Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей: Епифанцевой С.Ю., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания Себельдиной Д.В.,
в судебном заседании участвуют:
от ИФНС России по г. Красногорску Московской области: Сафонова А.В., по доверенности от 11.01.13 г. N 03-11/0015; от ООО "Фин Эстейт-М": Томаров В.В., по доверенности от 11.10.12 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Красногорску Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2013 года по делу N А41-50166/12, принятое судьей Соловьевым А.А. по заявлению ООО "Фин Эстейт-М" к ИФНС России по г. Красногорску Московской области о признании решения недействительным,
установил:
ООО "Фин Эстейт-М" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ, принятых арбитражным судом) о признании недействительным решения ИФНС России по г. Красногорску Московской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.05.2012 г. N 2009 в части доначисления земельного налога в сумме 1 311 545 руб., начисления пени в сумме 293 447 руб. 26 коп., штрафа в сумме 262 309 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2013 года по делу N А41-50166/12 требования ООО "Фин Эстейт-М" удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, ИФНС России по г. Красногорску Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 21.05.2013 года по делу N А41-50166/12 отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель представил в материалы дела отзыв, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Инспекция и заявитель направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по г. Красногорску Московской области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации заявителя по земельному налогу за 2009 год. По результатам проведенной проверки составлен акт камеральной налоговой проверки N 21767 от 24.01.2012 г. (т. 1 л.д. 36-57). Рассмотрев указанный акт, возражения налогоплательщика и иные материалы проверки, 16.05.2012 г. налоговым органом вынесено оспариваемое решение N 2009 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1 л.д. 58-86), в соответствии с которым заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в сумме 264 833 руб. 40 коп., начислены пени по земельному налогу в сумме 296 271 руб. 33 коп., предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 1 513 321 руб., а также уменьшить начисленные в завышенных размерах суммы земельного налога на 189 154 руб. (т. 1 л.д. 65-66).
УФНС России по Московской области решением от 06.08.2012 N 07-12/057283 (т. 1 л.д. 87-90) решение ИФНС России по г. Красногорску Московской области от 16.05.2012 N 2009 оставило без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Фин Эстейт-М" - без удовлетворения.
Основанием для доначисления земельного налога в сумме 1 311 545 руб., пени в сумме 293 447 руб. 26 коп., штрафа в сумме 262 309 руб. послужил вывод инспекции о неправомерном использовании заявителем при исчислении земельного налога за 2009 год в отношении принадлежащих ему земельных участков ставки земельного налога в размере 0,2%. По мнению инспекции, Заявитель должен был исчислять земельный налог по ставке 1,5%.
Также инспекцией в ходе проверки установлено и в оспариваемом решении отражено, что заявителем в налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год неправильно указано количество полных месяцев владения (3 месяца вместо 7 месяцев) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050112:744, 50:11:0050112:746, 50:11:0050112:748 и 50:11:0050112: 750. Данный вывод инспекции и основанное на нем доначисление земельного налога по ставке 0,2% в размере 12 622 руб. заявителем не оспаривается.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу п. 2 указанной статьи Кодекса кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками по земельному налогу признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что в проверяемом периоде ООО "Фин Эстейт-М" принадлежали на праве собственности следующие земельные участки (т. 4 л.д. 1-151, т. 5 л.д. 1-180):
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573823 от 25.05.2009 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:743 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 11 980 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573824 от 25.05.2009 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:744 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 9 20 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573827 от 25.05.2009 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:749 по адресу: Московская область. Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 12 770 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573828 от 25.05.2009 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:750, по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 8 230 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573825 от 25.05.2009 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:745 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 12 900 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573826 от 25.05.2009 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:746 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 8 100 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573821 от 25.05.2009 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:747 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 12 850 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573822 от 25.05.2009 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:748 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 8 150 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482059 от 04.07.2008 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:49 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 21 000 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482061 от 04.07.2008 года, объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:47 по адресу; Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 21 000 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482062 от 04.07.2008 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:51 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 10 500 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482060 от 04.07.2008 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:63, по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 21 000 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482067 от 04.07.2008 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:50, по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 21 000 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482063 от 04.07.2008 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:48. по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 21 000 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ 482066 от 04.07.2008 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:52 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 10 500 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482068 от 04.07.2008 года, объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:90, по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 10 500 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482065 от 04.07.2008 года, объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:62, по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 21 000 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482064 от 04.07.2008 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:46 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское. вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 21 000 кв. м.
Ставки земельного налога на территории сельского поселения Ильинское, применявшиеся в 2009 г., установлены Положением об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ильинское, утвержденным решением Совета депутатов сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области от 24.10.2007 N 172/24.
Статьей 3 вышеуказанного Положения установлены следующие ставки земельного налога на территории сельского поселения Ильинское:
- - 0,2 процента от кадастровой стоимости - в отношении земельных участков, занятых дачными и садоводческими объединениями граждан;
- - 1,5 процента от кадастровой стоимости - в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Положения об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ильинское земли, занятые дачным строительством, отнесены к категории земель, имеющих следующий вид разрешенного использования: занятых дачными и садоводческими объединениям граждан.
Норма п. 2 ст. 7 указанного Положения введена решением Совета депутатов сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района от 22.10.2008 N 278/36, действовала в 2009 - 2011 гг. и утратила силу с 01.01.2012 г. со вступлением в силу решения Совета депутатов сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области от 26.10.2011 N 231/25 "О принятии решения "О внесении изменений в Положение об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ильинское".
Данная норма имела в проверяемом периоде прямое действие и не содержит каких-либо неясностей относительно ее толкования: в силу п. 2 ст. 7 Положения в редакции, действовавшей в 2011 г., к земельным участкам с видом разрешенного использования для дачного строительства надлежало применять такую же ставку земельного налога, как и к земельным участкам, занятым дачными и садоводческими объединениями граждан.
Содержание принципа определенности налоговых норм было раскрыто также в ряде актов Конституционного Суда Российской Федерации.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, полноценная с точки зрения экономико-правового содержания, четко сформированная структура налога обеспечивает работоспособность и эффективность налогового механизма, позволяя налогоплательщикам правильно исчислить и своевременно уплатить сумму налога, а налоговым органам - провести соответствующий контроль за действиями налогоплательщиков по уплате налогов в бюджет (Постановление от 22.06.2009 г. N 10-П, Определение от 08.04.2004 г. N 169-О). Неопределенность, расплывчатость налоговой нормы могут привести к не согласующемуся с конституционным принципом правового государства (ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации) произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым - к нарушению конституционного принципа юридического равенства (ст. 19 Конституции Российской Федерации) и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного п. 1 ст. 3 НК РФ (Постановления от 28.03.2000 г. N 5-П, от 20.02.2001 г. N 3-П, от 22.06.2009 г. N 10-П; Определения от 10.11.2002 г. N 313-О, от 08.04.2004 г. N 92-О, от 30.09.2004 г. N 316-О, от 02.11.2006 г. N 444-О, от 25.01.2007 г. N 48-О-О, от 15.01.2008 г. N 294-О-П).
Апелляционный суд считает несостоятельной ссылку инспекции на разъяснения Администрации сельского поселения Ильинское от 06.10.2011 N 116/1878, Председателя Совета депутатов сельского поселения Ильинское от 20.02.2013 г., из которых следует, что норма п. 2 ст. 7 Положения относится исключительно к юридическим лицам, являющимся садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением.
Довод инспекции, основанный на письмах, подписанных соответственно И.о. Главы Администрации и Председателем Совета депутатов сельского поселения Ильинское, представляет собой расширительное толкование вышеуказанной нормы муниципального акта, не имеющее при этом нормативно-правового обоснования.
Ссылка инспекции на письма Администрации сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области N 1.16/429 от 21 марта 2012 года, N 1.16/504 от 20 марта 2012 года, N 1.16/504-1 от 20 марта 2012 года, которыми инспекции разъяснено о необходимости применения при исчислении земельного налога в отношении перечисленных выше земельных участков ставки земельного налога в размере 1,5% не может быть принята во внимание. В силу пункта 1 статьи 394 Кодекса правом определять налоговые ставки наделены представительные органы местного самоуправления, к числу которых Администрация сельского поселения Ильинское не относится. Доказательств наличия у названной администрации права разъяснять положения актов представительного органа местного самоуправления инспекцией не представлено.
Ссылка налогового органа на письмо Совета депутатов сельского поселения Ильинское от 20 февраля 2013 года N 11, согласно которому предусмотренная пунктом 2 статьи 7 Положения об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ильинское ставка земельного налога 0,2% в отношении земельных участков, занятыми дачными и садоводческими объединениями граждан, должна была применяться только в отношении юридических лиц, прошедших государственную регистрацию в качестве садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, не может быть принята во внимание, поскольку ставка земельного налога для таких объединений граждан была установлена в первоначальной редакции данного положения, утвержденной решением Совета депутатов сельского поселения Ильинское от 24 октября 2007 года N 172/24. При этом впоследствии решением Совета депутатов сельского поселения Ильинское от 22 октября 2008 года N 278/36 указанное положение было дополнено статьей 7, согласно которой земли, занятые дачным строительством, для целей исчисления земельного налога были отнесены к категории земель, имеющих вида разрешенного использования "занятых дачными и садоводческими объединениями граждан".
Кроме того, письмо Совета депутатов сельского поселения Ильинское от 20 февраля 2013 года N 11 не соответствует буквальному содержанию пункта 2 статьи 7 Положения об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ильинское, где не установлены ограничения применения ставки 0,2% в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для дачного строительства" в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица.
Налоговым органом не представлены в порядке ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ доказательства того, что Администрация сельского поселения Ильинское и/или Председатель Совета депутатов указанного муниципального образования наделены полномочиями давать обязательное для применения императивное толкование норм актов Совета депутатов.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Поскольку объектом земельных отношений согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом.
Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" изменение вида разрешенного использования носит заявительный характер.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, предусматривается, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению (категориям) и виду функционального использования.
В соответствии с п. 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
По смыслу названных норм владелец земельного участка, заинтересованный в пересмотре налогового обязательства, связанного с изменением целевого использования им земельного участка, вправе обратиться с соответствующим заявлением в установленном законом порядке в местный орган власти, полномочный принимать решения об изменении вида разрешенного землепользования, после принятии решения которого правомерно применение иной ставки.
Кроме того, согласно ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В силу пунктов 1, 5 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" переход земельных участков из одной категории в другую осуществляется путем подачи соответствующего ходатайства самим заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства, либо может происходить по инициативе исполнительных органов власти или органов местного самоуправления без согласия правообладателей земельных участков в целях создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Пунктом 11 статьи 396 НК РФ определено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса.
По смыслу упомянутых норм надлежащим доказательством принадлежности спорного земельного участка к конкретной категории земель и конкретному виду использования являются данные государственного кадастрового учета.
Именно налогоплательщики должны представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате.
В данном случае заявитель, полагая, что спорные земельные участки подлежат обложению по ставке 0,2% ввиду того, что они приобретены (предоставлены) для дачного строительства, должен был доказать это обстоятельство путем представления надлежащих доказательств.
Исходя из названных положений пп. 8 п. 1 ст. 1 и ст. 7 ЗК РФ, а также Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", земельный участок является приобретенным (предоставленным) для дачного строительства, если согласно документам кадастрового учета, подтверждающим категорию земли и вид ее разрешенного использования, можно сделать вывод о правовом режиме земли как предназначенной для определенного способа использования.
Внесение в кадастр соответствующих записей о целевой принадлежности участка, его категории зависит от волеизъявления заявителя.
Указанная правовая позиция соответствует Постановлению Президиума ВАС РФ от 05.06.2012 N 16720/11.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права на спорные земельные участки, земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеют вид разрешенного использования "для дачного строительства".
При судом первой инстанции учтено, что в проверяемом периоде заявитель занимался дачным строительством, то есть его деятельность непосредственно соответствовала виду разрешенного использования земельных участков.
Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела постановлением Главы Красногорского муниципального района Московской области от 20.10.2008 N 2438/10 "О разрешении ООО "Фин Эстейт-М" разработки проекта планировки и межевания территории дачного строительства на земельных участках общей площадью 17,85 га, расположенных в Московской области, Красногорском районе, сельском поселении Ильинское, вблизи д. Грибаново".
Заявителю было разрешено осуществлять разработку проекта планировки и межевания территории дачного строительства на перечисленных выше земельных участках. При этом на заявителя были возложены обязанности оформить в Управлении архитектуры и градостроительства администрации Красногорского муниципального района Московской области задание на разработку проекта планировки и межевания территории дачного строительства, разработать проект планировки и межевания территории и согласовать его в установленном порядке, провести публичные слушания по проекту планировки территории и межевания дачного строительства в соответствии с действующим законодательством, представить проект планировки и межевания территории дачного строительства в администрацию Красногорского муниципального района на утверждение в установленном порядке.
Во исполнение этого документа заявителем было подготовлено задание на разработку проекта организации и застройки территории дачного строительства вблизи д. Грибаново Красногорского района Московской области, которое было согласовано главой Администрации сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области и начальником Управления архитектуры и градостроительства Красногорского муниципального района Московской области (т. 1 л.д. 127-131).
Постановлением главы сельского поселения Ильинское от 15 декабря 2010 года N 246 "Об утверждении проекта организации и застройки территории дачного строительства вблизи д. Грибаново сельского поселения Ильинское Красногорского района Московской области для ООО "Фин Эстейт-М" (т. 1 л.д. 132-135) был утвержден проект организации и застройки территории дачного строительства вблизи д. Грибаново сельского поселения Ильинское Красногорского района Московской области, на заявителя возложена обязанность вести застройку территории строго в соответствии с утвержденным проектом.
После утверждения проекта организации и застройки территории дачного строительства перечисленные выше физические лица вышли из состава участников ООО "Фин Эстейт-М", стоимость их долей была выдана им имуществом в натуре в виде земельных участков, ранее внесенных в уставный капитал ООО "Фин Эстейт-М", что подтверждается заявлениями о выходе из общества и актами приема-передачи земельных участков (т. 1 л.д. 157-164, т. 2 л.д. 2-9).
Налоговый орган факт организации заявителем дачного строительства не оспаривает.
Оценивая вышеизложенные фактические обстоятельства дела, арбитражный суд считает, что в 2009 г. ООО "Фин Эстейт-М" в отношении находившихся у общества в собственности земельных участков с видом разрешенного использования для дачного строительства исчисляло и уплачивало земельный налог в соответствии с положениями нормативного акта о данном налоге, принятого представительным органом местного самоуправления сельского поселения Ильинское.
Таким образом, по мнению суда, заявитель, подтвердив соответствующими доказательствами включение земельного участка в состав земель соответствующей категории и соответствующее использование земельного участка, имеет право на применение налоговой ставки 0,2%, утвержденной решением Совета депутатов сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области от 24.10.2007 N 172/24, соответствующей всем характеристикам спорных земельных участков, принадлежащих ООО "Фин Эстейт-М" в 2009 г.
Данная правовая позиции соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике, в частности, Постановлению ФАС Московского округа от 22.04.2013 по делу N А41-27239/12, от 29.01.2013 по делу N А41-22248/12.
Ставки земельного налога устанавливаются в зависимости от назначения земельных участков (объекта налогообложения в соответствии с его назначением), а не от вида деятельности собственника участка.
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлениях Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.02.2010 г. N КА-А41/553-10, от 17.02.2010 г. N КА-А41/556-10, от 23.03.2011 N КА-А41/958-11.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2013 года по делу N А41-50166/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г. Красногорску Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Л.М.МОРДКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.08.2013 ПО ДЕЛУ N А41-50166/12
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2013 г. по делу N А41-50166/12
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей: Епифанцевой С.Ю., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания Себельдиной Д.В.,
в судебном заседании участвуют:
от ИФНС России по г. Красногорску Московской области: Сафонова А.В., по доверенности от 11.01.13 г. N 03-11/0015; от ООО "Фин Эстейт-М": Томаров В.В., по доверенности от 11.10.12 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Красногорску Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2013 года по делу N А41-50166/12, принятое судьей Соловьевым А.А. по заявлению ООО "Фин Эстейт-М" к ИФНС России по г. Красногорску Московской области о признании решения недействительным,
установил:
ООО "Фин Эстейт-М" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ, принятых арбитражным судом) о признании недействительным решения ИФНС России по г. Красногорску Московской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.05.2012 г. N 2009 в части доначисления земельного налога в сумме 1 311 545 руб., начисления пени в сумме 293 447 руб. 26 коп., штрафа в сумме 262 309 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2013 года по делу N А41-50166/12 требования ООО "Фин Эстейт-М" удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, ИФНС России по г. Красногорску Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 21.05.2013 года по делу N А41-50166/12 отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель представил в материалы дела отзыв, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Инспекция и заявитель направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по г. Красногорску Московской области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации заявителя по земельному налогу за 2009 год. По результатам проведенной проверки составлен акт камеральной налоговой проверки N 21767 от 24.01.2012 г. (т. 1 л.д. 36-57). Рассмотрев указанный акт, возражения налогоплательщика и иные материалы проверки, 16.05.2012 г. налоговым органом вынесено оспариваемое решение N 2009 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1 л.д. 58-86), в соответствии с которым заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в сумме 264 833 руб. 40 коп., начислены пени по земельному налогу в сумме 296 271 руб. 33 коп., предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 1 513 321 руб., а также уменьшить начисленные в завышенных размерах суммы земельного налога на 189 154 руб. (т. 1 л.д. 65-66).
УФНС России по Московской области решением от 06.08.2012 N 07-12/057283 (т. 1 л.д. 87-90) решение ИФНС России по г. Красногорску Московской области от 16.05.2012 N 2009 оставило без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Фин Эстейт-М" - без удовлетворения.
Основанием для доначисления земельного налога в сумме 1 311 545 руб., пени в сумме 293 447 руб. 26 коп., штрафа в сумме 262 309 руб. послужил вывод инспекции о неправомерном использовании заявителем при исчислении земельного налога за 2009 год в отношении принадлежащих ему земельных участков ставки земельного налога в размере 0,2%. По мнению инспекции, Заявитель должен был исчислять земельный налог по ставке 1,5%.
Также инспекцией в ходе проверки установлено и в оспариваемом решении отражено, что заявителем в налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год неправильно указано количество полных месяцев владения (3 месяца вместо 7 месяцев) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050112:744, 50:11:0050112:746, 50:11:0050112:748 и 50:11:0050112: 750. Данный вывод инспекции и основанное на нем доначисление земельного налога по ставке 0,2% в размере 12 622 руб. заявителем не оспаривается.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу п. 2 указанной статьи Кодекса кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками по земельному налогу признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что в проверяемом периоде ООО "Фин Эстейт-М" принадлежали на праве собственности следующие земельные участки (т. 4 л.д. 1-151, т. 5 л.д. 1-180):
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573823 от 25.05.2009 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:743 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 11 980 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573824 от 25.05.2009 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:744 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 9 20 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573827 от 25.05.2009 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:749 по адресу: Московская область. Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 12 770 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573828 от 25.05.2009 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:750, по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 8 230 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573825 от 25.05.2009 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:745 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 12 900 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573826 от 25.05.2009 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:746 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 8 100 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573821 от 25.05.2009 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:747 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 12 850 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НГ N 573822 от 25.05.2009 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:748 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 8 150 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482059 от 04.07.2008 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:49 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 21 000 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482061 от 04.07.2008 года, объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:47 по адресу; Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 21 000 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482062 от 04.07.2008 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:51 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 10 500 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482060 от 04.07.2008 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:63, по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 21 000 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482067 от 04.07.2008 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:50, по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 21 000 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482063 от 04.07.2008 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:48. по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 21 000 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ 482066 от 04.07.2008 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:52 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 10 500 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482068 от 04.07.2008 года, объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:90, по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 10 500 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482065 от 04.07.2008 года, объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:62, по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 21 000 кв. м;
- - согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 50 НВ N 482064 от 04.07.2008 года объектом права является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050112:46 по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское. вблизи деревни Грибаново, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 21 000 кв. м.
Ставки земельного налога на территории сельского поселения Ильинское, применявшиеся в 2009 г., установлены Положением об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ильинское, утвержденным решением Совета депутатов сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области от 24.10.2007 N 172/24.
Статьей 3 вышеуказанного Положения установлены следующие ставки земельного налога на территории сельского поселения Ильинское:
- - 0,2 процента от кадастровой стоимости - в отношении земельных участков, занятых дачными и садоводческими объединениями граждан;
- - 1,5 процента от кадастровой стоимости - в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Положения об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ильинское земли, занятые дачным строительством, отнесены к категории земель, имеющих следующий вид разрешенного использования: занятых дачными и садоводческими объединениям граждан.
Норма п. 2 ст. 7 указанного Положения введена решением Совета депутатов сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района от 22.10.2008 N 278/36, действовала в 2009 - 2011 гг. и утратила силу с 01.01.2012 г. со вступлением в силу решения Совета депутатов сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области от 26.10.2011 N 231/25 "О принятии решения "О внесении изменений в Положение об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ильинское".
Данная норма имела в проверяемом периоде прямое действие и не содержит каких-либо неясностей относительно ее толкования: в силу п. 2 ст. 7 Положения в редакции, действовавшей в 2011 г., к земельным участкам с видом разрешенного использования для дачного строительства надлежало применять такую же ставку земельного налога, как и к земельным участкам, занятым дачными и садоводческими объединениями граждан.
Содержание принципа определенности налоговых норм было раскрыто также в ряде актов Конституционного Суда Российской Федерации.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, полноценная с точки зрения экономико-правового содержания, четко сформированная структура налога обеспечивает работоспособность и эффективность налогового механизма, позволяя налогоплательщикам правильно исчислить и своевременно уплатить сумму налога, а налоговым органам - провести соответствующий контроль за действиями налогоплательщиков по уплате налогов в бюджет (Постановление от 22.06.2009 г. N 10-П, Определение от 08.04.2004 г. N 169-О). Неопределенность, расплывчатость налоговой нормы могут привести к не согласующемуся с конституционным принципом правового государства (ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации) произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым - к нарушению конституционного принципа юридического равенства (ст. 19 Конституции Российской Федерации) и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного п. 1 ст. 3 НК РФ (Постановления от 28.03.2000 г. N 5-П, от 20.02.2001 г. N 3-П, от 22.06.2009 г. N 10-П; Определения от 10.11.2002 г. N 313-О, от 08.04.2004 г. N 92-О, от 30.09.2004 г. N 316-О, от 02.11.2006 г. N 444-О, от 25.01.2007 г. N 48-О-О, от 15.01.2008 г. N 294-О-П).
Апелляционный суд считает несостоятельной ссылку инспекции на разъяснения Администрации сельского поселения Ильинское от 06.10.2011 N 116/1878, Председателя Совета депутатов сельского поселения Ильинское от 20.02.2013 г., из которых следует, что норма п. 2 ст. 7 Положения относится исключительно к юридическим лицам, являющимся садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением.
Довод инспекции, основанный на письмах, подписанных соответственно И.о. Главы Администрации и Председателем Совета депутатов сельского поселения Ильинское, представляет собой расширительное толкование вышеуказанной нормы муниципального акта, не имеющее при этом нормативно-правового обоснования.
Ссылка инспекции на письма Администрации сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области N 1.16/429 от 21 марта 2012 года, N 1.16/504 от 20 марта 2012 года, N 1.16/504-1 от 20 марта 2012 года, которыми инспекции разъяснено о необходимости применения при исчислении земельного налога в отношении перечисленных выше земельных участков ставки земельного налога в размере 1,5% не может быть принята во внимание. В силу пункта 1 статьи 394 Кодекса правом определять налоговые ставки наделены представительные органы местного самоуправления, к числу которых Администрация сельского поселения Ильинское не относится. Доказательств наличия у названной администрации права разъяснять положения актов представительного органа местного самоуправления инспекцией не представлено.
Ссылка налогового органа на письмо Совета депутатов сельского поселения Ильинское от 20 февраля 2013 года N 11, согласно которому предусмотренная пунктом 2 статьи 7 Положения об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ильинское ставка земельного налога 0,2% в отношении земельных участков, занятыми дачными и садоводческими объединениями граждан, должна была применяться только в отношении юридических лиц, прошедших государственную регистрацию в качестве садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, не может быть принята во внимание, поскольку ставка земельного налога для таких объединений граждан была установлена в первоначальной редакции данного положения, утвержденной решением Совета депутатов сельского поселения Ильинское от 24 октября 2007 года N 172/24. При этом впоследствии решением Совета депутатов сельского поселения Ильинское от 22 октября 2008 года N 278/36 указанное положение было дополнено статьей 7, согласно которой земли, занятые дачным строительством, для целей исчисления земельного налога были отнесены к категории земель, имеющих вида разрешенного использования "занятых дачными и садоводческими объединениями граждан".
Кроме того, письмо Совета депутатов сельского поселения Ильинское от 20 февраля 2013 года N 11 не соответствует буквальному содержанию пункта 2 статьи 7 Положения об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ильинское, где не установлены ограничения применения ставки 0,2% в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для дачного строительства" в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица.
Налоговым органом не представлены в порядке ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ доказательства того, что Администрация сельского поселения Ильинское и/или Председатель Совета депутатов указанного муниципального образования наделены полномочиями давать обязательное для применения императивное толкование норм актов Совета депутатов.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Поскольку объектом земельных отношений согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом.
Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" изменение вида разрешенного использования носит заявительный характер.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, предусматривается, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению (категориям) и виду функционального использования.
В соответствии с п. 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
По смыслу названных норм владелец земельного участка, заинтересованный в пересмотре налогового обязательства, связанного с изменением целевого использования им земельного участка, вправе обратиться с соответствующим заявлением в установленном законом порядке в местный орган власти, полномочный принимать решения об изменении вида разрешенного землепользования, после принятии решения которого правомерно применение иной ставки.
Кроме того, согласно ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В силу пунктов 1, 5 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" переход земельных участков из одной категории в другую осуществляется путем подачи соответствующего ходатайства самим заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства, либо может происходить по инициативе исполнительных органов власти или органов местного самоуправления без согласия правообладателей земельных участков в целях создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Пунктом 11 статьи 396 НК РФ определено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса.
По смыслу упомянутых норм надлежащим доказательством принадлежности спорного земельного участка к конкретной категории земель и конкретному виду использования являются данные государственного кадастрового учета.
Именно налогоплательщики должны представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате.
В данном случае заявитель, полагая, что спорные земельные участки подлежат обложению по ставке 0,2% ввиду того, что они приобретены (предоставлены) для дачного строительства, должен был доказать это обстоятельство путем представления надлежащих доказательств.
Исходя из названных положений пп. 8 п. 1 ст. 1 и ст. 7 ЗК РФ, а также Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", земельный участок является приобретенным (предоставленным) для дачного строительства, если согласно документам кадастрового учета, подтверждающим категорию земли и вид ее разрешенного использования, можно сделать вывод о правовом режиме земли как предназначенной для определенного способа использования.
Внесение в кадастр соответствующих записей о целевой принадлежности участка, его категории зависит от волеизъявления заявителя.
Указанная правовая позиция соответствует Постановлению Президиума ВАС РФ от 05.06.2012 N 16720/11.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права на спорные земельные участки, земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеют вид разрешенного использования "для дачного строительства".
При судом первой инстанции учтено, что в проверяемом периоде заявитель занимался дачным строительством, то есть его деятельность непосредственно соответствовала виду разрешенного использования земельных участков.
Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела постановлением Главы Красногорского муниципального района Московской области от 20.10.2008 N 2438/10 "О разрешении ООО "Фин Эстейт-М" разработки проекта планировки и межевания территории дачного строительства на земельных участках общей площадью 17,85 га, расположенных в Московской области, Красногорском районе, сельском поселении Ильинское, вблизи д. Грибаново".
Заявителю было разрешено осуществлять разработку проекта планировки и межевания территории дачного строительства на перечисленных выше земельных участках. При этом на заявителя были возложены обязанности оформить в Управлении архитектуры и градостроительства администрации Красногорского муниципального района Московской области задание на разработку проекта планировки и межевания территории дачного строительства, разработать проект планировки и межевания территории и согласовать его в установленном порядке, провести публичные слушания по проекту планировки территории и межевания дачного строительства в соответствии с действующим законодательством, представить проект планировки и межевания территории дачного строительства в администрацию Красногорского муниципального района на утверждение в установленном порядке.
Во исполнение этого документа заявителем было подготовлено задание на разработку проекта организации и застройки территории дачного строительства вблизи д. Грибаново Красногорского района Московской области, которое было согласовано главой Администрации сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области и начальником Управления архитектуры и градостроительства Красногорского муниципального района Московской области (т. 1 л.д. 127-131).
Постановлением главы сельского поселения Ильинское от 15 декабря 2010 года N 246 "Об утверждении проекта организации и застройки территории дачного строительства вблизи д. Грибаново сельского поселения Ильинское Красногорского района Московской области для ООО "Фин Эстейт-М" (т. 1 л.д. 132-135) был утвержден проект организации и застройки территории дачного строительства вблизи д. Грибаново сельского поселения Ильинское Красногорского района Московской области, на заявителя возложена обязанность вести застройку территории строго в соответствии с утвержденным проектом.
После утверждения проекта организации и застройки территории дачного строительства перечисленные выше физические лица вышли из состава участников ООО "Фин Эстейт-М", стоимость их долей была выдана им имуществом в натуре в виде земельных участков, ранее внесенных в уставный капитал ООО "Фин Эстейт-М", что подтверждается заявлениями о выходе из общества и актами приема-передачи земельных участков (т. 1 л.д. 157-164, т. 2 л.д. 2-9).
Налоговый орган факт организации заявителем дачного строительства не оспаривает.
Оценивая вышеизложенные фактические обстоятельства дела, арбитражный суд считает, что в 2009 г. ООО "Фин Эстейт-М" в отношении находившихся у общества в собственности земельных участков с видом разрешенного использования для дачного строительства исчисляло и уплачивало земельный налог в соответствии с положениями нормативного акта о данном налоге, принятого представительным органом местного самоуправления сельского поселения Ильинское.
Таким образом, по мнению суда, заявитель, подтвердив соответствующими доказательствами включение земельного участка в состав земель соответствующей категории и соответствующее использование земельного участка, имеет право на применение налоговой ставки 0,2%, утвержденной решением Совета депутатов сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области от 24.10.2007 N 172/24, соответствующей всем характеристикам спорных земельных участков, принадлежащих ООО "Фин Эстейт-М" в 2009 г.
Данная правовая позиции соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике, в частности, Постановлению ФАС Московского округа от 22.04.2013 по делу N А41-27239/12, от 29.01.2013 по делу N А41-22248/12.
Ставки земельного налога устанавливаются в зависимости от назначения земельных участков (объекта налогообложения в соответствии с его назначением), а не от вида деятельности собственника участка.
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлениях Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.02.2010 г. N КА-А41/553-10, от 17.02.2010 г. N КА-А41/556-10, от 23.03.2011 N КА-А41/958-11.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2013 года по делу N А41-50166/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г. Красногорску Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Л.М.МОРДКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)