Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 17.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5372/2013Г.

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 октября 2013 г. по делу N 33-5372/2013г.


Судья: И.В. Пластинин

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Архаровой Л.В.,
при секретаре З.
рассмотрела в судебном заседании 17 октября 2013 г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ОАО "Российские железные дороги" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 13 августа 2013 г., которым
взысканы с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу Ж. излишне удержанный налог на доходы физических лиц в размере ... и компенсация морального вреда в размере ..., а всего взыскано ....
Взыскана с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" государственная пошлина в бюджет муниципального образования городского округа "Воркута" в размере ... руб.
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., судебная коллегия

установила:

Ж. обратилась в суд с иском к ОАО "Российские железные дороги", Воркутинскому территориальному участку Северной дирекции по тепловодоснабжению - структурному подразделению Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" о взыскании излишне удержанного налога на доходы физических лиц и компенсации морального вреда. В обоснование требований указала, что в течение ... - ... гг. из ее заработной платы удержан налог на доходы физических лиц со стоимости проезда по бесплатным транспортным требованиям, полагает удержание незаконным, поскольку предоставление бесплатных билетов является компенсацией, предусмотренной Федеральным законом "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", и не подлежит налогообложению в соответствии с налоговым законодательством.
Ответчик исковые требования не признал.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "РЖД" просит об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Материалами дела установлено, что истица работает ... Северной дирекции по тепловодоснабжению - структурном подразделении Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
В ... и ... гг. Ж. воспользовалась правом бесплатного проезда по личным надобностям по транспортным требованиям, выданным работодателем. В последующем стоимость бесплатного проезда истицы была включена ответчиком в налогооблагаемую базу по НДФЛ как доход, полученный в натуральной форме, с нее удержан налог на доходы физических лиц в общей сумме ... руб.
Признавая неправомерными действия работодателя по удержанию налога, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление бесплатных проездных документов для проезда в связи с осуществлением истицей трудовых обязанностей относится к категории компенсации, предусмотренной п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации, которая не подлежит налогообложению.
Выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам.
Федеральным законом "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Отраслевым соглашением на 2008 год, продленным на 2009 и 2010 гг., Отраслевым соглашением по организациям железнодорожного транспорта на 2011 - 2013 гг., Коллективным договором ОАО "РЖД" на 2008 - 2010 гг. и Коллективным договором ОАО "РЖД" на 2011 - 2013 гг. предусмотрено право работников на бесплатный проезд по личным надобностям по разовому транспортному требованию в купейном вагоне поездов дальнего следования всех категорий в направлении туда и обратно.
До 9 марта 2010 г. действовали Временные правила выдачи билетов для бесплатного проезда работников железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 29 марта 2004 г. N 1795р. В настоящее время эти вопросы урегулированы Правилами выдачи транспортных требований ОАО "РЖД" для оформления безденежного проезда на железнодорожном транспорте общего пользования, утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 9 марта 2010 г. N 452 р.
В соответствии с названными Правилами для реализации права в виде бесплатного проезда по личным надобностям работникам выдаются бесплатные транспортные требования по форме 6.
В силу п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Понятие компенсаций, связанных с исполнением трудовых обязанностей, а также случаи их предоставления определены Трудовым кодексом РФ. Согласно ст. 164 ТК РФ компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.
Учитывая приведенные нормы права, положения ОТС и Коллективных договоров ОАО "РЖД", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что компенсация в виде предоставления работнику организации проездных документов, обеспечивающих безденежный проезд от места жительства к месту использования отдыха и по личным надобностям, не подлежит налогообложению в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ, поскольку данная компенсация предоставляется работодателям работникам в связи с осуществлением ими своих трудовых обязанностей.
Суд с достаточной полнотой установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к правильному выводу о взыскании с ОАО "РЖД" в пользу Ж. излишне удержанной суммы налога на доходы физических лиц в размере ... руб.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В силу особенностей трудового законодательства, моральный вред при установлении факта нарушения трудовых прав работника презюмируется. В связи с этим доводы ответчика о том, что ОАО "РЖД" не мог быть причинен моральный вред истице, поскольку удержание НДФЛ с работника произведено по причине отсутствия четкого разграничения между гарантиями и компенсациями при их предоставлении работнику в НК РФ, подлежат отклонению как несостоятельные.
Доводы жалобы о том, что проезд на железнодорожном транспорте по личным надобностям представляет собой доход, полученный в натуральной форме, и не относится к компенсационным выплатам, являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно был отвергнут.
Компенсация в виде бесплатных проездных документов к месту отдыха и обратно для работников ОАО "РЖД", работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляется в связи с осуществлением ими трудовых обязанностей в экстремальных природно-климатических условиях Севера и приравненных к ним местностях.
При этом порядок реализации права работника на бесплатный проезд как работающего в районах Крайнего Севера, так и в связи с работой в организациях железнодорожного транспорта, осуществляется путем выдачи бесплатных транспортных требований. Соответственно, названные компенсации, предоставляемые как в рамках Закона о Северах, так и в рамках Федерального закона о железнодорожном транспорте, имеют одинаковую правовую природу, в связи с чем относятся к предусмотренной п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ категории компенсации, не подлежащей налогообложению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что работники Северной дирекции по тепловодоснабжению не относятся к работникам железнодорожного транспорта общего пользования, в связи с чем Ж. не может быть отнесена к категории работников, имеющих право на бесплатный проезд, предоставленный п. 5 ст. 25 Закона о железнодорожном транспорте, также не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
Северная дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению является филиалом ОАО "Российские железные дороги".
Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что действие настоящего Федерального закона распространяется на организации железнодорожного транспорта общего пользования, к которым относится ОАО "РЖД".
Железнодорожный транспорт общего пользования, по смыслу настоящего Закона, - это производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками. Закон рассматривает данный вид транспорта в качестве комплекса, включающего в себя ряд объектов, технологически между собой взаимосвязанных, отсутствие которых затрудняет, а в ряде случаев делает невозможным перевозочный процесс.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 17-ФЗ инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования представляет собой технологический комплекс, включающий в себя пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Инфраструктура представляет собой совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества.
По логике названного Закона понятие инфраструктуры предполагает совокупность вспомогательных объектов, сущность и значение которых сводятся к реализации основного назначения всей системы железнодорожного транспорта.
Таким образом, к объектам данной категории может быть отнесено любое имущество, цель использования которого тесно связана с процессом перевозки железнодорожным транспортом общего пользования.
При этом основным критерием отнесения объекта к данной категории является его участие в жизнедеятельности железнодорожного транспорта.
Согласно п. 9 Положения о Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" основной ее задачей является эффективное управление комплексом объектов стационарной теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения Центральной дирекции, в том числе, оказание услуг по тепловодоснабжению и водоотведению объектов железных дорог ОАО "РЖД".
В соответствии с п. 8 Положения о Северной дирекции по тепловодоснабжению основной ее задачей является эффективное управление комплексом объектов стационарной теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения Центральной дирекции, в том числе, оказание услуг по тепловодоснабжению и водоотведению объектов железных дорог ОАО "РЖД".
Таким образом, оказываемые данными организациями услуги напрямую связаны с обеспечением деятельности и работы железнодорожного транспорта общего пользования.
Данный вывод не противоречит и Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 504, на положения которого ссылается податель апелляционной жалобы, "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций", которым утвержден Перечень имущества, относящегося в силу п. 11 ст. 381 НК РФ к железнодорожным путям общего пользования и сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью этих объектов и освобожденных от уплаты налога на имущество.
То обстоятельство, что в указанный Перечень объектов не входят объекты, находящиеся на балансе Северной дирекции по тепловодоснабжению, в том числе, и объект, на котором работает истица, правового значения не имеет.
Данным постановлением Перечень имущества был утвержден в целях обозначения его, как объекта, освобожденного от налогообложения.
При этом обязательным условием для отнесения имущества к льготируемому и в этом случае является наличие технологической связи между имуществом, поименованным в Перечне, и железнодорожными путями общего пользования.
Таким образом, в целом формулировка Закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" позволяет оценивать любой объект с точки зрения его принадлежности к инфраструктуре железнодорожного транспорта, исходя из его назначения (принадлежности) и выполняемых функций.
Кроме того, следует отметить, что в силу ранее действовавших нормативных актов, в том числе, Приказов Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15 декабря 1997 г. N 24Ц "О совершенствовании системы организации заработной платы работников, занятых в основной деятельности железных дорог", от 21 сентября 2003 г. N 66 "О внесении изменения в Приказ МПС России от 15 декабря 1997 г. N 24Ц", к предприятиям и обособленным структурным подразделениям основной деятельности железной дороги относились Дистанции водоснабжения и водоотведения.
Уставом Открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" главными целями деятельности общества признаны обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом, а также извлечение прибыли. Основными задачами общества являются, в том числе, поставка (продажа) электрической, тепловой энергии, оказание услуг по электроснабжению, теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 13 августа 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО "РЖД" - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)