Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Лимонова И.В., Гусева О.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Судленковой У.Е.
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан" (далее - учреждение, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.11.2012 по делу N А07-15321/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, организованном Арбитражным судом Республики Башкортостан, приняли участие представители:
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Республике Башкортостан (правопреемник Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Салавату Республики Башкортостан; далее - инспекция, налоговый орган) - Макаров А.В. (доверенность от 09.01.2013);
- учреждения - Канбеков Р.Ф. (доверенность от 29.01.2013), Потемкина О.И. (доверенность от 15.12.2012).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Салавату Республики Башкортостан от 30.03.2012 N 550 об отказе в привлечении к налоговой ответственности.
Решением суда от 20.11.2012 (судья Чаплиц М.А.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 (судьи Кузнецов Ю.А., Иванова Н.А., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также применение закона, не подлежащего применению.
Учреждение полагает, что суды неправомерно применили п. 2 ст. 321.1 *** Кодекса, *** поскольку данная норма утратила свою силу с 01.01.2011, т.е. не применима к спорным правоотношениям.
Учреждение ссылается на то, что согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг." с 2011 г. до перечисления денежных средств в бюджет подразделениями вневедомственной охраны налоги не уплачиваются; с 01.03.2011 правовой статус подразделений вневедомственной охраны регулируется Федеральным законом "О полиции", согласно которому средства, получаемые полицией по договорам об охране имущества и объектов граждан и организаций и о предоставлении иных услуг, связанных с обеспечением охраны, являются доходами федерального бюджета и после возмещения убытков в связи с кражами и обстоятельствами, предусмотренными условиями договоров, подлежат зачислению в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в полном объеме.
По мнению учреждения, средства, поступаемые в качестве платы за услуги по охранной деятельности, носят целевой характер и не могут быть признаны доходами в смысле, придаваемом им ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), являются специальными и используются по определенному назначению, и не могут являться объектом налогообложения на прибыль.
Учреждение считает, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций должны быть учтены расходы, понесенные при осуществлении деятельности по оказанию услуг охраны.
Возражая против доводов учреждения, инспекция в представленном отзыве просит оставить решение и постановление без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленной учреждением налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2011 г. составлен акт от 27.02.2012 N 3519 и принято решение от 30.03.2012 N 550 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым заявителю предложено уплатить налог на прибыль организаций в сумме 7 274 034 руб. и пени в сумме 301 193 руб. 63 коп.
Названное решение обжаловано учреждением в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 14.06.2012 N 331/06 решение инспекции оставлено без изменения и утверждено.
Не согласившись с решением инспекции, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Основанием для доначисления заявителю оспариваемых сумм налога на прибыль организаций и пеней послужили выводы налогового органа о занижении учреждением налоговой базы по налогу на прибыль организаций на сумму дохода, полученного от оказания услуг по охране имущества физических и юридических лиц.
Отказывая в удовлетворении требований налогоплательщика, суды исходили из того, что полученные им в оплату охранных услуг денежные средства подлежат учету в составе доходов при исчислении налога на прибыль организаций.
При этом является состоятельным довод учреждения о том, что налоговый орган и суды неправомерно руководствовались положениями п. 2 ст. 321.1 Кодекса, утратившими свою силу с 01.01.2011, т.е. не подлежащими применению к спорным правоотношениям.
Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить следующее.
В силу ст. 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса "Налог на прибыль организаций".
Согласно п. 1 ст. 248 Кодекса к доходам относятся, в частности, доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в порядке, установленном ст. 249 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 249 Кодекса в целях главы 25 Кодекса "Налог на прибыль организаций" доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Согласно п. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" средства от оказания услуг (выполнения работ) на основании договоров гражданско-правового характера, заключаемых в случаях, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также после возмещения затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ) на основании упомянутых договоров гражданско-правового характера, подлежат перечислению получателями средств федерального бюджета на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в территориальных органах Федерального казначейства и учитываются как средства, полученные от приносящей доход деятельности, для последующего перечисления в доход федерального бюджета.
В силу подп. 33.1 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются средства, полученные от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения государственных (муниципальных) функций.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ указанная норма вступила в силу с 01.01.2011, но не ранее первого числе очередного налогового периода по соответствующим налогам.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 2437-р изменены статусы действовавших ранее подразделений вневедомственной охраны путем преобразования в федеральные казенные учреждения.
Следовательно, применение подразделениями вневедомственной охраны положений подп. 33.1 п. 1 ст. 251 Кодекса является правомерным с даты их преобразования в федеральные государственные казенные учреждения.
Из материалов дела следует, что налогоплательщик на возмездной основе оказывал услуги юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества.
В спорный период налогоплательщик являлся государственным бюджетным учреждением, соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации принято не было, правовой статус налогоплательщика на федеральное казенное учреждение не изменен.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что полученные учреждением средства по договорам на охрану имущества юридических и физических лиц являются выручкой от реализации товаров (работ, услуг), в связи с чем должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль по правилам ст. 252 Кодекса. Оснований для исключения полученных доходов при исчислении налога на прибыль на основании п. 1 ст. 251 Кодекса не имеется.
Между тем, как следует из оспариваемого решения налогового органа инспекцией при исчислении налога на прибыль организаций за 9 месяцев 2011 г. не учтены расходы учреждения, связанные с осуществлением указанной деятельности, направленной на получение дохода, со ссылкой на полное финансовое обеспечение учреждения за счет средств федерального бюджета. По мнению инспекции, поскольку все расходы произведены за счет бюджетного финансирования, то отсутствуют расходы, учитываемые для целей налогообложения, и налоговая база по налогу на прибыль равна выручке, полученной по договорам на оказание услуг по охране.
То обстоятельство, что учреждение перечисляло доходы от оказания услуг по охране в федеральный бюджет и затем получал их в качестве финансирования, не освобождает его от обязанности по включению средств, полученных в качестве оплаты за оказанные услуги в состав налогооблагаемых доходов, и, соответственно, не лишает права учесть понесенные при осуществлении указанной деятельности расходы при исчислении налога на прибыль организаций.
Изложенная правовая позиция была сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.10.2007 N 7657/07.
При названных обстоятельствах инспекция должна была определить соотношение доходов от оказания услуг по охране в общем объеме полученного отделом финансирования и с учетом принципа пропорционального распределения расходов, закрепленного абз. 4 п. 1 ст. 272, определить налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые с нарушением норм материального права (п. 3 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.11.2012 по делу N А07-15321/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий
Е.А.КРАВЦОВА
Судьи
И.В.ЛИМОНОВ
О.Г.ГУСЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 28.05.2013 N Ф09-4071/13 ПО ДЕЛУ N А07-15321/2012
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2013 г. N Ф09-4071/13
Дело N А07-15321/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Лимонова И.В., Гусева О.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Судленковой У.Е.
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан" (далее - учреждение, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.11.2012 по делу N А07-15321/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, организованном Арбитражным судом Республики Башкортостан, приняли участие представители:
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Республике Башкортостан (правопреемник Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Салавату Республики Башкортостан; далее - инспекция, налоговый орган) - Макаров А.В. (доверенность от 09.01.2013);
- учреждения - Канбеков Р.Ф. (доверенность от 29.01.2013), Потемкина О.И. (доверенность от 15.12.2012).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Салавату Республики Башкортостан от 30.03.2012 N 550 об отказе в привлечении к налоговой ответственности.
Решением суда от 20.11.2012 (судья Чаплиц М.А.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 (судьи Кузнецов Ю.А., Иванова Н.А., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также применение закона, не подлежащего применению.
Учреждение полагает, что суды неправомерно применили п. 2 ст. 321.1 *** Кодекса, *** поскольку данная норма утратила свою силу с 01.01.2011, т.е. не применима к спорным правоотношениям.
Учреждение ссылается на то, что согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг." с 2011 г. до перечисления денежных средств в бюджет подразделениями вневедомственной охраны налоги не уплачиваются; с 01.03.2011 правовой статус подразделений вневедомственной охраны регулируется Федеральным законом "О полиции", согласно которому средства, получаемые полицией по договорам об охране имущества и объектов граждан и организаций и о предоставлении иных услуг, связанных с обеспечением охраны, являются доходами федерального бюджета и после возмещения убытков в связи с кражами и обстоятельствами, предусмотренными условиями договоров, подлежат зачислению в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в полном объеме.
По мнению учреждения, средства, поступаемые в качестве платы за услуги по охранной деятельности, носят целевой характер и не могут быть признаны доходами в смысле, придаваемом им ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), являются специальными и используются по определенному назначению, и не могут являться объектом налогообложения на прибыль.
Учреждение считает, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций должны быть учтены расходы, понесенные при осуществлении деятельности по оказанию услуг охраны.
Возражая против доводов учреждения, инспекция в представленном отзыве просит оставить решение и постановление без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленной учреждением налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2011 г. составлен акт от 27.02.2012 N 3519 и принято решение от 30.03.2012 N 550 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым заявителю предложено уплатить налог на прибыль организаций в сумме 7 274 034 руб. и пени в сумме 301 193 руб. 63 коп.
Названное решение обжаловано учреждением в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 14.06.2012 N 331/06 решение инспекции оставлено без изменения и утверждено.
Не согласившись с решением инспекции, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Основанием для доначисления заявителю оспариваемых сумм налога на прибыль организаций и пеней послужили выводы налогового органа о занижении учреждением налоговой базы по налогу на прибыль организаций на сумму дохода, полученного от оказания услуг по охране имущества физических и юридических лиц.
Отказывая в удовлетворении требований налогоплательщика, суды исходили из того, что полученные им в оплату охранных услуг денежные средства подлежат учету в составе доходов при исчислении налога на прибыль организаций.
При этом является состоятельным довод учреждения о том, что налоговый орган и суды неправомерно руководствовались положениями п. 2 ст. 321.1 Кодекса, утратившими свою силу с 01.01.2011, т.е. не подлежащими применению к спорным правоотношениям.
Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить следующее.
В силу ст. 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса "Налог на прибыль организаций".
Согласно п. 1 ст. 248 Кодекса к доходам относятся, в частности, доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в порядке, установленном ст. 249 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 249 Кодекса в целях главы 25 Кодекса "Налог на прибыль организаций" доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Согласно п. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" средства от оказания услуг (выполнения работ) на основании договоров гражданско-правового характера, заключаемых в случаях, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также после возмещения затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ) на основании упомянутых договоров гражданско-правового характера, подлежат перечислению получателями средств федерального бюджета на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в территориальных органах Федерального казначейства и учитываются как средства, полученные от приносящей доход деятельности, для последующего перечисления в доход федерального бюджета.
В силу подп. 33.1 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются средства, полученные от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения государственных (муниципальных) функций.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ указанная норма вступила в силу с 01.01.2011, но не ранее первого числе очередного налогового периода по соответствующим налогам.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 2437-р изменены статусы действовавших ранее подразделений вневедомственной охраны путем преобразования в федеральные казенные учреждения.
Следовательно, применение подразделениями вневедомственной охраны положений подп. 33.1 п. 1 ст. 251 Кодекса является правомерным с даты их преобразования в федеральные государственные казенные учреждения.
Из материалов дела следует, что налогоплательщик на возмездной основе оказывал услуги юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества.
В спорный период налогоплательщик являлся государственным бюджетным учреждением, соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации принято не было, правовой статус налогоплательщика на федеральное казенное учреждение не изменен.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что полученные учреждением средства по договорам на охрану имущества юридических и физических лиц являются выручкой от реализации товаров (работ, услуг), в связи с чем должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль по правилам ст. 252 Кодекса. Оснований для исключения полученных доходов при исчислении налога на прибыль на основании п. 1 ст. 251 Кодекса не имеется.
Между тем, как следует из оспариваемого решения налогового органа инспекцией при исчислении налога на прибыль организаций за 9 месяцев 2011 г. не учтены расходы учреждения, связанные с осуществлением указанной деятельности, направленной на получение дохода, со ссылкой на полное финансовое обеспечение учреждения за счет средств федерального бюджета. По мнению инспекции, поскольку все расходы произведены за счет бюджетного финансирования, то отсутствуют расходы, учитываемые для целей налогообложения, и налоговая база по налогу на прибыль равна выручке, полученной по договорам на оказание услуг по охране.
То обстоятельство, что учреждение перечисляло доходы от оказания услуг по охране в федеральный бюджет и затем получал их в качестве финансирования, не освобождает его от обязанности по включению средств, полученных в качестве оплаты за оказанные услуги в состав налогооблагаемых доходов, и, соответственно, не лишает права учесть понесенные при осуществлении указанной деятельности расходы при исчислении налога на прибыль организаций.
Изложенная правовая позиция была сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.10.2007 N 7657/07.
При названных обстоятельствах инспекция должна была определить соотношение доходов от оказания услуг по охране в общем объеме полученного отделом финансирования и с учетом принципа пропорционального распределения расходов, закрепленного абз. 4 п. 1 ст. 272, определить налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые с нарушением норм материального права (п. 3 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.11.2012 по делу N А07-15321/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий
Е.А.КРАВЦОВА
Судьи
И.В.ЛИМОНОВ
О.Г.ГУСЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)