Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.05.2013 ПО ДЕЛУ N А46-30238/2012

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2013 г. по делу N А46-30238/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2192/2013) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Большекулачинская" на решение Арбитражного суда Омской области от 05.02.2013 по делу N А46-30238/2012 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Большекулачинская" (ИНН 5503221816, ОГРН 1105543022837) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Омской области о признании незаконным и отмене решения от 03.08.2012 N 9694,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Большекулачинская" - Дитятковская М.В. по доверенности б/н от 25.12.2012 сроком действия на три года, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Омской области - Крайнюкова Л.П. по доверенности N 14-05/03776 от 07.03.2013 сроком действия на три года, личность установлена на основании служебного удостоверения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Большекулачинская" (далее по тексту - заявитель, ООО "УК "Большекулачинская", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Омской области о признании незаконным и отмене решения от 03.08.2012 N 9694 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
В ходе судебного разбирательства по ходатайству заинтересованного в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суда Арбитражным судом Омской области произведена замена Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Омской области на правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по Омской области (далее - МИФНС России N 4 по Омской области).
Решением от 05.02.2013 по делу N А46-30238/2012 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования, указав на соответствие доначисленной Инспекцией недоимки по земельному налогу за 2011 год, пени налоговым обязательствам ООО "УК "Большекулачинская", а также на соответствие оспариваемого решения Инспекции требованиям статей 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "УК "Большекулачинская" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель настаивает на несоответствии оспариваемого решения налогового органа требованиям статей 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку Общество не было надлежащим образом извещено о рассмотрении материалов проверки.
Податель жалобы считает необоснованным дополнительное начисление земельного налога за 2011 год исходя из кадастровой стоимости спорного земельного участка определенной, по состоянию на 01.01.2011, поскольку Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 18.10.2010 N 46-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области" не была установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:20:131101:635 и не был установлен средний удельный показатель кадастрового квартала.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Инспекции возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
30.01.2012 ООО "УК "Большекулачинская" в Инспекцию представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, который был исчислен в отношении земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 55:20:131101:635, расположенного в 150 м юго-восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, Омский район, Надеждинское сельское поселение, ул. Казанская, д. 22.
При этом земельный налог в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:131101:635 был исчислен Обществом на основании его кадастровой стоимости, действовавшей до 01.01.2011, поскольку Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 18.10.2010 N 46-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области" не была установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:20:131101:635 и не был установлен средний удельный показатель кадастрового квартала, в связи с чем налогоплательщику не представилось возможным рассчитать кадастровую стоимость земельного участка в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка на основе указанной декларации, по результатам которой от 17.05.2012 составлен акт проверки N 7787, а 03.08.2012 (по отклонению возражений заявителя) принято решение N 9694 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением от 03.08.2012 N N 9694 заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 1 739 руб., ему дополнительно начислены земельный налог в размере 196 800 руб., пени в размере 20 023 руб. 42 коп. по состоянию на 03.08.2012.
При определении налоговых обязательств Общества по земельному налогу за 2011 год Инспекцией применена кадастровая стоимость спорных земельных участков, исходя из сведений, полученных от ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области.
Не согласившись с принятым решением, налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Омской области от 11.10.2012 N 16-15/12820 вышестоящий налоговый орган решение налогового органа от 03.08.2012 N 9694 изменил в части недоимки и пени, согласно которому налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2011 год в сумме 118 209 руб. и начислены пени по состоянию на 03.08.2012 согласно требованию.
Полагая, что решение Инспекции от 03.08.2012 N 9694 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в редакции вышестоящего налогового органа, является незаконным и нарушает права и интересы ООО "УК "Большекулачинская", последнее обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
05.02.2013 Арбитражный суд омской области принял обжалуемое Обществом в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено - налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При этом в пункте 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Представление налогоплательщикам сведений о кадастровой стоимости земельных участков осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков". В соответствии с этим документом территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Согласно статье 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам (далее также в настоящей статье - запросы о предоставлении сведений) любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, налогоплательщики земельного налога в 2011 году обязаны самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется по состоянию на 01.01.2011 и которая в целях исчисления земельного налога подлежит доведению до налогоплательщиков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, то есть путем предоставления сведений по запросу налогоплательщика.
Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" установлено, что результаты проведения кадастровой оценки земель подлежат доведению до налогоплательщика не позднее 1 марта календарного года.
В силу изложенного, Общество имело возможность обратиться с заявлением о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" и руководствуясь пунктом 3 статьи 391, пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, имело реальную возможность и должно было определить свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земельного участка, указанной в государственном кадастре недвижимости.
Ведение государственного кадастра недвижимости на основании пункта 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, возложено на Росреестр, который осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения).
Как следует из оспариваемого решения налогового органа от 03.08.2012 N 9694, при проверке правильности исчисления налогоплательщиком земельного налога за 2011 год налоговый орган правомерно руководствовался данными, полученными от соответствующего уполномоченного органа: ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Омской области".
Налоговым периодом для исчисления земельного налога согласно статье 393 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год. При этом налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В данном случае налоговым периодом является календарный год - период времени с 01.01.2011 по 31.12.2011. Налоговая база определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, то есть налоговая база за 2011 год определяется по состоянию на 01.01.2011.
Тогда как заявитель, при исчислении и уплате земельного налога за 2011 год исходил из кадастровой стоимости, действовавшей до 01.01.2011, что не соответствует вышеприведенным законоположениям.
Таким образом, в результате проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год Инспекцией обоснованно было установлено, что ООО "УК "Большекулачинская" занизило сумму земельного налога, подлежащую уплате в бюджет за 2011 год.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет доводы Общества о допущенных налоговым органом существенных нарушениях порядка привлечения налогоплательщика к ответственности, выразившихся в не извещении Общества о рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.
Из материалов дела следует, что решением от 09.07.2012 N 07-21/05777, полученным согласно почтовому уведомлению 20.07.2012, рассмотрение материалов налоговой проверки отложено. Извещением от 09.07.2012 N 07-21/05778, полученным согласно почтовому уведомлению 20.07.2012, Общество извещено о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и по дополнительным мероприятиям налогового контроля (23.07.2012 в 12 часов 30 минут); рассмотрение материалов проверки состоялось в указанное в извещении время в отсутствие представителей Общества.
Таким образом, налогоплательщик был уведомлен Инспекцией о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки и материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, имел возможность для представления своих объяснений, возражений, опровергающих выводы проверяющих по фактам, установленным в ходе дополнительных мероприятий; ходатайств об отложении рассмотрения материалов проверки, о выделении дополнительного времени для ознакомления с результатами проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля с целью представления возражений налогоплательщиком заявлено не было.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении Инспекцией положений статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе пункта 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющего порядок рассмотрения материалов проверки, в соответствии с которым налоговый орган вправе рассмотреть материалы проверки в отсутствии надлежащем образом извещенного налогоплательщика.
Таким образом, процедура рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки в отношении ООО "УК "Большекулачинская", не нарушена.
Иные доводы заявителя о процессуальных нарушениях проведения налоговой проверки, в силу чего, по мнению заявителя, допущенные налоговым органом нарушения норм налогового законодательства Российской Федерации при процедуре рассмотрения материалов проверки влекут признание решения налогового органа недействительным, не могут быть признаны судом апелляционной инстанции обоснованными, поскольку ООО "УК "Большекулачинская" должным образом не обосновало, каким образом изложенные им обстоятельства, в том числе, нарушение срока составления акта налоговой проверки, не направление в адрес заявителя сообщений с требованием о предоставлении пояснений, тогда как материалы дела содержат обратное, повлекли нарушение прав и законных интересов налогоплательщика относительно правильности исчисления и уплаты земельного налога за 2011 год.
Подлежат отклонению доводы Общества о том, что при вынесении оспариваемого решения Инспекцией не были учтены требования статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не исследована вина Общества в допущенном налоговом правонарушении.
Пунктом 5 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации предписано, что в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа: 1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах; 2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения; 3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения; 4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с пунктом 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Инспекция в оспариваемом решении изложила обстоятельства вменяемого Обществу налогового правонарушения, указала в чем именно заключается занижение налоговой базы по земельному налогу, и почему, по мнению налогового органа, суммы налоговой декларации не соответствуют фактическим налоговым обязательствам налогоплательщика.
Одним из обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, является отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения (подпункт 2 пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации). Между тем в рассматриваемом случае в действиях Общества имеется вина в совершенном правонарушении.
При определении налогового обязательства по земельному налогу за 2011 год оснований для применения кадастровой стоимости спорного земельного участка, действовавшей до 01.01.2011, у Общества не имелось.
Таким образом, отказав в удовлетворении заявленных Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение в рассмотренной апелляционным судом части. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемой налогоплательщиком части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ООО "УК "Большекулачинская".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 05.02.2013 по делу N А46-30238/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК

Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
О.Ю.РЫЖИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)