Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 01.10.2013 ПО ДЕЛУ N А41-18762/12

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2013 г. по делу N А41-18762/12


Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Кузнецова А.М., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Вейбул" Чекаловой М.Ю. по доверенности от 22 января 2013 года, Поляковой Е.М. по доверенности от 22 января 2013 года
от ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Полежаевой О.И. по доверенности от 20 декабря 2012 года N 378-д
рассмотрев 24 сентября 2013 года в судебном заседании кассационные жалобы ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области
на решение от 10 декабря 2012 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Нечаевой С.В.
на постановление от 27 мая 2013 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Коноваловым С.А., Александровым Д.Д., Шевченко Е.Е.
по делу N А41-18762/12
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Вейбул"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области
об обязании установить кадастровую стоимость земельного участка
третье лицо Общество с ограниченной ответственностью "АКБ-Активные Бизнес Консультации"

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Вейбул" (далее - ООО "Вейбул") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ, об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 292050 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, Анискинский с.о., с. Анискино, кадастровый номер 50:14:0040328:105, равной его рыночной стоимости в размере 684850000 рублей, об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области (далее - ФКП Росреестра по Московской области) внести стоимость земельного участка общей площадью 292050 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, Анискинский с.о., с. Анискино, кадастровый номер 50:14:0040328:105, в качестве новой кадастровой стоимости 684850000 рублей в государственный кадастр недвижимости на дату постановки участка на кадастровый учет, о взыскании с Управления Росреестра Московской области государственной пошлину в размере 8000 рублей и судебные расходы в размере 80000 рублей.
В качестве третьего лица по делу привлечено Общество с ограниченной ответственностью "АКБ-Активные Бизнес Консультации" (далее - ООО "АКБ-Активные Бизнес Консультации").
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 декабря 2012 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2013 года, заявленные требования удовлетворены. С Управления Росреестра по Московской области и ФКП Росреестра по Московской области взысканы солидарно государственная пошлина в размере 8000 рублей и судебные расходы в размере 80000 рублей.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Управление Росреестра по Московской области считает, что не является уполномоченным органом по осуществлению кадастрового учета и не могло быть привлечено в качестве ответчика по данному делу. Суды рассмотрели спор в ненадлежащем порядке. Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка не является достоверным доказательством. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В кассационной жалобе ФКП Росреестра по Московской области просит отменить указанные судебные акты в части судебных расходов в размере 80000 рублей, поскольку ФКП Росреестра по Московской области своими действиями не мог затронуть права и интересы заявителя.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Московской области поддержал доводы и требования кассационных жалоб, а представители ООО "Вейбул" возражали против их удовлетворения.
Представители ФКП Росреестра по Московской области и ООО "АКБ-Активные Бизнес Консультации", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационных жалоб и возражения относительно них, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что ООО "Вейбул" на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 292050 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Щелковский район, Анискинский с.о., с. Анискино, кадастровый номер 50:14:0040328:105.
До 01 июня 2010 года данный земельный участок относился к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения. Удельный показатель кадастровой стоимости земли составлял 237,93 рублей, кадастровая стоимость участка составляла 69487456,50 рублей.
Постановлением Правительства Московской области от 01 июня 2010 года N 399/22 "О включении земельного участка в границы с. Анискино сельского поселения Анискинского Щелковского муниципального района" земельный участок был переведен в категорию земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилищное строительство, о чем Управлением Росреестра по Московской области выдано повторно Свидетельство о государственной регистрации права от 03 ноября 2011 года серии 50-АВ N 441919.
В связи с изменением категории земли и вида разрешенного использования была проведена кадастровая оценка земли, согласно которой новая кадастровая стоимость земельного участка на 28 июня 2010 года составила 1094837040 рублей, а удельный показатель кадастровой стоимости составил 3748,8 руб./кв. м, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 07 февраля 2011 года N МО-11/ЗВ/1-27049. Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
На основании кадастровой стоимости земельного участка ООО "Вейбул" определило налоговую базу по земельному налогу, которая составила 1094837040 рублей и исчислило земельный налог за 2011 год.
20 января 2012 года ООО "Вейбул" была подана в МРИФНС N 16 по Московской области налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, согласно которой исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет составила 3284511 рублей.
Однако, при получении в июне 2010 года данных о кадастровой стоимости земельного участка, ООО "Вейбул" усомнилось в соразмерности указанной стоимости, а именно 1994837040 рублей, которая значительно превышает его рыночную стоимость.
05 марта 2012 года ООО "Вейбул" передало Управлению Росреестра по Московской области через канцелярию письменный запрос с просьбой выдать копию акта расчета кадастровой стоимости земельного участка с указанием даты, на которую эта стоимость рассчитывалась.
23 марта 2012 года ООО "Вейбул" получило от Управления Росреестра по Московской области ответ N РС-2/01-01-2364/12 на запрос, к которому приложен Акт определения кадастровой стоимости земельного участка от 29 января 2007 года, утвержденный начальником отдела по Щелковскому Управлению Роснедвижимости по Московской области, в котором указана кадастровая стоимость земельного участка в размере 69487456,50 рублей, определенная до перевода земельного участка в категорию земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилищное строительство.
ООО "Вейбул" (заказчик) заключило с ООО "АКБ-Активные Бизнес Консультации" (исполнитель) договор от 23 января 2012 года N 0-23/01/12-2, согласно которому ООО "АКБ-Активные Бизнес Консультации" провел оценку, и составил отчет N О-23/01/12-2 об оценке рыночной стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилищное строительство, общей площадью 292050 кв. м, кадастровый номер 50:14:0040328:105 по адресу: Московская область, Щелковский район, Анискинский со., с. Анискино. Цель оценки - определение рыночной стоимости объекта оценки для целей налогообложения. Оценка была произведена оценщиком Калужских Д.В., действительным членом Саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства оценщиков "Экспертный совет", номер по реестру: 0356 от 09 февраля 2011 года.
Оценка земельного участка была проведена на дату определения кадастровой стоимости. Согласно результатам оценки, полученным ООО "АКБ - Активные Бизнес Консультации", при применении различных подходов к оценке, итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки с учетом округлений до тысяч рублей составила 684850000 рублей.
Таким образом, по мнению ООО "Вейбул", Управления Росреестра по Московской области существенно нарушило его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как возложило на него обязанности по уплате повышенного земельного налога в результате установления необоснованно высокой кадастровой стоимости земельного налога, значительно превышающей его рыночную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Следовательно, в случае неправильного определения кадастровой стоимости земельного участка неправомерное увеличение налоговой базы влечет за собой увеличение налоговых обязательств заявителя, тем самым нарушая его права и законные интересы.
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктами 1, 10, 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 (далее - Правила), установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 4.1 Приказа Росземкадастра от 26 августа 2002 года N П/307 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений" кадастровая стоимость земельных участков объединений рассчитывается путем умножения площади этих земельных участков на УПКСЗ эталонных земельных участков в составе рассматриваемых объединений.
В силу пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2), в соответствии с пунктом 2 которого распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 21 ноября 2005 года N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" применяется в части, не противоречащей указанному распоряжению от 23 декабря 2009 года N 121-РМ.
Рассматривая данное дело, суды правильно указали, что доказательств обоснованности применения уполномоченным органом удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3748,8 руб./кв. м не представлено.
Из содержания пунктов 6.2, 9.9, 11.5 и приложения N 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28 июня 2007 года N 215, следует, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории, что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Следовательно, результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка.
При рассмотрении настоящего спора, вопреки доводам Управления Росреестра по Московской области, суды, основываясь на позиции определенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, рассматривали данный спор по общим правилам искового производства.
Согласно пункту 1 Правил Управление Росреестра по Московской области осуществляет, в том числе, функции по государственной кадастровой оценке земельных участков.
В соответствии с пунктом 13 Правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Из статьи 65 ЗК РФ следует, что использование земель в Российской Федерации является платным. Формы платы за землепользование - земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельных участков. Для этого проводится государственная кадастровая оценка земель.
Согласно статье 389 НК РФ земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которых введен земельный налог, являются объектом налогообложения.
Статья 388 НК РФ устанавливает, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В соответствии со статьей 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации конституционных прав.
Согласно статье 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Решением Совета Депутатов с.п. Анискинское от 26 октября 2010 года N 55/16 налоговая ставка по земельному налогу для категории земель под жилищное строительство составляет 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка.
При этом права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, как правильно посчитали суды, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В пункте 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 11 марта 2010 года N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" указано наделить федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее - полномочия органа кадастрового учета), согласно Плану-графику соответственно с 01 июля 2010 года, с 15 сентября 2010 года и с 01 декабря 2010 года.
Полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости по Московской области переданы Федеральному государственному учреждению "Кадастровая палата" по Московской области.
Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Московской области, 20 июля 2011 года было реорганизовано в Федеральное бюджетное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Московской области.
В настоящий момент, в полномочия Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области входит: ведение государственного кадастра недвижимости; государственный кадастровый учет недвижимого имущества; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
В связи с этим довод ответчика о том, что он не является органом, осуществляющим кадастровый учет, несостоятелен.
Суды, вопреки доводам ответчика, также правомерно взыскали солидарно с Управления Росреестра по Московской области и ФКП Росреестра по Московской области судебные расходы в размере 80000 рублей, поскольку заявителем представительны доказательства, подтверждающие данные расходы при рассмотрении настоящего дела.
При таких обстоятельствах, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационных жалоб, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 10 декабря 2012 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2013 года по делу N А41-18762/12 оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.

Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ

Судьи
А.М.КУЗНЕЦОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)