Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
14 октября 2008 года
Второй арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Т.В. Хоровой
судей Л.Н. Лобановой, А.В. Караваевой
при ведении протокола судебного заседания судьей Т.В. Хоровой
при участии в заседании:
- от заявителя: не явился;
- от ответчика: не явился;
- от третьего лица: не явился.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 31.07.2008 по делу N А17-1762/2008, принятое судом в составе судьи Борисовой В.Н., по заявлению Открытого акционерного общества "Фурмановский хлебокомбинат"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ивановской области
третье лицо: Управление ПФ РФ в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области
о признании исполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней в общей сумме 79 955 рублей 45 копеек,
установил:
Открытое акционерное общество "Фурмановский хлебокомбинат" (далее по тексту - Общество, налогоплательщик) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ивановской области о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ивановской области (далее по тексту - инспекция, налоговый орган), выразившегося в отказе учесть по лицевому счету общества суммы налогов, уплаченных руководителем в наличной денежной форме по платежным извещениям через Ивановское ОСБ N 8639/0040.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 31.07.2008 заявленные ОАО "Фурмановский хлебокомбинат" требования удовлетворены частично.
Судом первой инстанции признано исполненной обязанность ОАО "Фурмановский хлебокомбинат" по уплате в бюджет текущих платежей по налогам и сборам за 4 квартал 2007 года и 1 полугодие 2008 года в общей сумме 59228 руб. 69 коп., уплаченных генеральным директором в наличной денежной форме по платежным извещениям от 11.03.2008 г., от 24.03.2008 г., от 17.04.2008 г., от 23.05.2008 г. через Ивановское ОСБ N 8639/0040, включая платежи:
за январь 2008 года - в сумме 16475 руб. 92 коп. по 7-ми платежным извещениям от 11.03.2008 г.:
- страховые взносы в ПФ РФ на страховую часть трудовой пенсии - в сумме 3841 руб. 58 коп.,
- страховые взносы в ПФ РФ на накопительную часть трудовой пенсии - в сумме 728 руб. 68 коп.,
- НДФЛ - в сумме 3935 руб.,
- ЕСН /федеральный бюджет/- в сумме 1958 руб. 68 коп.,
- ЕСН / ФФОМС / - в сумме 359 руб.,
- ЕСН / ТФОМС / - в сумме 652 руб. 89 коп.,
- - пени по рассроченной задолженности в ПФР /на страховую часть трудовой пенсии/ - в сумме 5000 руб.;
- за февраль 2008 года - в сумме 18776 руб. 82 коп. по 10-ти платежным извещениям от 24.03.2008 г.:
- страховые взносы в ПФ РФ на страховую часть трудовой пенсии - в сумме 3743 руб. 15 коп.,
- страховые взносы в ПФ РФ на накопительную часть трудовой пенсии - в сумме 654 руб. 86 коп.,
- НДФЛ - в сумме 35 12 руб.,
- ЕСН /федеральный бюджет/- в сумме 1884 руб. 86 коп.,
- ЕСН / ФФОМС / - в сумме 345 руб. 55 коп.,
- ЕСН / ТФОМС / - в сумме 628 руб. 29 коп.,
- пени по рассроченной задолженности в ПФ РФ /на страховую часть трудовой пенсии/ - в сумме 5000 руб.,
- социальное страхование от несчастных случаев на производстве - в сумме 352 руб. 11 коп.,
- транспортный налог за 4 кв. 2007 года - в сумме 876 руб.,
- - налог на имущество за 4 кв. 2007 года - в сумме 1 780 руб.;
- за март 2008 года - в сумме 10866 руб. 82 коп. по 7-ми платежным извещениям от 17.04.2008 г.:
- страховые взносы в ПФ РФ на страховую часть трудовой пенсии - в сумме 3720 руб. 15 коп.,
- страховые взносы в ПФ РФ на накопительную часть трудовой пенсии - в сумме 637 руб. 61 коп.,
- НДФЛ - в сумме 3552 руб.,
- ЕСН /федеральный бюджет/- в сумме 1867 руб. 61 коп.,
- ЕСН / ФФОМС / - в сумме 342 руб. 40 коп.,
- ЕСН / ТФОМС / - в сумме 622 руб. 54 коп.,
- социальное страхование от несчастных случаев на производстве - в сумме 124 руб. 51 коп.,
за апрель 2008 года - в сумме 13109 руб. 13 коп. по 8-ми платежным извещениям от 23.05.2008 г.:
- страховые взносы в ПФ РФ на страховую часть трудовой пенсии - в сумме 3687 руб. 54 коп.,
- страховые взносы в ПФ РФ на накопительную часть трудовой пенсии - в сумме 613 руб. 15 коп.,
- НДФЛ - в сумме 3317 руб.,
- ЕСН /федеральный бюджет/ - в сумме 1 843 руб. 15 коп.
- ЕСН / ФФОМС / - в сумме 337 руб. 91 коп.,
- ЕСН / ТФОМС / - в сумме 614 руб. 38 коп.,
- транспортный налог за 1 кв. 2008 года - в сумме 876 руб.,
- налог на имущество за 1 кв. 2008 года - в сумме 1 820 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований налогоплательщику отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Ссылаясь на положения пп. 1, 3 п. 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1, пункт 2.1.1 Положения Банка России от 09.10.2002 N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации", Письмо Центрального Банка Российской Федерации N 151-Т и МНС России N ФС-18-10/2 от 12.11.2002 "Об отдельных вопросах, связанных с уплатой организациями налогов и сборов", инспекция считает, что действующим законодательством не предусмотрена возможность уплаты налогов организациями наличными денежными средствами без открытия расчетного счета в банке.
В дополнениях к апелляционной жалобе Инспекция указывает, что суд первой инстанции применил пункты 1 и 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации без учета положений подпункта 5 пункта 4 указанной статьи, которые устанавливают, что в случае, если на день предъявления налогоплательщиком в банк поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований, обязанность по уплате налога не считается исполненной.
Оплата обществом текущих налоговых платежей и страховых взносов в наличной денежной форме по платежным извещениям через законного представителя минуя расчетный счет налогоплательщика, при наличии значительного долга перед другими лицами, по мнению налогового органа, является схемой ухода от исполнения денежных обязательств, возникших ранее в 2004-2006 годах. Сложившийся порядок оплаты нарушает законные интересы государства, юридических лиц, граждан и противоречит обычаям делового оборота. При этом Инспекция ссылается на положения главы 22 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенные обстоятельства, Межрайонная ИФНС России N 4 по Ивановской области просит апелляционный суд решение суда первой инстанции по делу отменить и принять новый судебный акт.
ОАО "Фурмановский хлебокомбинат" в отзыве на апелляционную жалобу отклонила доводы инспекции, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Управление Пенсионного фонда РФ в Фурмановском районе Ивановской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Общество, Инспекция и Управление ПФ РФ, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в апелляционный суд не направили.
Инспекция и Управление ПФ РФ в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области просят рассмотреть апелляционную жалобу без участия их представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Второй арбитражный апелляционный суд рассматривает спор в отсутствие представителей сторон и 3-го лица по имеющимся в материалах дела документам.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Открытое акционерное общество "Фурмановский хлебокомбинат" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России N 4 по Ивановской области, выразившегося в отказе учесть по лицевому счету общества суммы налогов, уплаченных руководителем в наличной денежной форме по платежным извещениям через Ивановское ОСБ N 8639/0040.
В рамках ст. 76 НК РФ решениями инспекции N 357 от 30.05.2006 г., N 425 от 20.04.2007 г., N 965 от 11.04.2008 г. были приостановлены операций по расчетному счету ОАО "Фурмановский хлебокомбинат" на суммы, соответственно: 12937 руб. 91 коп., 1 1763 руб. 83 коп., 954 руб. 76 коп. В силу указанных обстоятельств предприятием, начиная с ноября 2007 года уплата текущих налоговых платежей производилась генеральным директором Хусяиновым М.Х. (решение единственного акционера ОАО "Фурмановский хлебокомбинат" от 23.05.2007 г. N 1) в наличной денежной форме по платежным извещениям от 11.03.2008 г., от 24.03.2008 г., от 17.04.2008 г., от 23.05.2008 г., от 17.06.2008 г., от 15.07.2008 г. через Ивановское ОСБ N 8639/0040. Уплата налогов в указанный период в общей сумме 119449 руб. 42 коп. произведена Хусяиновым М.Х. за счет денежных средств предприятия, полученных по расходным кассовым ордерам, авансовым отчетам: от 7.12.2007 г. - в сумме 22886 руб. 60 коп., от 15.01.2008 г. - в сумме 16607 руб. 37 коп., от 13.03.2008 г. - в сумме 16475 руб. 92 коп., от 24.03.2008 г. - в сумме 18776 руб. 82 коп., от 17.04.2008 г. - в сумме 10866 руб. 82 коп., от 23.05.2008 г. - в сумме 13109 руб. 13 коп., от 17.06.2008 г. - в сумме 9785 руб. 27 коп., от 15.07.2008 г. - в сумме 10941 руб. 49 коп., в которых в качестве назначения выдачи авансов указывалось "уплата налогов". В авансовых отчетах приведена развернутая расшифровка под все суммы состоявшихся платежей в бюджет. В квитанциях ОСБ правильно указаны реквизиты налогового органа (ИНН, номер счета получателя платежа, БИК), наименование платежа, код бюджетной классификации, ИНН налогоплательщика - ОАО "Фурмановский хлебокомбинат", юридический адрес общества, что позволяет персонифицировать налогоплательщика и идентифицировать остальные необходимые реквизиты. Факт поступления налогов в бюджет подтверждается письмами инспекции от 04.05.2008 за N 07-15/4988, от 04.06.2008 за N 07-15/6979 на имя Хусяинова М.Х.
Согласно справке главного бухгалтера ОАО "Фурмановский хлебокомбинат", первоначальные суммы платежей (за ноябрь 2007-22 886 руб. 60 коп., за декабрь 2007-16 607 руб. 37 коп.) были приняты Инспекцией и разнесены по лицевому счету предприятия.
Относительно платежей за январь - апрель 2008 г.г. (платежные извещения от 11.03.2008 г., от 24.03.2008 г., от 17.04.2008 г., от 23.05.2008 г.) на заявления ОАО "Фурмановский хлебокомбинат" от 21.03.2008 г. за N 17, от 23.04.2008 г. за N 23, от 04.07.2008 г. об учете состоявшихся платежей по лицевому счету предприятия, со стороны инспекции поступили ответы от 28.03.2008 г. за N 3301, от 28.04.2008 г. за N 47560 о невозможности такого учета ввиду отсутствия в действующем законодательстве возможности уплаты налогов организациями наличными денежными средствами без открытия расчетного счета.
По платежным извещениям от 17.06.2008 г. (на сумму 9785 руб. 27 коп.), от 15.07.2008 г. (на сумму 10941 руб. 49 коп.) каких-либо отрицательных ответов Инспекции в адрес налогоплательщика в материалы настоящего дела не представлено.
Согласно письму Управления ПФ РФ в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области от 20.07.2008 г. за N 10/5473, какой-либо задолженности по страховым взносам в ПФ РФ за ОАО "Фурмановский хлебокомбинат" на дату 01.07.2008 г. не значится, все платежи через Сберегательный банк, произведенные генеральным директором Хусяиновым М.Х. по извещениям формы ПД N 4, учтены органом ПФ РФ за хлебокомбинатом согласно обозначенному в документах ИНН.
Считая уклонение налогового органа от признания обязанности исполненной не соответствующим действующему налоговому законодательству, ОАО "Фурмановский хлебокомбинат" обралось в суд за подтверждением данного факта.
Арбитражный суд Ивановской области, частично удовлетворяя требования налогоплательщика, руководствовался п. 1 ст. 65, п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 26, п. п. 1 п. 3 ст. 44, п. 1, 3,4 ст. 45, п. 4 ст. 58, ст. 137 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 13, п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996, учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 22.01.2004 N 41-О, пришел к выводу, что обязанность Общества по уплате налогов за 4 квартал 2007 года и первое полугодие 2008 года в общей сумме 59 228 руб. 69 коп. исполнена путем перечисления руководителем организации наличных денежных средств по платежным извещениям от 11.03.2008, от 24.03.2008, от 17.04.2008, от 23.05.2008 через Ивановское ОСБ N 8639/0040, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
Второй арбитражный апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными и не усматривает правовых оснований для отмены судебного акта по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено п. 4 ст. 45 НК РФ:
1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;
3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;
4) со дня вынесения налоговым органом в соответствии с НК РФ решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;
5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента.
Подпунктом 1 п. 3 ст. 44 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.
При этом на основании п. 4 ст. 58 НК РФ уплата налога производится в наличной или безналичной форме.
Согласно ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично и (или) через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 22.01.2004 N 41-0, из пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями его главы 4 "Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" вытекает, что по своему содержанию абзац первый пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствует участию налогоплательщика в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя. Однако представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Кроме того, само представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица. Следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств.
Таким образом, положения пунктов 1 и 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств, важно, чтобы из представленных платежных документов можно было однозначно установить, что соответствующая сумма налога уплачена конкретным налогоплательщиком за счет его собственных денежных средств.
Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (статья 27 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Генеральный директор ОАО "Фурмановский хлебокомбинат" в силу положений статьи 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, осуществляет иные полномочия.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществом обязанность по уплате налогов за 4 квартал 2007 года и 1 полугодие 2008 года в общей сумме 59 228 руб. 69 коп. исполнена путем перечисления генеральным директором общества - Хусяиновым М.Х. (решение акционера ОАО "Фурмановский хлебокомбинат" от 23.05.2007 N 1) наличных денежных средств по платежным извещениям от 11.03.2008, от 24.03.2008, от 17.04.2008, от 23.05.2008 через Ивановское ОСБ N 8639/0040. Уплата налогов в обозначенной сумме произведена Хусяиновым М.Х. за счет денежных средств общества, полученных по расходным кассовым ордерам, авансовым отчетам: от 13.03.2008 - в сумме 16 475 руб. 92 коп., от 24.03.2008 - в сумме 18 776 руб. 82 коп., от 17.04.2008 - в сумме 10 866 руб. 82 коп., от 23.05.2008 - в сумме 13 109 руб. 13 коп., в которых в качестве назначения выдачи авансов указывалось "уплата налогов". В авансовых отчетах приведена развернутая расшифровка под все суммы состоявшихся платежей в бюджет. В квитанциях ОСБ правильно указаны реквизиты налогового органа (ИНН, номер счета получателя платежа, БИК), наименование платежа, код бюджетной классификации, ИНН налогоплательщика - ОАО "Фурмановский хлебокомбинат", юридический адрес общества, что позволяет персонифицировать налогоплательщика и идентифицировать остальные необходимые реквизиты. Факт поступления налогов в бюджет подтверждается письмами налогового органа от 04.05.2008 за N 07-15/4988, от 04.06.2008 за N 07-15/6979 на имя Хусяинова М.Х.
Таким образом, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что квитанция формы ПД-4 не позволяют идентифицировать налогоплательщика как конкретное юридическое лицо, является необоснованным, противоречащим имеющимся в материалах дела документам.
Из вышеизложенного следует, что именно открытым акционерным обществом "Фурмановский хлебокомбинат" через своего законного представителя за счет собственных средств предприятия внесены в бюджет платежи по налогам и сборам.
Не принимается апелляционным судом ссылка налогового органа на положения главы 22 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к налоговым правоотношениям гражданское законодательство не применяется, так как в данном случае возникшие отношения, которые являются предметом по настоящему делу, регулируются нормами налогового законодательства.
Учитывая изложенные обстоятельства, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что Арбитражный суд Ивановской области принял законное, обоснованное и мотивированное решение в данной части.
Решение суда первой инстанции вынесено на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 31 июля 2008 по делу N А17-1762/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Т.В.ХОРОВА
Судьи
Л.Н.ЛОБАНОВА
А.В.КАРАВАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.10.2008 ПО ДЕЛУ N А17-1762/2008
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2008 г. по делу N А17-1762/2008
14 октября 2008 года
Второй арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Т.В. Хоровой
судей Л.Н. Лобановой, А.В. Караваевой
при ведении протокола судебного заседания судьей Т.В. Хоровой
при участии в заседании:
- от заявителя: не явился;
- от ответчика: не явился;
- от третьего лица: не явился.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 31.07.2008 по делу N А17-1762/2008, принятое судом в составе судьи Борисовой В.Н., по заявлению Открытого акционерного общества "Фурмановский хлебокомбинат"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ивановской области
третье лицо: Управление ПФ РФ в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области
о признании исполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней в общей сумме 79 955 рублей 45 копеек,
установил:
Открытое акционерное общество "Фурмановский хлебокомбинат" (далее по тексту - Общество, налогоплательщик) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ивановской области о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ивановской области (далее по тексту - инспекция, налоговый орган), выразившегося в отказе учесть по лицевому счету общества суммы налогов, уплаченных руководителем в наличной денежной форме по платежным извещениям через Ивановское ОСБ N 8639/0040.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 31.07.2008 заявленные ОАО "Фурмановский хлебокомбинат" требования удовлетворены частично.
Судом первой инстанции признано исполненной обязанность ОАО "Фурмановский хлебокомбинат" по уплате в бюджет текущих платежей по налогам и сборам за 4 квартал 2007 года и 1 полугодие 2008 года в общей сумме 59228 руб. 69 коп., уплаченных генеральным директором в наличной денежной форме по платежным извещениям от 11.03.2008 г., от 24.03.2008 г., от 17.04.2008 г., от 23.05.2008 г. через Ивановское ОСБ N 8639/0040, включая платежи:
за январь 2008 года - в сумме 16475 руб. 92 коп. по 7-ми платежным извещениям от 11.03.2008 г.:
- страховые взносы в ПФ РФ на страховую часть трудовой пенсии - в сумме 3841 руб. 58 коп.,
- страховые взносы в ПФ РФ на накопительную часть трудовой пенсии - в сумме 728 руб. 68 коп.,
- НДФЛ - в сумме 3935 руб.,
- ЕСН /федеральный бюджет/- в сумме 1958 руб. 68 коп.,
- ЕСН / ФФОМС / - в сумме 359 руб.,
- ЕСН / ТФОМС / - в сумме 652 руб. 89 коп.,
- - пени по рассроченной задолженности в ПФР /на страховую часть трудовой пенсии/ - в сумме 5000 руб.;
- за февраль 2008 года - в сумме 18776 руб. 82 коп. по 10-ти платежным извещениям от 24.03.2008 г.:
- страховые взносы в ПФ РФ на страховую часть трудовой пенсии - в сумме 3743 руб. 15 коп.,
- страховые взносы в ПФ РФ на накопительную часть трудовой пенсии - в сумме 654 руб. 86 коп.,
- НДФЛ - в сумме 35 12 руб.,
- ЕСН /федеральный бюджет/- в сумме 1884 руб. 86 коп.,
- ЕСН / ФФОМС / - в сумме 345 руб. 55 коп.,
- ЕСН / ТФОМС / - в сумме 628 руб. 29 коп.,
- пени по рассроченной задолженности в ПФ РФ /на страховую часть трудовой пенсии/ - в сумме 5000 руб.,
- социальное страхование от несчастных случаев на производстве - в сумме 352 руб. 11 коп.,
- транспортный налог за 4 кв. 2007 года - в сумме 876 руб.,
- - налог на имущество за 4 кв. 2007 года - в сумме 1 780 руб.;
- за март 2008 года - в сумме 10866 руб. 82 коп. по 7-ми платежным извещениям от 17.04.2008 г.:
- страховые взносы в ПФ РФ на страховую часть трудовой пенсии - в сумме 3720 руб. 15 коп.,
- страховые взносы в ПФ РФ на накопительную часть трудовой пенсии - в сумме 637 руб. 61 коп.,
- НДФЛ - в сумме 3552 руб.,
- ЕСН /федеральный бюджет/- в сумме 1867 руб. 61 коп.,
- ЕСН / ФФОМС / - в сумме 342 руб. 40 коп.,
- ЕСН / ТФОМС / - в сумме 622 руб. 54 коп.,
- социальное страхование от несчастных случаев на производстве - в сумме 124 руб. 51 коп.,
за апрель 2008 года - в сумме 13109 руб. 13 коп. по 8-ми платежным извещениям от 23.05.2008 г.:
- страховые взносы в ПФ РФ на страховую часть трудовой пенсии - в сумме 3687 руб. 54 коп.,
- страховые взносы в ПФ РФ на накопительную часть трудовой пенсии - в сумме 613 руб. 15 коп.,
- НДФЛ - в сумме 3317 руб.,
- ЕСН /федеральный бюджет/ - в сумме 1 843 руб. 15 коп.
- ЕСН / ФФОМС / - в сумме 337 руб. 91 коп.,
- ЕСН / ТФОМС / - в сумме 614 руб. 38 коп.,
- транспортный налог за 1 кв. 2008 года - в сумме 876 руб.,
- налог на имущество за 1 кв. 2008 года - в сумме 1 820 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований налогоплательщику отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Ссылаясь на положения пп. 1, 3 п. 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1, пункт 2.1.1 Положения Банка России от 09.10.2002 N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации", Письмо Центрального Банка Российской Федерации N 151-Т и МНС России N ФС-18-10/2 от 12.11.2002 "Об отдельных вопросах, связанных с уплатой организациями налогов и сборов", инспекция считает, что действующим законодательством не предусмотрена возможность уплаты налогов организациями наличными денежными средствами без открытия расчетного счета в банке.
В дополнениях к апелляционной жалобе Инспекция указывает, что суд первой инстанции применил пункты 1 и 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации без учета положений подпункта 5 пункта 4 указанной статьи, которые устанавливают, что в случае, если на день предъявления налогоплательщиком в банк поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований, обязанность по уплате налога не считается исполненной.
Оплата обществом текущих налоговых платежей и страховых взносов в наличной денежной форме по платежным извещениям через законного представителя минуя расчетный счет налогоплательщика, при наличии значительного долга перед другими лицами, по мнению налогового органа, является схемой ухода от исполнения денежных обязательств, возникших ранее в 2004-2006 годах. Сложившийся порядок оплаты нарушает законные интересы государства, юридических лиц, граждан и противоречит обычаям делового оборота. При этом Инспекция ссылается на положения главы 22 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенные обстоятельства, Межрайонная ИФНС России N 4 по Ивановской области просит апелляционный суд решение суда первой инстанции по делу отменить и принять новый судебный акт.
ОАО "Фурмановский хлебокомбинат" в отзыве на апелляционную жалобу отклонила доводы инспекции, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Управление Пенсионного фонда РФ в Фурмановском районе Ивановской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Общество, Инспекция и Управление ПФ РФ, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в апелляционный суд не направили.
Инспекция и Управление ПФ РФ в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области просят рассмотреть апелляционную жалобу без участия их представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Второй арбитражный апелляционный суд рассматривает спор в отсутствие представителей сторон и 3-го лица по имеющимся в материалах дела документам.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Открытое акционерное общество "Фурмановский хлебокомбинат" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России N 4 по Ивановской области, выразившегося в отказе учесть по лицевому счету общества суммы налогов, уплаченных руководителем в наличной денежной форме по платежным извещениям через Ивановское ОСБ N 8639/0040.
В рамках ст. 76 НК РФ решениями инспекции N 357 от 30.05.2006 г., N 425 от 20.04.2007 г., N 965 от 11.04.2008 г. были приостановлены операций по расчетному счету ОАО "Фурмановский хлебокомбинат" на суммы, соответственно: 12937 руб. 91 коп., 1 1763 руб. 83 коп., 954 руб. 76 коп. В силу указанных обстоятельств предприятием, начиная с ноября 2007 года уплата текущих налоговых платежей производилась генеральным директором Хусяиновым М.Х. (решение единственного акционера ОАО "Фурмановский хлебокомбинат" от 23.05.2007 г. N 1) в наличной денежной форме по платежным извещениям от 11.03.2008 г., от 24.03.2008 г., от 17.04.2008 г., от 23.05.2008 г., от 17.06.2008 г., от 15.07.2008 г. через Ивановское ОСБ N 8639/0040. Уплата налогов в указанный период в общей сумме 119449 руб. 42 коп. произведена Хусяиновым М.Х. за счет денежных средств предприятия, полученных по расходным кассовым ордерам, авансовым отчетам: от 7.12.2007 г. - в сумме 22886 руб. 60 коп., от 15.01.2008 г. - в сумме 16607 руб. 37 коп., от 13.03.2008 г. - в сумме 16475 руб. 92 коп., от 24.03.2008 г. - в сумме 18776 руб. 82 коп., от 17.04.2008 г. - в сумме 10866 руб. 82 коп., от 23.05.2008 г. - в сумме 13109 руб. 13 коп., от 17.06.2008 г. - в сумме 9785 руб. 27 коп., от 15.07.2008 г. - в сумме 10941 руб. 49 коп., в которых в качестве назначения выдачи авансов указывалось "уплата налогов". В авансовых отчетах приведена развернутая расшифровка под все суммы состоявшихся платежей в бюджет. В квитанциях ОСБ правильно указаны реквизиты налогового органа (ИНН, номер счета получателя платежа, БИК), наименование платежа, код бюджетной классификации, ИНН налогоплательщика - ОАО "Фурмановский хлебокомбинат", юридический адрес общества, что позволяет персонифицировать налогоплательщика и идентифицировать остальные необходимые реквизиты. Факт поступления налогов в бюджет подтверждается письмами инспекции от 04.05.2008 за N 07-15/4988, от 04.06.2008 за N 07-15/6979 на имя Хусяинова М.Х.
Согласно справке главного бухгалтера ОАО "Фурмановский хлебокомбинат", первоначальные суммы платежей (за ноябрь 2007-22 886 руб. 60 коп., за декабрь 2007-16 607 руб. 37 коп.) были приняты Инспекцией и разнесены по лицевому счету предприятия.
Относительно платежей за январь - апрель 2008 г.г. (платежные извещения от 11.03.2008 г., от 24.03.2008 г., от 17.04.2008 г., от 23.05.2008 г.) на заявления ОАО "Фурмановский хлебокомбинат" от 21.03.2008 г. за N 17, от 23.04.2008 г. за N 23, от 04.07.2008 г. об учете состоявшихся платежей по лицевому счету предприятия, со стороны инспекции поступили ответы от 28.03.2008 г. за N 3301, от 28.04.2008 г. за N 47560 о невозможности такого учета ввиду отсутствия в действующем законодательстве возможности уплаты налогов организациями наличными денежными средствами без открытия расчетного счета.
По платежным извещениям от 17.06.2008 г. (на сумму 9785 руб. 27 коп.), от 15.07.2008 г. (на сумму 10941 руб. 49 коп.) каких-либо отрицательных ответов Инспекции в адрес налогоплательщика в материалы настоящего дела не представлено.
Согласно письму Управления ПФ РФ в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области от 20.07.2008 г. за N 10/5473, какой-либо задолженности по страховым взносам в ПФ РФ за ОАО "Фурмановский хлебокомбинат" на дату 01.07.2008 г. не значится, все платежи через Сберегательный банк, произведенные генеральным директором Хусяиновым М.Х. по извещениям формы ПД N 4, учтены органом ПФ РФ за хлебокомбинатом согласно обозначенному в документах ИНН.
Считая уклонение налогового органа от признания обязанности исполненной не соответствующим действующему налоговому законодательству, ОАО "Фурмановский хлебокомбинат" обралось в суд за подтверждением данного факта.
Арбитражный суд Ивановской области, частично удовлетворяя требования налогоплательщика, руководствовался п. 1 ст. 65, п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 26, п. п. 1 п. 3 ст. 44, п. 1, 3,4 ст. 45, п. 4 ст. 58, ст. 137 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 13, п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996, учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 22.01.2004 N 41-О, пришел к выводу, что обязанность Общества по уплате налогов за 4 квартал 2007 года и первое полугодие 2008 года в общей сумме 59 228 руб. 69 коп. исполнена путем перечисления руководителем организации наличных денежных средств по платежным извещениям от 11.03.2008, от 24.03.2008, от 17.04.2008, от 23.05.2008 через Ивановское ОСБ N 8639/0040, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
Второй арбитражный апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными и не усматривает правовых оснований для отмены судебного акта по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено п. 4 ст. 45 НК РФ:
1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;
3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;
4) со дня вынесения налоговым органом в соответствии с НК РФ решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;
5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента.
Подпунктом 1 п. 3 ст. 44 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.
При этом на основании п. 4 ст. 58 НК РФ уплата налога производится в наличной или безналичной форме.
Согласно ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично и (или) через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 22.01.2004 N 41-0, из пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями его главы 4 "Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" вытекает, что по своему содержанию абзац первый пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствует участию налогоплательщика в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя. Однако представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Кроме того, само представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица. Следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств.
Таким образом, положения пунктов 1 и 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств, важно, чтобы из представленных платежных документов можно было однозначно установить, что соответствующая сумма налога уплачена конкретным налогоплательщиком за счет его собственных денежных средств.
Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (статья 27 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Генеральный директор ОАО "Фурмановский хлебокомбинат" в силу положений статьи 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, осуществляет иные полномочия.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществом обязанность по уплате налогов за 4 квартал 2007 года и 1 полугодие 2008 года в общей сумме 59 228 руб. 69 коп. исполнена путем перечисления генеральным директором общества - Хусяиновым М.Х. (решение акционера ОАО "Фурмановский хлебокомбинат" от 23.05.2007 N 1) наличных денежных средств по платежным извещениям от 11.03.2008, от 24.03.2008, от 17.04.2008, от 23.05.2008 через Ивановское ОСБ N 8639/0040. Уплата налогов в обозначенной сумме произведена Хусяиновым М.Х. за счет денежных средств общества, полученных по расходным кассовым ордерам, авансовым отчетам: от 13.03.2008 - в сумме 16 475 руб. 92 коп., от 24.03.2008 - в сумме 18 776 руб. 82 коп., от 17.04.2008 - в сумме 10 866 руб. 82 коп., от 23.05.2008 - в сумме 13 109 руб. 13 коп., в которых в качестве назначения выдачи авансов указывалось "уплата налогов". В авансовых отчетах приведена развернутая расшифровка под все суммы состоявшихся платежей в бюджет. В квитанциях ОСБ правильно указаны реквизиты налогового органа (ИНН, номер счета получателя платежа, БИК), наименование платежа, код бюджетной классификации, ИНН налогоплательщика - ОАО "Фурмановский хлебокомбинат", юридический адрес общества, что позволяет персонифицировать налогоплательщика и идентифицировать остальные необходимые реквизиты. Факт поступления налогов в бюджет подтверждается письмами налогового органа от 04.05.2008 за N 07-15/4988, от 04.06.2008 за N 07-15/6979 на имя Хусяинова М.Х.
Таким образом, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что квитанция формы ПД-4 не позволяют идентифицировать налогоплательщика как конкретное юридическое лицо, является необоснованным, противоречащим имеющимся в материалах дела документам.
Из вышеизложенного следует, что именно открытым акционерным обществом "Фурмановский хлебокомбинат" через своего законного представителя за счет собственных средств предприятия внесены в бюджет платежи по налогам и сборам.
Не принимается апелляционным судом ссылка налогового органа на положения главы 22 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к налоговым правоотношениям гражданское законодательство не применяется, так как в данном случае возникшие отношения, которые являются предметом по настоящему делу, регулируются нормами налогового законодательства.
Учитывая изложенные обстоятельства, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что Арбитражный суд Ивановской области принял законное, обоснованное и мотивированное решение в данной части.
Решение суда первой инстанции вынесено на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 31 июля 2008 по делу N А17-1762/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Т.В.ХОРОВА
Судьи
Л.Н.ЛОБАНОВА
А.В.КАРАВАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)