Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "02" июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "02" июля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Дунаевой Л.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Казенновой Е.С.,
при участии:
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю: Черепахиной О.В., представителя по доверенности от 28.12.2012 N 70-55/38, паспорт;
- от истца: Каданова А.И., представителя по доверенности от 14.01.2013, удостоверение адвоката; Орловой Н.Б., представителя по доверенности от 07.02.2013, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "24" апреля 2013 года по делу N А33-13941/2012, принятое судьей Ермаковой И.И.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом" (далее - общество, ООО "Торговый дом", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Красноярскому краю (далее - учреждение, кадастровая палата), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление, регистрирующий орган) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об:
- - установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1, общей площадью 169862 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение промышленных, коммунальных и складских объектов III класса вредности непищевого профиля, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, адрес объекта: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников, 7 А, строения 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 15, 16, 18 сооружения 17, 19, равной его рыночной стоимости, определенной отчетом оценщика ООО "Траст-Аудит" N 66-2013 в размере 94 443 000 рублей;
- - обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1, общей площадью 169 862 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, равной его рыночной стоимости в размере 94 443 000 рублей.
Определениями от 10.10.2012 и 12.11.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование город Красноярск в лице администрации города Красноярска и общество с ограниченной ответственностью "РосЗемБизнесКонсалтинг".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 апреля 2013 года исковые требования удовлетворены частично. Судом установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1, общей площадью 169862 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение промышленных, коммунальных и складских объектов III класса вредности непищевого профиля, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, адрес объекта: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников, 7 А, строения 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 15, 16, 18 сооружения 17, 19, равной его рыночной стоимости, определенной отчетом оценщика ООО "Траст-Аудит" N 66-2013 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" от 26.03.2013 в размере 94 443 000 рублей. В удовлетворении оставшейся части иска отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что поскольку истец является собственником земельного участка и плательщиком земельного налога, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость земельного участка, он вправе обратиться в установленном порядке с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости. Однако, поскольку заявленный истцом иск не требует какого-либо специального исполнения, необходимость осуществления действий по восстановлению нарушенных прав истца отсутствует, требование истца об обязании ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков являются процессуально излишними и удовлетворению не подлежат.
Не согласившись с данным судебным актом в части удовлетворения заявленных требований, Управление обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 апреля 2013 года в указанной части отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В апелляционной жалобе регистрирующий орган указывает на то, что он не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку не является субъектом, участвующим в проведении государственной кадастровой оценки земель, а также лицом, заинтересованным в результате рассмотрения споров о величине кадастровой стоимости земельных участков. Управление не является органом кадастрового учета и не уполномочено на внесение изменений в государственный кадастр недвижимости, соответственно, не обладает полномочиями для восстановления прав истца. Судом применен закон, не подлежащий применению.
В судебное заседание представители федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю, общества с ограниченной ответственностью "РосЗемБизнесКонсалтинг" и муниципального образования город Красноярск в лице администрации города Красноярска не явились, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение названных лиц о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции. Копии определений о принятии апелляционной жалобы к производству направлялись лицам, участвующим в деле, судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Третьим арбитражным апелляционным судом.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает кадастровую палату, общество с ограниченной ответственностью "РосЗемБизнесКонсалтинг" и администрацию города Красноярска надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
В судебном заседании представитель регистрирующего органа поддержал доводы апелляционной жалобы, представители истца отклонил доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку доводы апелляционных жалоб касаются только выводов суда первой инстанции в части удовлетворения требований истца и от лиц, участвующих в деле, не поступили возражения, суд апелляционной инстанции в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
На основании договора купли-продажи земельного участка от 27.08.2010 N 772 общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом" является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование: размещение промышленных, коммунальных и складских объектов III класса вредности непищевого профиля, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, общей площадью 169 862 кв. м, находящегося по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников, 7 А, строения 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 15,16, 18 сооружения 17, 19, что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 09.11.2010 серия 24 ЕИ N 916902.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-П, вступившим в силу с 01.01.2012, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 31.01.2012 N 24/012-17260 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1 составила 313 538 074 рубля 08 копеек.
Кадастровая стоимость земельных участков утверждена данным постановлением по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Красноярском крае по состоянию на 1 января 2011 года, то есть после введения в действие главы III.1. Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Не согласившись с данным размером кадастровой стоимости земельного участка, истец обратился в арбитражный суд соответствующим заявлением.
Из материалов дела следует, что истец обратился к услугам независимого оценщика для определения рыночной стоимости арендуемого земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1.
Согласно отчету N 264-ЗУ "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" от 28.06.2012, подготовленному ООО "РосЗемБизнесКонсалтинг", рыночная стоимость земельного участка из земель населенных пунктом с площадью 169 862 кв. м, находящегося по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников, 7 А, строения 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 15, 16, 18 сооружения 17, 19, на дату оценки 01.01.2011 составляет 39 973 000 рублей.
Определением от 29.11.2012 удовлетворено ходатайство муниципального образования город Красноярск в лице Администрации города Красноярска, назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка.
Перед экспертом поставлены следующие вопросы:
1) Соответствует ли отчет ООО "РосЗемБизнесКонсалтинг" N 264-ЗУ "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), "Требования к отчету об оценке" (ФСО N 3).
2) В случае несоответствия отчета ООО "РосЗемБизнесКонсалтинг" N 264-ЗУ "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" вышеуказанным требованиям, установить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1 по состоянию на 01.01.2011.
06.02.2013 в материалы дела поступило заключение эксперта общества с ограниченной ответственностью Агентство независимой оценки "ЭКОсервис" N 001 от 17.01.2013.
Согласно заключению общества с ограниченной ответственностью Агентство независимой оценки "ЭКОсервис" N 001 от 17.01.2013, на основании проведенного исследования отчета ООО "РосЗемБизнесКонсалтинг" N 264-ЗУ "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" экспертом сделан вывод о несоответствии данного отчета требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 и Федеральным стандартам оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), "Требования к отчету об оценке" (ФСО N 3), а, следовательно, и недостоверности полученной рыночной стоимости в размере 39 973 000 рубля.
Согласно заключению общества с ограниченной ответственностью Агентство независимой оценки "ЭКОсервис" N 001 от 17.01.2013 рыночная стоимость земельного участка площадью 169 862 кв. м и кадастровым номером 24:50:0400350:1, находящегося по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников, 7 А, строения 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 15, 16, 18 сооружения 17, 19 по состоянию на 01.01.2011 с учетом НДС, с учетом сделанных допущений и ограничений, с учетом округления составляет 310 700 000 рублей.
В судебном заседании 26.02.2013 представитель истца заявил ходатайство назначении повторной судебной экспертизы, проведение экспертизы просит поручить эксперту ООО "Траст-Аудит" кандидату экономических наук Лукину Александру Александровичу.
В ходатайстве о назначении повторной экспертизы истец указывал на противоречия, содержащиеся в заключении эксперта общества с ограниченной ответственностью Агентство независимой оценки "ЭКОсервис" N 001 от 17.01.2013.
Определением от 07.03.2013 назначена повторная судебная экспертиза соответствия отчета рыночной стоимости требованиям и оценки рыночной стоимости земельного участка, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Траст-Аудит" Лукину Александру Александровичу.
27.03.2013 в материалы дела поступило заключение эксперта общества с ограниченной ответственностью "Траст-Аудит" N 66-2013 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" от 26.03.2013.
Согласно заключению общества с ограниченной ответственностью "Траст-Аудит" N 66-2013 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" от 26.03.2013, при исследовании отчета N 264-ЗУ выявлены следующие замечания: отчет ООО "РосЗемБизнесКонсалтинг" N 264-ЗУ "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" выполнен с нарушениями требований федеральных стандартов оценки, не соответствует требованиям действующего законодательство об оценке, а его результат не может быть использован для целей, указанных в отчете.
Согласно заключению общества с ограниченной ответственностью "Траст-Аудит" N 66-2013 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" от 26.03.2013 рыночная стоимость земельного участка площадью 169 862 кв. м и кадастровым номером 24:50:0400350:1, находящегося по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников, 7 А, строения 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 15, 16, 18 сооружения 17, 19, по состоянию на 01.01.2011 составляет 94 443 000 рублей.
В связи с изложенным ООО "Торговый дом" обратилось с иском, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1, общей площадью 169862 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение промышленных, коммунальных и складских объектов III класса вредности непищевого профиля, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, адрес объекта: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников, 7 А, строения 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 15, 16, 18 сооружения 17, 19, равной его рыночной стоимости, определенной отчетом оценщика ООО "Траст-Аудит" N 66-2013 в размере 94 443 000 рублей; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1, общей площадью 169 862 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, равной его рыночной стоимости в размере 94 443 000 рублей.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. При этом пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В свою очередь, нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Так, пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), определение кадастровой стоимости объекта оценки осуществляется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Следовательно, лицо, чьи права нарушает определенная уполномоченным органом кадастровая стоимость земельного участка вправе требовать установления иной кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, в судебном порядке.
Заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Из материалов настоящего дела следует, что в отношении принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование: размещение промышленных, коммунальных и складских объектов III класса вредности непищевого профиля, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, общей площадью 169 862 кв. м, находящегося по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников, 7 А, строения 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 15,16, 18 сооружения 17, 19, определена кадастровая стоимость в размере 313 538 074 рубля 08 копеек (постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-П), тогда как согласно заключению общества с ограниченной ответственностью "Траст-Аудит" N 66-2013 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" от 26.03.2013 рыночная стоимость земельного участка площадью 169 862 кв. м и кадастровым номером 24:50:0400350:1, находящегося по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников, 7 А, строения 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 15,16, 18 сооружения 17, 19, по состоянию на 01.01.2011 составляет 94 443 000 рубля.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. На основании указанной нормы истец как собственник земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1 уплачивает земельный налог.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога на территории Российской Федерации определен в главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей налогообложения и имеет прямо пропорциональную зависимость при исчислении земельного налога, то увеличение кадастровой стоимости влечет за собой значительное увеличение земельного налога, что существенно затрагивает интересы истца как налогоплательщика, последний в праве обратится в суд или в иной уполномоченный орган с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Следовательно, истец правомерно обратился в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости используемых им земельных участков со ссылкой на существенное различие между определенной уполномоченным органом кадастровой стоимостью земельных участков и рыночной стоимостью данных земельных участков, определенной оценщиком.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Указанная норма права предоставляет истцу возможность альтернативного обращения за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Оценка проведена на дату установления кадастровой стоимости. Доказательства того, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельных участков определена с учетом их рыночной стоимости, соответствует ей или приближена к ней по значению, в деле отсутствуют.
Доказательства недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки и занижения рыночной стоимости при выбранных аналогах в отношении заключения общества с ограниченной ответственностью "Траст-Аудит" N 66-2013 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" от 26.03.2013 суду апелляционной инстанции не представлены.
Размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1, установленный в заключении общества с ограниченной ответственностью "Траст-Аудит" N 66-2013 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" от 26.03.2013, ответчиками не оспорен.
Суд первой инстанции, исследовав в совокупности представленные заключения, пояснения лиц участвующих в деле, материалы дела, руководствуясь статьями 71, 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно не принял в качестве доказательств определения рыночной стоимости спорного земельного участка отчет N 264-ЗУ "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" от 28.06.2012, подготовленный ООО "РосЗемБизнесКонсалтинг" и заключение общества с ограниченной ответственностью Агентство независимой оценки "ЭКОсервис" N 001 от 17.01.2013.
Согласно заключению общества с ограниченной ответственностью Агентство независимой оценки "ЭКОсервис" N 001 от 17.01.2013 на основании проведенного исследования отчета ООО "РосЗемБизнесКонсалтинг" N 264-ЗУ "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" экспертом сделан вывод о несоответствии данного отчета требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 и Федеральным стандартам оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), "Требования к отчету об оценке" (ФСО N 3), а, следовательно, и недостоверности полученной рыночной стоимости в размере 39 973 000 рубля.
Согласно заключению общества с ограниченной ответственностью "Траст-Аудит" N 66-2013 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" от 26.03.2013 при исследовании отчета N 264-ЗУ выявлены следующие замечания: отчет ООО "РосЗемБизнесКонсалтинг" N 264-ЗУ "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" выполнен с нарушениями требований федеральных стандартов оценки, не соответствует требованиям действующего законодательство об оценке, а его результат не может быть использован для целей, указанных в отчете.
В выводах эксперта общества с ограниченной ответственностью Агентство независимой оценки "ЭКОсервис" N 001 от 17.01.2013 имеются противоречия, в связи с чем, и была назначена повторная экспертиза.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований истца об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной в заключении общества с ограниченной ответственностью "Траст-Аудит" N 66-2013 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" от 26.03.2013.
Доводы Управления о том, что оно не является надлежащим ответчиком по делу, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Кроме того, в соответствии со статьей 24.20. Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, при разрешении споров о результатах определения кадастровой стоимости, в процедуре внесения соответствующих результатов в государственный кадастр недвижимости задействовано два органа: орган кадастровой оценки и орган кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе: осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; организует: проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.
Аналогичные функции закреплены за Управлением Росреестра по Красноярскому краю в соответствии с Положением об Управлении Росреестра по Красноярскому краю (утверждено приказом Росреестра от 19 апреля 2010 года N п/146), в части функций по ведению государственного кадастра недвижимости и осуществлению кадастрового учета, если соответствующие функции не закреплены за соответствующим федеральным государственным бюджетным учреждением.
Согласно Уставу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" предметом деятельности учреждения является осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости.
Следовательно, истец обоснованно заявил требование к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" как лицам, непосредственно осуществляющим ведение кадастрового учета и уполномоченных на внесение изменений в кадастр недвижимости. Ввиду указанного суд апелляционной инстанции отклоняет доводы Управления об отсутствии у него имущественного интереса и финансовой заинтересованности в установлении кадастровой стоимости земельного участка.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии необходимости возложения на ответчиков обязанности по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в связи с тем, что заявленный истцом иск является преобразовательным и не требует какого-либо специального исполнения, необходимость осуществления действий по восстановлению нарушенных прав истца отсутствует, сторонами в суде апелляционной инстанции не оспорены. Иные доводы апелляционных жалоб отклоняются судом апелляционной инстанции по основаниям, изложенным в настоящем постановлении.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на Управление, однако, поскольку оно освобождено от уплаты государственной пошлины в силу пункта 1 статьи 333.37 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственная пошлина в доход федерального бюджета взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" апреля 2013 года по делу N А33-13941/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
Судьи
Л.А.ДУНАЕВА
Н.А.МОРОЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.07.2013 ПО ДЕЛУ N А33-13941/2012
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2013 г. по делу N А33-13941/2012
Резолютивная часть постановления объявлена "02" июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "02" июля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Дунаевой Л.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Казенновой Е.С.,
при участии:
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю: Черепахиной О.В., представителя по доверенности от 28.12.2012 N 70-55/38, паспорт;
- от истца: Каданова А.И., представителя по доверенности от 14.01.2013, удостоверение адвоката; Орловой Н.Б., представителя по доверенности от 07.02.2013, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "24" апреля 2013 года по делу N А33-13941/2012, принятое судьей Ермаковой И.И.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом" (далее - общество, ООО "Торговый дом", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Красноярскому краю (далее - учреждение, кадастровая палата), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление, регистрирующий орган) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об:
- - установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1, общей площадью 169862 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение промышленных, коммунальных и складских объектов III класса вредности непищевого профиля, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, адрес объекта: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников, 7 А, строения 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 15, 16, 18 сооружения 17, 19, равной его рыночной стоимости, определенной отчетом оценщика ООО "Траст-Аудит" N 66-2013 в размере 94 443 000 рублей;
- - обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1, общей площадью 169 862 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, равной его рыночной стоимости в размере 94 443 000 рублей.
Определениями от 10.10.2012 и 12.11.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование город Красноярск в лице администрации города Красноярска и общество с ограниченной ответственностью "РосЗемБизнесКонсалтинг".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 апреля 2013 года исковые требования удовлетворены частично. Судом установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1, общей площадью 169862 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение промышленных, коммунальных и складских объектов III класса вредности непищевого профиля, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, адрес объекта: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников, 7 А, строения 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 15, 16, 18 сооружения 17, 19, равной его рыночной стоимости, определенной отчетом оценщика ООО "Траст-Аудит" N 66-2013 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" от 26.03.2013 в размере 94 443 000 рублей. В удовлетворении оставшейся части иска отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что поскольку истец является собственником земельного участка и плательщиком земельного налога, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость земельного участка, он вправе обратиться в установленном порядке с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости. Однако, поскольку заявленный истцом иск не требует какого-либо специального исполнения, необходимость осуществления действий по восстановлению нарушенных прав истца отсутствует, требование истца об обязании ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков являются процессуально излишними и удовлетворению не подлежат.
Не согласившись с данным судебным актом в части удовлетворения заявленных требований, Управление обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 апреля 2013 года в указанной части отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В апелляционной жалобе регистрирующий орган указывает на то, что он не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку не является субъектом, участвующим в проведении государственной кадастровой оценки земель, а также лицом, заинтересованным в результате рассмотрения споров о величине кадастровой стоимости земельных участков. Управление не является органом кадастрового учета и не уполномочено на внесение изменений в государственный кадастр недвижимости, соответственно, не обладает полномочиями для восстановления прав истца. Судом применен закон, не подлежащий применению.
В судебное заседание представители федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю, общества с ограниченной ответственностью "РосЗемБизнесКонсалтинг" и муниципального образования город Красноярск в лице администрации города Красноярска не явились, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение названных лиц о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции. Копии определений о принятии апелляционной жалобы к производству направлялись лицам, участвующим в деле, судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Третьим арбитражным апелляционным судом.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает кадастровую палату, общество с ограниченной ответственностью "РосЗемБизнесКонсалтинг" и администрацию города Красноярска надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
В судебном заседании представитель регистрирующего органа поддержал доводы апелляционной жалобы, представители истца отклонил доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку доводы апелляционных жалоб касаются только выводов суда первой инстанции в части удовлетворения требований истца и от лиц, участвующих в деле, не поступили возражения, суд апелляционной инстанции в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
На основании договора купли-продажи земельного участка от 27.08.2010 N 772 общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом" является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование: размещение промышленных, коммунальных и складских объектов III класса вредности непищевого профиля, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, общей площадью 169 862 кв. м, находящегося по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников, 7 А, строения 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 15,16, 18 сооружения 17, 19, что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 09.11.2010 серия 24 ЕИ N 916902.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-П, вступившим в силу с 01.01.2012, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 31.01.2012 N 24/012-17260 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1 составила 313 538 074 рубля 08 копеек.
Кадастровая стоимость земельных участков утверждена данным постановлением по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Красноярском крае по состоянию на 1 января 2011 года, то есть после введения в действие главы III.1. Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Не согласившись с данным размером кадастровой стоимости земельного участка, истец обратился в арбитражный суд соответствующим заявлением.
Из материалов дела следует, что истец обратился к услугам независимого оценщика для определения рыночной стоимости арендуемого земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1.
Согласно отчету N 264-ЗУ "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" от 28.06.2012, подготовленному ООО "РосЗемБизнесКонсалтинг", рыночная стоимость земельного участка из земель населенных пунктом с площадью 169 862 кв. м, находящегося по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников, 7 А, строения 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 15, 16, 18 сооружения 17, 19, на дату оценки 01.01.2011 составляет 39 973 000 рублей.
Определением от 29.11.2012 удовлетворено ходатайство муниципального образования город Красноярск в лице Администрации города Красноярска, назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка.
Перед экспертом поставлены следующие вопросы:
1) Соответствует ли отчет ООО "РосЗемБизнесКонсалтинг" N 264-ЗУ "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), "Требования к отчету об оценке" (ФСО N 3).
2) В случае несоответствия отчета ООО "РосЗемБизнесКонсалтинг" N 264-ЗУ "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" вышеуказанным требованиям, установить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1 по состоянию на 01.01.2011.
06.02.2013 в материалы дела поступило заключение эксперта общества с ограниченной ответственностью Агентство независимой оценки "ЭКОсервис" N 001 от 17.01.2013.
Согласно заключению общества с ограниченной ответственностью Агентство независимой оценки "ЭКОсервис" N 001 от 17.01.2013, на основании проведенного исследования отчета ООО "РосЗемБизнесКонсалтинг" N 264-ЗУ "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" экспертом сделан вывод о несоответствии данного отчета требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 и Федеральным стандартам оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), "Требования к отчету об оценке" (ФСО N 3), а, следовательно, и недостоверности полученной рыночной стоимости в размере 39 973 000 рубля.
Согласно заключению общества с ограниченной ответственностью Агентство независимой оценки "ЭКОсервис" N 001 от 17.01.2013 рыночная стоимость земельного участка площадью 169 862 кв. м и кадастровым номером 24:50:0400350:1, находящегося по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников, 7 А, строения 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 15, 16, 18 сооружения 17, 19 по состоянию на 01.01.2011 с учетом НДС, с учетом сделанных допущений и ограничений, с учетом округления составляет 310 700 000 рублей.
В судебном заседании 26.02.2013 представитель истца заявил ходатайство назначении повторной судебной экспертизы, проведение экспертизы просит поручить эксперту ООО "Траст-Аудит" кандидату экономических наук Лукину Александру Александровичу.
В ходатайстве о назначении повторной экспертизы истец указывал на противоречия, содержащиеся в заключении эксперта общества с ограниченной ответственностью Агентство независимой оценки "ЭКОсервис" N 001 от 17.01.2013.
Определением от 07.03.2013 назначена повторная судебная экспертиза соответствия отчета рыночной стоимости требованиям и оценки рыночной стоимости земельного участка, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Траст-Аудит" Лукину Александру Александровичу.
27.03.2013 в материалы дела поступило заключение эксперта общества с ограниченной ответственностью "Траст-Аудит" N 66-2013 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" от 26.03.2013.
Согласно заключению общества с ограниченной ответственностью "Траст-Аудит" N 66-2013 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" от 26.03.2013, при исследовании отчета N 264-ЗУ выявлены следующие замечания: отчет ООО "РосЗемБизнесКонсалтинг" N 264-ЗУ "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" выполнен с нарушениями требований федеральных стандартов оценки, не соответствует требованиям действующего законодательство об оценке, а его результат не может быть использован для целей, указанных в отчете.
Согласно заключению общества с ограниченной ответственностью "Траст-Аудит" N 66-2013 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" от 26.03.2013 рыночная стоимость земельного участка площадью 169 862 кв. м и кадастровым номером 24:50:0400350:1, находящегося по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников, 7 А, строения 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 15, 16, 18 сооружения 17, 19, по состоянию на 01.01.2011 составляет 94 443 000 рублей.
В связи с изложенным ООО "Торговый дом" обратилось с иском, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1, общей площадью 169862 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение промышленных, коммунальных и складских объектов III класса вредности непищевого профиля, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, адрес объекта: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников, 7 А, строения 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 15, 16, 18 сооружения 17, 19, равной его рыночной стоимости, определенной отчетом оценщика ООО "Траст-Аудит" N 66-2013 в размере 94 443 000 рублей; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1, общей площадью 169 862 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, равной его рыночной стоимости в размере 94 443 000 рублей.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. При этом пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В свою очередь, нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Так, пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), определение кадастровой стоимости объекта оценки осуществляется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Следовательно, лицо, чьи права нарушает определенная уполномоченным органом кадастровая стоимость земельного участка вправе требовать установления иной кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, в судебном порядке.
Заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Из материалов настоящего дела следует, что в отношении принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование: размещение промышленных, коммунальных и складских объектов III класса вредности непищевого профиля, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, общей площадью 169 862 кв. м, находящегося по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников, 7 А, строения 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 15,16, 18 сооружения 17, 19, определена кадастровая стоимость в размере 313 538 074 рубля 08 копеек (постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-П), тогда как согласно заключению общества с ограниченной ответственностью "Траст-Аудит" N 66-2013 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" от 26.03.2013 рыночная стоимость земельного участка площадью 169 862 кв. м и кадастровым номером 24:50:0400350:1, находящегося по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников, 7 А, строения 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 15,16, 18 сооружения 17, 19, по состоянию на 01.01.2011 составляет 94 443 000 рубля.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. На основании указанной нормы истец как собственник земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1 уплачивает земельный налог.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога на территории Российской Федерации определен в главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей налогообложения и имеет прямо пропорциональную зависимость при исчислении земельного налога, то увеличение кадастровой стоимости влечет за собой значительное увеличение земельного налога, что существенно затрагивает интересы истца как налогоплательщика, последний в праве обратится в суд или в иной уполномоченный орган с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Следовательно, истец правомерно обратился в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости используемых им земельных участков со ссылкой на существенное различие между определенной уполномоченным органом кадастровой стоимостью земельных участков и рыночной стоимостью данных земельных участков, определенной оценщиком.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Указанная норма права предоставляет истцу возможность альтернативного обращения за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Оценка проведена на дату установления кадастровой стоимости. Доказательства того, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельных участков определена с учетом их рыночной стоимости, соответствует ей или приближена к ней по значению, в деле отсутствуют.
Доказательства недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки и занижения рыночной стоимости при выбранных аналогах в отношении заключения общества с ограниченной ответственностью "Траст-Аудит" N 66-2013 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" от 26.03.2013 суду апелляционной инстанции не представлены.
Размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1, установленный в заключении общества с ограниченной ответственностью "Траст-Аудит" N 66-2013 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" от 26.03.2013, ответчиками не оспорен.
Суд первой инстанции, исследовав в совокупности представленные заключения, пояснения лиц участвующих в деле, материалы дела, руководствуясь статьями 71, 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно не принял в качестве доказательств определения рыночной стоимости спорного земельного участка отчет N 264-ЗУ "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" от 28.06.2012, подготовленный ООО "РосЗемБизнесКонсалтинг" и заключение общества с ограниченной ответственностью Агентство независимой оценки "ЭКОсервис" N 001 от 17.01.2013.
Согласно заключению общества с ограниченной ответственностью Агентство независимой оценки "ЭКОсервис" N 001 от 17.01.2013 на основании проведенного исследования отчета ООО "РосЗемБизнесКонсалтинг" N 264-ЗУ "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" экспертом сделан вывод о несоответствии данного отчета требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 и Федеральным стандартам оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), "Требования к отчету об оценке" (ФСО N 3), а, следовательно, и недостоверности полученной рыночной стоимости в размере 39 973 000 рубля.
Согласно заключению общества с ограниченной ответственностью "Траст-Аудит" N 66-2013 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" от 26.03.2013 при исследовании отчета N 264-ЗУ выявлены следующие замечания: отчет ООО "РосЗемБизнесКонсалтинг" N 264-ЗУ "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" выполнен с нарушениями требований федеральных стандартов оценки, не соответствует требованиям действующего законодательство об оценке, а его результат не может быть использован для целей, указанных в отчете.
В выводах эксперта общества с ограниченной ответственностью Агентство независимой оценки "ЭКОсервис" N 001 от 17.01.2013 имеются противоречия, в связи с чем, и была назначена повторная экспертиза.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований истца об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной в заключении общества с ограниченной ответственностью "Траст-Аудит" N 66-2013 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:50:0400350:1" от 26.03.2013.
Доводы Управления о том, что оно не является надлежащим ответчиком по делу, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Кроме того, в соответствии со статьей 24.20. Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, при разрешении споров о результатах определения кадастровой стоимости, в процедуре внесения соответствующих результатов в государственный кадастр недвижимости задействовано два органа: орган кадастровой оценки и орган кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе: осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; организует: проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.
Аналогичные функции закреплены за Управлением Росреестра по Красноярскому краю в соответствии с Положением об Управлении Росреестра по Красноярскому краю (утверждено приказом Росреестра от 19 апреля 2010 года N п/146), в части функций по ведению государственного кадастра недвижимости и осуществлению кадастрового учета, если соответствующие функции не закреплены за соответствующим федеральным государственным бюджетным учреждением.
Согласно Уставу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" предметом деятельности учреждения является осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости.
Следовательно, истец обоснованно заявил требование к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" как лицам, непосредственно осуществляющим ведение кадастрового учета и уполномоченных на внесение изменений в кадастр недвижимости. Ввиду указанного суд апелляционной инстанции отклоняет доводы Управления об отсутствии у него имущественного интереса и финансовой заинтересованности в установлении кадастровой стоимости земельного участка.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии необходимости возложения на ответчиков обязанности по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в связи с тем, что заявленный истцом иск является преобразовательным и не требует какого-либо специального исполнения, необходимость осуществления действий по восстановлению нарушенных прав истца отсутствует, сторонами в суде апелляционной инстанции не оспорены. Иные доводы апелляционных жалоб отклоняются судом апелляционной инстанции по основаниям, изложенным в настоящем постановлении.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на Управление, однако, поскольку оно освобождено от уплаты государственной пошлины в силу пункта 1 статьи 333.37 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственная пошлина в доход федерального бюджета взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" апреля 2013 года по делу N А33-13941/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
Судьи
Л.А.ДУНАЕВА
Н.А.МОРОЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)