Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.09.2013 N 17АП-1089/2013-АК ПО ДЕЛУ N А60-42875/2012

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2013 г. N 17АП-1089/2013-АК

Дело N А60-42875/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пьянковой Е.Л.,
при участии:
- от заявителя ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга - Шокин Е.С., удостоверение, доверенность от 26.07.2013;
- от заинтересованного лица Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области" - не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 25 декабря 2012 года
по делу N А60-42875/2012,
принятое судьей Гнездиловой Н.В.,
по заявлению ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга (ОГРН 1046604027414, ИНН 6661009067)
к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области" (ОГРН 1126671012137, ИНН 6671397556)
о взыскании 6210692 руб. 01 коп.,

установил:

ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области" (далее - учреждение) задолженности по налогу на прибыль организаций в сумме 1 455 815 руб. 32 коп. - в бюджет РФ, в сумме 3 919 502 руб. 78 коп. - в бюджет субъекта РФ, пени по налогу на прибыль организаций в сумме 149 627 руб. 83 коп. - в бюджет РФ, в сумме 637 358 руб. 08 коп. - в бюджет субъекта РФ и пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 48 388 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, учреждение обжаловало его в порядке апелляционного производства.
Учреждение по Свердловской области не согласно с решением по основаниям изложенным в апелляционной жалобе.
Учреждение, просит решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.12.2012 отменить полностью и принять по делу новое решение.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2013 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 27.02.2013.
Рассмотрение настоящего дела начато в составе судей: Голубцова В.Г., Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013 производство по делу приостановлено до рассмотрения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации дела N А06-3121/11 (надзорное производство N ВАС-12527/12).
02.08.2013 в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 3 ст. 18 АПК РФ произведена замена судьи Голубцова В.Г на судью Гулякову Г.Н.
11.09.2013 в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 3 ст. 18 АПК РФ произведена замена судьи Гуляковой Г.Н. на судью Голубцова В.Г.
Судебное разбирательство назначено в составе: председательствующий Голубцов В.Г., судьи Борзенкова И.В., Савельева Н.М.
В настоящее время обстоятельства, послужившие основанием для приостановления производства по делу, устранены. Протокольным определением, вынесенным судом апелляционной инстанции в судебном заседании 11.09.2013, производство по настоящему делу возобновлено в связи с рассмотрением Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации дела N А06-3121/11.
Представитель налогового органа в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От учреждения поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство апелляционным судом рассмотрено и удовлетворено.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей учреждения, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Управления вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Екатеринбургу.
Результаты проверки отражены в акте от 05.12.2011 N 15-25.
12.01.2012 налоговым органом вынесено решение от N 15-17/00245 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением проверка Управлению вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Екатеринбургу предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций в сумме 5 375 318 руб. 10 коп., начислены пени в общей сумме 835 373 руб. 91 коп. по налогу на прибыль организаций и НДФЛ.
Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Екатеринбургу обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга от 12.01.2012 N 15-17/00245, решения УФНС по Свердловской области от 01.03.2012 N 116/12.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.08.2012 года по делу N А6016367/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 N 17АП-10558/2012-АК решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.08.2012 года по делу N А6016367/2012 оставлено без изменения.
В адрес Управления вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Екатеринбургу направлено требовании N 1145 от 11.03.2012 налогоплательщик извещен о неуплаченной сумме налога и пени, об обязанности уплатить в срок до 29.03.2012 неуплаченную сумму.
Учреждение является правопреемником Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Екатеринбургу
Неисполнение в добровольном порядке указанного требования, послужило основанием налоговому органу для обращения в суд.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о подтверждении материалами дела размера недоимки и сумм пени.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 246 НК РФ российские организации признаются налогоплательщиками налога на прибыль.
В соответствии с пунктом 1 статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
В силу статьи 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав) Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 НК РФ с учетом положений главы 25.
В соответствии со статьями 7 и 9 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел относятся к милиции общественной безопасности и, следовательно, входят в систему государственных органов исполнительной власти.
Согласно пунктам 1, 2 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 589 от 14.08.1992 (с изменениями от 04.08.2005) (далее - Положение N 589) основной задачей подразделений вневедомственной охраны является охрана имущества собственников на договорной основе.
В соответствии с ранее действовавшей редакцией статьи 35 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" и Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589 (далее - Положение N 589) финансирование и содержание вневедомственной охраны осуществлялось за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих на основе договоров.
То есть, по существу, был предусмотрен особый способ целевого финансирования вневедомственной охраны за счет средств, получаемых от организаций и граждан за оказанные им платные услуги.
Однако, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Закон "О милиции" были внесены изменения, согласно которым из статьи 35 были исключены положения о финансировании подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел за счет средств, поступающих на основе договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2005 N 489 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации..." в Положение N 589 были внесены изменения, согласно которым из пункта 10 исключены положения об осуществлении вневедомственной охраной своей деятельности на принципах самоокупаемости, самофинансирования и о содержании за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.
Согласно Положению о вневедомственной охране оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами (п. 10 Положения о вневедомственной охране N 589).
Таким образом, предусмотрено осуществление охраны имущества собственников на основе договоров за плату по договорным ценам. Кроме того, цена предусматривает превышение доходов над расходами.
Главой 25 НК РФ не предусмотрено исключение средств, полученных государственным органом исполнительной власти от оказания ими платных услуг на договорной основе, доходов от реализации услуг из состава доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В соответствии с положениями ст. 284 НК РФ доходы от реализации первоначально в установленном порядке подлежат обложению налогом на прибыль с распределением суммы налога между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации, татем в части, оставшейся после уплаты налогов, возмещения убытков в связи е кражами, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов.
Подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел оказывают услуги юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества за плату, то есть на возмездной основе.
Таким образом, средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны на основании договоров по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлении иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, являются выручкой от реализации товаров, работ, услуг, и соответственно, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, определенной гл. 25 НК РФ.
Средства, полученные отделами вневедомственной охраны, не отнесены НК РФ к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы но налогу на прибыль организаций, следовательно, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Налоговым органом в ходе проведения выездной налоговой проверки охвачен период с 2008 по 2010 год, соответственно в указанный период действовал Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
В ст. 6 Закона N 198-ФЗ указано, что средства, поступающие на лицевые счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Аналогичная норма содержится и в Федеральном законе от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". Федеральном законе от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
Таким образом, законодатель установил, что до перечисления средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в бюджет необходимо уплатить налоги, сборы и иные обязательные платежи в порядке, установленном законодательством РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вневедомственная охрана не обязана уплачивать налог на прибыль основаны на неверном толковании закона.
В соответствии со статьей 246 НК РФ налогоплательщиками по налогу на прибыль организаций признаются российские организации, в том числе бюджетные учреждения, которые исчисляют налог на прибыль в порядке, предусмотренном статьей 321.1 ПК РФ (утратила силу с 1 января 2011 года - Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ).
В силу пп. "а" п. 2 и п. 5 ст. 16 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) п. 1 ст. 251 ПК РФ дополнен пн. 33.1. согласно котором), при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций, кроме того ст. 321.1 НК РФ признана утратившей силу. В соответствии со ст. 33 Закона N 83-ФЗ указанная норма вступила в силу с 01.01.2011, но не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующим налогам. В силу положений ст. 31 Закона N 83-ФЗ предусмотрено изменение правового статуса подразделений вневедомственной охраны, а именно закрепление статуса государственных казенных учреждений. На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 2437-р изменены статусы действовавших ранее подразделений вневедомственной охраны путем преобразования в федеральные казенные учреждения.
Следовательно, применение подразделениями вневедомственной охраны положений подпункта 33.1. пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ и неприменение положений ст. 321.1 ПК РФ является правомерным с даты их преобразования в федеральные государственные казенные учреждения.
Из выписки из ЕГРЮЛ, содержащей сведения о юридическом лице, следует, что оно образовано только 19.07.2012.
В спорный период заявитель являлся государственным бюджетным учреждением.
Согласно п. 1 ст. 321.1 НК РФ налоговая база по налогу на прибыль организации бюджетных учреждении определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 321.1 НК РФ если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала (с 01.01.2006 включены расходы на ремонт основных средств, приобретенных за счет бюджетных средств) за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении Президиума от 23.04.2013 N 12527/12, налоговый орган должен определять соотношение доходов от оказания услуг по охране в общем объеме полученного отделом вневедомственной охраны финансирования и с учетом положений, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 и пунктом 4 статьи 321.1 Кодекса, а также принципа пропорционального распределения расходов, закрепленного абзацем четвертым пункта 1 статьи 272 и пунктом 3 статьи 321.1 НК РФ, определить налоговую базу по налогу на прибыль.
Все заявленные налогоплательщиком расходы произведены за счет средств целевого финансирования. Доказательств того, что финансирование налогоплательщика в части понесенных расходов в установленном порядке предусмотрено за счет двух источников, в материалы дела плательщиком не представлено. Раздельный учет расходов по приносящей доход деятельности (с дохода, от которой исчислен налог на прибыль), налогоплательщик не ведет. То есть, формально основания для учета расходов - отсутствовали.
Налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки учреждению был доначислен налог на прибыль организаций и соответствующие ему суммы пеней только за 2008 год, когда имелось превышение доходов над расходами.
Из материалов дела усматривается, что налоговым органом были учтены все расходы налогоплательщика.
В решении налогового органа отражена сумма доходов налогоплательщика за 2008 год в размере 377 075 072.43 рубля. сумма всех расходов налогоплательщика за 2008 год в размере 354 677 913.57 рублей.
При исчислении налога на прибыль за 2008 год налоговым органом были учтены расходы налогоплательщика в сумме 354 677 913.57 рублей.
Налогооблагаемая база по налогу на прибыль за 2008 год составила 22 397 158,86 рублей. Именно от этой суммы учреждению налоговым органом рассчитан неуплаченный налог на прибыль.
Поскольку налоговым органом учтены расходы учреждения, то решение налогового органа не противоречит выводам Постановления Президиума Высшею Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 12527/12, соответствует требованиям главы 25 НК РФ, не нарушает прав и законных интересов учреждения, а напротив создает для более благоприятные условия.
В соответствии с п. 1 ст. 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Согласно пункту 2 статьи 45 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса.
При этом, исходя из подпункта 1 пункта 2 статьи 45 Кодекса, с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке.
Кроме того, согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Кодекса внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 Кодекса.
Из представленных в материалы дела доказательств, оцененных судом апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, усматривается соблюдение налоговым органом всех требований, предъявляемых к процедуре взыскания, в связи с чем выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований о взыскании налога в указанной сумме, являются обоснованными.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследованы и отклоняются судом апелляционной инстанции в силу их несостоятельности.
В соответствии со ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном настоящей статьей.
Учреждение является правопреемником УВО при УВД по МО "город Екатеринбург", которое в свою очередь являлось правопреемником Отделов вневедомственной охраны.
Выездная налоговая проверка осуществлялась в отношении УВО при УВД по МО "город Екатеринбург", в том числе проверке подлежала правильность и своевременность уплаты налогов и выше указанных присоединенных организаций за период 01.01.2008 по 31.12.2010.
Пункт 3 ст. 50 Кодекса предусматривает, что реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы (ст. 110 АПК РФ).
Поскольку государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы заявителем не была уплачена, последняя подлежит взысканию.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Возобновить производство по делу N А60-42875/2012.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 декабря 2012 года по делу N А60-42875/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области" (ОГРН 1126671012137, ИНН 6671397556) в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину по апелляционной жалобе 2 000 (две тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
В.Г.ГОЛУБЦОВ

Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
Н.М.САВЕЛЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)