Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 29.01.2013 ПО ДЕЛУ N А19-11928/2012

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2013 г. N А19-11928/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Левошко А.Н., Новогородского И.Б.,
при участии в судебном заседании представителей открытого акционерного общества "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" Ольшевского А.П. (доверенность N 2036/11 от 21.09.2011), Лоскутниковой Е.С. (доверенность N 2036/59 от 09.07.2012) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Иркутской области Рудых Е.Н. (доверенность N 03-08 от 21.01.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 августа 2012 года по делу N А19-11928/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции: Загвоздин В.Д.; суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О., Басаев Д.В.),

установил:

открытое акционерное общество "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" (ОГРН 1026600931180, место нахождения: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, далее - ОАО "СУАЛ", общество, налогоплательщик) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными пунктов 2 и 2.1 решения от 30.01.2012 N 26 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области (ОГРН 1043880004410, место нахождения: Иркутская область, г. Шелехов, далее - налоговая инспекция), реорганизованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 19 по Иркутской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Шелеховского городского поселения (ОГРН 1053848032347, место нахождения: Иркутская область, г. Шелехов).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 августа 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2012 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционной инстанции, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами двух инстанций норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, у общества отсутствовала законно установленная обязанность уплаты земельного налога за 2009 год, поскольку решение Думы города Шелехова от 17.12.2009 N 75-рд, которым внесены изменения в Положение о земельном налоге на территории города Шелехова, утвержденное решением Думы города Шелехова от 30.10.2008 N 125-рд "О земельном налоге" (далее - Положение о земельном налоге), не содержало норму, устанавливающую налоговую ставку в отношении земельных участков, относящихся к категории прочих. По мнению общества, после принятия нормы права (пункта 1.1.2 Положения о земельном налоге) в новой редакции, действие прежней редакции прекращается, а новая редакция вступает в силу только в порядке, установленном законом.
Общество полагает неправомерной ссылку судов и налоговой инспекции на протоколы заседаний представительных органов местного самоуправления.
Налогоплательщик также не согласен с выводами судов о том, что при исчислении земельного налога он должен был руководствоваться налоговой ставкой, установленной статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации. Общество полагает, что применение предельного размера ставки возлагает на налогоплательщика ответственность за нарушение представительными органами местного самоуправления правил юридической техники при принятии ими нормативных правовых актов. Судами необоснованно не приняты во внимание и не применены при рассмотрении спора положения пунктов 5, 6 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общества налоговая инспекция указывает на необоснованность ее доводов и просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты.
Администрацией Шелеховского городского поселения отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участвующие в судебном заседании представители общества поддержали доводы жалобы.
Представитель налоговой инспекции против доводов жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Администрация Шелеховского городского поселения, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направила.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены принятых по делу судебных актов.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, ОАО "СУАЛ" 01.02.2010 представило в налоговую инспекцию по телекоммуникационным каналам связи первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2009 год, согласно которой сумма налога к уплате за налоговый период составила 57 786 280 рублей.
Общество 29.07.2011 представило в налоговую инспекцию по телекоммуникационным каналам связи уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2009 год, согласно которой сумма налога к уплате в отношении категории прочих земельных участков за налоговый период составила ноль рублей.
Налоговым органом по месту учета заявителя проведена камеральная налоговая проверка представленной 29.07.2011 уточненной декларации по земельному налогу за 2009 год, по итогам которой составлен акт налоговой проверки от 15.11.2011 N 2245.
По результатам рассмотрения материалов проверки 30.01.2012 в присутствии уполномоченных представителей налогоплательщика налоговым органом принято решение N 26 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым обществу доначислен земельный налог за 2009 год в сумме 57 786 280 рублей.
Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области решением от 11.04.2012 N 26-16/09661 оставило решение налоговой инспекции без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
ОАО "СУАЛ", считая, что оспариваемое решение налоговой инспекции не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его частично незаконным.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что нормативным актом органа местного самоуправления в установленном порядке определены налоговые ставки по земельному налогу в городе Шелехове, при этом налоговая ставка по земельным участкам, отнесенным к категории "прочих", с 2008 года по настоящее время не изменялась. В связи с чем налоговая инспекция правомерно оспариваемым ненормативным актом доначислила обществу земельный налог.
Арбитражный апелляционный суд поддержал позицию арбитражного суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит выводы судов законными и обоснованными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу в 2009 году на праве собственности принадлежало 40 земельных участков, расположенных на территории Шелеховского муниципального образования и относящихся к категории прочих земельных участков, общество в силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации являлось плательщиком земельного налога.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Порядок определения объекта налогообложения, налоговой базы, налоговой ставки земельного налога предусмотрены Главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (пункт 2 данной статьи).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Как правильно установлено судами, на основании пункта 3 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 части 2 статьи 25 Устава города Шелехова на территории Шелеховского городского поселения вопросы по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации, находятся в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления - Думы Шелеховского городского поселения.
Решением Думы города Шелехова от 30.10.2008 N 125-рд утверждено Положение о земельном налоге на территории города Шелехова, которым введена максимальная налоговая ставка в отношении прочих земельных участков - 1,5 процента.
Согласно пункту 1.1 названного Положения о земельном налоге на территории г. Шелехова налоговые ставки в соответствии со статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации были установлены в следующих размерах: 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства; 1,5% - для прочих земельных участков.
Согласно пункту 1 решения Думы города Шелехова от 29.06.2009 N 47-рд пункт 1.1.2 "Налоговые ставки" Положения о земельном налоге на территории города Шелехова изложен в следующей редакции: "1% в отношении земельных участков, предоставленных для размещения гаражных кооперативов при условии осуществления деятельности, приносящей доход (абзац 1); 1,5% в отношении прочих земельных участков (абзац 2)".
Согласно пункту 2 решения Думы города Шелехова от 17.12.2009 N 75-рд "О внесении изменений и дополнений в решение Думы г. Шелехова от 30.10.2008 N 125-рд "О земельном налоге" абзац первый пункта 1.1.2 "Налоговые ставки" Положения о земельном налоге на территории города Шелехова был изложен в следующей редакции: "1.1.2-0,5 процента в отношении земельных участков, предоставленных для размещения гаражных кооперативов при условии не осуществления деятельности, приносящей доход".
При этом суды пришли к верному выводу о том, что какие-либо изменения в абзац второй названного пункта 1.1.2 Положения о земельном налоге на территории города Шелехова, предусматривающий размер налоговой ставки (1,5 процента) в отношении категории прочих земельных участков, указанным актом не вносились.
В подтверждение этого Думой города Шелехова решением от 20.01.2011 N 3-рд "О внесении изменений и дополнений в решение Думы города Шелехова от 30.10.2008 N 125-рд "О земельном налоге" отменены пункт 2 решения Думы города Шелехова от 17.12.2009 N 75-рд и решение Думы города Шелехова от 20.05.2010 N 23-рд в связи с их несоответствием действующему законодательству.
При этом пунктом 2 указанного решения Думы города Шелехова от 20.01.2011 N 3-рд изменен пункт 1.1.2 "Налоговые ставки" Положения о земельном налоге на территории города Шелехова и изложен в следующей редакции: "1.1.2-0,5 процента в отношении земельных участков, предоставленных для размещения гаражных кооперативов; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков".
В соответствии с пунктом 3 указанного решения Думы города Шелехова от 20.01.2011 N 3-рд действие данного нормативного акта распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2009.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к надлежащему выводу, что у общества имелась информация о размере налоговой ставки по земельному налогу в рассматриваемом налоговом периоде, в связи с чем на ОАО "СУАЛ" лежала обязанность по уплате налога в размере 57 786 280 рублей.
Все доводы, положенные в основу кассационной жалобы, являлись предметом исследования арбитражными судами двух инстанций при рассмотрении спора по существу, им дана правильная оценка.
Судом апелляционной инстанции обоснованно отклонена ссылка общества на неправомерное исследование судами протоколов заседаний представительных органов местного самоуправления. В соответствии положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные документы судами исследовались и оценивались наравне с иными письменными доказательствами.
Довод кассационной жалобы общества о несогласии с выводами судов о необходимости применения при исчислении земельного налога налоговой ставки, установленной статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не может быть принят во внимание, поскольку обжалуемые судебные акты не содержат таких выводов.
Ссылка на правовую неопределенность в вопросе исчисления земельного налога в спорный период не принимается судом кассационной инстанции как не нашедшая своего подтверждения при рассмотрении дела.
Учитывая установленный Земельным кодексом Российской Федерации принцип платности пользования землей, отсутствие решений об освобождении общества от уплаты налога, судами в ходе рассмотрения дела не установлено нарушений прав налогоплательщика оспариваемым решением налоговой инспекции.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального или процессуального права, являются позицией общества по делу, основанной на ошибочном толковании им норм права.
При таких Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 августа 2012 года по делу N А19-11928/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2012 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Н.Н.ПАРСКАЯ

Судьи:
А.Н.ЛЕВОШКО
И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)