Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.03.2013 N 09АП-7866/2013 ПО ДЕЛУ N А40-129329/12-108-162

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2013 г. N 09АП-7866/2013

Дело N А40-129329/12-108-162

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Н.О. Окуловой
Судей В.Я. Голобородько, Р.Г. Нагаева
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.А. Прозоровской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ЗАО "Нортгаз"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2013
по делу N А40-129329/12-108-162, принятое судьей Суставовой О.Ю.
по заявлению Закрытого акционерного общества "Нортгаз"
(ОГРН 1048900318312), 119180, Москва Город, Якиманка Б. Улица, 1
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (ОГРН 1047702056160), 129223, Москва г., Мира пр-кт, 191
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Шаповалов С.Ю. по дов. N б/н от 06.07.2012
от заинтересованного лица - Гордеева Е.Е. по дов. N 04-17/0640@ от 21.01.2012; Ширинова Ю.Р. по дов. N 05-17/00238 от 14.01.2013

установил:

Закрытое акционерное общество "Нортгаз" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 23.07.2012 N 23 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.07.2012 N 23 (в редакции решения Федеральной налоговой службы от 11.09.2012 N СА-4-9/15103@).
Решением от 17.01.2013 г. в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявление удовлетворить в полном объеме, указывая на то, что судом неполно неправильно применены нормы материального права.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои правовые позиции по спору.
Ходатайства заявителя о приостановлении производства по делу и о направлении запроса в Конституционный Суд РФ рассмотрены и отклонены судом, что отражено в протоколе судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. 266, ст. 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, ЗАО "Нортгаз" 28.03.2012 представило в МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2012 года с комплектом документов, согласно которой сумма налога к уплате равна 0 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, результаты которой зафиксированы актом камеральной налоговой проверки от 14.06.2012 N 25, в котором содержится вывод о том, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по добытому обществом газовому конденсату, отраженная в строке 030 раздела 1 декларации, занижена обществом на 23 177 972,00 руб.
По итогам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки налоговым органом вынесено решение от 23.07.2012 N 23 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому общество было привлечено к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 4 634 306,20 руб. за неполную уплату суммы налога на добычу полезных ископаемых; обществу предложено уплатить недоимку по указанному налогу в сумме 23 177 972,00 руб. и пени в сумме 735 309,92 руб. за несвоевременную уплату налога, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решение от 23.07.2012 N 23 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения было обжаловано налогоплательщиком в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган.
Решением Федеральной налоговой службы от 11.09.2012 N СА-4-9/15103@ апелляционная жалоба общества удовлетворена частично, путем отмены пункта 1 резолютивной части решения инспекции в части привлечения ЗАО "Нортгаз" к ответственности за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в размере 4 634 306,20 руб. и пункта 2 резолютивной части решения в части начисления соответствующих сумм пени.
Заявитель оспорил решение инспекции в судебном порядке в вышеуказанной части.
Арбитражный апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне установлены обстоятельства по делу и им дана надлежащая правовая оценка.
В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о том, что газовый конденсат должен облагаться исходя из налоговой ставки 17,5 процентов и стоимости добытого конденсата, т.е. подлежит применению тот порядок, который существовал до внесения изменений Федеральным законом от 28.11.2011 г. N 338-ФЗ. По мнению заявителя, установленные в 2012 г. элементы налогообложения по НДПИ (газовый конденсат) не были соразмерны и не могли применяться одновременно. Общество указывает на то, что не были установлены такие элементы налогообложения как налоговая база применительно к газовому конденсату, облагаемому по твердой ставке.
Данные доводы заявителя рассмотрены и отклоняются судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Статьей 17 НК РФ установлены общие условия установления налогов и сборов. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Статья 53 НК РФ устанавливает, что налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Из положений указанной статьи следует, что налоговая ставка считается установленной в случае, если норма, регулирующая данный элемент налога содержит в себе указания, как на величину налоговых начислений, так и на единицу измерения налоговой базы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 337 НК РФ одним из видов добытого полезного ископаемого является газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья, прошедший технологию промысловой подготовки в соответствии с техническим проектом разработки месторождения до направления его на переработку.
Пунктом 2 статьи 338 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2012) определено, что налоговая база в отношении добытого полезного ископаемого определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 340 НК РФ оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов: исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий; исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого; исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Согласно пункту 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.01.2012), если иное не установлено пунктом 1 статьи 342 Кодекса, налогообложение по налогу на добычу полезных ископаемых производится по налоговой ставке 17,5 процента при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Федерального закона от 28.11.2011 N 338-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" подпункт 10 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации изложен в новой редакции, согласно которой, если иное не установлено пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, налогообложение налогом на добычу полезных ископаемых производится по налоговой ставке 556 руб. (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно), 590 руб. (на период с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно), 647 руб. (начиная с 1 января 2014 года) за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья.
При этом каких-либо изменений в порядок определения налоговой базы, определенный статьей 338 НК РФ, в связи с принятием Федерального закона от 28.11.2011 N 338-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесено не было.
Однако, согласно п. 1 ст. 343 НК РФ сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Иными словами сумма НДПИ по газовому конденсату должна определяться как произведение адвалорной ставки, установленной для газового конденсата, и рублевой стоимости газового конденсата, добытого в налоговом периоде.
Принимая во внимание то обстоятельство, что в вышеуказанных нормах права, помимо указания на величину налоговых обязательств, имеется указание на единицу измерения налоговой базы, к которой подлежит указанную ставку применять, в данном случае судом не установлено неустранимых неопределенностей в норме права.
С учетом внесенных изменений п. 2 ст. 338 НК РФ указывает, что налоговая база при добыче угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа, газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья и газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
Пункт 1 ст. 343 НК РФ в новой редакции, указывает, что сумма налога по углю, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа, газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья и газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья исчисляется как производная соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.
Таким образом, все элементы налогообложения НК РФ определены, налог на добычу полезных ископаемых в части газового конденсата установлен, в связи с чем являются обоснованными доводы инспекции о том, что ЗАО "НортГаз" неправомерно занизил налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2012 года в размере 23 177 972 руб.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, в настоящем случае в спорный период (февраль 2012 года) пункт 2 статьи 338 НК РФ действовал в редакции Федерального закона от 28.12.2010 N 425-ФЗ, а подпункт 10 пункта 2 статьи 342 НК РФ - в редакции Федерального закона от 28.11.2011 N 338-ФЗ.
Следовательно, при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в части газового конденсата следует руководствоваться подпунктом 10 пункта 2 статьи 342 НК РФ в редакции Федерального закона от 28.11.2011 N 338-ФЗ, как нормой, изданной позднее.
Следовательно, ссылка заявителя на пункт 7 статьи 3 НК РФ обоснованно отклонена судом, поскольку в настоящем случае характер противоречия норм пункта 2 статьи 338 и подпункта 10 пункта 2 статьи 342 НК РФ не является неустранимым.
Согласно акту камеральной налоговой проверки и представленным на него возражениям обществу вместе с актом камеральной налоговой проверки было направлено письмо Министерства финансов Российской Федерации от 31.05.2012 N 03-06-05-01/66, согласно которому до внесения соответствующих изменений в статью 338 Кодекса при исчислении налога на добычу полезных ископаемых налоговая база в отношении газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытого полезного ископаемого (аналогичного рода позиция высказана Федеральной налоговой службой в письме от 07.06.2012 N ЕД-4-3/9412@).
В силу пункта 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Вместе с тем, общество не воспользовалось своим законным правом на обращение в налоговый орган либо Министерство финансов Российской Федерации за разъяснением по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость в части газового конденсата за Февраль 2012 года и не использовало при исчислении налога на добычу полезных ископаемых (газового конденсата) уже имеющиеся разъяснения Минфина России.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" норма закона может быть признана не соответствующей Конституции РФ только при наличии неопределенности в вопросе.
Как правильно указывает налоговый орган, такие неопределенности в данном случае не установлены, а все сомнения (неясности) были разъяснены Минфином России в вышеуказанных разъяснениях.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и относятся на заявителя.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2013 по делу N А40-129329/12-108-162 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Н.О.ОКУЛОВА

Судьи
Р.Г.НАГАЕВ
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)