Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Соснин И.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.
судей областного суда Дьякова А.Н., Подвязниковой Н.А.
при секретаре Д.
рассмотрела в судебном заседании 13 июня 2012 года дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Центрального районного суда города Омска от 05 апреля 2012 года, которым постановлено:
"Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" заменить недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка и о размере удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером *** площадью *** кв. м местоположение которого установлено относительно строения, имеющего почтовый адрес *** за период с 26.07.2010 года по 29.08.2011 с *** руб. на *** руб., и с *** руб. на *** руб. соответственно.
В остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Подвязниковой Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
К. обратилась в Центральный районный суд г. Омска с настоящим исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований указала, что являлась владельцем земельного участка с кадастровым номером *** площадью *** кв. м с 17.03.2010 года по 20.12.2011 года. Разрешенный вид использования участка - общественно-деловые цели. На участке расположено нежилое помещение площадью около *** кв. м. На момент покупки участка и в настоящее время К. не является индивидуальным предпринимателем и приобретала земельный участок с целью вложения денежных средств. В настоящее время участок продан. Согласно государственному кадастру недвижимости стоимость земельного участка на момент владения истцом составляла *** руб., то есть *** руб. за кв. м. К. купила землю за *** руб. у администрации г. Омска. Полагает, что кадастровая стоимость земли завышена, исходя из заключения оценщика, рыночная стоимость земельного участка составляет *** руб. Новый собственник изменил вид использования земельного участка и его кадастровая стоимость в настоящее время составляет около *** рублей. В результате завышенной стоимости земельного участка нарушены права К., поскольку ей приходится платить существенно завышенную сумму налога в 2010 году - *** рублей, в 2011 - *** рублей.
С учетом изложенного, просит суд обязать ответчика заменить сведения о кадастровой стоимости земельного участка за период владения К. на *** руб. и *** руб. за кв. м.
В процессе рассмотрения дела, заявленные требования истцом изменялись и дополнялись.
В судебном заседании представитель истца К. - Д., действующая по доверенности (л.д. ***) заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области исковые требования не признал, в удовлетворении иска просил отказать. Пояснил, что в ходе кадастровой оценки спорный участок был обоснованно отнесен к ***виду разрешенного использования, так как на нем находится единой объект - нежилое помещение бывшего детского сада. Данный факт подтверждается договором купли-продажи, техпаспортом и свидетельством о регистрации права истца. Кадастровая стоимость земельного участка утверждена постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п в редакции постановления Правительства Омской области от 26 ноября 2008 г N 193-п.
Представитель ответчика - Управления Росреестра по Омской области исковые требования не признал, пояснив, что изначально на основании Указа Губернатора Омской области от 19 июня 2003 года N 110 была проведена оценка спорного земельного участка. В 2007 году проведена новая оценка, поскольку она проводится не реже, чем в 5 лет. Экономические характеристики земельного участка утверждены постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2007 N 174-п. Внесение изменений постановлением Правительства Омской области от 26 ноября 2008 N 193-п, содержащим сведения о кадастровой стоимости земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в постановление Правительства Омской области N 174-п свидетельствует о том, что Управлением правомерно внесены сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - Управления Росреестра по Омской области просит постановленное решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что судом немотивированно применены нормы законы, которые не должны применяться.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда оснований к отмене решения не находит.
В силу статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно статье 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебным разбирательством установлено, что К. являлась собственником земельного участка с кадастровым номером *** площадью *** кв. м на основании договора купли-продажи от 28.12.2009 года заключенного с Администрацией г. Омска (***) и свидетельства о госрегистрации права с 17.03.2010 года по 20.12.2011 года (***).
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года N 165-О-О).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке, последний был отнесен к категории земель - земли населенных пунктов - для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, местоположение участка установлено относительно строения, имеющего почтовый адрес *** (л.д. ***). Кадастровая стоимость земельного участка в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости в период владения на праве собственности истца составляла *** руб.
Указанная кадастровая стоимость земельного участка определена в процессе проведения работ по государственной кадастровой оценке земель города Омска и содержится в подготовленном по результатам работ отчете ФГУП ФКЦ "Земля" от 27 ноября 2007 года N 05-09/02 "Об определении кадастровой стоимости земель населенных пунктов муниципального образования город Омск". Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный земельный кадастр (в настоящее время государственный кадастр недвижимости) 27 декабря 2007 года на основании указанного выше Отчета.
В последующем сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка, содержащиеся в Отчете, утверждены постановлением Правительства Омской области от 26 ноября 2008 года N 193-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
Из материалов дела следует, что на указанном земельном участке расположено строение литера ***, площадью *** кв. м (л.д. ***). Факт расположения указанного единого объекта недвижимости на земельном участке с вышеназванным кадастровым номером подтверждается и пунктом 1.1 договора купли-продажи от 28 декабря 2009 года заключенного истицей с Администрацией г. Омска.
Определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования, который содержится в Таблице 1 Приложения 2 Технических рекомендаций.
Типовой перечень видов разрешенного использования земельных участков предполагает размещение на них объектов недвижимости соответствующего вида разрешенного использования.
Отнесение участка к *** виду разрешенного использования в судебном заседании истцом не оспаривается.
В последующем, истица распорядилась земельным участком с расположенным на нем объектом недвижимости по договору купли-продажи в пользу *** 29.08.2011 года зарегистрировано право собственности на земельный участок за *** (л.д. ***). Кадастровая стоимость земельного участка в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости в настоящее время составляет ***руб. (л.д. ***).
Новым собственником вид разрешенного использования изменен на "для размещения индивидуального жилого дома", что подтверждается Постановлением Администрации г. Омска N 549-п от 02.06.2011 года и соответствующим решением ФБУ "Кадастровая палата" по Омской области N 55/11-8346 от 07.12.2011 года внесены соответствующие изменения объекта недвижимости (л.д. ***).
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что в материалах дела имеется кадастровая выписка из ГКН о земельном участке с кадастровым номером *** площадью *** кв. м, датой внесения сведений в ГКН является 11.01.2006 года.
Суд учитывает, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается на основании п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (ст. 66 ЗК РФ).
Согласно п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утверждены постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Функции по утверждению государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, а также среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району Омской области отнесены к ведению Правительства Омской области (п. п. 35, 36 ст. 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области").
Кадастровая стоимость земельного участка истца и удельный показатель кадастровой стоимости, указанные в выписке из госкадастра недвижимости утверждены постановлением Правительства Омской области от 26 ноября 2008 г. N 193-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
До утверждения Правительством Омской области такие сведения не могли использоваться, в том числе, и для целей налогообложения.
Вместе с тем, данные о кадастровой стоимости участка, об удельном показателе кадастровой стоимости внесены Управлением Роснедвижимости по Омской области в государственный кадастр недвижимости до утверждения их Правительством Омской области, что повлекло за собой расчет налогооблагаемой базы исходя из таких сведений, поскольку в силу положений п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в силу положений ст. 389 НК РФ.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не утратили возможность доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Таким образом, определение кадастровой стоимости земельных участков должно производиться в отношении каждого земельного участка индивидуально, но с применением различных правовых механизмов.
К., заявив требования по настоящему делу, по существу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации, является нарушение ее прав как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога.
Согласно правовой позиции изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010) следует, что в силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
При этом права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Однако в полной мере на спорные правоотношения эти нормы не распространяются и воспользоваться механизмом Закона N 167-ФЗ возможно лишь частично.
Такое правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, но не исключающее в некоторых случаях использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушение принципа равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленные К. требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе, и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом назначается экспертиза.
Как усматривается из материалов дела, истцом К. был представлен отчет оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка на 28.12.2009 года, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость существенно (в *** раз) превышает рыночную стоимость участка. Так, согласно названного отчета земельный участок с кадастровым номером *** площадью *** кв. м местоположение которого установлено относительно строения, имеющего почтовый адрес *** имеет рыночную стоимость *** руб. (л.д. ***).
Суд первой инстанции согласился с оценкой отчета с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Нормами статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Не согласившись с отчетом, а также датой на которую проведена оценка, сторона ответчика ходатайства о проведении экспертизы отчета оценщика не заявило.
Кроме того, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
(Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Баженова Вячеслава Валентиновича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации").
Часть 3 статьи 66 Кодекса действует с 26.07.2010 года, то есть со дня опубликования в "Российской газете".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что именно данную величину стоимости участка необходимо учитывать не с момента регистрации права собственности истца (17.03.2010 года), а с 26.07.2010 года при определении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего К. и до момента прекращения ее права собственности на объект недвижимости.
Данная стоимость может распространяться на период владения земельным участком истцом, поскольку аналогичные требования прежним и нынешним собственниками участка в судебном заседании не заявлены.
В соответствии с п. 4 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04 февраля 2010 года N 42, при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости (раздел государственного кадастра недвижимости согласно ч. 1 ст. 13 Закона о ГКН) уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются кадастровые процедуры, в том числе исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
Органом кадастрового учета в силу положений ч. 2 ст. 3 Закона о ГКН, Приказа Росреестра от 11 марта 2010 года N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" (зарегистрирован в Минюсте РФ 15 апреля 2010 года N 16909), Приказа Росреестра от 31 мая 2011 года N П/200 "Об утверждении уставов федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата", а также Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01.09.2011 года N П/331 является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в связи с чем данное ФГБУ надлежит обязать заменить недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка ранее принадлежащего истцу.
При установлении изложенного доводы жалобы не могут быть приняты во внимание и подлежат отклонению, поскольку сводятся к переоценке установленных судом первой инстанции обстоятельств и сделанного на их основе вывода, правильность которого у судебной коллегии сомнений не вызывает.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 05 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.06.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3390/12
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июня 2012 г. по делу N 33-3390/12
Председательствующий: Соснин И.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.
судей областного суда Дьякова А.Н., Подвязниковой Н.А.
при секретаре Д.
рассмотрела в судебном заседании 13 июня 2012 года дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Центрального районного суда города Омска от 05 апреля 2012 года, которым постановлено:
"Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" заменить недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка и о размере удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером *** площадью *** кв. м местоположение которого установлено относительно строения, имеющего почтовый адрес *** за период с 26.07.2010 года по 29.08.2011 с *** руб. на *** руб., и с *** руб. на *** руб. соответственно.
В остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Подвязниковой Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
К. обратилась в Центральный районный суд г. Омска с настоящим исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований указала, что являлась владельцем земельного участка с кадастровым номером *** площадью *** кв. м с 17.03.2010 года по 20.12.2011 года. Разрешенный вид использования участка - общественно-деловые цели. На участке расположено нежилое помещение площадью около *** кв. м. На момент покупки участка и в настоящее время К. не является индивидуальным предпринимателем и приобретала земельный участок с целью вложения денежных средств. В настоящее время участок продан. Согласно государственному кадастру недвижимости стоимость земельного участка на момент владения истцом составляла *** руб., то есть *** руб. за кв. м. К. купила землю за *** руб. у администрации г. Омска. Полагает, что кадастровая стоимость земли завышена, исходя из заключения оценщика, рыночная стоимость земельного участка составляет *** руб. Новый собственник изменил вид использования земельного участка и его кадастровая стоимость в настоящее время составляет около *** рублей. В результате завышенной стоимости земельного участка нарушены права К., поскольку ей приходится платить существенно завышенную сумму налога в 2010 году - *** рублей, в 2011 - *** рублей.
С учетом изложенного, просит суд обязать ответчика заменить сведения о кадастровой стоимости земельного участка за период владения К. на *** руб. и *** руб. за кв. м.
В процессе рассмотрения дела, заявленные требования истцом изменялись и дополнялись.
В судебном заседании представитель истца К. - Д., действующая по доверенности (л.д. ***) заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области исковые требования не признал, в удовлетворении иска просил отказать. Пояснил, что в ходе кадастровой оценки спорный участок был обоснованно отнесен к ***виду разрешенного использования, так как на нем находится единой объект - нежилое помещение бывшего детского сада. Данный факт подтверждается договором купли-продажи, техпаспортом и свидетельством о регистрации права истца. Кадастровая стоимость земельного участка утверждена постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п в редакции постановления Правительства Омской области от 26 ноября 2008 г N 193-п.
Представитель ответчика - Управления Росреестра по Омской области исковые требования не признал, пояснив, что изначально на основании Указа Губернатора Омской области от 19 июня 2003 года N 110 была проведена оценка спорного земельного участка. В 2007 году проведена новая оценка, поскольку она проводится не реже, чем в 5 лет. Экономические характеристики земельного участка утверждены постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2007 N 174-п. Внесение изменений постановлением Правительства Омской области от 26 ноября 2008 N 193-п, содержащим сведения о кадастровой стоимости земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в постановление Правительства Омской области N 174-п свидетельствует о том, что Управлением правомерно внесены сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - Управления Росреестра по Омской области просит постановленное решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что судом немотивированно применены нормы законы, которые не должны применяться.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда оснований к отмене решения не находит.
В силу статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно статье 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебным разбирательством установлено, что К. являлась собственником земельного участка с кадастровым номером *** площадью *** кв. м на основании договора купли-продажи от 28.12.2009 года заключенного с Администрацией г. Омска (***) и свидетельства о госрегистрации права с 17.03.2010 года по 20.12.2011 года (***).
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года N 165-О-О).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке, последний был отнесен к категории земель - земли населенных пунктов - для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, местоположение участка установлено относительно строения, имеющего почтовый адрес *** (л.д. ***). Кадастровая стоимость земельного участка в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости в период владения на праве собственности истца составляла *** руб.
Указанная кадастровая стоимость земельного участка определена в процессе проведения работ по государственной кадастровой оценке земель города Омска и содержится в подготовленном по результатам работ отчете ФГУП ФКЦ "Земля" от 27 ноября 2007 года N 05-09/02 "Об определении кадастровой стоимости земель населенных пунктов муниципального образования город Омск". Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный земельный кадастр (в настоящее время государственный кадастр недвижимости) 27 декабря 2007 года на основании указанного выше Отчета.
В последующем сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка, содержащиеся в Отчете, утверждены постановлением Правительства Омской области от 26 ноября 2008 года N 193-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
Из материалов дела следует, что на указанном земельном участке расположено строение литера ***, площадью *** кв. м (л.д. ***). Факт расположения указанного единого объекта недвижимости на земельном участке с вышеназванным кадастровым номером подтверждается и пунктом 1.1 договора купли-продажи от 28 декабря 2009 года заключенного истицей с Администрацией г. Омска.
Определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования, который содержится в Таблице 1 Приложения 2 Технических рекомендаций.
Типовой перечень видов разрешенного использования земельных участков предполагает размещение на них объектов недвижимости соответствующего вида разрешенного использования.
Отнесение участка к *** виду разрешенного использования в судебном заседании истцом не оспаривается.
В последующем, истица распорядилась земельным участком с расположенным на нем объектом недвижимости по договору купли-продажи в пользу *** 29.08.2011 года зарегистрировано право собственности на земельный участок за *** (л.д. ***). Кадастровая стоимость земельного участка в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости в настоящее время составляет ***руб. (л.д. ***).
Новым собственником вид разрешенного использования изменен на "для размещения индивидуального жилого дома", что подтверждается Постановлением Администрации г. Омска N 549-п от 02.06.2011 года и соответствующим решением ФБУ "Кадастровая палата" по Омской области N 55/11-8346 от 07.12.2011 года внесены соответствующие изменения объекта недвижимости (л.д. ***).
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что в материалах дела имеется кадастровая выписка из ГКН о земельном участке с кадастровым номером *** площадью *** кв. м, датой внесения сведений в ГКН является 11.01.2006 года.
Суд учитывает, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается на основании п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (ст. 66 ЗК РФ).
Согласно п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утверждены постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Функции по утверждению государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, а также среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району Омской области отнесены к ведению Правительства Омской области (п. п. 35, 36 ст. 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области").
Кадастровая стоимость земельного участка истца и удельный показатель кадастровой стоимости, указанные в выписке из госкадастра недвижимости утверждены постановлением Правительства Омской области от 26 ноября 2008 г. N 193-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
До утверждения Правительством Омской области такие сведения не могли использоваться, в том числе, и для целей налогообложения.
Вместе с тем, данные о кадастровой стоимости участка, об удельном показателе кадастровой стоимости внесены Управлением Роснедвижимости по Омской области в государственный кадастр недвижимости до утверждения их Правительством Омской области, что повлекло за собой расчет налогооблагаемой базы исходя из таких сведений, поскольку в силу положений п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в силу положений ст. 389 НК РФ.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не утратили возможность доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Таким образом, определение кадастровой стоимости земельных участков должно производиться в отношении каждого земельного участка индивидуально, но с применением различных правовых механизмов.
К., заявив требования по настоящему делу, по существу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации, является нарушение ее прав как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога.
Согласно правовой позиции изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010) следует, что в силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
При этом права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Однако в полной мере на спорные правоотношения эти нормы не распространяются и воспользоваться механизмом Закона N 167-ФЗ возможно лишь частично.
Такое правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, но не исключающее в некоторых случаях использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушение принципа равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленные К. требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе, и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом назначается экспертиза.
Как усматривается из материалов дела, истцом К. был представлен отчет оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка на 28.12.2009 года, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость существенно (в *** раз) превышает рыночную стоимость участка. Так, согласно названного отчета земельный участок с кадастровым номером *** площадью *** кв. м местоположение которого установлено относительно строения, имеющего почтовый адрес *** имеет рыночную стоимость *** руб. (л.д. ***).
Суд первой инстанции согласился с оценкой отчета с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Нормами статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Не согласившись с отчетом, а также датой на которую проведена оценка, сторона ответчика ходатайства о проведении экспертизы отчета оценщика не заявило.
Кроме того, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
(Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Баженова Вячеслава Валентиновича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации").
Часть 3 статьи 66 Кодекса действует с 26.07.2010 года, то есть со дня опубликования в "Российской газете".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что именно данную величину стоимости участка необходимо учитывать не с момента регистрации права собственности истца (17.03.2010 года), а с 26.07.2010 года при определении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего К. и до момента прекращения ее права собственности на объект недвижимости.
Данная стоимость может распространяться на период владения земельным участком истцом, поскольку аналогичные требования прежним и нынешним собственниками участка в судебном заседании не заявлены.
В соответствии с п. 4 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04 февраля 2010 года N 42, при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости (раздел государственного кадастра недвижимости согласно ч. 1 ст. 13 Закона о ГКН) уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются кадастровые процедуры, в том числе исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
Органом кадастрового учета в силу положений ч. 2 ст. 3 Закона о ГКН, Приказа Росреестра от 11 марта 2010 года N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" (зарегистрирован в Минюсте РФ 15 апреля 2010 года N 16909), Приказа Росреестра от 31 мая 2011 года N П/200 "Об утверждении уставов федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата", а также Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01.09.2011 года N П/331 является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в связи с чем данное ФГБУ надлежит обязать заменить недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка ранее принадлежащего истцу.
При установлении изложенного доводы жалобы не могут быть приняты во внимание и подлежат отклонению, поскольку сводятся к переоценке установленных судом первой инстанции обстоятельств и сделанного на их основе вывода, правильность которого у судебной коллегии сомнений не вызывает.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 05 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)