Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Логинова О.В., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Шорина В.В., доверенность от 14.05.2010 N 77,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть", г. Москва,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.08.2012 (судья Пильник С.Г.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2012 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А12-10739/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть", г. Москва (ИНН 7706061801, ОГРН 1027700049486) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области об обязании возвратить излишне взысканные пени по налогу на имущество,
установил:
открытое акционерное общество "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" (далее - ОАО "АК "Транснефть", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 5 по Волгоградской области, налоговый орган, Инспекция) об обязании возвратить излишне взысканные пени по налогу на имущество в сумме 184 438,40 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.08.2012 заявление ОАО "АК "Транснефть" удовлетворено частично.
Суд возложил на Межрайонную ИФНС России N 5 по Волгоградской области обязанность возвратить ОАО "АК "Транснефть" излишне взысканные пени по налогу на имущество организаций в сумме 758,78 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2012 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.08.2012 оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты.
Представитель ОАО "АК "Транснефть" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Налоговый орган в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия налогового органа.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившегося в судебное заседание представителя Общества, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ОАО "АК "Транснефть" является собственником недвижимого имущества линейного сооружения - Волоконно-оптическая линия связи Самара-Тихорецк-Новороссийск 1-й ПК, участок Ус Покровка-Ус Кузьмичи, протяженностью 888 755 м (Самарская область - 9%, Саратовская область - 66%, Волгоградская область - 25%).
После получения свидетельства о государственной регистрации права на указанное имущество (07.06.2011) Общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области с письмом от 08.07.2011 N 1603-32/12286 об оказании содействия в постановке на налоговый учет по месту нахождения недвижимого имущества.
Получив уведомления Инспекции о постановке на учет организации по месту нахождения имущества, 24.08.2011 Общество представило в Инспекцию налоговые расчеты по налогу на имущество организаций за полугодие 2010 года, 9 месяцев 2010 года, за 1 квартал 2011 года, за полугодие 2011 года, налоговую декларацию за 2010 год. Сумма авансовых платежей и налога, подлежащих уплате в бюджет, составила 3 527 053 руб. Указанная сумма оплачена Обществом полностью 18.08.2011.
Далее 12.09.2011 ОАО "АК "Транснефть" представило в Инспекцию уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам за те же периоды, согласно которым сумма авансовых платежей и налога, подлежащих уплате, составила 6 076 500 руб. Сумма налога и авансовых платежей уплачена заявителем 07.09.2011.
В связи с несвоевременной уплатой Обществом налога на имущество и авансовых платежей налоговым органом начислены пени в сумме 184 438,40 руб. и выставлено требование об их уплате от 09.12.2011 N 25432 с предложением погасить задолженность в срок до 24.01.2012.
Общество платежным поручением от 23.01.2012 N 16626 уплатило пени в полном объеме, однако 23.04.2012 ОАО "АК "Транснефть" обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы пени в размере 184 438,40 руб.
В связи с тем, что Инспекция не возвратила спорную сумму пеней, Общество обратилось с заявлением в суд.
Суды предыдущих инстанций, удовлетворяя требования Общества частично, указали на обязанность Общества уплатить налог с момента возникновения объекта налогообложения, однако признали неправильным расчет спорных пеней.
Судебная коллегия считает, что указанные выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
Налог и авансовые платежи по налогу на имущество подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 383 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Волгоградской области от 28.11.2003 N 888-ОД "О налоге на имущество организаций" авансовые платежи по итогам отчетных периодов, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых расчетов за соответствующий отчетный период.
В соответствии с пунктом 2 статьи 386 НК РФ налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
Согласно пункту 2 статьи 379 НК РФ отчетными периодами по налогу на имущество организаций признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
За несвоевременную уплату налога в соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ налогоплательщику начисляются пени.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Судами правильно отмечено, что в силу статьи 75 НК РФ пеня не является видом ответственности за нарушение налогового законодательства, а является мерой обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
В связи с чем, судами обоснованно отклонены ссылки заявителя на решения Инспекции от 20.10.2011 N 16-19/33, N 16-19/34, N 16-19/35, N 16-19/36 об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговое законодательство не связывает момент возникновения обязанности по уплате налога с моментом постановки налогоплательщика на налоговый учет по месту нахождения имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса.
Судами установлено, что требование об уплате пеней от 09.12.2011 N 25432 содержит предусмотренные пунктом 4 статьи 69 НК РФ сведения о наименовании налога, сроке его уплаты, суммах недоимки, пеней и иные установленные сведения.
Суды правомерно, со ссылкой на пункт 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", указали на отсутствие существенных нарушений содержания требования.
Доводы кассационной жалобы Общества о нарушении процедуры выставления требования, о несоблюдении Инспекцией сроков выставления требования, о противоречии выставленного требования положениям статей 69, 70, 75 НК РФ, о неправомерности периода начисления пеней, о наличии объективных препятствий для перечисления налога, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы Общества необоснованными и не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.08.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2012 по делу N А12-10739/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.ХАКИМОВ
Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Ф.Г.ГАРИПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 28.03.2013 ПО ДЕЛУ N А12-10739/2012
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2013 г. по делу N А12-10739/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Логинова О.В., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Шорина В.В., доверенность от 14.05.2010 N 77,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть", г. Москва,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.08.2012 (судья Пильник С.Г.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2012 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А12-10739/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть", г. Москва (ИНН 7706061801, ОГРН 1027700049486) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области об обязании возвратить излишне взысканные пени по налогу на имущество,
установил:
открытое акционерное общество "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" (далее - ОАО "АК "Транснефть", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 5 по Волгоградской области, налоговый орган, Инспекция) об обязании возвратить излишне взысканные пени по налогу на имущество в сумме 184 438,40 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.08.2012 заявление ОАО "АК "Транснефть" удовлетворено частично.
Суд возложил на Межрайонную ИФНС России N 5 по Волгоградской области обязанность возвратить ОАО "АК "Транснефть" излишне взысканные пени по налогу на имущество организаций в сумме 758,78 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2012 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.08.2012 оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты.
Представитель ОАО "АК "Транснефть" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Налоговый орган в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия налогового органа.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившегося в судебное заседание представителя Общества, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ОАО "АК "Транснефть" является собственником недвижимого имущества линейного сооружения - Волоконно-оптическая линия связи Самара-Тихорецк-Новороссийск 1-й ПК, участок Ус Покровка-Ус Кузьмичи, протяженностью 888 755 м (Самарская область - 9%, Саратовская область - 66%, Волгоградская область - 25%).
После получения свидетельства о государственной регистрации права на указанное имущество (07.06.2011) Общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области с письмом от 08.07.2011 N 1603-32/12286 об оказании содействия в постановке на налоговый учет по месту нахождения недвижимого имущества.
Получив уведомления Инспекции о постановке на учет организации по месту нахождения имущества, 24.08.2011 Общество представило в Инспекцию налоговые расчеты по налогу на имущество организаций за полугодие 2010 года, 9 месяцев 2010 года, за 1 квартал 2011 года, за полугодие 2011 года, налоговую декларацию за 2010 год. Сумма авансовых платежей и налога, подлежащих уплате в бюджет, составила 3 527 053 руб. Указанная сумма оплачена Обществом полностью 18.08.2011.
Далее 12.09.2011 ОАО "АК "Транснефть" представило в Инспекцию уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам за те же периоды, согласно которым сумма авансовых платежей и налога, подлежащих уплате, составила 6 076 500 руб. Сумма налога и авансовых платежей уплачена заявителем 07.09.2011.
В связи с несвоевременной уплатой Обществом налога на имущество и авансовых платежей налоговым органом начислены пени в сумме 184 438,40 руб. и выставлено требование об их уплате от 09.12.2011 N 25432 с предложением погасить задолженность в срок до 24.01.2012.
Общество платежным поручением от 23.01.2012 N 16626 уплатило пени в полном объеме, однако 23.04.2012 ОАО "АК "Транснефть" обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы пени в размере 184 438,40 руб.
В связи с тем, что Инспекция не возвратила спорную сумму пеней, Общество обратилось с заявлением в суд.
Суды предыдущих инстанций, удовлетворяя требования Общества частично, указали на обязанность Общества уплатить налог с момента возникновения объекта налогообложения, однако признали неправильным расчет спорных пеней.
Судебная коллегия считает, что указанные выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
Налог и авансовые платежи по налогу на имущество подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 383 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Волгоградской области от 28.11.2003 N 888-ОД "О налоге на имущество организаций" авансовые платежи по итогам отчетных периодов, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых расчетов за соответствующий отчетный период.
В соответствии с пунктом 2 статьи 386 НК РФ налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
Согласно пункту 2 статьи 379 НК РФ отчетными периодами по налогу на имущество организаций признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
За несвоевременную уплату налога в соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ налогоплательщику начисляются пени.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Судами правильно отмечено, что в силу статьи 75 НК РФ пеня не является видом ответственности за нарушение налогового законодательства, а является мерой обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
В связи с чем, судами обоснованно отклонены ссылки заявителя на решения Инспекции от 20.10.2011 N 16-19/33, N 16-19/34, N 16-19/35, N 16-19/36 об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговое законодательство не связывает момент возникновения обязанности по уплате налога с моментом постановки налогоплательщика на налоговый учет по месту нахождения имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса.
Судами установлено, что требование об уплате пеней от 09.12.2011 N 25432 содержит предусмотренные пунктом 4 статьи 69 НК РФ сведения о наименовании налога, сроке его уплаты, суммах недоимки, пеней и иные установленные сведения.
Суды правомерно, со ссылкой на пункт 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", указали на отсутствие существенных нарушений содержания требования.
Доводы кассационной жалобы Общества о нарушении процедуры выставления требования, о несоблюдении Инспекцией сроков выставления требования, о противоречии выставленного требования положениям статей 69, 70, 75 НК РФ, о неправомерности периода начисления пеней, о наличии объективных препятствий для перечисления налога, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы Общества необоснованными и не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.08.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2012 по делу N А12-10739/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.ХАКИМОВ
Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Ф.Г.ГАРИПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)