Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.01.2013 ПО ДЕЛУ N А57-15919/2012

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2013 г. по делу N А57-15919/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2013 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Борисовой Т.С., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусянковой Е.И.,
при участии в судебном заседании представителя ликвидатора закрытого акционерного общества "Шахтинский стройтрест" Долгоносова Анатолия Николаевича, Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе Романова В.П., по доверенности от 09.10.2012 г. N 42-12-КП-05/8292,
рассмотрев апелляционную жалобу ликвидатора закрытого акционерного общества "Шахтинский стройтрест" Долгоносова А.Н.
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.10.2012 г. по делу N А57-15919/2012 (судья Топоров А.В.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Шахтинский стройтрест" (г. Саратов, ОГРН 1026102780516 ИНН 6155017167)
о признании уведомления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе (г. Самара) от 25.06.2012 г. об отказе в государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг незаконным,

установил:

Закрытое акционерное общество "Шахтинский стройтрест" (далее - ЗАО "Шахтинский стройтрест", Общество) обратилось в арбитражный суд с требованиями к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе (далее - регистрирующий орган) о признании незаконным уведомления от 25.06.2012 г. об отказе в государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.10.2012 г. заявление оставлено без удовлетворения.
ЗАО "Шахтинский стройтрест", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 08.07.1998 г. в результате реорганизации в форме преобразования ТОО "Шахтинский стройтрест" было создано ЗАО "Шахтинский стройтрест", что подтверждается свидетельством N 97/р, выданным муниципальным учреждением "Регистрационная палата" (т. 1 л.д. 103), а также протоколом N 2 общего собрания учредителей ТОО "Шахтинский стройтрест" от 29.06.1998 г. (т. 1 л.д. 127, 128), положениями пункта 1.1. Устава ЗАО "Шахтинский стройтрест". Учредителями ЗАО "Шахтинский стройтрест" являются 430 физических лиц.
Согласно пункту 3.1. Устава ЗАО "Шахтинский стройтрест" учредителями Общества являются граждане Российской Федерации, бывшие члены трудового коллектива Арендного предприятия "Шахтинский стройтрест" города Шахты Ростовской области, желающие объединить свои усилия в хозяйственной деятельности, указанной в учредительном договоре и настоящем Уставе Общества, принявшие решение об его учреждении и внесшие свой учредительный взнос в уставный капитал Общества в соответствии с учредительным договором и действовавшим уставом Общества. Списочный состав учредителей Общества определен приложением к учредительному договору Общества.
Согласно пункту 5.1 Устава Общества уставный капитал Общества составляет 10000 (десять тысяч) рублей и разделен на 10000 обыкновенных акций. Номинальная стоимость каждой акции - 1 (один) рубль. Все акции Общества являются именными бездокументарной формы выпуска (именные бездокументарные).
Указанный выпуск акций зарегистрирован не был (т. 1 л.д. 119).
04.06.2012 г. ЗАО "Шахтинский стройтрест" в лице ликвидатора Долгоносова А.Н. направило в адрес Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе заявление исх. N 19/1 от 03.06.2012 г. на государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг с приложением: анкеты эмитента от 03.06.2012 г., копии свидетельства о регистрации (перерегистрации) предприятия ЗАО "Шахтинский стройтрест" N 97/р, решения о выпуске ценных бумаг, решение о выпуске N 1 от 03.06.2012 г., отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг от 03.06.2012 г., чек-ордер оплаты государственной пошлины от 18.02.2012 г. на сумму 20000 руб., копии квитанции к приходному кассовому ордеру N 079 от 21.04.2012 г. на сумму 10000 руб.
Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе, рассмотрев поступившие от Общества документы, уведомлением N 42-12-ЕА-04/4939 от 25.06.2012 г. отказало в государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах их размещения.
Общество, не согласившись с отказом в государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что поступившие от Общества документы не отвечают требованиям законодательства и содержат информацию, отличающуюся от сведений, изложенных в документах о государственной регистрации ЗАО "Шахтинский стройтрест".
Суд апелляционной инстанции находит вывод суда правильным, соответствующим материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов закону или иному нормативному правовому акту, нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, регулируются законодательством о ценных бумагах, в том числе Федеральным законом N 39-ФЗ от 22.04.1996 г. "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ), "Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг", утвержденными приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 25.01.2007 г. N 07-4/пз-н (далее - Стандарты).
В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 39-ФЗ государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона N 39-ФЗ государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента. К заявлению о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в соответствии с настоящим Федеральным законом должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, проспект ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Пунктом 2.4.2 Стандартов установлено, что для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган представляются:
- - заявление на государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, которое должно быть составлено по форме согласно Приложению 1 (1) к настоящим Стандартам, а в случаях, когда в соответствии с настоящими Стандартами государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг, - по форме согласно Приложению 1 (2) к настоящим Стандартам;
- - анкета эмитента, которая должна быть составлена по форме согласно Приложению 2 (1) к настоящим Стандартам;
- - копия документа, подтверждающего государственную регистрацию эмитента;
- - решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
- - копия (выписка из) решения (протокола собрания (заседания)) уполномоченного лица (органа управления эмитента), которым принято решение о размещении ценных бумаг, с указанием в случае, если данное решение принято коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его принятие, а в случае, если оно принято советом директоров (наблюдательным советом), - также с указанием имен членов совета директоров (наблюдательного совета), голосовавших за его принятие;
- - копия (выписка из) решения (протокола собрания (заседания)) уполномоченного лица (органа управления эмитента), которым утверждено решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, с указанием в случае, если решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг утверждено коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его принятие, а в случае, если оно утверждено советом директоров (наблюдательным советом), - также с указанием имен членов совета директоров (наблюдательного совета), голосовавших за его утверждение;
- - копия учредительных документов эмитента в действующей редакции со всеми внесенными в них изменениями и/или дополнениями;
- - документ, содержащий расчет стоимости чистых активов коммерческой организации, предоставляющей поручительство по облигациям с указанием единицы измерения, в которой произведен такой расчет. Указанный документ должен быть составлен по данным бухгалтерской отчетности коммерческой организации, предоставляющей поручительство по облигациям, за последний квартал (завершенный отчетный период), предшествующий дате представления документов для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций, срок представления которой в соответствии с требованиями федеральных законов истек, и подписан лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа коммерческой организации, предоставляющей поручительство по облигациям, а также главным бухгалтером такой коммерческой организации или лицом, осуществляющим его функции;
- - платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг (за исключением государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) акций, размещаемых в целях увеличения уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации). Указанный документ должен содержать отметку банка об исполнении эмитентом обязанности по уплате указанной государственной пошлины;
- - опись представленных документов, которая должна быть составлена по форме согласно Приложению 3 к настоящим Стандартам;
- - иные документы, предусмотренные настоящими Стандартами.
Статья 21 Федерального закона N 39-ФЗ содержит перечень оснований для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, к которым отнесены:
- - нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах;
- - несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям настоящего Федерального закона и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
- - внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
Как следует из материалов дела, на основании приказа N 42-12-329/пз от 12.05.2012 г. эмиссия ОАО "Шахтинский элеватор" приостановлена в связи с несоответствием представленных документов Стандартам эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов эмиссии ценных бумаг.
Основанием для принятия регистрирующим органом оспариваемого решения послужило наличие следующих оснований для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг:
- 1) решение о размещении ценных бумаг и орган принявший решение не соответствует требованиям пункта 3.1.2 Стандартов;
- 2) в анкете эмитента информация, указанная в пункте 9, не соответствует требованиям Приложения 2 (1) к Стандартам;
- 3) в анкете эмитента информация, указанная в пункте 10, не соответствует требованиям Приложения 2 (1) к Стандартам;
- 4) форма и содержание Решения о выпуске акций не соответствует требованиям Приложения 4 (1) к Стандартам, а именно:
- - на титульном листе не указана форма ценных бумаг - бездокументарная;
- - на титульном листе неверно указан способ размещения ценных бумаг выпуска;
- - на титульном листе не указано количество и номинальная стоимость ценных бумаг выпуска;
- - на титульном листе неверно указано основание утверждения Решения о выпуске акций;
- - в пункте 6.1 не указаны точные положения устава акционерного общества о правах, предоставляемых акционерам обыкновенными акциями;
- - в пункте 7.1 способ размещения ценных бумаг выпуска указан в нарушение требований пункта 7.1 раздела Б) приложения с Стандартам;
- - в пункте 7.2 неверно указана дата распределения (приобретения) акций (дата государственной регистрации акционерного общества) в нарушение требований раздела Б) приложения к Стандартам;
- - в пункте 7.4 неверно раскрыт срок оплаты ценных бумаг, не указана форма расчетов, полные и сокращенные фирменные наименования кредитных организаций, их места нахождений, номера счетов, на которые должны перечисляться денежные средства, поступающие в оплату акций, адреса пунктов оплаты (в случае наличной формы оплаты за акции) в нарушение требований раздела Б) приложения к Стандартам;
- 5) форма и содержание представленного Отчета об итогах выпуска ценных бумаг не соответствует требованиям приложения N 8 (1) к Стандартам:
- - на титульном листе не указана категория размещенных ценных бумаг выпуска;
- - на титульном листе не указан способ размещения ценных бумаг;
- - на титульном листе указана информация, не предусмотренная разделом А) приложения к Стандартам;
- - на титульном листе содержится информация об утверждении отчета, противоречащая представленным документам для государственной регистрации;
- - отсутствует содержание отчета, предусмотренное разделом Б) указанного приложения к Стандартам;
- 6) опись представленных для государственной регистрации документов не соответствует форме согласно приложению N 3 к Стандартам;
- 7) заявителем не представлено решение единственного акционера или собрания акционеров об учреждении акционерного общества;
- 8) заявителем не представлена справка об оплате уставного капитала, подписанная единоличным исполнительным органом и главным бухгалтером акционерного общества.
Решение N 1 от 18.02.2012 г. о размещении ценных бумаг принято и утверждено ликвидатором общества, что не соответствует положениям Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", в соответствии с которым решение о выпуске ценных бумаг утверждается общим собранием акционеров акционерного общества.
Кроме того, размещение ценных бумаг юридического лица, созданного в результате преобразования, осуществляется в соответствии с решением о преобразовании в день государственной регистрации этого юридического лица (пункт 8.3.4 Стандартов).
Решение о выпуске акций в разделах 7.1, 7.2 содержит сведения не соответствующие требованиям радела Б приложения 4 к Стандартам, поскольку акции подлежали размещению среди учредителей при учреждении общества в момент государственной регистрации ЗАО "Шахтинский стройтрест".
В нарушение положений 3.2.4 Стандартов заявителем для государственной регистрации впуска ценных бумаг и отчета об итогах их размещения не представлены документы об учреждении акционерного общества (протокол общего собрания учредителей).
Таким образом, учитывая специфику законодательства о ценных бумагах, а также то, что в силу статьи 21 Федерального закона N 39-ФЗ основанием для отказа в выпуске ценных бумаг является нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что документы, представленные Обществом для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, и содержащиеся в них сведения не соответствовали требованиям Федерального закона N 39-ФЗ и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, т.е. имели нарушения, дающие основания для отказа в государственной регистрации ценных бумаг.
Заявитель апелляционной жалобы полагает не доказанным вывод суда первой инстанции о наличии 430 акционеров ЗАО "Шахтинский стройтрест", поскольку в соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах" число акционеров закрытого общества не должно превышать 50.
Довод жалобы не может быть принят во внимание.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ превышение установленного предела числа акционеров (50 акционеров) влечет обязанность общества преобразоваться в открытое акционерное общество. Невыполнение данной обязанности в установленный срок не свидетельствует о невозможности образования ЗАО "Шахтинский стройтрест" (путем преобразования ТОО "Шахтинский стройтрест") с количеством акционеров, превышающим установленный предел.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и других норм действующего законодательства. Оснований для его отмены не усматривается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 октября 2012 года по делу N А57-15919/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
А.В.СМИРНИКОВ

Судьи
Т.С.БОРИСОВА
С.А.КУЗЬМИЧЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)