Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.02.2013 N 17АП-524/2013-АК ПО ДЕЛУ N А60-40326/2012

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2013 г. N 17АП-524/2013-АК

Дело N А60-40326/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Варакса Н.В., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калашниковой Е.С.
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Проектно-Строительная компания "Дом" (ОГРН 1027200824991, ИНН 7202088233): не явились,
от заинтересованного лица - Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (ОГРН 1036603498975, ИНН 6658076401): не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Проектно-Строительная компания "Дом",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 декабря 2012 года
по делу N А60-40326/2012,
принятое судьей Плюсниной С.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Проектно-Строительная компания "Дом"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе
о признании недействительным предписания,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Проектно-Строительная компания "Дом" (далее - ООО "ПСК "Дом") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - РО ФСФР в УрФО) от 23.08.2012 N 62-12-СК-06/11670 о приведении обязательного предложения о приобретении ценных бумаг ОАО "Тюменская текстильная корпорация "Кросно" в соответствие с требованиями Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, ООО "Проектно-Строительная компания "Дом" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что согласно п. 4 ст. 84.9 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) основанием для направления предписания о приведении обязательного предложения в соответствие с требованиями действующего законодательства является нарушение лицом, направившим обязательное предложение, требований Закона об акционерных обществах. Вместе с тем выявленные РО ФСФР в УрФО нарушения связаны с нарушением Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ, утвержденного Приказом ФСФР России от 13.07.2006 N 06-76/пз-н (далее - Положение), которое регулирует только вопросы взаимодействия лица, направившего обязательное предложение, и органов ФСФР России в целях осуществления последним государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ. Указанное Положение не устанавливает требования к документам, необходимым для направления обязательного предложения в само открытое акционерное общество, а также к сведениям и условиям, которые должны содержаться в обязательном предложении. По мнению ООО "ПСК "Дом", предписание о приведении обязательного предложения в соответствие с требованиями Закона об акционерных обществах должно направляться в тех случаях, когда направившим обязательное предложение лицом допущены такие нарушения, которые могут ограничить права и законные интересы иных владельцев соответствующих ценных бумаг; порядок направления обязательного предложения в органы ФСФР России не является предметом государственного контроля за приобретением акций открытого акционерного общества. Поэтому нарушения, выявленные РО ФСФР в УрФО и касающиеся исключительно порядка направления обязательного предложения в орган ФСФР России, не могут являться основанием для вынесения предписания о приведении обязательного предложения в соответствие с требованиями Закона об акционерных обществах. Кроме того, заявитель указывает на отсутствие в его действиях нарушений Закона об акционерных обществах и Положения, а также на нарушение РО ФСФР в УрФо срока направления предписания о приведении обязательного предложения в соответствие с Законом об акционерных обществах, полагает, что его доводам об отсутствии выявленных нарушений и пропуске срока нарушения предписания не дана оценка в решении суда.
РО ФСФР в УрФО в отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, решение суда считает законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26.04.2012 между гр. Петровским А.Д. и ООО "Проектно-Строительная компания "Дом" заключен договор купли-продажи обыкновенных именных акций открытого акционерного общества "Тюменская текстильная корпорация "Кросно" в количестве 535 847 штук, что составляет 88,0804 процента от общего количества размещенных акций эмитента.
Переход права собственности на указанные акции зарегистрирован регистратором, ЗАО "Сервис-Реестр", 04.07.2012 (л.д. 21, 22).
08.08.2012 ООО "Проектно-Строительная компания "Дом" представило в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе обязательное предложение о приобретении ценных бумаг открытого акционерного общества "Тюменская текстильная корпорация "Кросно".
В ходе осуществления контроля за приобретением акций открытого акционерного общества "Тюменская текстильная корпорация "Кросно", РО ФСФР в УрФО установлено, что
- - в нарушение подп. "б" п. 2.4 Положения в РО ФСФР в УрФО не представлена нотариально удостоверенная копия отчета о рыночной стоимости приобретаемых ценных бумаг;
- - в нарушение подп. "д" п. 2.4 Положения в РО ФСФР в УрФО не представлен документ, содержащий наибольшую цену и дату совершения последней сделки, по которой в течение шести месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в общество, лицо, направляющее обязательное предложение, или его аффилированные лица приобрели либо приняли на себя обязанность приобрести приобретаемые на основании обязательного эмиссионные ценные бумаги по такой цене, или указание на то, что упомянутые лица в течение указанного срока не приобретали и не принимали на себя обязанности приобрести соответствующие эмиссионные ценные бумаги;
- - в пункте 6.1.2 обязательного предложения не указана наибольшая цена приобретения акций в течение шести месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения, аффилированными лицами ООО "ПСК "Дом";
- - пункт 6.1.5 обязательного предложения, в котором должна содержаться информация об оплате приобретаемых ценных бумаг иными ценными бумагами, не заполнен;
- - в нарушение п. 1.2 Положения в РО ФСФР в УрФО на электронном носителе представлен только текст обязательного предложения, тексты остальных документов на электронном носителе не представлены.
23.08.2012 РО ФСФР в УрФО в адрес ООО "ПСК "Дом" вынесено предписание N 62-12-СК-06/11670 о приведении обязательного предложения о приобретении ценных бумаг открытого акционерного общества "Тюменская текстильная корпорация "Кросно" в соответствие с требованиями Закона об акционерных обществах, согласно которому ООО "ПСК "Дом" обязано в течение 45 календарных дней с момента получения предписания привести обязательное предложение о приобретении ценных бумаг открытого акционерного общества "Тюменская текстильная корпорация "Кросно" в соответствие с требованиями Закона об акционерных обществах путем устранения нарушений, указанных в предписании, представить в РО ФСФР в УрФО документы, подтверждающие устранение нарушений, указанных в предписании.
Полагая, что указанное предписание не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, ООО "ПСК "Дом" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п. 1 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее - обязательное предложение).
В силу п. 2 ст. 84.9 Закона об акционерных обществах добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, не обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляется лицом, направившим добровольное или обязательное предложение, в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не позднее даты направления соответствующего предложения в открытое общество.
Согласно п. 4 ст. 84.9 Закона об акционерных обществах федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг направляет лицу, представившему добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг, предусмотренное статьей 84.7 названного Закона, либо требование о выкупе ценных бумаг, предусмотренное статьей 84.8 данного Закона, предписание о приведении соответствующего предложения, указанных уведомления или требования в соответствие с требованиями Закона об акционерных обществах в следующих случаях:
- непредставление документов, необходимых в соответствии с Законом об акционерных обществах для направления в открытое общество соответствующего предложения, указанных уведомления или требования;
- отсутствие в соответствующем предложении, указанных уведомлении или требовании всех сведений и условий, предусмотренных настоящей главой;
- несоответствие порядка определения цены приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг требованиям названного Закона, в том числе в случае обнаружения в течение шести месяцев, предшествующих дате представления документов в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, факта манипулирования ценами в отношении приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг, который привел к занижению цены приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг.
Согласно п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесение РО ФСФР В УрФО в пределах предоставленных ему полномочий.
Исходя из п. 4 ст. 84.9 Закона акционерных обществах предписание федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг о приведении предложения, касающегося приобретения ценных бумаг, в соответствие с названным Федеральным законом может быть обжаловано в арбитражный суд.
Согласно п. 2.4 Положения вместе с обязательным предложением в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг представляются:
- а) нотариально удостоверенная копия банковской гарантии, соответствующей требованиям п. 5 ст. 84.1 Закона об акционерных обществах;
- б) нотариально удостоверенная копия отчета (нотариально удостоверенная копия с копии отчета) независимого оценщика о рыночной стоимости приобретаемых эмиссионных ценных бумаг в случае, если рыночная стоимость приобретаемых эмиссионных ценных бумаг, в том числе в случае, предусмотренном п. 4 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах, определялась независимым оценщиком;
- в) нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих денежную оценку ценных бумаг, которыми может осуществляться оплата приобретаемых эмиссионных ценных бумаг в случае, если указанная форма оплаты приобретаемых эмиссионных ценных бумаг предусматривается обязательным предложением:
- документа, содержащего средневзвешенную цену ценных бумаг, которыми может осуществляться оплата приобретаемых эмиссионных ценных бумаг, определенную по результатам торгов организатора торговли на рынке ценных бумаг за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в общество, если ценные бумаги, которыми может осуществляться оплата приобретаемых эмиссионных ценных бумаг, обращаются на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг не менее чем шесть месяцев. Указанный документ должен быть подписан уполномоченным лицом и заверен печатью организатора торговли на рынке ценных бумаг. В случае, если ценные бумаги, которыми может осуществляться оплата приобретаемых эмиссионных ценных бумаг, обращаются на торгах двух или более организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляются документы в отношении средневзвешенной цены указанных ценных бумаг, определенной на торгах каждого из таких организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
- отчета независимого оценщика о рыночной стоимости ценных бумаг, которыми может осуществляться оплата приобретаемых эмиссионных ценных бумаг, если указанные ценные бумаги не обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг или обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг менее чем шесть месяцев;
- г) заверенная в установленном порядке копия документа, содержащего средневзвешенную цену приобретаемых эмиссионных ценных бумаг, определенную по результатам торгов организатора торговли на рынке ценных бумаг за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, если приобретаемые эмиссионные ценные бумаги обращаются на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг не менее чем шесть месяцев. Указанный документ должен быть подписан уполномоченным лицом и заверен печатью организатора торговли на рынке ценных бумаг. В случае, если приобретаемые эмиссионные ценные бумаги обращаются на торгах двух или более организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляются документы в отношении средневзвешенной цены приобретаемых эмиссионных ценных бумаг, определенной на торгах каждого из таких организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
- д) документ, содержащий наибольшую цену и дату совершения последней сделки, по которой в течение шести месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в общество, лицо, направляющее обязательное предложение, или его аффилированные лица приобрели либо приняли на себя обязанность приобрести приобретаемые на основании обязательного предложения эмиссионные ценные бумаги по такой цене, или указание на то, что упомянутые лица в течение указанного срока не приобретали и не принимали на себя обязанности приобрести соответствующие эмиссионные ценные бумаги. Указанный документ должен быть подписан лицом, направляющим обязательное предложение, а если таким лицом является юридическое лицо, - подписан уполномоченным лицом и заверен печатью указанного юридического лица;
- е) опись представляемых документов.
Рассмотрев представленное ООО "ПСК "Дом" обязательное предложение, РО ФСФР в УрФО установило, что ООО "ПСК "Дом" в РО ФСФР в УрФО не представлена нотариально удостоверенная копия отчета о рыночной стоимости приобретаемых ценных бумаг; не представлен документ, содержащий наибольшую цену и дату совершения последней сделки, по которой в течение шести месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в общество, лицо, направляющее обязательное предложение, или его аффилированные лица приобрели либо приняли на себя обязанность приобрести приобретаемые на основании обязательного эмиссионные ценные бумаги по такой цене, или указание на то, что упомянутые лица в течение указанного срока не приобретали и не принимали на себя обязанности приобрести соответствующие эмиссионные ценные бумаги; в пункте 6.1.2 обязательного предложения не указана наибольшая цена приобретения акций в течение шести месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения, аффилированными лицами ООО "ПСК "Дом"; пункт 6.1.5 обязательного предложения, в котором должна содержаться информация об оплате приобретаемых ценных бумаг иными ценными бумагами, не заполнен; в РО ФСФР в УрФО на электронном носителе представлен только текст обязательного предложения, тексты остальных документов на электронном носителе не представлены.
Таким образом, установив несоответствие обязательного предложения о приобретении ценных бумаг открытого акционерного общества "Тюменская текстильная корпорация "Кросно" требованиям, установленным в пункте 2.4 Положения, РО ФСФР в УрФО правомерно направило в адрес ООО "ПСК "Дом" предписание о приведении обязательного предложения о приобретении ценных бумаг открытого акционерного общества "Тюменская текстильная корпорация "Кросно" в соответствие с требованиями Закона об акционерных обществах путем устранения нарушений, указанных в предписании.
Доводы ООО "ПСК "Дом", приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку доказательств направления в адрес РО ФСФР в УрФО вместе с обязательным предложением, документов, определенных в п. 2.4 Положения, заявителем не представлено.
Ссылка ООО "ПСК "Дом" на направление в адрес РО ФСФР в УрФО оригинала отчета о рыночной стоимости приобретаемых ценных бумаг, договора купли-продажи акций от 26.04.2012 не принимается, поскольку указанные документы не соответствуют требованиям п. 2.4 Положения, направление иных, не поименованных в п. 2.4 Положения документов в адрес РО ФСФР в УрФО, соблюдение указанных требований не подтверждает.
Материалами дела подтверждается, что в пункте 6.1.2 обязательного предложения не указана наибольшая цена приобретения акций в течение шести месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения, аффилированными лицами ООО "ПСК "Дом", а пункт 6.1.5 обязательного предложения, в котором должна содержаться информация об оплате приобретаемых ценных бумаг иными ценными бумагами, не заполнен, что свидетельствует о несоответствии представленного обязательного предложения требованиям, п. 2.2 Положения.
При этом ссылки ООО "ПСК "Дом" на отсутствие у него аффилированных лиц на момент направления обязательного предложения, отсутствие намерения производить оплату приобретаемых ценных бумаг иными ценными бумагами не свидетельствует о возможности не заполнять соответствующие разделы обязательного предложения, поскольку в силу императивно установленных требований п. 2.2 Положения обязательное предложение, представляемое в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, должно быть составлено согласно Приложению 1 к настоящему Положению.
Ссылки ООО "ПСК "Дом" на представление в РО ФСФР в УрФО всех документов на электронном носителе отклоняются, поскольку не подтверждены документально и опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Доводы ООО "ПСК "Дом" о нарушении РО ФСФР в УрФО установленного пунктом 2.5 Положения пятнадцатидневного срока направления в его адрес оспариваемого предписания также не может быть признан обоснованным, поскольку пропуск срока для направления предписания не лишает его юридической силы, а дает контролирующему органу в силу пункта 2.8 Положения право обратиться в арбитражный суд с иском к лицу, направившему предложение, об обязании его привести предложение в соответствие с требованиями Закона об акционерных обществах.
Подлежат отклонению также доводы заявителя о том, что вынесение предписания о приведении обязательного предложения в соответствие с требованиями Закона об акционерных обществах возможно только в случае существенного нарушения прав акционеров, поскольку возможность вынесения такого предписания Законом об акционерных обществах не поставлена в зависимость от доказанности факта нарушения действиями лица, направившего обязательное предложение, прав и законных интересов его акционеров, поскольку при несоблюдении требований Закона такое нарушение презюмируется.
Анализ представленных в материалы дела доказательств свидетельствует о том, что предписание РО ФСФР в УрФО от 23.08.2012 N 62-12-СК-06/11670 о приведении обязательного предложения о приобретении ценных бумаг открытого акционерного общества "Тюменская текстильная корпорация "Кросно" в соответствие с требованиями Закона об акционерных обществах соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов ООО "Проектно-Строительная компания "Дом".
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 декабря 2012 года по делу N А60-40326/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Е.Е.ВАСЕВА

Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Е.Ю.ЯСИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)