Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.03.2013 ПО ДЕЛУ N А56-46461/2012

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2013 г. по делу N А56-46461/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Брюхановой И.Г.
при участии:
от истца (заявителя): представителей Сосковец Л.А. по доверенности от 01.03.2013 N 1, Фролова К.В. по доверенности от 07.03.2013 N 2
от ответчика (должника): 1) представителя Чернец Н.А. по доверенности от 29.12.2012 N 02-30/14-15371
2) Писаревой Е.В. по доверенности от 28.12.2012 N 02-30/14-15304
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1716/2013) Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2012 по делу N А56-46461/2012 (судья Буткевич Л.Ю.), принятое
по иску (заявлению) ООО "САЙБЕР"
к Филиалу N 27 Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонд социального страхования Российской Федерации
2) ГУ - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
о признании недействительным решения

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "САЙБЕР" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным Решения Филиала N 27 Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонд социального страхования Российской Федерации от 27.06.2012 N 681 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.
Решением суда от 29.11.2012 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представители ответчиков поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе камеральной проверки по вопросу правомерности применения страхователем пониженного тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи материнством ФСС выявлено нарушение части 2.1 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в редакции Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), а именно организацией не соблюдено одно условие, позволяющее применить пониженный тариф в 1 квартале 2012 - доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, согласно Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2012 г. составила 67,86% (т.е. менее 90%) в сумме всех доходов организации за указанный период.
Всего по результатам проверки выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 249 132 руб. 88 коп., образовавшаяся за период с 01.01.2012 по 31.03.2012, в том числе: неуплаченные страховые взносы 249 132 руб. 88 коп., из них: в результате занижения базы для начисления страховых взносов в сумме 249 132 руб. 88 коп.
Решением филиала N 27 Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 27 июня 2012 года N 681 Общество с ограниченной ответственностью "САЙБЕР" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Указанным решением на Общество наложен штраф в размере 49 826 руб. 57 коп., начислены пени 1 278 руб. 02 коп., а также Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 249 132 руб. 88 коп.
При принятии решения филиал фонда исходил из того, что в общей сумме дохода организации доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства согласно части 2.1 статьи 57 Федерального закона N 212-ФЗ должна составлять не менее 90%.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, Общество является лицом, имеющим государственную аккредитацию в соответствии с Положением о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
В соответствии с данными из ЕГРЮЛ основным видом деятельности, осуществляемым Обществом, является деятельность под кодом ОКВЭД 72.40: 72.4 "Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов".
Законодательством установлено, что лица, осуществляющие данную деятельность, должны пользоваться мерами государственной поддержки.
Пониженные тарифы страховых взносов - это мера государственной поддержки организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 57 Закона N 212-ФЗ организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, не являющиеся вновь созданными организациями, применяют пониженные тарифы страховых взносов при выполнении ими одновременно трех условий:
- - организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- - доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным п. 4 ч. 2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период;
- - средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным п. 4 ч. 2 указанной статьи, составляет не менее 30 человек.
Сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со ст. 248 Налогового кодекса РФ (ч. 2.3 ст. 57 Закона N 212-ФЗ).
Согласно статье 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей настоящей главы в соответствии со статьей 271 или статьей 273 настоящего Кодекса.
Правомерность применения пониженных тарифов подтверждается плательщиками данными, отражаемыми в таблице 4.1 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов, установленного частью 3 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов - организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны)" формы-4 ФСС, а также дополнительными документами, запрошенными для проверки ФСС.
Фондом социального страхования проведена камеральная проверка на основании: - выписки из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий; - налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2012; - отчета по форме N П-4 "Сведения о численности и заработной плате и движении работников" за 1 квартал 2012 года.
То есть доход организации определен только по налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2012 года. Никаких иных документов ФСС не запрашивал, имеющийся в Фонде "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения" по форме-4 ФСС за 1 квартал 2012 года не проанализирован и не исследован ФСС, в то время как в расчете (таблица 4.2) содержатся сведения о доходе за 1 квартал 2012 года в процентном соотношении - 95,83% и за 9 месяцев года, предшествующего текущему расчетному периоду - 99,76%.
Судом первой инстанции установлено, что спорная выручка, указанная в проверяемой налоговой декларации заявителя за 1 квартал 2012 года, в графе реализация покупных товаров в размере 37 491 917 руб. получена заявителем по разовым сделкам: сублицензионным договорам с двумя контрагентами. При этом доход заявителя, с учетом платежей заявителя лицензиарам, составляет 2 174 195 рублей., что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: - сублицензионным договором N 29-11 на передачу неисключительных прав пользования программным обеспечением QlikView и оказание услуг по его сопровождению от 15.06.2011 (л.д. 11-15 т. 2); - актами предоставления прав пользования от 16.01.2012, от 25.01.2012 (л.д. 6, 9, 10 т. 2); - актом приема-передачи программного обеспечения от 25.01.2012 по партнерскому соглашению N 1004/09 от 01.03.2010 (л.д. 7-8 т. 2); - актом предоставления прав пользования программным обеспечением QlikView (л.д. 16-17 т. 2); - дополнительным соглашением N 5 от 24.02.2012 к Соглашению PartnerEdge с партнером VAR от 11.04.2007 (л.д. 18-21 т. 2); - договором на предоставления прав пользования программным обеспечением от 22.02.2012 (л.д. 25-30 т. 2); - актом предоставления прав пользования (л.д. 22-24 т. 2).
По запросу Фонда, налоговым органом представлена информация о размере выручки Общества, согласно которой по строке 012 налоговой декларации сумма 34 492 тыс. руб. отражена как доходы от передачи прав на лицензию на изготовление программного обеспечения.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона N 379-ФЗ данный Закон вступил в силу с 1 января 2012 г.
Доказательств, что заявителем реализованы несамостоятельные разработанные программы для ЭВМ, не представлено.
Подлинный экономический смысл хозяйственных операций и соответственно доход Общества в ходе проведения проверки не определялся Фондом.
Данные по доходам заявителя в соответствии с подлинным экономическим смыслом совершенных хозяйственных операций приведены в бухгалтерской справке заявителя от 17 октября 2012 года (л.д. 5 т. 2).
Федеральный закон N 212-ФЗ предоставляет права и устанавливает обязанности ФСС (органа контроля за уплатой страховых взносов).
Так, в соответствии с п. 12 ст. 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право получать у налоговых органов - информацию о налогоплательщиках, включая сведения, составляющие налоговую тайну, в целях выполнения функций страховщика в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При проведении проверок (камеральной, выездной) органы контроля за уплатой страховых взносов в целях контроля за обоснованностью применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 4 части 2 статьи 57 и пунктах 4, 6 и 13 части 1 статьи 58 ФЗ N 212-ФЗ, налоговые органы по запросу органов контроля за уплатой страховых взносов: 1) предоставляют органам контроля за уплатой страховых взносов информацию, необходимую для проверки соблюдения требований, установленных пунктом 2 части 2.1, пунктом 2 части 2.2 статьи 57 и пунктом 2 части 4, пунктом 1 части 5.4 статьи 58 ФЗ N 212-ФЗ; 2) участвуют вместе с органами контроля за уплатой страховых взносов в проводимых органами контроля за уплатой страховых взносов выездных проверках в части контроля за соблюдением требований, установленных пунктом 2 части 2.1, пунктом 2 части 2.2 статьи 57 и пунктом 1 части 5.4 статьи 58 ФЗ N 212-ФЗ (п. 5 ст. 33 Федерального закона N 212-ФЗ).
Вместе с тем, как подтверждается материалами дела и установлено судом первой инстанции, в налоговые органы ФСС не обращался ни с запросами, ни с предложением участвовать вместе в проводимой проверке.
Кроме того, Филиал мог запросить дополнительные документы у самого проверяемого лица - ООО "Сайбер".
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что проверяющим органом не доказано и не исследовано, что в 1 квартале 2012 в общей сумме дохода организации доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и (или) оказания услуг по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных менее 90%.
При принятии решения судом первой инстанции отмечено, что правомерность применения пониженного тарифа проверяется по итогам каждого отчетного периода (3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев, 12 месяцев), то есть, если по итогам проверки 6 месяцев (полугода) доля дохода Общества от реализации программ собственного производства составит более 90%, то пониженный тариф будет применен. ФСС учитывая нарастающий итог дохода в течение года (расчетного периода), необоснованно отказывает в применении пониженного тарифа в отчетном периоде (1 квартале 2012 года.)
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно признал недействительным оспариваемое решение Филиала N 27 Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонд социального страхования Российской Федерации.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы госпошлина в размере 2 000 руб. подлежит возврату Государственному учреждению - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонд социального страхования Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2012 по делу N А56-46461/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Государственному учреждению - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в размере 2 000 руб., перечисленную платежным поручением N 12045 от 26.12.2012.

Председательствующий
И.А.ДМИТРИЕВА

Судьи
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)