Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.08.2007 N 04АП-3164/2007 ПО ДЕЛУ N А19-3745/07-58

Разделы:
Земельный налог; Охрана земель; Экономика и управление земельными участками

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2007 г. N 04АП-3164/2007

Дело N А19-3745/07-58

Резолютивная часть объявлена 30.07.2007 г.
Полный текст постановления изготовлен 06.08.2007 г.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Т.В. Стасюк Т.В., судей: О.Н. Бурковой, О.А. Куклина, при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.В. Цыцыковой, в отсутствие представителей сторон, рассмотрел апелляционную жалобу иску ОАО "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод" на решение арбитражного суда Иркутской области от 25.05.2007 г. по иску ОАО "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод" к Департаменту недвижимости Администрации г. Усть-Илимска о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки (судья И.П. Дягилева).
ОАО "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Департаменту недвижимости Администрации г. Усть-Илимска о признании договора аренды от 28.05.2003 г. N 1643 недействительным и применении последствий ее недействительности.
Решением арбитражного суда Иркутской области от 25 мая 2007 г. в иске заявителю было отказано.
Не согласившись с указанным решением арбитражного суда, истец обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, ссылаясь на несоблюдение ответчиком предусмотренной п. 6 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности на землю, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 г. N 576, процедуры согласования проекта договора аренды с Министерством имущественных отношений Российской Федерации. Заявитель апелляционной жалобы считает, что арендная плата ответчиком установлена с нарушением требований действующих на момент заключения спорного договора п. 2 ст. 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Закона РФ "О плате за землю", "Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю" и п. 1 ст. 71 Закона РФ "О местном самоуправлении".
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу заявленные истцом требования считает не подлежащими удовлетворению, а решение суда первой инстанции - законным и обоснованным.
Представители сторон в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 00944, 00945.
Апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие представителей сторон, на основании ст. 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции

установил:

следующее.
28.05.2003 г. между Департаментом недвижимости Администрации г. Усть-Илимска и ОАО "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод" заключен договор аренды N 1643, согласно которому ответчик передал в аренду истцу земельный участок площадью 21949,0 кв. м, кадастровый номер 38:32:020102:0039, расположенный по адресу: г. Усть-Илимск, промплощадка УИ ЛПК, ОАО "УИ ЛДЗ" для размещения очистных сооружений дождевых и сточных вод.
Ссылаясь на то, что указанный договор не соответствует требования действующего на момент его заключения законодательства и в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительной сделкой, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заявленные исковые требования судом первой инстанции были обосновано оставлены без удовлетворения, учитывая следующее.
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Как следует из государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей ИРО N 75-42-00-613 правопредшественнику истца - ГП "Лесопильно-деревообрабатывающий завод" для размещения завода в бессрочное (постоянное) пользование предоставлено 114,6241 гектаров земель в границах, указанных на чертеже.
Распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от 17.12.1992 г. N 149-р ГП "Лесопильно-деревообрабатывающий завод" преобразовано в ОАО "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод".
Согласно п. 2 ст. 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, - переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2008 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании заявления ОАО "Усть-Илимский ЛДЗ" от 29.10.02 N 400-18/1931 постановлением главы администрации г. Усть-Илимска от 13.05.03 N 657 "Об изъятии у открытого акционерного общества "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод" земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование" у истца изъяты предоставленные государственным актом на право бессрочного (постоянного) пользования землей ИРО N 75-42-00-613 земельные участки.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно п. 10 ст. 3 Закона РФ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В силу п. 3.3.1 Положения о Департаменте администрации г. Усть-Илимска, утвержденного постановлением главы администрации г. Усть-Илимска от 14.05.02 г. N 649 "О департаменте недвижимости администрации г. Усть-Илимска", с 15.05.02 г. Комитет по управлению имуществом г. Усть-Илимска полномочия по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования город Усть-Илимск принадлежат Департаменту недвижимости администрации г. Усть-Илимска.
В соответствии с п. 2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В силу ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
На основании договора от 28.05.2003 г. N 1643 Департаментом недвижимости администрации г. Усть-Илимска из земель поселений передан в аренду ОАО "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод" земельный участок площадью 21949,0 кв. м, с кадастровым номером 38:32:020102:0039, расположенный в г. Усть-Илимске, промплощадка УИ ЛПК, для размещения очистных сооружений дождевых и сточных вод.
Согласно 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом, и в силу пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации считается заключенным с момента его регистрации.
В силу части 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в соответствии с ч. 1 ст. 14 которого проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.
В соответствии со ст. ст. 131, 164, 433, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка от 28.05.2003 г. N 1643 зарегистрирован учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Иркутской области 15.09.2003 г., о чем свидетельствует проставленная в соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрационная надпись на договоре за N 38-01/17-8/2003-326.
Регистрационная надпись на договоре аренды земельного участка от 15.09.2003 г. N 38-01/17-8/2003-326, совершенная в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" подтверждает, что данный договор зарегистрирован Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Иркутской области 15.09.2003 г., в связи с чем на основании статей 433, 609 и 651 Гражданского кодекса Российской Федерации считается заключенным с 15.09.2003 г., и с этого дня согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации у сторон возникли обязательства по спорному договору, и, соответственно, с 15.09.2003 г. на основании части 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации начинается течение срока исковой давности по требованиям о признании договора недействительным, о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Исковое заявление с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки заявлено 06.03.2007 г.
Судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод о том, что истец обратился в суд с пропуском установленного частью 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации трехгодичного срока исковой давности, что в свою очередь является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований на основании части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы истца о нарушения ответчиком процедуры согласования проекта договора аренды судом отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии с п. 6 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.02 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, уполномоченные на распоряжение земельными участками органы направляют соответственно в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации копии принятых ими решений о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование органу государственной власти, государственному учреждению и федеральному казенному предприятию.
Проекты договоров аренды земельных участков, которые предоставляются государственному унитарному предприятию или на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной собственности или находившиеся в государственной собственности до приватизации, а также земельных участков, арендная плата за которые поступает в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации, подлежат обязательному согласованию уполномоченными на распоряжение земельными участками органами соответственно с Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) или с уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы в трехдневный срок после государственной регистрации указанного договора аренды направляют в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации копию договора аренды с отметкой о его государственной регистрации.
Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) и уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации осуществляют учет договоров аренды.
Данное правило регулирует отношения между органами местного самоуправления или органами государственной власти, уполномоченными на распоряжение земельными участками, и Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) либо уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Действие названных правил распоряжения земельными участками не распространяется на юридическое лицо при реализации им права на получение в арендное пользование земельного участка для размещения лесопильно-деревообрабатывающего завода.
Так, довод истца, основанный на неисполнении властными органами возложенных на них обязанностей, не указывает на недействительность договора.
Принимая во внимание, что договор аренды земельного участка от 28.05.2003 г. N 1643 в соответствии со ст. ст. 131, 164, 433, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации, прошел государственную регистрацию, тем самым государством признано и подтверждено возникновение у ОАО "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод" с момента государственной регистрации право аренды на земельный участок, ненаправление проекта договора Министерству имущественных отношений Российской Федерации не является основанием для признания оспариваемого договора недействительным.
В соответствии с пунктом 6 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности на землю, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 г. N 576, Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) и уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации осуществляют учет договоров аренды, следовательно, указанные правоотношения не могут оказывать влияния на содержание возникающих арендных правоотношений.
Доводы истца о неправильном расчете арендной платы и нарушении тем самым интересов Российской Федерации, положенные в обоснование необходимости согласования территориальным органом Министерства имущественных отношений РФ договора аренды не имеют отношения к предмету доказывания по делу, состоящему в доказательстве истцом недействительности сделки по основанию отсутствия согласования с Территориальным органом Министерства имущественных отношений РФ.
Следует учесть, что в соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в соответствии с п. 4 ст. 22 и п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
На основании ст. 12 Закона РФ "О федеральном бюджете на 2003 год" в 2003 году арендная плата за земли городов и поселков, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, перечислялась в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их уплаты между уровнями бюджетной системы Российской Федерации: в бюджеты субъектов Российской Федерации - 50%, в бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований - 50%.
Согласно п. 2.1. договора арендатор обязался вносить ежегодную арендную плату в сумме 175416 руб. 41 коп.
Согласно ст. 8 Закона "О плате за землю", средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 17.10.01 N 25/105 "О зонировании территории города Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога" утверждена схема зонирования территории г. Усть-Илимска в границах генерального плана застройки города.
Решением Городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 21.11.01 N 27/115 "О внесении дополнения в решение городской Думы третьего созыва от 03.04.01 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв. м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в городе Усть-Илимске с 1 мая 2001 года" размер коэффициента к ставке земельного налога за земли промышленности, энергетики, транспорта связи, радиовещания, телевидения, информатики, обороны, безопасности составляет 1.
В силу ст. 1 Закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В соответствии со ст. 7 Закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда Иркутской области от 01.04.2004 г. по делу N А19-19237/03-21
Решение городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 17.10.01 N 25/105 "О зонировании территории города Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога" признано соответствующим Закону РФ от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю", указанный в п. 2.1. договора от 28.05.2003 г. N 1643 размер арендной платы рассчитан на основании п. 4 ст. 22 и п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 действующего на момент заключения оспариваемого договора Закона "О плате за землю", ст. 1 Закона РФ от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и ст. 7 Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Согласно ст. 14 Закона от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом 2,0 для всех категорий земель, в связи с чем судом не принимается ссылка ответчика на то, что согласно приложению N 2 (таблица 1) к закону "О плате за землю" в редакции закона от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлена ставка налога на землю в размере 1,4.
В соответствии со ст. 8 Закона от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов.
Ссылка истца на необоснованное применение ответчиком в расчете арендной платы ставки 2,22 судом отклоняется, т.к. Решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 17.10.01 N 25/105 "О зонировании территории города Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога" утверждена схема зонирования территории г. Усть-Илимска в границах генерального плана застройки города, согласно которой земельный участок истца находится в зоне, к которой применяется, в соответствии с названным решением городской Думы, ставка земельного налога 2,22.
Так, ссылка истца на превышение ответчиком полномочий, установленных п. 1 ст. 71 Закона РФ "О местном самоуправлении" является несостоятельной.
Учитывая изложенное, оснований для признания договора аренды земельного участка от 28.05.2003 г. N 1643 недействительным не имеется и заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда Иркутской области от 25.05.2007 г.
Расходы по госпошлине подлежат распределению по правилам, установленным ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 АПК РФ, Арбитражный суд

постановил:

Решение арбитражного суда Иркутской области от 25.05.2007 г. по делу N 19-3745/07-58 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок.

Председательствующий
Т.В.СТАСЮК

Судьи
О.Н.БУРКОВА
О.А.КУКЛИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)