Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Баширова Э.Г., Петрова А.Л.,
при участии представителей:
заявителя - Языковой М.С. доверенность от 11.01.2013 N 100/26, Кармаковой М.М., доверенность от 11.01.2013 N 100/30,
ответчика - Шишкиной И.И., доверенность от 25.02.2013 б/н,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Содружество 1"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.09.2012 (судья Тимофеев В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Марчик Н.Ю., Рогалева Е.М.)
по делу N А72-7361/2012
по заявлению Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ульяновску к обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Содружество 1" (ИНН 7328509680, ОГРН 1077328004456) о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ульяновску (далее - УМВД РФ по г. Ульяновску, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Содружество 1" (далее - ООО "ТД Содружество 1", Общество, ответчик) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 14.09.2012, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012, заявленные требования удовлетворены. ООО "ТД "Содружество 1" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. с конфискацией алкогольной продукции, указанной в акте изъятия от 26.07.2012, а именно 16 027 бутылок водки "Берестянка на березовом соке", дата розлива 25.05.2012, производитель ООО "Интервайн".
Общество, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.09.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 отменить и прекратить производство по делу.
В отзыве административный орган, полагая вынесенные по делу судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в заседании суда кассационной инстанции 28.02.2013 был объявлен перерыв до 05.03.2013 до 16 часов 30 минут.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и ответчика, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, находит основания для их отмены.
Из материалов дела следует, что 26.07.2012 сотрудниками УМВД РФ по г. Ульяновску в складских помещениях ООО "Торговый дом "Содружество 1" по адресу: город Ульяновск, 9-й проезд Инженерный, 30, установлено наличие водки "Берестянка на березовом соке" в количестве 16 027 бутылок, дата розлива 25.05.2012, производитель ООО "Интервайн" КБР, город Баксан, улица Левобережная, дом 19, без сопроводительных документов, а именно: товарно-транспортной накладной формы N 1-Т, справок разделов А и Б к ТТН, сертификатов соответствия к реализуемой продукции, удостоверения о качестве товара, что является нарушением Федерального закона от 22.11.1995 N 171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В этот же день составлен протокол осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (лист дела 7) и акт изъятия алкогольной продукции - водки "Берестянка на березовом соке", дата розлива 25.05.2012, производитель ООО "Интервайн" КБР, город Баксан, улица Левобережная, дом 19, в количестве 16 027 бутылок (лист дела 8).
В отношении Общества 27.07.2012 составлен протокол АП-73 N 32 215828 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ (лист дела 5).
При составлении протокола 27.07.2012 представитель по доверенности Тивилева Л.В., пояснила, что у Общества имеются все предусмотренные законодательством документы на вышеуказанную алкогольную продукцию, однако в указанных документах имеется техническая ошибка, сделанная поставщиком - ООО "Интервайн", указав в графе наименование продукции вместо водка "Берестянка на березовом соке" водка "Берестянка мягкая" (лист дела 5).
Факт реализации данной продукции Обществом не отрицается и подтвержден выпиской по складу заверенной печатью Общества (лист дела 35).
Суды пришли к выводу, что общество реализовывало продукцию - водку "Берестянка на березовом соке" по товарно-транспортным документам на водку "Берестянка мягкая", указав, что ответчик осуществляет оборот водки "Берестянка на березовом соке" при полном отсутствии сопроводительных документов в нарушение пункта 2 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового, спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товарно-транспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товарно-транспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 40 000 до 50 000 руб. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Суды, ссылаясь на статьи 10.2, 25, пункт 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ, пришли к выводу, что факт правонарушения, совершенного Обществом, непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению положений действующего законодательства, то есть ненадлежащего исполнения своих обязанностей, доказаны материалами административного дела, и не опровергнуты лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В кассационной жалобе и дополнительных пояснениях к ней общество указывает, что выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам дела, что привело к вынесению незаконных судебных актов и применению норм материального права, не подлежащих в данном случае применению. По мнению общества, судами не оценены представленные в материалы дела доказательства: товарные накладные, товарно-транспортные накладные с оборотной стороной формы N 1-Т, счета-фактуры, справки к товарно-транспортным накладным с разделом А и Б, сертификаты соответствия алкогольной продукции, подтверждающие легальность изъятой продукции. Содержащиеся в документах информация позволяет идентифицировать алкогольную продукцию, поскольку в ней указаны код продукции по ОКЕИ, номенклатурный номер. Легальность продукции подтверждается также разбежками в ЕГАИС, указанные в справке к товарно-транспортной накладной в разделе А. Кроме того, согласно заявки о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системы (далее - ЕГАИС) сведений о движении федеральных специальных марок имеется четкое соответствие диапазонов акцизных марок, наклеенных на потребительскую тару (бутылку) водки "Берестянка мягкая" с данными в ЕГАИС.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками.
Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством Российской Федерации; алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками.
Пунктом 3 статьи 12 Закона N 171-ФЗ установлено, что федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, а также являются носителями информации ЕГАИС и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Федеральная специальная марка и акцизная марка должны содержать следующие сведения о маркируемой ими алкогольной продукции:
- 1) наименование алкогольной продукции;
- 2) вид алкогольной продукции;
- 3) содержание этилового спирта;
- 4) объем алкогольной продукции в потребительской таре;
- 5) наименование производителя алкогольной продукции;
- 6) местонахождение производителя алкогольной продукции;
- 7) страна происхождения алкогольной продукции;
- 8) подтверждение соответствия установленным требованиям качества и безопасности;
- 9) подтверждение правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака;
- 10) иные определяемые Правительством Российской Федерации сведения.
Частью 6 статьи 12 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ установлено, что изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции; без фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 данного Федерального закона.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, заявитель осуществлял хранение алкогольной продукции, маркированной федеральными специальными марками с нанесенной на них информацией.
Наличие на алкогольной продукции федеральной специальной марки (полученной производителем в установленном порядке) подтверждает фиксацию информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в ЕГАИС, т.е. ее легальность.
Один лишь факт ненадлежащего оформления товарно-транспортной накладной, справки к товарно-транспортной накладной не свидетельствует о нелегальности оборота алкогольной продукции, не образует объективной стороны составов правонарушений, предусмотренных частями 2, 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2008 N 13646/07 по делу N А54-754/2007-С18, постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.01.2009 N А78-4087/08-Ф02-6991/08 по делу N А78-4087/08, постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.08.2009 по делу N А55-2204/2009, постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29.09.2009 N Ф09-7319/09-С1 по делу N А07-5633/2009, постановлении Федерального Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.02.2010 по делу N А28-14101/2009.
Согласно подпункту "в" пункта 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 522 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" информация, содержащаяся в ЕГАИС, предоставляется Министерству внутренних дел Российской Федерации. Предоставление информации, содержащейся в ЕГАИС, организациям, осуществляющим торговлю алкогольной продукцией, нормативными актами не предусмотрено.
Согласно положений статьи 1.5 КоАП РФ, части 4 статьи 210 АПК РФ бремя доказывания по делам об административных правонарушениях возлагается на административный орган.
Указанные обстоятельства (наличие и легальность федеральных специальных марок на изъятой алкогольной продукции) не исследованы судами, и им не дана правовая оценка с учетом принципов относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, их достаточности, взаимной связи доказательств в их совокупности, установленных статьей 71 АПК РФ, несмотря на выдвижение данного довода ответчиком в судах первой и апелляционной инстанций.
Учитывая, что судами не полностью исследованы фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.09.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения настоящего спора, в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ оценить имеющиеся в материалах дела представленные сторонами доказательства, дать оценку всем доводам участвующих в деле лиц и с надлежащим применением норм права принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.09.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 по делу N А72-7361/2012 отменить.
Направить дело N А72-7361/2012 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.В.МОСУНОВ
Судьи
Э.Г.БАШИРОВ
А.Л.ПЕТРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 13.03.2013 ПО ДЕЛУ N А72-7361/2012
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2013 г. по делу N А72-7361/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Баширова Э.Г., Петрова А.Л.,
при участии представителей:
заявителя - Языковой М.С. доверенность от 11.01.2013 N 100/26, Кармаковой М.М., доверенность от 11.01.2013 N 100/30,
ответчика - Шишкиной И.И., доверенность от 25.02.2013 б/н,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Содружество 1"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.09.2012 (судья Тимофеев В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Марчик Н.Ю., Рогалева Е.М.)
по делу N А72-7361/2012
по заявлению Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ульяновску к обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Содружество 1" (ИНН 7328509680, ОГРН 1077328004456) о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ульяновску (далее - УМВД РФ по г. Ульяновску, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Содружество 1" (далее - ООО "ТД Содружество 1", Общество, ответчик) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 14.09.2012, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012, заявленные требования удовлетворены. ООО "ТД "Содружество 1" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. с конфискацией алкогольной продукции, указанной в акте изъятия от 26.07.2012, а именно 16 027 бутылок водки "Берестянка на березовом соке", дата розлива 25.05.2012, производитель ООО "Интервайн".
Общество, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.09.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 отменить и прекратить производство по делу.
В отзыве административный орган, полагая вынесенные по делу судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в заседании суда кассационной инстанции 28.02.2013 был объявлен перерыв до 05.03.2013 до 16 часов 30 минут.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и ответчика, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, находит основания для их отмены.
Из материалов дела следует, что 26.07.2012 сотрудниками УМВД РФ по г. Ульяновску в складских помещениях ООО "Торговый дом "Содружество 1" по адресу: город Ульяновск, 9-й проезд Инженерный, 30, установлено наличие водки "Берестянка на березовом соке" в количестве 16 027 бутылок, дата розлива 25.05.2012, производитель ООО "Интервайн" КБР, город Баксан, улица Левобережная, дом 19, без сопроводительных документов, а именно: товарно-транспортной накладной формы N 1-Т, справок разделов А и Б к ТТН, сертификатов соответствия к реализуемой продукции, удостоверения о качестве товара, что является нарушением Федерального закона от 22.11.1995 N 171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В этот же день составлен протокол осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (лист дела 7) и акт изъятия алкогольной продукции - водки "Берестянка на березовом соке", дата розлива 25.05.2012, производитель ООО "Интервайн" КБР, город Баксан, улица Левобережная, дом 19, в количестве 16 027 бутылок (лист дела 8).
В отношении Общества 27.07.2012 составлен протокол АП-73 N 32 215828 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ (лист дела 5).
При составлении протокола 27.07.2012 представитель по доверенности Тивилева Л.В., пояснила, что у Общества имеются все предусмотренные законодательством документы на вышеуказанную алкогольную продукцию, однако в указанных документах имеется техническая ошибка, сделанная поставщиком - ООО "Интервайн", указав в графе наименование продукции вместо водка "Берестянка на березовом соке" водка "Берестянка мягкая" (лист дела 5).
Факт реализации данной продукции Обществом не отрицается и подтвержден выпиской по складу заверенной печатью Общества (лист дела 35).
Суды пришли к выводу, что общество реализовывало продукцию - водку "Берестянка на березовом соке" по товарно-транспортным документам на водку "Берестянка мягкая", указав, что ответчик осуществляет оборот водки "Берестянка на березовом соке" при полном отсутствии сопроводительных документов в нарушение пункта 2 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового, спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товарно-транспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товарно-транспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 40 000 до 50 000 руб. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Суды, ссылаясь на статьи 10.2, 25, пункт 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ, пришли к выводу, что факт правонарушения, совершенного Обществом, непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению положений действующего законодательства, то есть ненадлежащего исполнения своих обязанностей, доказаны материалами административного дела, и не опровергнуты лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В кассационной жалобе и дополнительных пояснениях к ней общество указывает, что выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам дела, что привело к вынесению незаконных судебных актов и применению норм материального права, не подлежащих в данном случае применению. По мнению общества, судами не оценены представленные в материалы дела доказательства: товарные накладные, товарно-транспортные накладные с оборотной стороной формы N 1-Т, счета-фактуры, справки к товарно-транспортным накладным с разделом А и Б, сертификаты соответствия алкогольной продукции, подтверждающие легальность изъятой продукции. Содержащиеся в документах информация позволяет идентифицировать алкогольную продукцию, поскольку в ней указаны код продукции по ОКЕИ, номенклатурный номер. Легальность продукции подтверждается также разбежками в ЕГАИС, указанные в справке к товарно-транспортной накладной в разделе А. Кроме того, согласно заявки о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системы (далее - ЕГАИС) сведений о движении федеральных специальных марок имеется четкое соответствие диапазонов акцизных марок, наклеенных на потребительскую тару (бутылку) водки "Берестянка мягкая" с данными в ЕГАИС.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками.
Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством Российской Федерации; алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками.
Пунктом 3 статьи 12 Закона N 171-ФЗ установлено, что федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, а также являются носителями информации ЕГАИС и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Федеральная специальная марка и акцизная марка должны содержать следующие сведения о маркируемой ими алкогольной продукции:
- 1) наименование алкогольной продукции;
- 2) вид алкогольной продукции;
- 3) содержание этилового спирта;
- 4) объем алкогольной продукции в потребительской таре;
- 5) наименование производителя алкогольной продукции;
- 6) местонахождение производителя алкогольной продукции;
- 7) страна происхождения алкогольной продукции;
- 8) подтверждение соответствия установленным требованиям качества и безопасности;
- 9) подтверждение правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака;
- 10) иные определяемые Правительством Российской Федерации сведения.
Частью 6 статьи 12 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ установлено, что изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции; без фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 данного Федерального закона.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, заявитель осуществлял хранение алкогольной продукции, маркированной федеральными специальными марками с нанесенной на них информацией.
Наличие на алкогольной продукции федеральной специальной марки (полученной производителем в установленном порядке) подтверждает фиксацию информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в ЕГАИС, т.е. ее легальность.
Один лишь факт ненадлежащего оформления товарно-транспортной накладной, справки к товарно-транспортной накладной не свидетельствует о нелегальности оборота алкогольной продукции, не образует объективной стороны составов правонарушений, предусмотренных частями 2, 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2008 N 13646/07 по делу N А54-754/2007-С18, постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.01.2009 N А78-4087/08-Ф02-6991/08 по делу N А78-4087/08, постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.08.2009 по делу N А55-2204/2009, постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29.09.2009 N Ф09-7319/09-С1 по делу N А07-5633/2009, постановлении Федерального Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.02.2010 по делу N А28-14101/2009.
Согласно подпункту "в" пункта 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 522 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" информация, содержащаяся в ЕГАИС, предоставляется Министерству внутренних дел Российской Федерации. Предоставление информации, содержащейся в ЕГАИС, организациям, осуществляющим торговлю алкогольной продукцией, нормативными актами не предусмотрено.
Согласно положений статьи 1.5 КоАП РФ, части 4 статьи 210 АПК РФ бремя доказывания по делам об административных правонарушениях возлагается на административный орган.
Указанные обстоятельства (наличие и легальность федеральных специальных марок на изъятой алкогольной продукции) не исследованы судами, и им не дана правовая оценка с учетом принципов относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, их достаточности, взаимной связи доказательств в их совокупности, установленных статьей 71 АПК РФ, несмотря на выдвижение данного довода ответчиком в судах первой и апелляционной инстанций.
Учитывая, что судами не полностью исследованы фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.09.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения настоящего спора, в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ оценить имеющиеся в материалах дела представленные сторонами доказательства, дать оценку всем доводам участвующих в деле лиц и с надлежащим применением норм права принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.09.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 по делу N А72-7361/2012 отменить.
Направить дело N А72-7361/2012 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.В.МОСУНОВ
Судьи
Э.Г.БАШИРОВ
А.Л.ПЕТРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)