указанного нормативного правового акта в полном объеме размещен 17.02.2009 на портале "Законодательство России" и частично в Собрании законодательства РСО-Алания N 2 и в 2012 году ст. 46 (т. 1, л.д. 139).
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.
Указом Главы РСО-Алания от 04.04.2006 N 49 "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания" определен порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Главы РСО-Алания и Правительства РСО-Алания. В силу пункта 1 Указа Главы РСО-Алания N 49 акты, имеющие нормативный характер, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, отнесенных федеральным законом к государственной тайне или иной информации ограниченного доступа.
В соответствии с пунктом 2 Указа N 49 с учетом требований пункта 1 официальным опубликованием нормативных правовых актов Главы РСО-Алания и Правительства РСО-Алания признается публикация их полного текста в газете "Северная Осетия", "Растдзинад" или в официальном издании "Собрание законодательства Республики Северная Осетия-Алания".
Данный пункт Указа N 49 в редакции Указа Главы РСО-Алания от 23.04.2012 N 88 дополнительно предусматривает размещение актов на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), официальных сайтах Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания соответственно и устанавливает, что официальным опубликованием актов считается первая публикация текстов в газете "Северная Осетия", газете "Растдзинад" или официальном издании "Собрание законодательства Республики Северная Осетия-Алания" либо первое размещение на "Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru)".
Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), на котором публикация нормативного правового акта является официальным его опубликованием, в качестве такого действует с принятием Федерального закона от 21.10.2011 N 289-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", в соответствии с пунктом 2 статьи 1 которого на Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) могут быть размещены (опубликованы) иные акты палат Федерального Собрания, правовые акты Правительства Российской Федерации, других органов государственной власти Российской Федерации, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Согласно справочной информации к указанному порталу "Официальный интернет-портал правовой информации" зарегистрирован 10 ноября 2011 года в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в качестве средства массовой информации (сетевое издание) за номером Эл N ФС77-47467. "Официальный интернет-портал правовой информации" зарегистрирован 22 июля 2011 года как федеральная государственная информационная система за номером N ФС - 7110096.
В этой связи суд правильно указал, что размещение в 2009 году текста постановления N 244 в разделе "Законодательство России", вошедшего в состав интернет-портала правовой информации (www.pravo.gov.ru), до внесения изменений в законодательные акты, в том числе в Указ N 49, не может считаться официальном опубликованием нормативного правового акта.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Таким образом, размещение текста постановления N 244 с приложениями N 1-3 в 2009 году в "Законодательстве России" свидетельствует о том, что официальное его опубликование произошло 23.04.2012.
Доводы об официальном опубликовании постановления N 244 в иных источниках обоснованно не приняты судом во внимание в связи со следующим.
Из представленных в материалы дела документов, пояснений сторон и третьего лица следует, что в газете "Северная Осетия" 06.11.2008 N 204 (25255) был опубликован текст постановления N 244 об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в РСО-Алания по состоянию на 1 января 2009 года без приложений N 1-3 (содержащих кадастровую оценку земель, в том числе и земельных участков заявителя), что свидетельствует об отсутствии факта официального опубликования нормативного правового акта и вступления его в законную силу.
В соответствии с Законом РСО-Алания от 25.04.2002 N 7-РЗ "О порядке опубликования и вступления в силу конституционных законов Республики Северная Осетия-Алания, законов Республики Северная Осетия-Алания, других актов парламента Республики Северная Осетия-Алания" "Собрание законодательства Республики Северная Осетия - Алания" является официальным периодическим изданием, в котором публикуются конституционные законы Республики Северная Осетия - Алания, законы Республики Северная Осетия - Алания, другие акты Парламента Республики Северная Осетия - Алания, указы и распоряжения Главы Республики Северная Осетия - Алания, постановления и распоряжения Правительства Республики Северная Осетия - Алания, решения Конституционного Суда Республики Северная Осетия - Алания о толковании Конституции Республики Северная Осетия - Алания и о соответствии Конституции Республики Северная Осетия - Алания конституционных законов Республики Северная Осетия - Алания, законов Республики Северная Осетия - Алания, нормативных актов Парламента Республики Северная Осетия - Алания, Главы Республики Северная Осетия - Алания, Правительства Республики Северная Осетия - Алания или отдельных положений перечисленных актов.
Указанное свидетельствует о том, что размещение текста постановления N 244 в "Собрании законодательства РСО-Алания N 2" в 2012 являлось бы официальным опубликованием нормативного правового акта, в случае отсутствия факта частичного опубликования приложений к постановлению.
С учетом отсутствия доказательств, подтверждающих предоставление налогоплательщикам сведений о том, что они могут ознакомиться с полным текстом документа (включая приложения) на определенном сайте в сети Интернет, суд правильно указал, что официальным опубликованием постановления N 244 считается 23.04.2012.
Это означает, что оспариваемые решения в части доначисления обществу земельного налога за 2011 год исходя из установленной постановлением N 244 кадастровой стоимости земельных участков, и привлечения его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, начислению пени, не могут быть признаны правомерными.
Вышеизложенное свидетельствует о правомерном удовлетворении судом требований общества.
Апелляционный суд, проверив порядок распределения судебных расходов в соответствии со статьей 110 АПК РФ, признает его законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования, им дана надлежащая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 06.08.2013 по делу N А61-932/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
М.У.СЕМЕНОВ
Судьи
Д.А.БЕЛОВ
С.А.ПАРАСКЕВОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)