Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Анненковой Г.В., Лимонова И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" (далее - Учреждение) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.08.2012 по делу N А47-9245/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) Трацук Т.Л. (доверенность от 11.10.2012).
Отделение вневедомственной охраны межмуниципального отдела Межмуниципального отдела внутренних дел Российской Федерации "Саракташский" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением (с учетом изменения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения инспекции) от 26.03.2012 N 15-15/07467 в части доначисления налога на прибыль в сумме 6 550 026 руб., начисления соответствующих пеней, штрафа.
На основании ходатайства налогоплательщика произведена процессуальная замена стороны по делу - Отделение вневедомственной охраны межмуниципального отдела Межмуниципального отдела внутренних дел Российской Федерации "Саракташский" на Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области".
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.08.2012 (судья Александров А.А.) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение инспекции от 26.03.2012 N 15-15/07467 в части начисления штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в сумме 1 268 552 руб. 04 коп., в части начисления штрафа по п. 1 ст. 119 Кодекса в сумме 1 273 632 руб. 51 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2012 (судьи Кузнецов Ю.А., Иванова Н.А., Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
По мнению заявителя жалобы, средства, полученные им от оказания охранных услуг по договорам с физическими и юридическими лицами, не являются доходами в целях исчисления налога на прибыль, поскольку получены налогоплательщиком в рамках целевого финансирования и в силу п. 14 ст. 251 Кодекса не подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Налогоплательщик полагает, что поскольку обязанность осуществлять деятельность по охране имущества юридических и физических лиц на договорной основе определена ст. 2, 9, 10 Федерального закона от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", а в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 146 Кодекса оказание услуг органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность оказания услуг установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, не признаются реализацией, то деятельность по охране имущества физических и юридических лиц, осуществляемая учреждением, не является реализацией в смысле ст. 39 Кодекса.
Заявитель жалобы указывает на то, что Положением о межрайонном отделе вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по муниципальному образованию Саракташский район Оренбургской области, утвержденным приказом УВО при УВД по Оренбургской области от 20.03.2007 N 38 (в редакции приказа УВО УМВД России по Оренбургской области от 25.08.2011 N 110), получение прибыли в процессе выполнения задач и функций, возложенных на вневедомственную охрану, не предусмотрено; деятельность отдела по охране имущества физических и юридических лиц не носит коммерческого характера.
Средства, полученные в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, поступали на лицевой счет учреждения, открытый в установленном порядке в отделении Федерального казначейства, после чего указанные средства в полном объеме перечислялись в федеральный бюджет; самостоятельное расходование этих средств налогоплательщиком не производилось.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам выездной налоговой проверки инспекцией составлен акт от 21.02.2012 N 15-15/0451дсп и вынесено решение от 26.03.2012 N 15-15/07467 о привлечении учреждения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением налогоплательщику начислены пени по налогу на прибыль в сумме 1 374 582 руб. 64 коп., пени по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 5 206 руб. 36 коп.; доначислен налог на прибыль в сумме 6 550 226 руб.; начислен штраф в сумме 2 651 011 руб. на основании п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 122 Кодекса.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 02.05.2012 N 16-15/05131 обжалуемое решение инспекции утверждено.
Учреждение, полагая, что оспариваемое решение инспекции в части доначисления налога на прибыль, начисления соответствующих пеней, штрафа, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Основанием для доначисления налога на прибыль, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа, послужили выводы налогового органа о том, что в результате невключения учреждением в состав доходов от реализации услуг денежных средств, полученных по договорам охраны имущества юридических и физических лиц, налогоплательщиком необоснованно занижена облагаемая база по налогу на прибыль.
Суды, установив, что учреждением в проверяемом периоде были оказаны услуги юридическим и физическим лицам на возмездной основе в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества, сделали вывод о том, что средства, полученные налогоплательщиком в соответствии с указанными договорами являются выручкой от реализации товаров, работ, услуг и, соответственно, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, определенном гл. 25 Кодекса.
Вывод судов основан на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует законодательству.
Плательщиками налога на прибыль в соответствии с п. 1 ст. 246 Кодекса, являются российские организации.
Объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях гл. 25 Кодекса для российских организаций являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (ст. 247 Кодекса).
К доходам в целях гл. 25 Кодекса относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы (п. 1 ст. 248 Кодекса).
Согласно ст. 249 Кодекса доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Для целей налогообложения налогом на прибыль доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, определены в ст. 251 Кодекса. Перечень данной статьи носит закрытый характер, состав указанных в ней доходов является исчерпывающим, то есть все иные доходы организаций, не поименованные в указанной статье, включаются в налоговую базу по налогу на прибыль. В названном перечне не указан доход, получаемый подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан.
Доходами от коммерческой деятельности бюджетных учреждений, которые в отличие от доходов, получаемых ими в рамках целевого финансирования, для целей гл. 25 Кодекса отнесены к доходам от иных источников, признаются доходы, получаемые бюджетными учреждениями от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, а также внереализационные доходы (п. 1 ст. 321.1 Кодекса в редакции, действовавшей в проверяемый период).
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль в отношении доходов от коммерческой деятельности установлен запрет на направление суммы превышения доходов над расходами от данной деятельности до исчисления налога на покрытие расходов, предусмотренных за счет выделенных по смете средств целевого финансирования.
На основании п. 1, 2, 12 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589 (далее - Положение о вневедомственной охране), вневедомственная охрана при органах внутренних дел Российской Федерации создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа.
Подразделения вневедомственной охраны участвуют в гражданско-правовых отношениях, заключая договоры охраны имущества собственников, в установленном порядке и в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы финансово-хозяйственной, договорной и внешнеэкономической деятельности.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Закон "О милиции" были внесены изменения, согласно которым из ст. 35 были исключены положения о финансировании подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел за счет средств, поступающих на основе договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2005 N 489 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации, приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 29.01.2000 N 82 и признании не действующим на территории Российской Федерации постановления Совета Министров СССР от 22.02.1988 N 263 в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 г." в Положение о вневедомственной охране были внесены изменения, согласно которым из п. 10 исключены положения об осуществлении вневедомственной охраной своей деятельности на принципах самоокупаемости, самофинансирования и о содержании за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.
Согласно Положению о вневедомственной охране оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами (п. 10 Положения о вневедомственной охране).
Финансовое обеспечение деятельности вневедомственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Статьей 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.", ст. 6 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг." установлено, что средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Следовательно, до перечисления указанных средств в бюджет учреждению необходимо уплатить налоги, сборы и иные обязательные платежи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судами установлено, что налогоплательщик в проверяемом периоде оказывал услуги юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества за плату, то есть на возмездной основе; доходы, полученные от указанной деятельности, не включались в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль; факт получения налогоплательщиком указанных в решении сумм дохода от оказания услуг по охране имущества физических и юридических лиц на основе заключенных договоров, учреждением не оспаривается.
Суды на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств сделали вывод о том, что учреждение является плательщиком налога на прибыль в отношении доходов, полученных от оказания услуг на возмездной основе, в связи с чем средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, являются доходом от реализации товаров, работ, услуг и, соответственно, должны учитываться при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль в порядке, определенном гл. 25 Кодекса.
При этом суды, установив, что учреждением спорное правонарушение совершено впервые; неуплата налога на прибыль допущена в связи с внесением изменений в действующее законодательство (денежные средства, получаемые отделами вневедомственной охраны по заключенным гражданско-правовым сделкам, перестали носить характер целевого финансирования); налогоплательщиком денежные средства от приносящей доход деятельности в полном объеме перечисляются в доход Федерального бюджета Российской Федерации; деятельность учреждения является социально значимой, снизили размер штрафа в 20 раз, до суммы 41 493 руб. 16 коп., и удовлетворили заявленные требования частично, признав решение инспекции недействительным в части начисления штрафа по п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 122 Кодекса в сумме 2 651 011 руб.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.08.2012 по делу N А47-9245/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.КРАВЦОВА
Судьи
Г.В.АННЕНКОВА
И.В.ЛИМОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 18.02.2013 N Ф09-373/13 ПО ДЕЛУ N А47-9245/12
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2013 г. N Ф09-373/13
Дело N А47-9245/12
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Анненковой Г.В., Лимонова И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" (далее - Учреждение) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.08.2012 по делу N А47-9245/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) Трацук Т.Л. (доверенность от 11.10.2012).
Отделение вневедомственной охраны межмуниципального отдела Межмуниципального отдела внутренних дел Российской Федерации "Саракташский" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением (с учетом изменения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения инспекции) от 26.03.2012 N 15-15/07467 в части доначисления налога на прибыль в сумме 6 550 026 руб., начисления соответствующих пеней, штрафа.
На основании ходатайства налогоплательщика произведена процессуальная замена стороны по делу - Отделение вневедомственной охраны межмуниципального отдела Межмуниципального отдела внутренних дел Российской Федерации "Саракташский" на Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области".
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.08.2012 (судья Александров А.А.) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение инспекции от 26.03.2012 N 15-15/07467 в части начисления штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в сумме 1 268 552 руб. 04 коп., в части начисления штрафа по п. 1 ст. 119 Кодекса в сумме 1 273 632 руб. 51 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2012 (судьи Кузнецов Ю.А., Иванова Н.А., Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
По мнению заявителя жалобы, средства, полученные им от оказания охранных услуг по договорам с физическими и юридическими лицами, не являются доходами в целях исчисления налога на прибыль, поскольку получены налогоплательщиком в рамках целевого финансирования и в силу п. 14 ст. 251 Кодекса не подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Налогоплательщик полагает, что поскольку обязанность осуществлять деятельность по охране имущества юридических и физических лиц на договорной основе определена ст. 2, 9, 10 Федерального закона от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", а в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 146 Кодекса оказание услуг органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность оказания услуг установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, не признаются реализацией, то деятельность по охране имущества физических и юридических лиц, осуществляемая учреждением, не является реализацией в смысле ст. 39 Кодекса.
Заявитель жалобы указывает на то, что Положением о межрайонном отделе вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по муниципальному образованию Саракташский район Оренбургской области, утвержденным приказом УВО при УВД по Оренбургской области от 20.03.2007 N 38 (в редакции приказа УВО УМВД России по Оренбургской области от 25.08.2011 N 110), получение прибыли в процессе выполнения задач и функций, возложенных на вневедомственную охрану, не предусмотрено; деятельность отдела по охране имущества физических и юридических лиц не носит коммерческого характера.
Средства, полученные в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, поступали на лицевой счет учреждения, открытый в установленном порядке в отделении Федерального казначейства, после чего указанные средства в полном объеме перечислялись в федеральный бюджет; самостоятельное расходование этих средств налогоплательщиком не производилось.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам выездной налоговой проверки инспекцией составлен акт от 21.02.2012 N 15-15/0451дсп и вынесено решение от 26.03.2012 N 15-15/07467 о привлечении учреждения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением налогоплательщику начислены пени по налогу на прибыль в сумме 1 374 582 руб. 64 коп., пени по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 5 206 руб. 36 коп.; доначислен налог на прибыль в сумме 6 550 226 руб.; начислен штраф в сумме 2 651 011 руб. на основании п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 122 Кодекса.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 02.05.2012 N 16-15/05131 обжалуемое решение инспекции утверждено.
Учреждение, полагая, что оспариваемое решение инспекции в части доначисления налога на прибыль, начисления соответствующих пеней, штрафа, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Основанием для доначисления налога на прибыль, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа, послужили выводы налогового органа о том, что в результате невключения учреждением в состав доходов от реализации услуг денежных средств, полученных по договорам охраны имущества юридических и физических лиц, налогоплательщиком необоснованно занижена облагаемая база по налогу на прибыль.
Суды, установив, что учреждением в проверяемом периоде были оказаны услуги юридическим и физическим лицам на возмездной основе в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества, сделали вывод о том, что средства, полученные налогоплательщиком в соответствии с указанными договорами являются выручкой от реализации товаров, работ, услуг и, соответственно, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, определенном гл. 25 Кодекса.
Вывод судов основан на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует законодательству.
Плательщиками налога на прибыль в соответствии с п. 1 ст. 246 Кодекса, являются российские организации.
Объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях гл. 25 Кодекса для российских организаций являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (ст. 247 Кодекса).
К доходам в целях гл. 25 Кодекса относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы (п. 1 ст. 248 Кодекса).
Согласно ст. 249 Кодекса доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Для целей налогообложения налогом на прибыль доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, определены в ст. 251 Кодекса. Перечень данной статьи носит закрытый характер, состав указанных в ней доходов является исчерпывающим, то есть все иные доходы организаций, не поименованные в указанной статье, включаются в налоговую базу по налогу на прибыль. В названном перечне не указан доход, получаемый подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан.
Доходами от коммерческой деятельности бюджетных учреждений, которые в отличие от доходов, получаемых ими в рамках целевого финансирования, для целей гл. 25 Кодекса отнесены к доходам от иных источников, признаются доходы, получаемые бюджетными учреждениями от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, а также внереализационные доходы (п. 1 ст. 321.1 Кодекса в редакции, действовавшей в проверяемый период).
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль в отношении доходов от коммерческой деятельности установлен запрет на направление суммы превышения доходов над расходами от данной деятельности до исчисления налога на покрытие расходов, предусмотренных за счет выделенных по смете средств целевого финансирования.
На основании п. 1, 2, 12 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589 (далее - Положение о вневедомственной охране), вневедомственная охрана при органах внутренних дел Российской Федерации создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа.
Подразделения вневедомственной охраны участвуют в гражданско-правовых отношениях, заключая договоры охраны имущества собственников, в установленном порядке и в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы финансово-хозяйственной, договорной и внешнеэкономической деятельности.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Закон "О милиции" были внесены изменения, согласно которым из ст. 35 были исключены положения о финансировании подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел за счет средств, поступающих на основе договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2005 N 489 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации, приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 29.01.2000 N 82 и признании не действующим на территории Российской Федерации постановления Совета Министров СССР от 22.02.1988 N 263 в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 г." в Положение о вневедомственной охране были внесены изменения, согласно которым из п. 10 исключены положения об осуществлении вневедомственной охраной своей деятельности на принципах самоокупаемости, самофинансирования и о содержании за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.
Согласно Положению о вневедомственной охране оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами (п. 10 Положения о вневедомственной охране).
Финансовое обеспечение деятельности вневедомственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Статьей 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.", ст. 6 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг." установлено, что средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Следовательно, до перечисления указанных средств в бюджет учреждению необходимо уплатить налоги, сборы и иные обязательные платежи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судами установлено, что налогоплательщик в проверяемом периоде оказывал услуги юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества за плату, то есть на возмездной основе; доходы, полученные от указанной деятельности, не включались в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль; факт получения налогоплательщиком указанных в решении сумм дохода от оказания услуг по охране имущества физических и юридических лиц на основе заключенных договоров, учреждением не оспаривается.
Суды на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств сделали вывод о том, что учреждение является плательщиком налога на прибыль в отношении доходов, полученных от оказания услуг на возмездной основе, в связи с чем средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, являются доходом от реализации товаров, работ, услуг и, соответственно, должны учитываться при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль в порядке, определенном гл. 25 Кодекса.
При этом суды, установив, что учреждением спорное правонарушение совершено впервые; неуплата налога на прибыль допущена в связи с внесением изменений в действующее законодательство (денежные средства, получаемые отделами вневедомственной охраны по заключенным гражданско-правовым сделкам, перестали носить характер целевого финансирования); налогоплательщиком денежные средства от приносящей доход деятельности в полном объеме перечисляются в доход Федерального бюджета Российской Федерации; деятельность учреждения является социально значимой, снизили размер штрафа в 20 раз, до суммы 41 493 руб. 16 коп., и удовлетворили заявленные требования частично, признав решение инспекции недействительным в части начисления штрафа по п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 122 Кодекса в сумме 2 651 011 руб.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.08.2012 по делу N А47-9245/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.КРАВЦОВА
Судьи
Г.В.АННЕНКОВА
И.В.ЛИМОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)