Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Гуляковой Г.Н., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пьянковой Е.Л.,
при участии:
- от заявителя ОАО Промышленно-транспортная компания "Свердловскстройтранс" - Кузнецова С.С., паспорт, доверенность от 09.01.2012; Балаболина Л.Н., паспорт, доверенность от 09.01.2013;
- от заинтересованного лица ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга - Гусейнов Э.А., удостоверение, доверенность от 15.05.2012;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 января 2013 года
по делу N А60-41955/2012,
принятое судьей Лихачевой Г.Г.,
по заявлению ОАО Промышленно-транспортная компания "Свердловскстройтранс" (ИНН 6659008764)
к ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6660010006)
об оспаривании решения N 30187760/18522 от 19.06.2012
установил:
ОАО Промышленно-транспортная компания "Свердловскстройтранс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга (далее - налоговый орган) от 19.06.2012 N 30187760/18522 (с учетом ходатайства общества об отказе от требований к УФНС России по Свердловской области).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.01.2013 заявленные требования удовлетворены частично: признано недействительным решение налогового органа от 19.06.2012 N 30187760/18522 в части доначисления обществу земельного налога за 2011 год в размере, превышающем 1 241 011 руб. 20 коп., соответствующих пени и штрафа за неполную уплату земельного налога по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 380 673 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, налоговый орган обжаловал его в порядке апелляционного производства.
По мнению налогового органа, суд неправомерно исходил из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0703008:0040, установленной по состоянию на 01.01.2007 решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-26312/2012 от 08.08.2012. Поскольку отчет оценщика и решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.08.2012 по делу N А60-26312/2012 установили рыночную стоимость спорного земельного участка в размере 95 462 400 руб. по состоянию на 01.01.2007 после проверяемого периода (решение от 19.06.2012), рыночная стоимость не является постоянной величиной стоимости земельного участка на неопределенный период времени и может быть применена только на дату, на которую оценка производилась. Учитывая, что на момент проверки декларации по земельному налогу за 2011 год, сведения были получены в порядке, установленном ст. 396 НК РФ, у налогового органа не имелось оснований не применять данные о кадастровой стоимости. Налоговый орган считает, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета, внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости только с момента вступления судебного акта в законную силу. Действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его кадастровой стоимости на определенную дату не может распространяться на правоотношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта. Факт наличия отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007, то есть дату установления кадастровой стоимости, не влечет за собой изменения налоговых обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов государственной кадастровой оценки. Указанная дата имеет значение только для упорядочения сведения государственного кадастра недвижимости, и она никак не связана с изменением гражданско-правовых или налоговых обязательств заинтересованного лица.
Налоговый орган, просит решение Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-41955/2012 от 23.01.2013 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Определением от 05.03.2013 апелляционная жалоба принята к производству Семнадцатого арбитражного апелляционного суда и назначена к судебному разбирательству в судебном заседании на 03.04.2013.
Представитель налогового органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 03.04.2013 был объявлен перерыв до 09.04.2013.
После перерыва участники процесса в судебном заседании участия не принимали.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.01.2012 общество представило в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в сумме 8 944 827 рублей.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации.
Результаты камеральной проверки оформлены актом от 26.04.2012 N 29553027/31012.
19.06.2012 налоговым органом вынесено решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения N 30187760/18522.
Указанным решением обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2011 в сумме 2 550 340 рублей, пени в сумме 117 872 руб. 46 коп., общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 380 673 рублей.
Основанием для доначисления обществу земельного налога явились выводы налогового органа о необходимости применения при расчете кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности общества, Постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Решением УФНС России по Свердловской области от 14.09.2012 N 1030/12, решение налогового органа от 19.06.2012 N 30187760/18522 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа от 19.06.2012 N 30187760/18522, общество обратилось в арбитражный суд.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Частично удовлетворяя заявленные требования в, суд первой инстанции исходил из того, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-26312/2012 от 08.08.2012 установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка расположенного по адресу: г. Екатеринбург, по ул. Бархотская, 2 с кадастровым номером 66:41:0703008:0040, по состоянию на 01.01.2007, равная рыночной в размере 95 462 400 рублей. По мнению суда первой инстанции, земельный налог за 2011 год должен быть уплачен обществом в размере 1 241 011 руб. 20 коп. (95 462 400 рублей x 1,3%).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из содержания ст. 394 НК РФ, ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципального образования с учетом установленных ограничений, категории земель и(или) вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно положениям п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления, не позднее 1 марта этого года.
При этом статья 390 НК РФ, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения последней в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земли.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов.
Постановлением Правительства Свердловской области N 1347-ПП от 19.12.2008 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Свердловской области, в том числе спорного земельного участка с кадастровым номером 66:41:0703008:0040.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0703008:0040 составила 205 124 832 руб. 00 коп.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2010 для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством.
В соответствии с п. 3 указанного Постановления, Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП признано утратившим силу.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О).
Согласно п. 1 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и(или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 Кодекса).
В силу п. 5 ст. 5 Кодекса положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Изданное Правительством Свердловской области Постановление от 07.06.2011 N 695-ПП об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и в силу требований ст. 5 Кодекса подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2012, то есть с начала нового налогового периода.
Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, допускает определение кадастровой стоимости в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (данный порядок действовал до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0703008:0040, принадлежащего обществу, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-26312/2012 от 08.08.2012 равной его рыночной стоимости в размере 95 462 400 рублей, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2011 год.
Таким образом, при расчете обществом земельного налога за 2011 год в отношении спорного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, что и было сделано налоговым органом в оспариваемом решении с применением ставки 1,3%.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 января 2013 года подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Судебные расходы по заявлению относятся на общество (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 января 2013 года по делу N А60-41955/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Судьи
Г.Н.ГУЛЯКОВА
С.Н.ПОЛЕВЩИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.04.2013 N 17АП-2823/2013-АК ПО ДЕЛУ N А60-41955/2012
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2013 г. N 17АП-2823/2013-АК
Дело N А60-41955/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Гуляковой Г.Н., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пьянковой Е.Л.,
при участии:
- от заявителя ОАО Промышленно-транспортная компания "Свердловскстройтранс" - Кузнецова С.С., паспорт, доверенность от 09.01.2012; Балаболина Л.Н., паспорт, доверенность от 09.01.2013;
- от заинтересованного лица ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга - Гусейнов Э.А., удостоверение, доверенность от 15.05.2012;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 января 2013 года
по делу N А60-41955/2012,
принятое судьей Лихачевой Г.Г.,
по заявлению ОАО Промышленно-транспортная компания "Свердловскстройтранс" (ИНН 6659008764)
к ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6660010006)
об оспаривании решения N 30187760/18522 от 19.06.2012
установил:
ОАО Промышленно-транспортная компания "Свердловскстройтранс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга (далее - налоговый орган) от 19.06.2012 N 30187760/18522 (с учетом ходатайства общества об отказе от требований к УФНС России по Свердловской области).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.01.2013 заявленные требования удовлетворены частично: признано недействительным решение налогового органа от 19.06.2012 N 30187760/18522 в части доначисления обществу земельного налога за 2011 год в размере, превышающем 1 241 011 руб. 20 коп., соответствующих пени и штрафа за неполную уплату земельного налога по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 380 673 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, налоговый орган обжаловал его в порядке апелляционного производства.
По мнению налогового органа, суд неправомерно исходил из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0703008:0040, установленной по состоянию на 01.01.2007 решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-26312/2012 от 08.08.2012. Поскольку отчет оценщика и решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.08.2012 по делу N А60-26312/2012 установили рыночную стоимость спорного земельного участка в размере 95 462 400 руб. по состоянию на 01.01.2007 после проверяемого периода (решение от 19.06.2012), рыночная стоимость не является постоянной величиной стоимости земельного участка на неопределенный период времени и может быть применена только на дату, на которую оценка производилась. Учитывая, что на момент проверки декларации по земельному налогу за 2011 год, сведения были получены в порядке, установленном ст. 396 НК РФ, у налогового органа не имелось оснований не применять данные о кадастровой стоимости. Налоговый орган считает, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета, внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости только с момента вступления судебного акта в законную силу. Действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его кадастровой стоимости на определенную дату не может распространяться на правоотношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта. Факт наличия отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007, то есть дату установления кадастровой стоимости, не влечет за собой изменения налоговых обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов государственной кадастровой оценки. Указанная дата имеет значение только для упорядочения сведения государственного кадастра недвижимости, и она никак не связана с изменением гражданско-правовых или налоговых обязательств заинтересованного лица.
Налоговый орган, просит решение Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-41955/2012 от 23.01.2013 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Определением от 05.03.2013 апелляционная жалоба принята к производству Семнадцатого арбитражного апелляционного суда и назначена к судебному разбирательству в судебном заседании на 03.04.2013.
Представитель налогового органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 03.04.2013 был объявлен перерыв до 09.04.2013.
После перерыва участники процесса в судебном заседании участия не принимали.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.01.2012 общество представило в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в сумме 8 944 827 рублей.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации.
Результаты камеральной проверки оформлены актом от 26.04.2012 N 29553027/31012.
19.06.2012 налоговым органом вынесено решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения N 30187760/18522.
Указанным решением обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2011 в сумме 2 550 340 рублей, пени в сумме 117 872 руб. 46 коп., общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 380 673 рублей.
Основанием для доначисления обществу земельного налога явились выводы налогового органа о необходимости применения при расчете кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности общества, Постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Решением УФНС России по Свердловской области от 14.09.2012 N 1030/12, решение налогового органа от 19.06.2012 N 30187760/18522 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа от 19.06.2012 N 30187760/18522, общество обратилось в арбитражный суд.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Частично удовлетворяя заявленные требования в, суд первой инстанции исходил из того, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-26312/2012 от 08.08.2012 установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка расположенного по адресу: г. Екатеринбург, по ул. Бархотская, 2 с кадастровым номером 66:41:0703008:0040, по состоянию на 01.01.2007, равная рыночной в размере 95 462 400 рублей. По мнению суда первой инстанции, земельный налог за 2011 год должен быть уплачен обществом в размере 1 241 011 руб. 20 коп. (95 462 400 рублей x 1,3%).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из содержания ст. 394 НК РФ, ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципального образования с учетом установленных ограничений, категории земель и(или) вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно положениям п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления, не позднее 1 марта этого года.
При этом статья 390 НК РФ, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения последней в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земли.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов.
Постановлением Правительства Свердловской области N 1347-ПП от 19.12.2008 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Свердловской области, в том числе спорного земельного участка с кадастровым номером 66:41:0703008:0040.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0703008:0040 составила 205 124 832 руб. 00 коп.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2010 для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством.
В соответствии с п. 3 указанного Постановления, Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП признано утратившим силу.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О).
Согласно п. 1 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и(или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 Кодекса).
В силу п. 5 ст. 5 Кодекса положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Изданное Правительством Свердловской области Постановление от 07.06.2011 N 695-ПП об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и в силу требований ст. 5 Кодекса подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2012, то есть с начала нового налогового периода.
Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, допускает определение кадастровой стоимости в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (данный порядок действовал до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0703008:0040, принадлежащего обществу, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-26312/2012 от 08.08.2012 равной его рыночной стоимости в размере 95 462 400 рублей, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2011 год.
Таким образом, при расчете обществом земельного налога за 2011 год в отношении спорного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, что и было сделано налоговым органом в оспариваемом решении с применением ставки 1,3%.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 января 2013 года подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Судебные расходы по заявлению относятся на общество (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 января 2013 года по делу N А60-41955/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Судьи
Г.Н.ГУЛЯКОВА
С.Н.ПОЛЕВЩИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)