Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Ворониной Е.Ю., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от заявителя ЗАО "Фирма "БАСК" - не явился (извещен надлежаще)
от ответчика Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области - не явился (извещен надлежаще)
от КУИ администрации Солнечногорского муниципального района Московской области - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 23 июля 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Фирма "БАСК"
на решение от 05 июня 2012 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление от 08 апреля 2013 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Александровым Д.Д., Коноваловым С.А., Шевченко Е.Е.
по заявлению ЗАО "Фирма "БАСК" (ОГРН: 1037739211806)
к Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, КУИ администрации Солнечногорского муниципального района Московской области
о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка
установил:
ЗАО "Фирма "БАСК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области (далее - Администрация) и Комитету по управлению имуществом Администрации Солнечногорского района Московской области (далее - Комитет) об обязании Комитета заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 6235,784 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, д. Мышецкое, в границах согласно приложенной карты (плана) на условиях, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", по цене в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. Взыскать с Администрации и Комитета расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.06.2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012 года решение суда отменено, заявление общества оставлено без рассмотрения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 09.01.2013 г. постановление суда апелляционной инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Отменяя принятое судом постановление, суд кассационной инстанции исходил из того, что у апелляционного суда не было оснований для оставления искового заявления общества без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 г. решение Арбитражного суда Московской области от 05.06.2012 г. оставлено без изменения.
Посчитав принятые по делу судебные акты незаконными, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Законность вынесенных судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 284, 286 АПК РФ.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежаще. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 284 АПК РФ, считает возможным рассмотреть поданную жалобу в отсутствие данных представителей.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены вынесенных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществу на праве собственности принадлежат объекты капитального строительства: тепличный комплекс, общая площадь 945,8 кв. м, ангар, общая площадь 450 кв. м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права на недвижимое имущество N 02-09.3550 и N 02-09.3553 от 21.05.1998 г., расположенные по адресу: Московская область, Солнечногорский район, д. Мышецкое.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 0,65 га, сведения о правах на который отсутствуют, что следует из уведомления от 21.11.2011 г. N 09/055/2011-105.
Общество с целью приобретения земельного участка 08.11.2011 г. обратился в Администрацию с заявлением (вх. N 5989) о его выкупе.
Рассмотрев поступившее заявление, Комитет сообщил обществу о необходимости представить схему расположения земельного участка на кадастровой карте, соответствующей территории; заключение управления архитектуры и градостроительства Солнечногорского района; титульный лист межевого плана с печатью и подписью кадастрового инженера; акт согласования местоположения границ земельного участка, а также другие документы.
19 декабря 2011 г. общество повторно обратилось в Администрацию с заявлением вх. N 6770 о выкупе земельного участка, на что Администрация сообщила, что для принятия решения необходимо представить в отдел формирования и оформления Комитета вышеназванные документы.
Общество 27.02.2012 г. обратилось в Администрацию с заявлением N 0907 об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Рассмотрев указанное заявление, обществу было предложено представитель в Комитет землеустроительную документацию, соответствующую требованиям Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в том числе межевой план земельного участка и акт согласования местоположения границ.
Посчитав, что Администрация незаконно отказывает в заключении договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
Пунктом 5 статьи 36 Кодекса установлено, что для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29, с перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Земельного кодекса РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 г. N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, к числу которых в том числе, отнесены выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на земельный участок; копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
Согласно статье 11.1 Кодекса земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Судами установлено, что границы испрашиваемого обществом земельного участка на момент обращения в суд не определены, на кадастровый учет он не поставлен.
Статьей 554 Гражданского кодекса РФ установлено, что в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Как верно отметили суды, учитывая то обстоятельство, что испрашиваемый обществом земельный участок как объект недвижимости не существует, Администрация не может быть понуждена к заключению договора купли-продажи до момента, пока земельный участок не будет сформирован и поставлен в установленном законом порядке на государственный кадастровый учет.
У суда кассационной инстанции при данных обстоятельствах не имеется правовых оснований для отмены вынесенных судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 июня 2012 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 апреля 2013 года по делу N А41-4492/12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судьи
Е.Ю.ВОРОНИНА
А.М.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 26.07.2013 ПО ДЕЛУ N А41-4492/12
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2013 г. по делу N А41-4492/12
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Ворониной Е.Ю., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от заявителя ЗАО "Фирма "БАСК" - не явился (извещен надлежаще)
от ответчика Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области - не явился (извещен надлежаще)
от КУИ администрации Солнечногорского муниципального района Московской области - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 23 июля 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Фирма "БАСК"
на решение от 05 июня 2012 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление от 08 апреля 2013 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Александровым Д.Д., Коноваловым С.А., Шевченко Е.Е.
по заявлению ЗАО "Фирма "БАСК" (ОГРН: 1037739211806)
к Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, КУИ администрации Солнечногорского муниципального района Московской области
о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка
установил:
ЗАО "Фирма "БАСК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области (далее - Администрация) и Комитету по управлению имуществом Администрации Солнечногорского района Московской области (далее - Комитет) об обязании Комитета заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 6235,784 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, д. Мышецкое, в границах согласно приложенной карты (плана) на условиях, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", по цене в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. Взыскать с Администрации и Комитета расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.06.2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012 года решение суда отменено, заявление общества оставлено без рассмотрения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 09.01.2013 г. постановление суда апелляционной инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Отменяя принятое судом постановление, суд кассационной инстанции исходил из того, что у апелляционного суда не было оснований для оставления искового заявления общества без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 г. решение Арбитражного суда Московской области от 05.06.2012 г. оставлено без изменения.
Посчитав принятые по делу судебные акты незаконными, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Законность вынесенных судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 284, 286 АПК РФ.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежаще. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 284 АПК РФ, считает возможным рассмотреть поданную жалобу в отсутствие данных представителей.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены вынесенных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществу на праве собственности принадлежат объекты капитального строительства: тепличный комплекс, общая площадь 945,8 кв. м, ангар, общая площадь 450 кв. м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права на недвижимое имущество N 02-09.3550 и N 02-09.3553 от 21.05.1998 г., расположенные по адресу: Московская область, Солнечногорский район, д. Мышецкое.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 0,65 га, сведения о правах на который отсутствуют, что следует из уведомления от 21.11.2011 г. N 09/055/2011-105.
Общество с целью приобретения земельного участка 08.11.2011 г. обратился в Администрацию с заявлением (вх. N 5989) о его выкупе.
Рассмотрев поступившее заявление, Комитет сообщил обществу о необходимости представить схему расположения земельного участка на кадастровой карте, соответствующей территории; заключение управления архитектуры и градостроительства Солнечногорского района; титульный лист межевого плана с печатью и подписью кадастрового инженера; акт согласования местоположения границ земельного участка, а также другие документы.
19 декабря 2011 г. общество повторно обратилось в Администрацию с заявлением вх. N 6770 о выкупе земельного участка, на что Администрация сообщила, что для принятия решения необходимо представить в отдел формирования и оформления Комитета вышеназванные документы.
Общество 27.02.2012 г. обратилось в Администрацию с заявлением N 0907 об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Рассмотрев указанное заявление, обществу было предложено представитель в Комитет землеустроительную документацию, соответствующую требованиям Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в том числе межевой план земельного участка и акт согласования местоположения границ.
Посчитав, что Администрация незаконно отказывает в заключении договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
Пунктом 5 статьи 36 Кодекса установлено, что для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29, с перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Земельного кодекса РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 г. N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, к числу которых в том числе, отнесены выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на земельный участок; копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
Согласно статье 11.1 Кодекса земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Судами установлено, что границы испрашиваемого обществом земельного участка на момент обращения в суд не определены, на кадастровый учет он не поставлен.
Статьей 554 Гражданского кодекса РФ установлено, что в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Как верно отметили суды, учитывая то обстоятельство, что испрашиваемый обществом земельный участок как объект недвижимости не существует, Администрация не может быть понуждена к заключению договора купли-продажи до момента, пока земельный участок не будет сформирован и поставлен в установленном законом порядке на государственный кадастровый учет.
У суда кассационной инстанции при данных обстоятельствах не имеется правовых оснований для отмены вынесенных судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 июня 2012 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 апреля 2013 года по делу N А41-4492/12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судьи
Е.Ю.ВОРОНИНА
А.М.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)