Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.03.2013 ПО ДЕЛУ N А63-13175/2012

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2013 г. по делу N А63-13175/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.12.2012 по делу N А63-13175/2012 (судья Макарова Н.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГЭС-Юг", г. Ростов-на-Дону (ОГРН 1022601458384) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Ставропольскому краю, г. Минеральные Воды (ОГРН 1042601069994) об оспаривании решения,
при участии в судебном заседании представителя заявителя ООО "ГЭС-Юг" Брель Д.Е. по доверенности N Д-12/12 от 09.08.12,

установил:

решением Арбитражного суда Ставропольского края от 11.12.2012 удовлетворено заявление общества с ограниченной ответственностью "ГЭС-Юг" (далее - общество, заявитель, ООО "ГЭС-Юг") к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Ставропольскому краю (далее - инспекция, МРИ ФНС N 9 по СК) об оспаривании решения от 11.03.2012 N 11-21/8 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Суд указал на необоснованность доначислений налога на имущество организаций в отношении имущества, к которому налогоплательщик применял налоговую ставку 1,1% в соответствии с налоговой льготой, предусмотренной статьей 2 Закона Ставропольского края от 26.11.2003 N 44-кз "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 44-кз).
В апелляционной жалобе инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В частности, инспекция считает, что налоговая льгота по налогу на имущество организаций применена налогоплательщиком неправомерно в отношении всего вновь введенного в эксплуатацию имущества, стоимость которого превышала 15 млн. руб., а не в отношении вновь введенного в эксплуатацию отдельного инвентарного объекта на сумму свыше 15 млн. руб.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании возражают против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие инспекции, извещенной о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается следующее. Общество с ограниченной ответственностью "Башойл-КМВ" было зарегистрировано в качестве юридического лица 30.03.2000 администрацией г. Минеральные воды и Минераловодского района, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01 января 2002 года от 26.12.2002 N 001568863.
08.12.2010 общество с ограниченной ответственностью "Башойл-КМВ" изменило наименование на общество с ограниченной ответственностью "ГЭС-Юг", что подтверждается решением единственного участника общества с ограниченной ответственностью "Башойл-КМВ" N 3 от 08.02.2010, а также зарегистрированным 20.09.2011 Уставом ООО "ГЭС-Юг" в новой редакции.
Согласно учетной политике, утвержденной 11.01.2010, исчисление и уплата налогов осуществляется обществом в соответствии с действующим законодательством.
Общество является плательщиком налога на имущество организаций.
В налоговый орган по месту нахождения имущества обществом представлялись налоговые декларации по налогу на имущество. Согласно налоговым декларациям по налогу на имущество за 2009 - 2010 годы при исчислении налога общество применяло ставки 1,1% и 2,2%.
С 2007 по 2010 годы общество проводило реконструкцию строений и сооружений на автозаправочных станциях, расположенных на территории Ставропольского края. Для выполнения работ по реконструкции был привлечен подрядчик ООО "Югстройсервис", с которым был заключен договор генерального подряда N БО-295/2009 от 12.08.2009. Подрядчик выполнил работы по реконструкции, в том числе разборку грунта вручную, обратную засыпку емкостей песком, засыпку площадки щебнем, демонтаж и монтаж трубопроводов, оборудования, монтаж пожарной сигнализации, системы видеонаблюдения, дверей в магазин, облицовку стен из пластика, монтаж тротуарной плитки, стелы, монтаж и демонтаж газовой ТРК, монтаж пылесоса, поста подкачки, флагштока, ямочный ремонт асфальта, изготовление и монтаж встроенной мебели торгового зала. Выполнение указанных работ подтверждают акты приемки законченного строительством объекта, представленные в материалы дела.
Все выполненные работы после подписания актов о приемке выполненных работ и получения счетов-фактур отражались по дебету счета 08.3 "Капитальные вложения" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками" на сумму счета без учета НДС. Сумма НДС, выделенная отдельной строкой в счетах-фактурах, отражалась по дебету счета 19.1 "НДС по приобретенным ценностям" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками".
После окончания всех работ, предусмотренных договором, все объекты основных средств, в том числе приобретенные, смонтированные, установленные в ходе реконструкции на АЗС, были приняты на учет с присвоением инвентарного номера на каждый инвентарный объект.
В 2007 году обществом были осуществлены капитальные вложения в общем размере 37 867 114 рублей, из которых 20 744 172 рубля были использованы на приобретение вновь вводимого, ранее не стоявшего на балансе имущества. Факт ввода в эксплуатацию и стоимость вновь введенного в эксплуатацию имущества в 2007 году подтверждается актом ввода в эксплуатацию законченного строительством АЗС N 19 от 25.12.2007 на общую сумму 15 336 009,34 рубля. Указанное имущество ранее не учитывалось на балансе общества, что подтверждается отчетом по основным средствам за декабрь 2007 года, договором купли-продажи недвижимого имущества - многотопливной автозаправочной станции N 19 стоимостью 125 000 рублей от 17.10.2007, заключенного между обществом и гражданином Леликовым Ю.А., товарными накладными в отношении движимого имущества (оборудование, мебель) на общую сумму 5 283 162,66 рубля, приобретенного обществом в течение 2007 года.
В 2008 году обществом были осуществлены капитальные вложения в общем размере 110 123 947 рублей, из которых 62 049 054 рубля были использованы на приобретение вновь вводимого, ранее не стоявшего на балансе имущества. Факт ввода в эксплуатацию и стоимость вновь введенного в эксплуатацию имущества в 2008 году подтверждается:
- - актом ввода в эксплуатацию законченного строительством АЗС N 12 от 26.12.2008 на общую сумму 30 618 054,23 рубля. Данное имущество ранее не учитывалось на балансе общества, что подтверждается отчетом по основным средствам за декабрь 2008 года;
- - актом ввода в эксплуатацию объекта законченного реконструкцией АЗС N 10 от 31.12.2008 на общую сумму 22 952 854,98 рубля, из которых 3 874 362,83 рубля составляют стоимость вновь введенного, ранее не стоявшего на балансе общества имущества, что подтверждается отчетом по основным средствам общества за декабрь 2008 года;
- - актом ввода в эксплуатацию объекта законченного реконструкцией АЗС N 9 от 24.11.2008 на общую сумму 8 302 047,34 рубля, из которых 1 616 394,00 рубля составляют стоимость вновь введенного, ранее не стоявшего на балансе общества имущества, что подтверждается отчетом по основным средствам общества за ноябрь 2008 года;
- - актом ввода в эксплуатацию законченного строительством АЗС N 8 от 09.06.2008 на общую сумму 9 278 001,17 рубля. Имущество данной АЗС ранее не учитывалось на балансе общества, что подтверждается отчетом по основным средствам за июнь 2006 года;
- - актом ввода в эксплуатацию объекта законченного строительством АЗС N 7 от 28.11.2008 на общую сумму 2 229 812,63 рубля, из которых 1 958 797,63 рубля составляют стоимость вновь введенного, ранее не стоявшего на балансе общества имущества, что подтверждается отчетом по основным средствам общества за ноябрь 2008 года;
- - товарными накладными в отношении движимого имущества (оборудование, мебель) на общую сумму 14 703 444,14 рубля, приобретенного обществом в течение 2008 года.
В 2009 году обществом были осуществлены капитальные вложения в общем размере 64 583 571 рубля, из которых 55 220 264 рубля были использованы на приобретение вновь вводимого, ранее не стоявшего на балансе имущества. Факт ввода в эксплуатацию и стоимость вновь введенного в эксплуатацию имущества в 2009 году подтверждается:
- - актом ввода в эксплуатацию объекта законченного строительством АЗС N 6 от 31.03.2009 на общую сумму 8 308 690,83 рубля. Имущество данной АЗС ранее не учитывалось на балансе общества, что подтверждается отчетом по основным средствам за март 2009 года;
- - актом ввода в эксплуатацию объекта законченного строительством АЗС N 20 от 29.01.2009 на общую сумму 27 485 635,98 рубля, из которых 22 504 164,05 рубля составляют стоимость вновь введенного, ранее не стоявшего на балансе общества имущества, что подтверждается отчетом по основным средствам общества за январь 2009 года;
- - товарными накладными в отношении движимого имущества (оборудование, мебель) на общую сумму 24 407 409,12 рубля, приобретенного обществом в течение 2009 года.
В 2010 году обществом были осуществлены капитальные вложения в общем размере 310 017 818 рублей, из которых 109 845 280 рублей были использованы на приобретение вновь вводимого, ранее не стоявшего на балансе имущества. Факт ввода в эксплуатацию и стоимость вновь введенного в эксплуатацию имущества в 2010 году подтверждается:
- - актом приемки законченного строительством объекта - реконструкция АЗС N 120 от 28.02.2010 на общую сумму 8 564 377 рублей, из которых 3 163 429 рублей составляют стоимость вновь введенного, ранее не стоявшего на балансе общества имущества, что подтверждается отчетом по основным средствам общества за февраль 2010 года;
- - разрешением N Ru26516102-161 от 08.11.2010 на ввод в эксплуатацию реконструированной АЗС N 119 и актами приема-передачи выполненных работ формы КС-2, КС-3 за январь 2010 года на общую сумму 14 135 477 рублей, из которых 2 391 732 рубля составляют стоимость вновь введенного, ранее не стоявшего на балансе общества имущества, что подтверждается отчетом по основным средствам общества за январь 2010 года;
- - разрешением N Ru26038000-0002-2011 от 09.02.2011 на ввод в эксплуатацию реконструированной АЗС N 118 и актами приема-передачи выполненных работы формы КС-2, КС-3 за июль, декабрь 2010 года на общую сумму 18 348 718 рублей, из которых 2 605 202 рубля составляют стоимость вновь введенного, ранее не стоявшего на балансе общества имущества, что подтверждается отчетом по основным средствам общества за июль, декабрь 2010 года;
- - актом приемки законченного строительством объекта - реконструкция АЗС N 117 от 26.03.2010 на общую сумму 12 057 213 рублей, из которых 3 263 507 рублей составляют стоимость вновь введенного, ранее не стоявшего на балансе общества имущества, что подтверждается отчетом по основным средствам общества за март 2010 года;
- - актом приемки законченного строительством объекта - реконструкция АЗС N 116 от 15.01.2010 на общую сумму 13 206 105 рублей, из которых 3 341 085 рублей составляют стоимость вновь введенного, ранее не стоявшего на балансе общества имущества, что подтверждается отчетом по основным средствам общества за январь 2010 года;
- - разрешением N Ru26038000-0010-2011 от 24.03.2011 на ввод в эксплуатацию реконструированной АЗС N 115 и актами приема-передачи выполненных работы формы КС-2, КС-3 за март 2010 года на общую сумму 11 220 526 рублей, из которых 3 579 162 рубля составляют стоимость вновь введенного, ранее не стоявшего на балансе общества имущества, что подтверждается отчетом по основным средствам общества за март 2010 года;
- - разрешением N Ru26516102-161 от 08.11.2010 на ввод в эксплуатацию реконструированной АЗС N 113 и актами приема-передачи выполненных работы формы КС-2, КС-3 за январь 2010 года на общую сумму 12 494 229 рублей, из которых 2 258 336 рублей составляют стоимость вновь введенного, ранее не стоявшего на балансе общества имущества, что подтверждается отчетом по основным средствам общества за январь 2010 года;
- - актом приемки законченного строительством объекта - реконструкция АЗС N 112 от 28.02.2010 на общую сумму 7 529 647 рублей, из которых 5 220 539 рублей составляют стоимость вновь введенного, ранее не стоявшего на балансе общества имущества, что подтверждается отчетом по основным средствам общества за февраль 2010 года;
- - актом приемки законченного строительством объекта - реконструкция АЗС N 111 от 28.02.2010 на общую сумму 8 498 904 рубля, из которых 3 238 497 рублей составляют стоимость вновь введенного, ранее не стоявшего на балансе общества имущества, что подтверждается отчетом по основным средствам общества за февраль 2010 года;
- - актом приемки законченного строительством объекта - реконструкция АЗС N 110 от 28.02.2010 на общую сумму 9 155 300 рублей, из которых 2 752 037 рублей составляют стоимость вновь введенного, ранее не стоявшего на балансе общества имущества, что подтверждается отчетом по основным средствам общества за февраль 2010 года;
- - разрешением N Ru26516310-2 от 15.02.2011 на ввод в эксплуатацию реконструированной АЗС N 109 и актами приема-передачи выполненных работ формы КС-2, КС-3 за июль, сентябрь 2010 года на общую сумму 16 114 189 рублей, из которых 6 019 259 рублей составляют стоимость вновь введенного, ранее не стоявшего на балансе общества имущества, что подтверждается отчетом по основным средствам общества за июль, сентябрь 2010 года;
- - разрешением N Ru26306000-9 от 24.09.2019 на ввод в эксплуатацию реконструированной АЗС N 108 и актами приема-передачи выполненных работы формы КС-2, КС-3 за январь 2010 года на общую сумму 13 276 713 рублей, из которых 6 530 742 рубля составляют стоимость вновь введенного, ранее не стоявшего на балансе общества имущества, что подтверждается отчетом по основным средствам общества за январь 2010 года;
- - разрешением N Ru26516102-2 от 17.03.2011 на ввод в эксплуатацию реконструированной АЗС N 107 и актами приема-передачи выполненных работы формы КС-2, КС-3 за июнь 2010 года на общую сумму 20 225 369 рублей, из которых 11 076 012 рублей составляют стоимость вновь введенного, ранее не стоявшего на балансе общества имущества, что подтверждается отчетом по основным средствам общества за июнь 2010 года;
- - актом приемки законченного строительством объекта - реконструкция АЗС N 106 от 26.03.2010 на общую сумму 15 066 951 рубль, из которых 5 717 481 рубль составляют стоимость вновь введенного, ранее не стоявшего на балансе общества имущества, что подтверждается отчетом по основным средствам общества за март 2010 года;
- - разрешением N Ru26507311-1 от 28.02.2011 на ввод в эксплуатацию реконструированной АЗС N 105 и актами приема-передачи выполненных работы формы КС-2, КС-3 за июнь 2010 года на общую сумму 29 898 985 рублей, из которых 13 903 780 рублей составляют стоимость вновь введенного, ранее не стоявшего на балансе общества имущества, что подтверждается отчетом по основным средствам общества за июнь 2010 года;
- - разрешением N Ru26507307-7 от 23.09.2010 на ввод в эксплуатацию реконструированной АЗС N 104 и актами приема-передачи выполненных работы формы КС-2, КС-3 за март 2010 года на общую сумму 13 297 676 рублей, из которых 4 120 997 рублей составляют стоимость вновь введенного, ранее не стоявшего на балансе общества имущества, что подтверждается отчетом по основным средствам общества за март 2010 года;
- - разрешением N Ru26521303-14 от 08.09.2010 на ввод в эксплуатацию реконструированной АЗС N 103 и актами приема-передачи выполненных работы формы КС-2, КС-3 за март 2010 года на общую сумму 16 500 133 рубля, из которых 3 248 072 рубля составляют стоимость вновь введенного, ранее не стоявшего на балансе общества имущества, что подтверждается отчетом по основным средствам общества за март 2010 года;
- - разрешением N Ru26551313-9 от 30.12.2010 на ввод в эксплуатацию реконструированной АЗС N 102 и актами приема-передачи выполненных работы формы КС-2, КС-3 за июнь 2010 года на общую сумму 25 032 475 рублей, из которых 11 174 574 рубля составляют стоимость вновь введенного, ранее не стоявшего на балансе общества имущества, что подтверждается отчетом по основным средствам общества за июнь 2010 года;
- - разрешением N Ru26516306-29 от 31.12.2010 на ввод в эксплуатацию реконструированной АЗС N 101 и актами приема-передачи выполненных работы формы КС-2, КС-3 за март 2010 года на общую сумму 14 689 392 рубля, из которых 5 623 524 рубля составляют стоимость вновь введенного, ранее не стоявшего на балансе общества имущества, что подтверждается отчетом по основным средствам общества за март 2010 года;
- - товарными накладными в отношении движимого имущества (оборудование, мебель), поставленного на АЗС N 121, а также другое движимое имущество на общую сумму 83 117 112 рублей, приобретенного обществом в течение 2010 года.
Таким образом, общая сумма капитальных вложений, направленных на приобретение вновь вводимого эксплуатацию имущества ООО "ГЭС-Юг", за 2007 год составила 20 774 172 рубля (что превышает 15 млн. рублей), за 2008 год - 62 049 054 рубля (что превышает 15 млн. рублей), за 2009 год - 55 220 264 рубля (что превышает 15 млн. рублей), за 2010 год - 109 845 280 рублей (что превышает 15 млн. рублей).
В соответствии с положением об обособленном подразделении ООО "Башойл-КМВ", утвержденным приказом генерального директора ООО "Башойл-КМВ" N 267/1 от 01 декабря 2006 года, обособленные подразделения, создаваемые обществом, не имеют отдельного баланса. Поэтому все имущество общества учитывалось на одном балансе по месту нахождения общества.
В связи с этим в качестве налогооблагаемой базы обществом учитывалась общая среднегодовая стоимость всего имущества, принадлежащего обществу, вне зависимости от места нахождения данного имущества.
В проверяемом периоде (2009 - 2010 годы) обществом была применена льготная налоговая ставка в размере 1,1% в отношении имущества, которое было вновь введено в эксплуатацию в предыдущих налоговых периодах - в 2007, 2008 годах, общая стоимость которого превысила 15 000 000 рублей в каждом налоговом периоде, но в отношении которого по состоянию на начало 2009, 2010 годов не истек еще 2-летний срок, установленный статьей 2 Закона N 44-кз.
Поскольку в каждом из налоговых периодов - и в 2009 году, и в 2010 году -обществом были произведены капитальные вложения на приобретение имущества, которое ранее не учитывалось на балансе общества, на общую сумму, превышающую 15 000 000 рублей, общество при исчислении налога на имущество организаций в отношении данной категории имущества - вновь введенного в эксплуатацию - применяло льготную налоговую ставку в размере 1,1%.
Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления налогов за 2009 - 2010 годы. В ходе проверки налоговым органом было установлено, что при исчислении налога на имущество по ряду объектов основных средств общество неправомерно применило льготную налоговую ставку в 1,1%, предусмотренную Законом N 44-кз, поскольку все введенные объекты основных средств, к которым была применена данная ставка, являются отдельными инвентарными объектами с отдельными инвентарными номерами, при этом стоимость каждого из введенных инвентарных объектов не превышает 15 000 000 руб., следовательно, налогоплательщик не имел права на применение ставки в 1,1% к рассматриваемым основным средствам.
По результатам проведения проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 01.02.2012 N 8, на который налогоплательщиком были представлены возражения в части нарушения налоговым органом налогового законодательства Российской Федерации при проведении проверки и указано, на несоответствие выводов налогового органа фактической финансово-хозяйственной деятельности ООО "ГЭС-Юг".
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки инспекцией было вынесено решение N 11-21/8 от 11.03.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налоговым органом доначислен налог на имущество организаций за 2009-2010 годы в размере 2 052 772 руб., пени в сумме 187 617 руб. и наложены штрафные санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в размере 388 166 руб.
Не согласившись с принятым инспекцией решением, общество подало апелляционную жалобу N 1-6-Г от 06.04.2012 в УФНС России по Ставропольскому краю.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Управлением ФНС по Ставропольскому краю вынесено решение N 07-20/008395 от 11.05.2012, согласно которому решение инспекции оставлено без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы обществу отказано.
Полагая, что инспекцией неправильно применены положения Закона N 44-кз, общество обратилось в суд с заявлением об оспаривании ее решения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 14.12.2004 N 451 -О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса палаты представителей Законодательного Собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации" указал, что, по смыслу пункта 1 статьи 38 и статьи 374 НК РФ, объектом налогообложения налогом на имущество организаций являются элементы обособленного имущества юридического лица, учитываемые на его балансе в качестве основных средств, то есть таких активов организации, которые составляют экономическую базу ее предпринимательской деятельности. Исходя из определения Конституционного Суда РФ от 21.04.2011 N 500-О-О содержащиеся в нормативных актах характеристики основных средств отражают объективные экономические свойства указанного имущества - использование для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд организации в течение длительного времени, способность объекта приносить организации экономическую выгоду и т.д.
Пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" 6/01 (далее - ПБУ 6/01), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, установлено, что актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия: объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта; объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Согласно статье 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса РФ, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Законом N 44-кз (в редакциях Законов Ставропольского края от 01.10.2007 N 50-кз, от 29.12.2009 N 103-кз, действовавших в проверяемый период) определены размеры ставок налога по приобретенному (вновь созданному) и (или) вводимому в эксплуатацию имуществу.
Согласно абзацу 2 статьи 2 указанного закона ставка налога, исчисляемая по приобретенному (вновь созданному) и (или) вводимому в эксплуатацию имуществу за счет средств капитальных вложений организации на общую сумму не менее 15 000 000 рублей, в течение первых двух лет со дня постановки на баланс данного имущества в качестве основных средств устанавливается в размере 1,1 процента.
В целях указанной статьи под вновь вводимым в эксплуатацию имуществом понимается имущество, не учитывающееся на балансе налогоплательщика в качестве объекта основных средств на начало налогового периода.
Таким образом, Законом N 44-кз предусмотрены три условия, которые необходимо соблюсти для применения льготы по налогу на имущество организаций: 1. имущество должно быть приобретенным (вновь созданным), то есть на начало налогового периода не учитываться на балансе налогоплательщика; 2. имущество должно вводиться в эксплуатацию за счет средств капитальных вложений организации; 3. общая стоимость вводимого в эксплуатацию имущества должна составлять не менее 15 000 000 рублей.
Из буквального толкования абзаца 2 статьи 2 Закона N 44-кз следует, что законодатель заложил в конструкцию правовой нормы понятие "имущество", а не понятие "отдельный инвентарный объект основных средств". Следовательно, все три вышеперечисленных условия для применения льготного режима налогообложения по налогу на имущество распространяются на все имущество организации, а не в отношении отдельного инвентарного объекта.
Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) (статья 38 НК РФ).
К объектам гражданских прав согласно статье 128 ГК РФ относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что под имуществом в налоговых правоотношениях понимается не отдельный инвентарный объект основных средств, а все виды гражданских прав (за исключением имущественных прав), предусмотренных ГК РФ. То есть имущество включает в себя все инвентарные объекты основных средств, а также другие объекты гражданских прав и является более емким понятием по сравнению с понятием отдельного инвентарного объекта.
Принимая во внимание изложенное, суд правомерно посчитал довод налогового органа о том, что налоговая льгота в размере 1,1% по налогу на имущество организаций применяется только в отношении вновь введенного в эксплуатацию отдельного инвентарного объекта основных средств на сумму свыше 15 млн. рублей, не соответствующим абзацу 2 статьи 2 Закона N 44-кз.
Данный вывод суда согласуется с целями установления льготной ставки налога на имущество организаций.
Целью введения льготы по налогу на имущество является стимулирование предприятий, принимающих меры к обновлению основных средств, приобретающих, создающих, реконструировавших здания, сооружения, оборудования, предназначенные для производства конкурентоспособных товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Иное толкование рассматриваемой нормы повлекло бы искажение ее правового смысла и не привело бы к достижению цели введения льготной ставки налога на имущество - обновление имущественного фонда организаций и, соответственно, увеличение поступлений в бюджет.
Для обеспечения указанной цели законодателем и был установлен минимальный порог (в 15 млн. руб.) к приобретенному (вновь созданному) и (или) вводимому в эксплуатацию имуществу, после достижения которого налогоплательщик получает снижение налоговой нагрузки. Подобные льготы направлены на приток инвестиций в основные средства предприятий, в том числе путем их реконструкции и направлены на обновление всего инвестиционного климата в экономике.
Суд учитывает также разъяснения Министерства финансов Ставропольского края N 03-11-13/5452 от 12.12.2006, в соответствии с которыми налоговая льгота, предусмотренная Законом N 44-кз, начинает действовать с начала месяца налогового периода (календарного года), в котором общая сумма стоимостей вводимого имущества за счет капитальных вложений организации достигнет 15 млн. рублей. Данное имущество облагается налогом по ставке 1,1% в течение первых двух лет со дня его постановки на баланс.
В пункте 2 статьи 34.2 НК РФ указано, что финансовые органы субъектов Российской Федерации дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах.
Статьей 12 НК РФ предусмотрено, что при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Следовательно, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе изменять установленные НК РФ состав налоговой базы и налоговый период.
Налоговым периодом по налогу на имущество организаций в соответствии с пунктом 1 статьи 379 НК РФ признается календарный год.
Согласно пункту 1 статьи 375 НК РФ при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Пунктом 1 статьи 54 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода.
Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (статья 375 НК РФ).
Таким образом, из указанных норм НК РФ следует, что налоговая база, на которую начисляется налоговая ставка налога на имущество, представляет собой не стоимость отдельного инвентарного объекта, введенного в эксплуатацию, а общую среднегодовую стоимость всего имущества организации, которое находилось на балансе общества в течение налогового периода - календарного года.
Абзац 2 статьи 2 Закона N 44-кз при этом определяет момент, с которого в отношении вновь введенного (вновь созданного) имущества начинает применяться льготная ставка - с момента постановки имущества на баланс в качестве основных средств и временной период, в течение которого данная льготная налоговая ставка продолжает применяться - два года.
Как видно из материалов дела, имущество, на приобретение (создание) которого в течение налогового периода в общей сложности ООО "ГЭС-Юг" было вложено свыше 15 млн. рублей, фактически поставлено на баланс не одновременно - в разные месяцы в течение налогового периода. Поэтому льготная ставка начинает применяться с момента постановки имущества на баланс общества в качестве основных средств.
При этом льготная ставка действует в течение всего налогового периода, в котором произошло превышение размера капитальных вложений на приобретение (создание) нового имущества свыше 15 млн. рублей, в отношении всего вновь созданного (вновь введенного) в текущем налоговом периоде имущества.
Судом обоснованно отклонен довод налогового органа о том, что общество проводило не реконструкцию автозаправочных станций, а их ремонт. Товарными накладными, паспортами, зарегистрированными в Управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по СК (Отдел по надзору за объектами газопотребления и газораспределения, котлонадзора), удостоверениями о качестве изготовления, сертификатами, свидетельствами о приемке подтверждается, что ООО "ГЭС-Юг" приобретало новые резервуары, стальные конструкции, дизель-генераторные установки, топливораздаточные колонки, которые впоследствии принимались организацией к бухгалтерскому учету в соответствии с пунктом 4 ПБУ 6/01 в качестве основных средств. При этом согласно актам о проведенных осмотрах материальных ценностей прежние топливораздаточные колонки, стелы информационные, резервуары и пр. после их демонтажа списывались на металлолом. Данные факты свидетельствуют о том, что общество, демонтируя старое оборудование, устанавливало новое, что соответствует понятию реконструкции объектов основных средств.
Кроме того, законодатель в статье 2 Закона N 44-кз не связывает применение льготной налоговой ставки с категорией нового или бывшего в употреблении имущества. Такое разграничение для применения льготной налоговой ставки введено Законом Ставропольского края от 14.03.2011 N 23-кз "О внесении изменений в Закон N 44-кз и признании утратившим силу пункта 1 статьи 1 Закона" и вступило в законную силу с 01.01.2012. Новая редакция закона не применима к правоотношениям в проверяемом налоговом периоде.
Учитывая изложенное, довод налогового органа о том, что автозаправочные станции были созданы еще в 1999-2000 годах, следовательно, вновь созданным и вновь вводимым в эксплуатацию имуществом не являются, в связи с чем применение льготной ставки в размере 1,1% к такому имуществу неправомерно, отклоняется.
Статьей 3 Закона N 44-кз предусмотрено, что до 01.01.2012 под приобретенным (вновь созданным) и (или) вводимым в эксплуатацию имуществом понимается имущество, не учитывавшееся на балансе налогоплательщика в качестве объекта основных средств на начало налогового периода.
Следовательно, до 01.01.2012 на приобретенное за счет средств капитальных вложений общества на сумму более 15 млн. рублей имущество, не учитывающееся на балансе налогоплательщика в качестве объекта основных средств на начало налогового периода, применяется льготная ставка в размере 1,1%.
Данный вывод согласуется с судебной практикой: постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 09.07.2012 по делу N А63-6106/2011.
Как видно из отчетов по основным средствам за 2007-2010 годы, вновь введенное в эксплуатацию имущество за счет средств капитальных вложений не учитывалось на начало налогового периода на балансе ООО "ГЭС-Юг" в качестве объектов основных средств и имело на начало налогового периода остаточную стоимость имущества, равную нулю. В связи с чем применение налогоплательщиком к указанному имуществу льготной налоговой ставки 1,1% является обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания ненормативного правового акта налогового органа недействительным необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятое инспекции решение от 11.03.2012 N 11-21/8 не соответствует НК РФ, Закону N 44-кз, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагая на него дополнительные обязанности по уплате налога на имущество организаций по общей ставке, значительно превышающей льготную ставку налогообложения, а также обязанность по оплате пени и штрафных санкций.
Принимая во внимание изложенное, оспариваемое решение инспекции правомерно признано судом незаконным.
Пунктом 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 разъяснено, что согласно пункту 47 статьи 2 и пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ, в соответствии с которым при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
С 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа как стороны по делу.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 N 7959/08 разъяснено, что в случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
В соответствии с указанными нормами и положениями статьи 110 АПК РФ государственная пошлина в размере 2000 рублей, уплаченная заявителем по платежному поручению от 07.08.2012 N 2335, обоснованно взыскана судом с инспекции в пользу общества в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования, им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.12.2012 по делу N А63-13175/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
М.У.СЕМЕНОВ

Судьи
Д.А.БЕЛОВ
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)