Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.11.2013 ПО ДЕЛУ N А56-31389/2013

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2013 г. по делу N А56-31389/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Савицкой И.Г., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.
при участии:
от заявителя: Мерко Н.Г. по доверенности от 01.02.2013 N 02
от заинтересованного лица: 1) Тарасов А.А. по доверенности от 03.04.2013 N 05-21/07568; 2) не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19726/2013) Общества с ограниченной ответственностью "Берег" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2013 по делу N А56-31389/2013 (судья Пасько О.В.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Берег"
к 1) Центральной акцизной таможне, 2) Северо-западному акцизному таможенному посту (специализированный) Центральной акцизной таможни
о признании недействительным требования

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Берег" (ОГРН 1089848000989; 198095, Санкт-Петербург, ул. Шкапина, д. 4, литер А; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) Центральной акцизной таможни (194292, Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 40А; далее - СЗАПТ) об уплате таможенных платежей от 05.03.2013 N 10009190/1760. В качестве второго ответчика к участию в деле привлечена Центральная акцизная таможня (ОГРН 1027700552065; 109240, Москва, ул. Яузская, д. 8; далее - Таможня).
Решением суда от 05.08.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, поскольку в идентификационном номере ввозимого транспортного средства отсутствовала информация о годе его выпуска, но в паспорте транспортного средства имелась информация о дате первой регистрации транспортного средства (03.06.2008), то в соответствии с Пунктом 130 Приложения к распоряжению Федеральной таможенной службы от 19.01.2011 N 6-р (в редакции от 16.09.2011, с изменениями от 27.09.2011) "О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров", дата первой регистрации транспортного средства - 03 июня 2008 года, в данном случае и будет считаться датой выпуска спорной техники. В связи с данными обстоятельствами классификация товара должна производится по товарной подсубпозиции 8701 20 101 3 - тягач седельный: до трех лет. Поскольку у Таможни отсутствовали основания для изменения классификационного кода ТН ВЭД в отношении ввезенного транспортного средства, выставление требования об уплате таможенных платежей незаконно и необоснованно.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Таможни, ссылаясь на их несостоятельность, просил оставить решение суда без изменения по мотивам, изложенным в отзыве.
СЗАПТ, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем, жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителя ответчика.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, на Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированного) Центральной акцизной таможни Обществом представлена таможенная декларация на товары (ДТ) N 10009195/080411/0000283, в которой заявлен товар - "седельный тягач с седельно-сцепным устройством "DAF 105.460", б/у 09.04.2008 г.в., полной массой 20 500 кг, цвет белый, объем двигателя 12 902 куб. см, VIN: XLRTE47MS8E16322, экологический класс 5, изготовитель - "DAF Trucks N.V.", Нидерланды, страна отправления Германия, статистической стоимостью 53 248,90 долларов США. Товар ввезен на основании внешнеторгового контракта от 03.03.2011 г. N В-643/89008046/0001, заключенного между ООО "Берег" и "DARTFORD TRAIDING SA".
Заявителем при декларировании товара заявлен классификационный код 8701 20 101 3 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (в редакции, действовавшей на момент декларирования), в соответствии с которым классифицируются: "тягачи седельные, новые, экологического класса 4 или выше. Ставка ввозной таможенной пошлины 5% от таможенной стоимости товара". В подтверждение даты выпуска транспортного средства в таможенный орган были представлены:
- - аналог паспорта транспортного средства, в графе "Б.2" которого имеется запись ТЕ 105 XF, графе "Е" - XLRTE47MS8E16322, графе "24" - 03.06.2008;
- - информационное письмо ООО "ЛенГО" "О содержании вредных веществ в выхлопных газах" исх. N 218 от 06.04.2011 г., из текста которого следует, что датой изготовления шасси транспортного средства DAF FT XF105, VIN: XLRTE47MS8E16322 является 09.04.2008.
Таможенным органом был принят классификационный код, заявленный декларантом, и данное решение формализовано проставлением оттиска штампа "Выпуск разрешен" в соответствующих графах деклараций.
В порядке статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) 20.09.2012 в отношении Общества проведена камеральная таможенная проверка с целью установления достоверности заявленного декларантом классификационного кода товара, оформленного по ДТ N 10009195/080411/0000283.
В ходе камеральной таможенной проверки Таможней установлено, что в информационном письме "О содержании вредных веществ в выхлопных газах" от 06.04.2011 N 218, приложенном к комплекту документов, представленных при таможенном декларировании, указано, что шасси транспортного средства изготовлено 09.04.2008. Сведения, указанные в письме, получены из официальной информационной системы дилеров "ePortal DAF Dealernet Parts Rapido 2.2". Согласно акту таможенного осмотра N 10009195/070411/000277 от 07.04.2011 "дата на комплектующих 11/03/08".
Для подтверждения даты изготовления тягача таможенным органом направлен запрос в официальное представительство компании DAF Trucks N.V. в Российской Федерации - ООО "ДАФ Траке Рус" о предоставлении полной информации о дате изготовления, типу и номеру двигателя указанного транспортного средства.
Согласно письму официального представителя DAF Trucks N.V. - ООО "ДАФ Траке Рус" от 12.09.2012 г. N 120912/2, ввезенный заявителем тягач DAF FT XF 105.460 с идентификационным (VIN) номером XLRTE47MS8E16322, произведен на заводе DAF Trucks N.V. в Нидерландах 07.04.2008.
Также в процессе таможенного контроля после выпуска товара таможенным органом в адрес официального представительства компании DAF Trucks N.V. - ООО "ДАФ Траке Рус" направлено письмо исх. N 02-10/24115 от 17.10.2012 г. с просьбой дать разъяснения по поводу использования системы "ePortal DAF Dealernet Parts Rapido 2.2" дилером ООО "ЛенГО" при выдаче информационных писем "О содержании вредных веществ в выхлопных газах".
Из ответа на указанное письмо ООО "ДАФ Траке Рус" следует:
- "ePortal DAF Dealernet" - это электронный информационный дилерский портал, доступ к которому получают все официальные дилеры DAF Trucks N.V. ООО "ДАФ Траке Рус". "Parts Rapido 2.2" является электронным каталогом запасных частей DAF Trucks N.V., размещенный на "ePortal DAF Dealernet", который используют все официальные дилеры DAF для заказа запасный частей. Данный ресурс не является заводской производственной программой и не может служить источником подтверждения дат производства. Дата, указанная в графе 118 в "ePortal DAF Dealernet Parts Rapido 2.2" - это дата отгрузки конкретного автомобиля с указанным УПЧ - номером клиенту с завода, то есть дата физического вывоза клиентом данного транспортного средства с территории завода DAF Trucks N.V.
Таким образом, после выпуска Таможней было установлено, что на момент декларирования транспортного средства с даты его выпуска прошло более трех лет, в связи с чем данный товар подлежит классификации в товарной подсубпозиции 8701 20 9017 ТН ВЭД ТС - "...тягачи седельные, бывшие в эксплуатации, прочие (с момента выпуска которых прошло от трех до пяти лет)". Ставка ввозной таможенной пошлины 30% от таможенной стоимости товара, но не менее 2,2 Евро за 1 куб. см объема двигателя.
В связи с изложенным, у Общества в отношении товара, оформленного по ДТ N 10009195/080411/0000283, выявлен факт недостоверной классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС, повлиявший на размер причитающихся к уплате сумм таможенных пошлин, налогов (акт камеральной проверки N 10009000/400/211112/А079 от 21.11.2012). Таможенный орган, посчитав, что Обществом были нарушены правила классификации, самостоятельно, на основании пункта 3 статьи 52 ТК ТС, осуществил классификацию товара по коду 8701 20 9017 ТН ВЭД ТС (ставка ввозной пошлины 30% от таможенной стоимости товара, но не менее 2,2 Евро за 1 куб. см объема двигателя), принял решение о классификации от 12.12.2012 N 10009000-15-19/160, и выставил требование об уплате таможенных платежей (л.д. 14-16).
Считая требование об уплате таможенных платежей незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что с момента выпуска ввозимого товара прошло более трех лет, в связи с чем его необходимо классифицировать в подсубпозиции ТН ВЭД ТС - 8701 20 901 7, "седельные тягачи с момента выпуска которых прошло более 3-х лет, ставка таможенной пошлины - 30%, но не менее 2,2 евро за 1 куб. см объема двигателя".
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 52 ТК ТС в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 ТК ТС.
В соответствии со статьей 105 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утверждаемая Комиссией Таможенного союза.
В таможенной декларации на товары код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности указывается декларантом либо по поручению декларанта таможенным представителем.
Согласно пункту 2 статьи 181 и пункт 3 статьи 182 ТК ТС помимо прочих к сведениям о товарах относятся классификационный код товара и его описание.
В силу пункта 2 статьи 77 ТК ТС для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
В соответствии со статьей 130 распоряжения ФТС России N 6-р от 19 января 2011 года "О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров" в группе 87 ТН ВЭД ТС классифицируются транспортные средства, бывшие в эксплуатации.
Моментом выпуска транспортного средства считается дата его изготовления, которая может быть указана на транспортном средстве и в регистрационных документах транспортного средства (например: технический паспорт, свидетельство о регистрации и аналогичные им регистрационные документы, выдаваемые уполномоченными органом страны-экспортера (продавца)). При отсутствии в регистрационных документах даты изготовления транспортного средства год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в его идентификационном номере, при этом полный год выпуска исчисляется с 1 июля года изготовления транспортного средства. В случае если в идентификационном номере отсутствует информация о годе выпуска, то моментом выпуска считается дата первой регистрации транспортного средства, отраженная в документе, выдаваемом уполномоченным органом страны-экспортера (продавца).
Если дата изготовления транспортного средства не указана в сопроводительных документах и на транспортном средстве, то может быть использована любая достоверная информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа на момент таможенного оформления транспортного средства, позволяющая определить дату изготовления.
Из буквального толкования вышеприведенных положений следует, что под датой выпуска транспортного средства понимается не дата его фактического производства, спуска с конвейера, выпуска с завода, а дата, указанная в определенных источниках информации. Такими источниками информации являются сопроводительные документы, в частности, паспорта транспортных средств, выданные в стране происхождения транспортного средства. Установление года выпуска по коду изготовления, указанному в идентификационном номере транспортного средства, а также на основании информации таможенного органа, допустимо лишь при наличии неустранимых пороков в сопроводительных документах.
Способ определения даты выпуска транспортного средства с использованием публичной информации, доступной участникам таможенных правоотношений, согласуется с требованиями пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), согласно которому положения актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Информация о дате производства транспортного средства, указанная в письмах заводов-изготовителей, согласно принципу последовательности применения документов, содержащих сведения о дате выпуска транспортного средства, может быть учтена лишь при невозможности использования иных источников информации (товаросопроводительных документов, идентификационного номера (VIN) транспортного средства).
Общество при декларировании ввозимого седельного тягача использовало имеющиеся у него товаросопроводительные документы: паспорт транспортного средства, выданный уполномоченным органом страны-экспортера (продавца), а также контракт, спецификацию, инвойс, которые были предоставлены в Таможню согласно описи к ДТ N 10009195/080411/0000283.
Таким образом, при заявлении даты выпуска седельного тягача в момент декларирования товара по ДТ N 10009195/080411/0000283 Общество руководствовалось имеющимся в его распоряжении паспортом транспортного средства (ТС) - седельного тягача с седельно-сцепным устройством "DAF XF 105.460" VIN XLRTE47MS8E816322, согласно которому датой первого допуска седельного тягача в обращение является 03 июня 2008 года (поле "В" паспорта ТС: дата регистрации ТС). Какие-либо основания считать эти сведения недостоверными у Общества отсутствовали.
Так же Обществом при декларировании спорной техники в таможенный орган была представлена справка N 218 от 06.04.2011 г. "О содержании вредных веществ в выхлопных газах", выданная компанией ООО "ЛенГо СПб", официальным и полномочным представителем концерна DAF Trucks N.V. (Голландия) в Северо-Западном регионе. Из содержания данной справки следует, что дата изготовления шасси седельного тягача VIN XLRTE47MS8E816322-09.04.2008, а также что ввозимое транспортное средство по нормам шума и токсичности выхлопных газов соответствует требованиям норм ЕВРО 5.
Таким образом, поскольку в идентификационном номере ввозимого транспортного средства отсутствовала информация о годе выпуска, но в паспорте транспортного средства имелась информация о дате первой регистрации ТС (поле "В" ПТС), следовательно, в соответствии с пунктом 130 Приложения к распоряжению Федеральной таможенной службы от 19.01.2011 N 6-р (ред. от 16.09.2011, с изменениями от 27.09.2011) "О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров", дата первой регистрации транспортного средства (03 июня 2008 года) в данном случае и будет считаться датой выпуска спорной техники.
Из приведенных обстоятельств следует, что на момент подачи декларации на ввозимый товар - седельный тягач с момента его выпуска прошло менее трех лет.
Таким образом, основания для принятия решения о классификации от 12.12.2012 N 10009000-15-19/160, и выставления требования об уплате таможенных платежей у таможенного органа отсутствовали, поскольку дата выпуска транспортного средства следует из представленных сопроводительных документов, а именно, из данных паспорта транспортного средства, имеющегося в материалах дела.
В обоснование выводов, изложенных в указанных решении и требовании, Таможня ссылается на письмо N 120912/2 от 12.09.2012 Представительства компании "DAF Trucks N.V." - ООО "ДАФ Траке РУС" (г. Москва), согласно которому дата производства ввезенного Обществом тягача "DAF FT XF 105.460" -07.04.2008 г.
Вместе с тем, доказательств того, что сведения, содержащиеся в письме ООО "ДАФ Траке РУС", опровергают данные предоставленного паспорта транспортного средства, в материалах дела не имеется. Эти данные так же не опровергнуты таможенным органом в ходе контрольных мероприятий.
Каких-либо доказательств недействительности представленных Обществом документов применительно к указанным в них сведениям о выпуске транспортного средства Таможней не добыто, в связи с чем оснований, исключающих использование данных, содержащихся в первичных документах, используя иную информацию, не имелось.
В обоснование своей позиции Таможня также ссылается на представленное в материалы дела письмо ООО "ДАФ Траке РУС" с разъяснениями по поводу использования системы "ePortal DAF Dealeraet Parts Rapido 2.2" при предоставлении информации о том, что данный ресурс не может служить источником подтверждения дат производства.
Однако, каких либо документов подтверждающих вывод таможенного органа о том, что компанией ООО "ЛенГо СПб" при выдаче информационного письма "О содержании вредных веществ в выхлопных газах" была использована система "ePortal DAF Dealeraet Parts Rapido 2.2" в материалах дела не содержится.
Кроме того, апелляционный суд считает необходимым отметить следующее.
Согласно части 1 статьи 152 Закона о таможенном регулировании требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
При проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня получения таможенным органом, производившим выпуск товара, копий акта таможенной проверки и соответствующего решения (соответствующих решений) в сфере таможенного дела (часть 7 статьи 152 Закона о таможенном регулировании).
Порядок оформления результатов таможенной проверки установлен статьей 178 Закона о таможенном регулировании, частью 5 которой предусмотрено, что в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию. При этом первый экземпляр акта таможенной проверки приобщается к материалам таможенной проверки, второй экземпляр акта таможенной проверки и решение (решения) не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии акта и решения (решений) в случае его (их) принятия таможенным органом, проводившим проверку, направляются в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара, не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки для осуществления действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и выставления требования об уплате таможенных платежей в соответствии с данным Федеральным законом.
Следовательно, по результатам таможенной проверки таможня обязана составить акт, которым фиксируется факт неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, принять решение об их взыскании и направить в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара.
О необходимости составления акта таможенной проверки и принятия решения в сфере таможенного дела указано также в пунктах 2, 3 Приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 20.04.2011 N 823 "Об утверждении Порядка взаимодействия таможенных органов при реализации решения (решений) таможенного органа, проводившего таможенную проверку" (далее - Приказ N 823).
Вместе с тем Таможней решение в сфере таможенного дела по результатам таможенной проверки, выявившей неуплату таможенных платежей, в отношении Общества, не принималось,
В силу статей 65, 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемое требование об уплате таможенных платежей не может быть признано законным, в связи с чем суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении требований Общества.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2013 по делу N А56-31389/2013 отменить.
Признать недействительным требования Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) Центральной акцизной таможни об уплате таможенных платежей от 05.03.2013 N 10009190/1760.
Взыскать с Центральной акцизной таможни (ОГРН 1027700552065; 109240, Москва, ул. Яузская, д. 8) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Берег" (ОГРН 1089848000989; 198095, Санкт-Петербург, ул. Шкапина, д. 4, литер А) 3000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанций.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО

Судьи
И.Г.САВИЦКАЯ
Е.А.ФОКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)