Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.
судей Васевой Е.Е., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.
при участии:
- от заявителя ООО "Капитал-Бис" (ОГРН 1035901170898, ИНН 5907022862): Каргапольцев Д.Л., паспорт, представитель по доверенности от 31.01.2013; Козин И.А., паспорт, представитель по доверенности от 31.01.2013;
- от заинтересованного лица ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми (ОГРН 1045900479536, ИНН 5903004894): Крутиновская Н.А., служебное удостоверение, представитель по доверенности от 01.02.2013; Яровая М.В., паспорт, представитель по доверенности от 09.01.2013;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "Капитал-Бис"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 26 ноября 2012 года
по делу N А50-17080/2012,
принятое судьей Дубовым А.В.,
по заявлению ООО "Капитал-Бис" (ОГРН 1035901170898, ИНН 5907022862)
к ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми (ОГРН 1045900479536, ИНН 5903004894)
о признании решения недействительным,
установил:
ООО "Капитал-Бис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми (далее - налоговый орган) от 26.06.2012 N 1533 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.11.2012 заявленные требования удовлетворены частично: признано недействительным решение налогового органа N 1533 от 26 июня 2012 года в части привлечения общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме, превышающей 15 000 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обжаловало его в порядке апелляционного производства.
Общество настаивает на том, что им правомерно исчислен земельный налог за 2011 год исходя из кадастровой стоимости вновь образованных участков. При этом, по мнению общества, отсутствие государственной регистрации права на вновь созданные земельные участки не имеет значения.
Общество считает, что ссылка суда первой инстанции на ст. 22.2 ФЗ РФ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - ФЗ РФ N 122-ФЗ) некорректна, поскольку не относится к обстоятельствам настоящего дела.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" оформлены и выданы собственнику кадастровые паспорта на вновь сформированные земельные участки. Земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410010:20 и 59:01:4410010:21 поставлены на государственный кадастровый учет (ГКУ) 14.09.2010. Общество считает, что основания для признания с 01.01.2011 исходного земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410010:9 объектом налогообложения по п. 1 ст. 389 НК РФ отсутствуют, поскольку объект налогообложения (данный земельный участок) прекратил свое существование 14.09.2010 и на его базе были сформированы два земельных участка с новыми видами разрешенного использования и новой кадастровой стоимостью. По мнению общества, судом первой инстанции необоснованно отклонена ссылка на правовую позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в Постановлении от 29.05.2012 N 16485/11.
Общество считает, что на 01.01.2011 земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410010:20 и 59:01:4410010:21 сформированы и поставлены на кадастровый учет, принадлежат на праве собственности, имеют индивидуальные характеристики (площадь, вид разрешенного использования), определена новая кадастровая стоимость с учетом разрешенного вида использования, в связи с чем, исходя из вышеперечисленных норм Налогового кодекса РФ. Земельного кодекса РФ, позиции Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 г. N 54, кадастровая стоимость данных земельных участков является налоговой базой по основаниям п. 1 ст. 391 НК РФ для исчисления земельного налога за 2011 год.
Общество, просит отменить решение Арбитражного суда Пермского края от 26.11.2012, признать недействительным решение налогового органа от 26.06.2012 N 1533 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в полном объеме.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель налогового органа в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, обществу на основании договора купли-продажи от 03.12.2007 N 83-75 принадлежит право собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410010:9.
30.01.2008 обществом осуществлена государственная регистрация права на указанный земельный участок.
14.09.2010 из указанного земельного участка, обществом сформированы два самостоятельных земельных участка с кадастровыми номерами 59:01:4410010:20 и 59:01:4410010:21.
27.01.2012 обществом представлена в налоговый орган декларация по земельному налогу за 2011 год, в которой отражена подлежащая уплате в бюджет сумма земельного налога 787 155 рублей.
08.02.2012 обществом подана в налоговый орган уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, в которой сумма налога была уменьшена и составила 639 234 рублей.
Основанием для уменьшения налога за 2011 год послужило то обстоятельство, что из земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410010:9 было произведено формирование земельных участков с кадастровыми номерами: 59:01:4410010:20 и 59:01:4410010:21. Сведения о вновь сформированных земельных участках были внесены в государственный кадастр недвижимости и выданы кадастровые паспорта.
В период с 08.02.2012 по 10.05.2012 налоговым органом проведена проверка уточненной налоговой декларации общества по земельному налогу за 2011 год.
Результаты камеральной проверки отражены в акте от 23.05.2012 N 931.
26.06.2012 налоговым органом вынесено решение N 1533 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением обществу доначислен земельный налог в сумме 710 840 рублей, пени в сумме 50 465 рублей, общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 35 541 рублей.
Основанием для вынесения указанного решения, послужили выводы налогового органа о не исчислении и неуплате обществом земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410010:9, относительно вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4410010:20 и 59:01:4410010:21, налоговый орган пришел к выводу, что при разделе вышеуказанного земельного участка, земельный налог может быть исчислен только с момента государственной регистрации права собственности на них.
Решением УФНС России по Пермскому краю N 18-23/387 от 07.08.2012 г. оспариваемое решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа от 26.06.2012 N 1533, общество обратилось в арбитражный суд.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что сведений о государственной регистрации прекращения права собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410010:9 и возникновении зарегистрированных прав на вновь образованные земельные участки в налоговый орган на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого решения не поступало и суду не представлено.
Изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 7 ст. 396 НК РФ предусмотрено, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
Пунктом 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации, установлено, что права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с ч. 1 ст. 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:
- 1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
- 2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
- 3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Данной нормой регулируется порядок регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, когда основанием для государственной регистрации прав является факт образования нового земельного участка.
В случае, если право на земельный участок, из которого при разделе, перераспределении или выделе образуются земельные участки, зарегистрировано, одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки регистрируется прекращение права, ограничений (обременении) права на земельный участок, из которого были образованы такие земельные участки (п. 6 ст. 22.2 Федерального закона N 122-ФЗ).
Согласно пункту 1 Постановления от 23.07.2009 N 54 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - Постановление Пленума N 54), плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Исходя из изложенного, общество вправе рассчитывать земельный налог по вновь образованным земельным участкам с момента государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410010:9.
Общество, неправомерно исчислило земельный налог за 2011 год исходя из кадастровой стоимости указанных участков с кадастровыми номерами 59:01:4410010:20 59:01:4410010:21, поскольку основанием для взимания земельного налога является наличие у налогоплательщика правоустанавливающего документа на указанные земельные участки, а основанием прекращения взимания налога, документ подтверждающий прекращение прав на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410010:9.
Из материалов дела следует, что обществом не осуществлена государственная регистрация земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4410010:20, 59:01:4410010:21, следовательно, вопреки доводам общества, земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410010:9 не прекратил свое существование с 14.09.2010.
Таким образом, налоговый орган в оспариваемом решении сделал правильный вывод о том, что действия общества привели к неверному определению подлежащей уплате суммы земельного налога за 2011 год.
Отклоняется ссылка общества на необходимость применения положений ст. 11, 1 пунктов 2, 3 статьи 11.4, ст. 11.8, ст. 44 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку указанные нормы регулирует земельные правоотношения, а порядок налогообложения при разделе земельных участков установлен пунктом 7 статьи 396 НК РФ. Тот факт, что общество являлось собственником и первоначального и вновь образованных земельных участков не может служить основанием для неприменения положений п. 7 ст. 396 НК РФ. поскольку речь идет о налогообложении разных земельных участков, являющихся самостоятельными объектами недвижимого имущества.
Довод заявителя о расчете земельного налога в порядке п. 1 ст. 391 НК РФ некорректен, поскольку данная норма регулирует налоговые правоотношении в отношении земельных участков, признаваемым объектами налогообложения по признаку наличия государственной регистрации вещных прав на такие земельные участки.
Кроме того, учитывая, что право собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации, а документом, подтверждающим регистрацию права на земельный участок, является свидетельство о регистрации права в ЕГРП, а не запись в земельном кадастре, доводы общества о необходимости руководствоваться исключительно информацией из государственного кадастра недвижимости, также не могут быть приняты во внимание. Кроме того, согласно данной логике налогоплательщика налог в данном случае должен быть исчислен по трем объектам, поскольку в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения по всем трем спорным участкам.
Право собственности на вновь созданные земельные участки налогоплательщиком в 2011 году не зарегистрировано, следовательно, в силу прямого указания ст. 388 НК РФ, организация не является плательщиком земельного налога в отношении двух вновь созданных участков, а обязана исчислять налог в отношении земельного участка с номером 59:01:4410010:9, собственником которого она является.
Не имеет правового значения и ссылка общества на письма Минфина России, поскольку они не являются нормативными правовыми актами, имеют информационно-разъяснительный характер, в них выражается позиция Минфина России по конкретным или общим вопросам, содержащимся и индивидуальных или коллективных обращениях налогоплательщиков, без учета всех возможных обстоятельств.
Отклоняется ссылка общество на позицию, изложенную Постановлении Президиума ВАС РФ N 16485/11 от 29.05.2012, поскольку в указанном Постановлении ВАС РФ рассмотрел иной вопрос, не относящийся к обстоятельствам настоящего дела, а касается вопросов изменения разрешенного использования в отношении земельного участка, права В ЕГРП на который зарегистрированы.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 ноября 2012 года по делу N А50-17080/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
С.Н.ПОЛЕВЩИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.02.2013 N 17АП-15378/2012-АК ПО ДЕЛУ N А50-17080/2012
Разделы:Земельный налог; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2013 г. N 17АП-15378/2012-АК
Дело N А50-17080/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.
судей Васевой Е.Е., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.
при участии:
- от заявителя ООО "Капитал-Бис" (ОГРН 1035901170898, ИНН 5907022862): Каргапольцев Д.Л., паспорт, представитель по доверенности от 31.01.2013; Козин И.А., паспорт, представитель по доверенности от 31.01.2013;
- от заинтересованного лица ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми (ОГРН 1045900479536, ИНН 5903004894): Крутиновская Н.А., служебное удостоверение, представитель по доверенности от 01.02.2013; Яровая М.В., паспорт, представитель по доверенности от 09.01.2013;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "Капитал-Бис"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 26 ноября 2012 года
по делу N А50-17080/2012,
принятое судьей Дубовым А.В.,
по заявлению ООО "Капитал-Бис" (ОГРН 1035901170898, ИНН 5907022862)
к ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми (ОГРН 1045900479536, ИНН 5903004894)
о признании решения недействительным,
установил:
ООО "Капитал-Бис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми (далее - налоговый орган) от 26.06.2012 N 1533 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.11.2012 заявленные требования удовлетворены частично: признано недействительным решение налогового органа N 1533 от 26 июня 2012 года в части привлечения общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме, превышающей 15 000 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обжаловало его в порядке апелляционного производства.
Общество настаивает на том, что им правомерно исчислен земельный налог за 2011 год исходя из кадастровой стоимости вновь образованных участков. При этом, по мнению общества, отсутствие государственной регистрации права на вновь созданные земельные участки не имеет значения.
Общество считает, что ссылка суда первой инстанции на ст. 22.2 ФЗ РФ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - ФЗ РФ N 122-ФЗ) некорректна, поскольку не относится к обстоятельствам настоящего дела.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" оформлены и выданы собственнику кадастровые паспорта на вновь сформированные земельные участки. Земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410010:20 и 59:01:4410010:21 поставлены на государственный кадастровый учет (ГКУ) 14.09.2010. Общество считает, что основания для признания с 01.01.2011 исходного земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410010:9 объектом налогообложения по п. 1 ст. 389 НК РФ отсутствуют, поскольку объект налогообложения (данный земельный участок) прекратил свое существование 14.09.2010 и на его базе были сформированы два земельных участка с новыми видами разрешенного использования и новой кадастровой стоимостью. По мнению общества, судом первой инстанции необоснованно отклонена ссылка на правовую позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в Постановлении от 29.05.2012 N 16485/11.
Общество считает, что на 01.01.2011 земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410010:20 и 59:01:4410010:21 сформированы и поставлены на кадастровый учет, принадлежат на праве собственности, имеют индивидуальные характеристики (площадь, вид разрешенного использования), определена новая кадастровая стоимость с учетом разрешенного вида использования, в связи с чем, исходя из вышеперечисленных норм Налогового кодекса РФ. Земельного кодекса РФ, позиции Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 г. N 54, кадастровая стоимость данных земельных участков является налоговой базой по основаниям п. 1 ст. 391 НК РФ для исчисления земельного налога за 2011 год.
Общество, просит отменить решение Арбитражного суда Пермского края от 26.11.2012, признать недействительным решение налогового органа от 26.06.2012 N 1533 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в полном объеме.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель налогового органа в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, обществу на основании договора купли-продажи от 03.12.2007 N 83-75 принадлежит право собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410010:9.
30.01.2008 обществом осуществлена государственная регистрация права на указанный земельный участок.
14.09.2010 из указанного земельного участка, обществом сформированы два самостоятельных земельных участка с кадастровыми номерами 59:01:4410010:20 и 59:01:4410010:21.
27.01.2012 обществом представлена в налоговый орган декларация по земельному налогу за 2011 год, в которой отражена подлежащая уплате в бюджет сумма земельного налога 787 155 рублей.
08.02.2012 обществом подана в налоговый орган уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, в которой сумма налога была уменьшена и составила 639 234 рублей.
Основанием для уменьшения налога за 2011 год послужило то обстоятельство, что из земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410010:9 было произведено формирование земельных участков с кадастровыми номерами: 59:01:4410010:20 и 59:01:4410010:21. Сведения о вновь сформированных земельных участках были внесены в государственный кадастр недвижимости и выданы кадастровые паспорта.
В период с 08.02.2012 по 10.05.2012 налоговым органом проведена проверка уточненной налоговой декларации общества по земельному налогу за 2011 год.
Результаты камеральной проверки отражены в акте от 23.05.2012 N 931.
26.06.2012 налоговым органом вынесено решение N 1533 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением обществу доначислен земельный налог в сумме 710 840 рублей, пени в сумме 50 465 рублей, общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 35 541 рублей.
Основанием для вынесения указанного решения, послужили выводы налогового органа о не исчислении и неуплате обществом земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410010:9, относительно вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4410010:20 и 59:01:4410010:21, налоговый орган пришел к выводу, что при разделе вышеуказанного земельного участка, земельный налог может быть исчислен только с момента государственной регистрации права собственности на них.
Решением УФНС России по Пермскому краю N 18-23/387 от 07.08.2012 г. оспариваемое решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа от 26.06.2012 N 1533, общество обратилось в арбитражный суд.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что сведений о государственной регистрации прекращения права собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410010:9 и возникновении зарегистрированных прав на вновь образованные земельные участки в налоговый орган на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого решения не поступало и суду не представлено.
Изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 7 ст. 396 НК РФ предусмотрено, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
Пунктом 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации, установлено, что права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с ч. 1 ст. 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:
- 1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
- 2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
- 3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Данной нормой регулируется порядок регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, когда основанием для государственной регистрации прав является факт образования нового земельного участка.
В случае, если право на земельный участок, из которого при разделе, перераспределении или выделе образуются земельные участки, зарегистрировано, одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки регистрируется прекращение права, ограничений (обременении) права на земельный участок, из которого были образованы такие земельные участки (п. 6 ст. 22.2 Федерального закона N 122-ФЗ).
Согласно пункту 1 Постановления от 23.07.2009 N 54 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - Постановление Пленума N 54), плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Исходя из изложенного, общество вправе рассчитывать земельный налог по вновь образованным земельным участкам с момента государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410010:9.
Общество, неправомерно исчислило земельный налог за 2011 год исходя из кадастровой стоимости указанных участков с кадастровыми номерами 59:01:4410010:20 59:01:4410010:21, поскольку основанием для взимания земельного налога является наличие у налогоплательщика правоустанавливающего документа на указанные земельные участки, а основанием прекращения взимания налога, документ подтверждающий прекращение прав на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410010:9.
Из материалов дела следует, что обществом не осуществлена государственная регистрация земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4410010:20, 59:01:4410010:21, следовательно, вопреки доводам общества, земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410010:9 не прекратил свое существование с 14.09.2010.
Таким образом, налоговый орган в оспариваемом решении сделал правильный вывод о том, что действия общества привели к неверному определению подлежащей уплате суммы земельного налога за 2011 год.
Отклоняется ссылка общества на необходимость применения положений ст. 11, 1 пунктов 2, 3 статьи 11.4, ст. 11.8, ст. 44 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку указанные нормы регулирует земельные правоотношения, а порядок налогообложения при разделе земельных участков установлен пунктом 7 статьи 396 НК РФ. Тот факт, что общество являлось собственником и первоначального и вновь образованных земельных участков не может служить основанием для неприменения положений п. 7 ст. 396 НК РФ. поскольку речь идет о налогообложении разных земельных участков, являющихся самостоятельными объектами недвижимого имущества.
Довод заявителя о расчете земельного налога в порядке п. 1 ст. 391 НК РФ некорректен, поскольку данная норма регулирует налоговые правоотношении в отношении земельных участков, признаваемым объектами налогообложения по признаку наличия государственной регистрации вещных прав на такие земельные участки.
Кроме того, учитывая, что право собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации, а документом, подтверждающим регистрацию права на земельный участок, является свидетельство о регистрации права в ЕГРП, а не запись в земельном кадастре, доводы общества о необходимости руководствоваться исключительно информацией из государственного кадастра недвижимости, также не могут быть приняты во внимание. Кроме того, согласно данной логике налогоплательщика налог в данном случае должен быть исчислен по трем объектам, поскольку в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения по всем трем спорным участкам.
Право собственности на вновь созданные земельные участки налогоплательщиком в 2011 году не зарегистрировано, следовательно, в силу прямого указания ст. 388 НК РФ, организация не является плательщиком земельного налога в отношении двух вновь созданных участков, а обязана исчислять налог в отношении земельного участка с номером 59:01:4410010:9, собственником которого она является.
Не имеет правового значения и ссылка общества на письма Минфина России, поскольку они не являются нормативными правовыми актами, имеют информационно-разъяснительный характер, в них выражается позиция Минфина России по конкретным или общим вопросам, содержащимся и индивидуальных или коллективных обращениях налогоплательщиков, без учета всех возможных обстоятельств.
Отклоняется ссылка общество на позицию, изложенную Постановлении Президиума ВАС РФ N 16485/11 от 29.05.2012, поскольку в указанном Постановлении ВАС РФ рассмотрел иной вопрос, не относящийся к обстоятельствам настоящего дела, а касается вопросов изменения разрешенного использования в отношении земельного участка, права В ЕГРП на который зарегистрированы.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 ноября 2012 года по делу N А50-17080/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
С.Н.ПОЛЕВЩИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)