Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Смирнова В.И. и Чельцовой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,
при участии от предпринимателя Барашкова Д.В. по доверенности от 09.10.2012, от инспекции Короваева И.В. по доверенности от 10.07.2012 N 30,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Карпунина Николая Михайловича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 3 декабря 2012 года по делу N А13-10325/2012 (судья Шестакова Н.А.),
установил:
индивидуальный предприниматель Карпунин Николай Михайлович (ОГРНИП 304353706900036) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Вологодской области (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 21.06.2012 N 4835, действующего в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 17.08.2012 N 07-09/010061@, в части предложения уплатить земельный налог в сумме 31 477 руб. 53 коп., пени и налоговые санкции в соответствующих суммах.
К участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 3 декабря 2012 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Предприниматель с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, заявленное требование удовлетворить в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к тому, что земельный налог подлежит исчислению исходя из рыночной стоимости земельного участка, которая, согласно отчету от 12.07.2012 N 38-12/н общества с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости "Центр риэлторских услуг", составляет 1 454 000 руб. Указывает, что номера земельного участка в свидетельстве о праве собственности и кадастровом паспорте неидентичны. По мнению апеллянта, судом не учтено, что письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 25.03.2008 N ВК/1376 "О направлении разъяснении" носит только рекомендательный характер.
Представитель предпринимателя в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании отклонили доводы, изложенные в жалобе, считают, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своего представителя, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей предпринимателя и инспекции, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 4368 кв. м, расположенный по адресу: Вологодская область, город Сокол, ул. Водников, д. 26, кадастровый номер 35:26:0201012:0001, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.01.2004 серии 35-АА N 152446 (лист 37).
Предприниматель представил в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год, в которой исчислил налог в сумме 10 280 руб., рассчитав его из кадастровой стоимости земельного участка в размере 1 027 965 руб. (листы 42 - 44).
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой составлен акт от 11.05.2012 N 4103 и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.06.2012 N 4835.
По данному решению предприниматель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату или неполную уплату земельного налога в виде штрафа в размере 5968 руб. 76 коп. Кроме того, указанным решением предпринимателю предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 46 865 руб. и пени за неуплату данного налога в сумме 2836 руб. 53 коп. (листы 13 - 16).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 17.08.2012 N 07-09/010061@ решение инспекции изменено в части, а именно изменено название пункта 3.1 резолютивной части решения на "Уплатить доначисленную сумму налога с учетом имеющейся переплаты на дату вынесения решения", пункт 3.1 дополнен текстом следующего содержания "по состоянию на 21.06.2012 у Н.М. Карпунина в карточке расчетов с бюджетом числится переплата по земельному налогу в сумме 11 127 руб. 47 коп. Следовательно, сумма земельного налога к уплате за 2011 год составит 35 737 руб. 53 коп.". В остальной части решение инспекции утверждено без изменения (листы 14 - 19).
Не согласившись с решением инспекции, предприниматель обратился в суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании пункта 14 статьи 396 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2010, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2010, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В целях реализации положений пункта 14 статьи 396 НК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков" установило, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", а также сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.06.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
На основании пункта 12 статьи 396 НК РФ органы осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 1 января 2011 года.
Данное постановление (приложение N 1 к постановлению, позиция N 435883) опубликовано в официальном издании - газете "Красный Север" N 4 за 16.01.2010 и N 119 за 23.10.2010 (приложения 1, пункты таблицы с 431008 по 493501), кадастровая стоимость в отношении указанного земельного участка утверждена в размере 5 714 479 руб. 68 коп.
Управлением также представлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Вологодской области от 11.09.2009 N 1-НП/2007/35 (листы 55 - 57), который подтверждает достоверность опубликованной кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что исчисление земельного налога за 2011 год должно было производиться налогоплательщиками с применением указанной кадастровой стоимости.
Довод подателя жалобы о необходимости применения в целях исчисления земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости - 1 454 000 руб., отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в частности, он дополнен главой "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. В указанном постановлении также обозначено, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Заявителем определена рыночная стоимость спорного земельного участка, которая согласно отчету общества с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости "Центр риэлторских услуг" от 12.07.2012 N 38-12/н составляет 1 454 000 руб.
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, поскольку налоговая база по земельному налогу определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, рыночная стоимость должна быть определена также на 01.01.2011.
Из представленного отчета следует, что рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 12.07.2012.
Таким образом, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что применение рыночной стоимости земельного участка, определенной на 12.07.2012, для определения земельного налога за 2011 год необоснованно.
Учитывая, что налоговая база по земельному налогу определяется на основании сведений государственного земельного кадастра, у налогового органа отсутствовали основания для исчисления земельного налога, исходя из кадастровой стоимости в сумме 1 454 000 руб.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод предпринимателя о том, что номера земельного участка в свидетельстве о праве собственности и кадастровом паспорте неидентичны.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660 "Об утверждении правил кадастрового деления территории Российской Федерации и правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам" (действовавшим в спорный период) кадастровый номер земельного участка состоит из кадастрового номера кадастрового квартала и номера участка в кадастровом квартале. При этом номер участка в кадастровом квартале представляет собой порядковый номер записи о земельном участке в журнале учета кадастровых номеров.
Из положений постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660 "Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельных участков" следует, что количество нулей в указании кадастровых номеров земельных участков для идентификации земельного участка значения не имеет.
Согласно пункту 2 письма Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 25.03.2008 N ВК/1376 "О направлении разъяснении", нули номера земельного участка в кадастровом квартале не имеют правового значения.
В данном случае управление в отзыве от 23.11.2012 N 05-06/15804 на заявление предпринимателя также подтверждает, что земельный участок с кадастровым номером 35:26:0201012:1 соответствует земельному участку с кадастровым номером 35:26:0201012:0001.
Ссылка предпринимателя на то, что указанные разъяснения не могут быть приняты во внимание, поскольку носят рекомендательный характер, не принимается апелляционный судом. Поскольку данные разъяснения не противоречат действующему законодательству, не несут каких-либо ограничений и не нарушает права собственников.
На основании изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод, что спорное решение вынесено налоговым органом с соблюдением требований норм налогового законодательства.
При изложенных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 3 декабря 2012 года по делу N А13-10325/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя Карпунина Николая Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.ОСОКИНА
Судьи
В.И.СМИРНОВ
Н.С.ЧЕЛЬЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.02.2013 ПО ДЕЛУ N А13-10325/2012
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2013 г. по делу N А13-10325/2012
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Смирнова В.И. и Чельцовой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,
при участии от предпринимателя Барашкова Д.В. по доверенности от 09.10.2012, от инспекции Короваева И.В. по доверенности от 10.07.2012 N 30,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Карпунина Николая Михайловича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 3 декабря 2012 года по делу N А13-10325/2012 (судья Шестакова Н.А.),
установил:
индивидуальный предприниматель Карпунин Николай Михайлович (ОГРНИП 304353706900036) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Вологодской области (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 21.06.2012 N 4835, действующего в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 17.08.2012 N 07-09/010061@, в части предложения уплатить земельный налог в сумме 31 477 руб. 53 коп., пени и налоговые санкции в соответствующих суммах.
К участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 3 декабря 2012 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Предприниматель с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, заявленное требование удовлетворить в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к тому, что земельный налог подлежит исчислению исходя из рыночной стоимости земельного участка, которая, согласно отчету от 12.07.2012 N 38-12/н общества с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости "Центр риэлторских услуг", составляет 1 454 000 руб. Указывает, что номера земельного участка в свидетельстве о праве собственности и кадастровом паспорте неидентичны. По мнению апеллянта, судом не учтено, что письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 25.03.2008 N ВК/1376 "О направлении разъяснении" носит только рекомендательный характер.
Представитель предпринимателя в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании отклонили доводы, изложенные в жалобе, считают, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своего представителя, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей предпринимателя и инспекции, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 4368 кв. м, расположенный по адресу: Вологодская область, город Сокол, ул. Водников, д. 26, кадастровый номер 35:26:0201012:0001, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.01.2004 серии 35-АА N 152446 (лист 37).
Предприниматель представил в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год, в которой исчислил налог в сумме 10 280 руб., рассчитав его из кадастровой стоимости земельного участка в размере 1 027 965 руб. (листы 42 - 44).
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой составлен акт от 11.05.2012 N 4103 и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.06.2012 N 4835.
По данному решению предприниматель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату или неполную уплату земельного налога в виде штрафа в размере 5968 руб. 76 коп. Кроме того, указанным решением предпринимателю предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 46 865 руб. и пени за неуплату данного налога в сумме 2836 руб. 53 коп. (листы 13 - 16).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 17.08.2012 N 07-09/010061@ решение инспекции изменено в части, а именно изменено название пункта 3.1 резолютивной части решения на "Уплатить доначисленную сумму налога с учетом имеющейся переплаты на дату вынесения решения", пункт 3.1 дополнен текстом следующего содержания "по состоянию на 21.06.2012 у Н.М. Карпунина в карточке расчетов с бюджетом числится переплата по земельному налогу в сумме 11 127 руб. 47 коп. Следовательно, сумма земельного налога к уплате за 2011 год составит 35 737 руб. 53 коп.". В остальной части решение инспекции утверждено без изменения (листы 14 - 19).
Не согласившись с решением инспекции, предприниматель обратился в суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании пункта 14 статьи 396 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2010, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2010, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В целях реализации положений пункта 14 статьи 396 НК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков" установило, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", а также сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.06.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
На основании пункта 12 статьи 396 НК РФ органы осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 1 января 2011 года.
Данное постановление (приложение N 1 к постановлению, позиция N 435883) опубликовано в официальном издании - газете "Красный Север" N 4 за 16.01.2010 и N 119 за 23.10.2010 (приложения 1, пункты таблицы с 431008 по 493501), кадастровая стоимость в отношении указанного земельного участка утверждена в размере 5 714 479 руб. 68 коп.
Управлением также представлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Вологодской области от 11.09.2009 N 1-НП/2007/35 (листы 55 - 57), который подтверждает достоверность опубликованной кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что исчисление земельного налога за 2011 год должно было производиться налогоплательщиками с применением указанной кадастровой стоимости.
Довод подателя жалобы о необходимости применения в целях исчисления земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости - 1 454 000 руб., отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в частности, он дополнен главой "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. В указанном постановлении также обозначено, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Заявителем определена рыночная стоимость спорного земельного участка, которая согласно отчету общества с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости "Центр риэлторских услуг" от 12.07.2012 N 38-12/н составляет 1 454 000 руб.
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, поскольку налоговая база по земельному налогу определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, рыночная стоимость должна быть определена также на 01.01.2011.
Из представленного отчета следует, что рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 12.07.2012.
Таким образом, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что применение рыночной стоимости земельного участка, определенной на 12.07.2012, для определения земельного налога за 2011 год необоснованно.
Учитывая, что налоговая база по земельному налогу определяется на основании сведений государственного земельного кадастра, у налогового органа отсутствовали основания для исчисления земельного налога, исходя из кадастровой стоимости в сумме 1 454 000 руб.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод предпринимателя о том, что номера земельного участка в свидетельстве о праве собственности и кадастровом паспорте неидентичны.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660 "Об утверждении правил кадастрового деления территории Российской Федерации и правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам" (действовавшим в спорный период) кадастровый номер земельного участка состоит из кадастрового номера кадастрового квартала и номера участка в кадастровом квартале. При этом номер участка в кадастровом квартале представляет собой порядковый номер записи о земельном участке в журнале учета кадастровых номеров.
Из положений постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660 "Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельных участков" следует, что количество нулей в указании кадастровых номеров земельных участков для идентификации земельного участка значения не имеет.
Согласно пункту 2 письма Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 25.03.2008 N ВК/1376 "О направлении разъяснении", нули номера земельного участка в кадастровом квартале не имеют правового значения.
В данном случае управление в отзыве от 23.11.2012 N 05-06/15804 на заявление предпринимателя также подтверждает, что земельный участок с кадастровым номером 35:26:0201012:1 соответствует земельному участку с кадастровым номером 35:26:0201012:0001.
Ссылка предпринимателя на то, что указанные разъяснения не могут быть приняты во внимание, поскольку носят рекомендательный характер, не принимается апелляционный судом. Поскольку данные разъяснения не противоречат действующему законодательству, не несут каких-либо ограничений и не нарушает права собственников.
На основании изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод, что спорное решение вынесено налоговым органом с соблюдением требований норм налогового законодательства.
При изложенных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 3 декабря 2012 года по делу N А13-10325/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя Карпунина Николая Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.ОСОКИНА
Судьи
В.И.СМИРНОВ
Н.С.ЧЕЛЬЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)