Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 27 февраля 2007 года. В полном объеме постановление изготовлено 28 февраля 2007 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Доржиева Э.П., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей помощником судьи Филипповой Л.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30.11.2006 г. (судья Столбов В.В.),
по делу N А58-7120/2005 по заявлению Открытого акционерного общества "Сахаэнерго" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) о признании частично недействительным решения от 26.09.2005 г. N 08/3 и встречному заявлению о взыскании налоговых санкций в сумме 17 324 696 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Габышев А.С. - по доверенности от 01.01.2007 г. N 132, Андреева А.Г. - по доверенности от 22.02.2007 г., Корякина Н.М. - по доверенности от 22.02.2007 г. N 184,
от ответчика: Егорова А.В. - по доверенности от 09.01.2007 г. N 03/12, Маликов Ф.Е. - по доверенности от 22.02.2007 г. N 03-06
установил:
Открытое акционерное общество "Сахаэнерго" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения от 26.09.05 г. N 08/3 в части пункта 13.1.2 по налогу на добавленную стоимость в сумме 86 126 426 руб., пункта 13.1.3 по единому социальному налогу в сумме 19 608 руб., пункта 13.1.4 по налогу на доходы физических лиц в сумме 20 169 руб., пункта 3.2.1 в части начисления пеней в сумме 35 463 025 руб., пункта 13.2.4 в части налоговых санкций в сумме 17 226 320 руб.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) заявила встречный иск, уточненный в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании налоговых санкций в сумме 17 324 696 руб., в том числе по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации: по налогу на прибыль в сумме 39 706 руб., по налогу на добавленную стоимость в сумме 17 247 846 руб., по единому социальному налогу в сумме 12 634 руб.; по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 23 910 руб. за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц; по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 600 руб. за непредставление в установленный срок налоговому органу 12 сведений о доходах физических лиц, необходимых для осуществления налогового контроля.
Решением суда первой инстанции от 30 ноября 2006 г. требование заявителя удовлетворено частично. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) от 26.09.05 г. N 08/3 признано недействительным в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 86 117 200 руб., в том числе по 2002 году - в сумме 19 005 774 руб., по 2003 году - в сумме 12 166 руб., налога на доходы физических лиц в сумме в сумме 19 765 руб., в том числе по 2002 году - в сумме 7 599 руб., по 2003 году - 12 166 руб., пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 35 366 856 руб., налоговых санкций по налогу на добавленную стоимость в сумме 17 223 440 руб. В удовлетворении остальной части требования заявителя отказано.
По встречному заявлению ответчика с ОАО "Сахаэнерго" взысканы налоговые санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на прибыль в сумме 39 706 руб., по налогу на добавленную стоимость в сумме 24 406 руб., по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на доходы физических лиц в сумме 12 843 руб., по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 300 руб. В удовлетворении остальной части встречного заявления отказано.
Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) не согласилась с принятым судебным актом в части признания недействительным решения по налогу на добавленную стоимость по эпизоду, связанному с применением налоговых вычетов по поступившим от ОАО "Саханефтегазсбыт" нефтепродуктам, обратилась с апелляционной жалобой на решение суда в указанной части.
В обосновании жалобы налоговая инспекция указала на неправомерность примененных заявителем налоговых вычетов в связи с тем, что факт оплаты налогоплательщиком налога на добавленную стоимость за полученные нефтепродукты не подтвержден. Кроме этого, указал на недобросовестное применение заявителем налоговых вычетов, поскольку собственник нефтепродуктов - Правительство Республики Саха (Якутия) - плательщиком налога на добавленную стоимость не является.
Налоговый орган считает, что заявителем документально не подтверждено наличие у ОАО АК "Якутскэнерго" обязательства, на основании которого последним произведена оплата за полученные от ОАО "Саханефтегазсбыт" Д.У. нефтепродукты. Судом первой инстанции неправомерно, по мнению налоговой инспекции, приняты в качестве доказательств соглашения о погашении взаимных обязательств, не представленные в ходе налоговой проверки. Также ответчик указал на то, что платежные документы ОАО АК "Якутскэнерго" не содержат ссылки на оплату нефтепродуктов за заявителя.
В дополнении к апелляционной жалобе налоговая инспекция указала на несоблюдение заявителем условия для применения налоговых вычетов на том основании, что Правительство Республики Саха (Якутия) налог на добавленную стоимость не уплачивало.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы апелляционной жалобы, представили уточнение к апелляционной жалобе, в котором просят решение суда первой инстанции изменить в обжалуемой части.
ОАО "Сахаэнерго" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения. Указывает на обоснованное применение налоговых вычетов и соблюдение требований налогового законодательства для их применения. Считает, что в силу статей 38, 39, 146 Налогового кодекса Российской Федерации операции по реализации доверительным управляющим нефтепродуктов обществу являются объектом обложения налога на добавленную стоимость вне зависимости от правового положения собственника реализуемых товаров.
В судебном заседании представители заявителя дополнительно пояснили, что вычеты обществом применялись после оплаты ОАО АК "Якутскэнерго" нефтепродуктов и составления актов зачета встречных требований.
В связи с обжалованием в апелляционном порядке части решения суда, а также отсутствием возражений со стороны лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает законность и обоснованность решения в обжалуемой части.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, апелляционная инстанция считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Республики Саха (Якутия) проведена выездная налоговая проверка ОАО "Сахаэнерго" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период 2002-2003 г.г.
По результатам проверки составлен акт от 07.07.2005 г. N 8/01, принято решение от 26.09.2005 г. N 08/3 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной:
- - пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 39 706 руб. за неуплату налога на прибыль, в сумме 17 274 846 руб. - по налогу на добавленную стоимость, в сумме 12 634 руб. - по единому социальному налогу;
- - статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 24 332 руб.;
- - пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговому органу сведений о доходах, выплаченных 12 физическим лицам, в виде штрафа в сумме 600 руб.
Указанным решением обществу предложено уплатить налог на прибыль в сумме 200 157 руб. и пени в сумме 30 003 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 86 297 822 руб. и пени в сумме 35 447 128 руб., единый социальный налог в сумме в сумме 361 461 руб. и пени в сумме 20 364 руб., налог на доходы физических лиц в сумме 119 548 руб. и пени за неправомерное неперечисление налога, подлежащего удержанию и перечислению в сумме 93 371 руб., а также пени в сумме 854 172 руб. за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц.
Выездной налоговой проверкой установлено неправомерное применение обществом налоговых вычетов в сумме 86 117 200 руб., в том числе за 2002 год - 19 005 774 руб., за 2003 год - 67 111 426 руб. по полученным от ОАО "Саханефтегазсбыт" Д.У. нефтепродуктам, при отсутствии документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость указанному поставщику.
Удовлетворяя требования заявителя в указанной части, суд первой инстанции исходил из соблюдения обществом норм налогового законодательства при применении налоговых вычетов, подтверждения факта оплаты актами зачета встречных требований, заключенных обществом с ОАО АК "Якутскэнерго", соглашениями о погашении взаимных обязательств между Министерством финансов Республики Саха (Якутия), ОАО "Саханефтегазсбыт" Д.У., ОАО АК "Якутскэнерго" и обществом.
Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда правильными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты. В силу пункта 2 данной статьи вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации в отношении товаров, приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров, и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров, после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Согласно материалам дела ОАО "Саханефтегазсбыт", являясь доверительным управляющим на основании договора доверительного управления нефтепродуктами, находящимися в государственной собственности Республики Саха (Якутия), от 29.05.2002 г. N ДУ-28/02, отпустил в адрес заявителя нефтепродукты и выставил счета-фактуры с выделением налога на добавленную стоимость в общей сумме 86 117 200 руб.
Указанные счета фактуры, перечисленные в решении суда первой инстанции, имеются в материалах дела т. 5 л.д. 133-228.
В соответствии с договором доверительного управления от 29.05.2002 г. N ДУ-28/02 Правительство Республики Саха (Якутия) передало в доверительное управление ОАО "Саханефтегазсбыт" нефтепродукты, поступившие в государственную собственность Республики Саха (Якутия) для государственных нужд. По условиям заключенного договора доверительное управление нефтепродуктами означает осуществление правомочий собственника - Правительства Республики Саха (Якутия), включающих в себя прием, хранение, отпуск нефтепродуктов, складские операции, бухгалтерский учет операций по доверительному управлению на отдельном балансе, представление интересов Правительства Республики Саха (Якутия) в налоговой сфере.
Пунктом 1.4 названного договора от 29.05.2002 г. N ДУ-28/02 предусмотрено, что все документы, составляемые при совершении операций с нефтепродуктами по согласованию с Учредителем (Правительством Республики Саха (Якутия), включая счета-фактуры, доверительный управляющий оформляет от своего имени, но указывает при этом, что он действует в качестве такого управляющего. Это условие считается соблюденным, если в письменных документах после наименования Доверительного управляющего (ОАО "Саханефтегазсбыт") сделана пометка "Д.У.".
Имеющиеся в материалах дела счета-фактуры соответствуют указанному условию договора.
Приобретение нефтепродуктов осуществлялось Правительством Республики Саха (Якутия) на основании государственных контрактов на поставку нефтепродуктов со сторонними коммерческими организациями, которые заключались от имени Правительства Республики Саха (Якутия) Государственным Комитетом Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам.
Для исполнения государственных контрактов на основании агентского договора N АД-12/02 от 21.05.2002 г. в качестве агента привлечено ОАО "Саханефтегазсбыт".
Указанные государственные контракты на поставку нефтепродуктов и агентский договор N АД-12/02 от 21.05.2002 г. заключены на основании постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) от 07.03.2002 г. N 97 "Об организации поставок топлива, нефтепродуктов, продовольствия и материально-технических ресурсов в 2002 году" и от 13.02.2003 г. N 66 "Об организации поставок топливно-энергетических ресурсов, продукции производственно-технического назначения, продовольственных и непродовольственных товаров в 2003 году".
Порядок распределения нефтепродуктов установлен распоряжениями и постановлениями Правительства Республики Саха (Якутия) N 618-р от 17.05.02, N 707-р от 30.05.02, N 779-р от 17.06.02, N 818-р от 27.06.02, N 349 от 04.07.02, N 1202-р от 18.08.02, N 437 от 29.08.02, N 1156-р от 17.09.02, N 1383-р от 15.11.02.
В указанных распоряжениях и постановлениях получателем нефтепродуктов значится ОАО АК "Якутскэнерго".
Несмотря на отсутствие заявителя в распоряжениях и постановлениях Правительства Республики Саха (Якутия), приказах Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Государственного комитета Республики Саза (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам поставка нефтепродуктов фактически осуществлена в адрес ОАО "Сахаэнерго".
Из объяснения главного бухгалтера ОАО "Саханефтегазсбыт", полученного Управлением по налоговым преступлениям МВД РС (Я), следует, что на основании приказов Министерства финансов Республики Саха (Якутия) и Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам ОАО "Саханефтегазсбыт" отпускало нефтепродукты конкретным получателям, в том числе заявителю. В указанных документах получателем нефтепродуктов являлся ОАО АК "Якутскэнерго", фактически ГСМ отпускался в адрес заявителя (т. 6 л.д. 290-291).
Отсутствие заключенного ОАО "Саханефтегазсбыт" с заявителем договора поставки нефтепродуктов не является основанием для отказа в принятии налоговых вычетов, т.к. положениями налогового законодательства право на налоговые вычеты связано с наличием выставленной счета-фактуры, ее оплаты и фактом оприходования товара.
Судом первой инстанции на основании материалов дела правомерно установлено, что оплата поступивших в адрес заявителя нефтепродуктов производилась ОАО АК "Якутскэнерго" на специальный счет Министерства финансов Республики Саха (Якутия) платежными поручениями с выделением налога на добавленную стоимость (т. 9 л.д. 7-33).
Актами зачета встречных требований N 100-СЭ от 31.10.02, N 105-СЭ от 30.11.02, N б/н от 30.11.02, N 121 от 30.12.02, N 122 от 30.12.02, N 123 от 30.12.02, N 124 от 30.12.02, N 7-СЭ от 31.01.03, N 9-СЭ от 28.02.03, N 11-СЭ от 28.02.03, N 17-СЭ от 31.03.03, N 28-СЭ от 30.04.03, N 37-СЭ от 30.05.03, N 49 от 30.06.03, N 59-СЭ от 31.07.03, N 76-СЭ от 30.09.03, N 96-СЭ от 30.11.03, составленных заявителем с ОАО АК "Якутскэнерго", подтверждается погашение ОАО АК "Якутскэнерго" задолженности перед заявителем за приобретенную по договорам купли-продажи электроэнергии от 19.02.2002 г. N 138-ю и от 24.12.2002 г. N 876-ю (т. 6 л.д. 271-285, 287-289).
Указанные договоры купли-продажи электроэнергии имеются в материалах дела, подтверждают наличие у ОАО АК "Якутскэнерго" обязательства по оплате электроэнергии, в связи с чем довод апелляционной жалобы об отсутствии документального подтверждения обязательств подлежит отклонению (т. 8 л.д. 136-141).
Налоговый орган ни материалами выездной налоговой проверки, ни в ходе судебного заседания не опроверг довод заявителя о том, что согласно указанным актам зачета встречных требований заявитель произвел поставками электроэнергии погашение долга перед ОАО АК "Якутскэнерго", включая налог на добавленную стоимость, ранее уплаченный ОАО АК "Якутскэнерго" за полученные заявителем в 2002-2003 г.г. от ОАО "Саханефтегазсбыт" государственные нефтепродукты.
Доказательств получения заявителем от ОАО "Саханефтегазсбыт" иных государственных нефтепродуктов, кроме тех по которым выставлены счета-фактуры, в материалах дела не имеется. Следовательно, указанные акты свидетельствуют о расчете заявителя с ОАО АК "Якутскэнерго", именно за те нефтепродукты, которые оплачены последним, включая налог на добавленную стоимость, и которые согласно счетов-фактур доверительного управляющего поступили в адрес заявителя.
При указанных обстоятельствах подлежит отклонению довод заявителя апелляционной жалобы о том, что платежные документы ОАО АК "Якутскэнерго" не содержат ссылки на оплату нефтепродуктов за заявителя.
После составления указанных актов зачета заявитель включал выставленные ОАО "Саханефтегазсбыт" Д.У. счета-фактуры в книгу покупок и применял налоговые вычеты по уплаченному налогу на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 2 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в проверяемый период, оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращение встречного обязательства приобретателя указанных товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг), за исключением прекращения встречного обязательства путем выдачи покупателем - векселедателем собственного векселя. Оплатой товаров (работ, услуг), в частности, признается прекращение обязательства зачетом.
Факты оплаты ОАО "Якутскэнерго" за полученные заявителем от доверительного управляющего в 2002 году государственные нефтепродукты, включая налог на добавленную стоимость, подтверждаются также соглашениями о погашении взаимных обязательств между Министерством финансов Республики Саха (Якутия), ОАО "Саханефтегазсбыт", ОАО АК "Якутскэнерго" и заявителем (т. 9 л.д. 36-63).
Данные соглашения правомерно признаны судом первой инстанции допустимыми и относимыми, дана надлежащая оценка факту непредставления их в ходе выездной налоговой проверки, поскольку они не являлись основанием для применения заявителем налоговых вычетов.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном принятии судом указанных соглашений в качестве доказательств, которые к проверке не представлялись, является необоснованным.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 29 Постановления от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу в сроки, определенные пунктом 5 статьи 100 НК РФ.
Представленные в судебном заседании соглашения правомерно приняты судом в качестве надлежащих доказательств. При наличии сомнений в достоверности указанных документов налоговый орган в установленном порядке не делал заявление о фальсификации доказательств.
Следовательно, факт оплаты заявителем полученных от ОАО "Саханефтегазсбыт" нефтепродуктов подтверждается платежными поручениями ОАО АК "Якутскэнерго", актами зачета встречных требований, составленными заявителем с ОАО АК "Якутскэнерго", соглашениями о погашении взаимных обязательств между Министерством финансов Республики Саха (Якутия), ОАО "Саханефтегазсбыт", ОАО АК "Якутскэнерго" и заявителем.
Налоговая инспекция не отрицает в оспариваемом решении факты оприходования заявителем полученных государственных нефтепродуктов, оплаченных ОАО "Якутскэнерго" с выделением налога на добавленную стоимость, и их использования в процессе деятельности заявителя, связанной с производством и реализацией электроэнергии.
Обоснованно отклонен судом первой инстанции довод налогового органа заявителя апелляционной жалобы о недобросовестности заявителя в связи с тем, что Правительство Республики Саха (Якутия) не является плательщиком налога на добавленную стоимость.
В силу пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется также лицами, не являющимися плательщиками налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога и в этих случаях лицо, получившее такую счет-фактуру, не лишено права применить налоговый вычет.
На основании статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации операции по реализации доверительным управляющим заявителю государственных нефтепродуктов, принадлежащих Республике Саха (Якутия), являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость вне зависимости от правового положения собственника реализуемых товаров.
Таким образом, на основании вышеназванных положений налогового законодательства, полного исследования материалов дела и надлежащей оценки имеющихся доказательств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерном применении заявителем налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за полученные, оприходованные и оплаченные нефтепродукты.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция
постановила:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2006 года по делу N А58-7120/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Судьи
Э.П.ДОРЖИЕВ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.02.2007 N 04АП-440/2007 ПО ДЕЛУ N А58-7120/2005
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2007 г. N 04АП-440/2007
Дело N А58-7120/2005
Резолютивная часть постановления оглашена 27 февраля 2007 года. В полном объеме постановление изготовлено 28 февраля 2007 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Доржиева Э.П., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей помощником судьи Филипповой Л.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30.11.2006 г. (судья Столбов В.В.),
по делу N А58-7120/2005 по заявлению Открытого акционерного общества "Сахаэнерго" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) о признании частично недействительным решения от 26.09.2005 г. N 08/3 и встречному заявлению о взыскании налоговых санкций в сумме 17 324 696 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Габышев А.С. - по доверенности от 01.01.2007 г. N 132, Андреева А.Г. - по доверенности от 22.02.2007 г., Корякина Н.М. - по доверенности от 22.02.2007 г. N 184,
от ответчика: Егорова А.В. - по доверенности от 09.01.2007 г. N 03/12, Маликов Ф.Е. - по доверенности от 22.02.2007 г. N 03-06
установил:
Открытое акционерное общество "Сахаэнерго" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения от 26.09.05 г. N 08/3 в части пункта 13.1.2 по налогу на добавленную стоимость в сумме 86 126 426 руб., пункта 13.1.3 по единому социальному налогу в сумме 19 608 руб., пункта 13.1.4 по налогу на доходы физических лиц в сумме 20 169 руб., пункта 3.2.1 в части начисления пеней в сумме 35 463 025 руб., пункта 13.2.4 в части налоговых санкций в сумме 17 226 320 руб.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) заявила встречный иск, уточненный в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании налоговых санкций в сумме 17 324 696 руб., в том числе по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации: по налогу на прибыль в сумме 39 706 руб., по налогу на добавленную стоимость в сумме 17 247 846 руб., по единому социальному налогу в сумме 12 634 руб.; по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 23 910 руб. за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц; по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 600 руб. за непредставление в установленный срок налоговому органу 12 сведений о доходах физических лиц, необходимых для осуществления налогового контроля.
Решением суда первой инстанции от 30 ноября 2006 г. требование заявителя удовлетворено частично. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) от 26.09.05 г. N 08/3 признано недействительным в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 86 117 200 руб., в том числе по 2002 году - в сумме 19 005 774 руб., по 2003 году - в сумме 12 166 руб., налога на доходы физических лиц в сумме в сумме 19 765 руб., в том числе по 2002 году - в сумме 7 599 руб., по 2003 году - 12 166 руб., пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 35 366 856 руб., налоговых санкций по налогу на добавленную стоимость в сумме 17 223 440 руб. В удовлетворении остальной части требования заявителя отказано.
По встречному заявлению ответчика с ОАО "Сахаэнерго" взысканы налоговые санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на прибыль в сумме 39 706 руб., по налогу на добавленную стоимость в сумме 24 406 руб., по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на доходы физических лиц в сумме 12 843 руб., по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 300 руб. В удовлетворении остальной части встречного заявления отказано.
Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) не согласилась с принятым судебным актом в части признания недействительным решения по налогу на добавленную стоимость по эпизоду, связанному с применением налоговых вычетов по поступившим от ОАО "Саханефтегазсбыт" нефтепродуктам, обратилась с апелляционной жалобой на решение суда в указанной части.
В обосновании жалобы налоговая инспекция указала на неправомерность примененных заявителем налоговых вычетов в связи с тем, что факт оплаты налогоплательщиком налога на добавленную стоимость за полученные нефтепродукты не подтвержден. Кроме этого, указал на недобросовестное применение заявителем налоговых вычетов, поскольку собственник нефтепродуктов - Правительство Республики Саха (Якутия) - плательщиком налога на добавленную стоимость не является.
Налоговый орган считает, что заявителем документально не подтверждено наличие у ОАО АК "Якутскэнерго" обязательства, на основании которого последним произведена оплата за полученные от ОАО "Саханефтегазсбыт" Д.У. нефтепродукты. Судом первой инстанции неправомерно, по мнению налоговой инспекции, приняты в качестве доказательств соглашения о погашении взаимных обязательств, не представленные в ходе налоговой проверки. Также ответчик указал на то, что платежные документы ОАО АК "Якутскэнерго" не содержат ссылки на оплату нефтепродуктов за заявителя.
В дополнении к апелляционной жалобе налоговая инспекция указала на несоблюдение заявителем условия для применения налоговых вычетов на том основании, что Правительство Республики Саха (Якутия) налог на добавленную стоимость не уплачивало.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы апелляционной жалобы, представили уточнение к апелляционной жалобе, в котором просят решение суда первой инстанции изменить в обжалуемой части.
ОАО "Сахаэнерго" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения. Указывает на обоснованное применение налоговых вычетов и соблюдение требований налогового законодательства для их применения. Считает, что в силу статей 38, 39, 146 Налогового кодекса Российской Федерации операции по реализации доверительным управляющим нефтепродуктов обществу являются объектом обложения налога на добавленную стоимость вне зависимости от правового положения собственника реализуемых товаров.
В судебном заседании представители заявителя дополнительно пояснили, что вычеты обществом применялись после оплаты ОАО АК "Якутскэнерго" нефтепродуктов и составления актов зачета встречных требований.
В связи с обжалованием в апелляционном порядке части решения суда, а также отсутствием возражений со стороны лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает законность и обоснованность решения в обжалуемой части.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, апелляционная инстанция считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Республики Саха (Якутия) проведена выездная налоговая проверка ОАО "Сахаэнерго" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период 2002-2003 г.г.
По результатам проверки составлен акт от 07.07.2005 г. N 8/01, принято решение от 26.09.2005 г. N 08/3 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной:
- - пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 39 706 руб. за неуплату налога на прибыль, в сумме 17 274 846 руб. - по налогу на добавленную стоимость, в сумме 12 634 руб. - по единому социальному налогу;
- - статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 24 332 руб.;
- - пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговому органу сведений о доходах, выплаченных 12 физическим лицам, в виде штрафа в сумме 600 руб.
Указанным решением обществу предложено уплатить налог на прибыль в сумме 200 157 руб. и пени в сумме 30 003 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 86 297 822 руб. и пени в сумме 35 447 128 руб., единый социальный налог в сумме в сумме 361 461 руб. и пени в сумме 20 364 руб., налог на доходы физических лиц в сумме 119 548 руб. и пени за неправомерное неперечисление налога, подлежащего удержанию и перечислению в сумме 93 371 руб., а также пени в сумме 854 172 руб. за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц.
Выездной налоговой проверкой установлено неправомерное применение обществом налоговых вычетов в сумме 86 117 200 руб., в том числе за 2002 год - 19 005 774 руб., за 2003 год - 67 111 426 руб. по полученным от ОАО "Саханефтегазсбыт" Д.У. нефтепродуктам, при отсутствии документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость указанному поставщику.
Удовлетворяя требования заявителя в указанной части, суд первой инстанции исходил из соблюдения обществом норм налогового законодательства при применении налоговых вычетов, подтверждения факта оплаты актами зачета встречных требований, заключенных обществом с ОАО АК "Якутскэнерго", соглашениями о погашении взаимных обязательств между Министерством финансов Республики Саха (Якутия), ОАО "Саханефтегазсбыт" Д.У., ОАО АК "Якутскэнерго" и обществом.
Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда правильными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты. В силу пункта 2 данной статьи вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации в отношении товаров, приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров, и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров, после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Согласно материалам дела ОАО "Саханефтегазсбыт", являясь доверительным управляющим на основании договора доверительного управления нефтепродуктами, находящимися в государственной собственности Республики Саха (Якутия), от 29.05.2002 г. N ДУ-28/02, отпустил в адрес заявителя нефтепродукты и выставил счета-фактуры с выделением налога на добавленную стоимость в общей сумме 86 117 200 руб.
Указанные счета фактуры, перечисленные в решении суда первой инстанции, имеются в материалах дела т. 5 л.д. 133-228.
В соответствии с договором доверительного управления от 29.05.2002 г. N ДУ-28/02 Правительство Республики Саха (Якутия) передало в доверительное управление ОАО "Саханефтегазсбыт" нефтепродукты, поступившие в государственную собственность Республики Саха (Якутия) для государственных нужд. По условиям заключенного договора доверительное управление нефтепродуктами означает осуществление правомочий собственника - Правительства Республики Саха (Якутия), включающих в себя прием, хранение, отпуск нефтепродуктов, складские операции, бухгалтерский учет операций по доверительному управлению на отдельном балансе, представление интересов Правительства Республики Саха (Якутия) в налоговой сфере.
Пунктом 1.4 названного договора от 29.05.2002 г. N ДУ-28/02 предусмотрено, что все документы, составляемые при совершении операций с нефтепродуктами по согласованию с Учредителем (Правительством Республики Саха (Якутия), включая счета-фактуры, доверительный управляющий оформляет от своего имени, но указывает при этом, что он действует в качестве такого управляющего. Это условие считается соблюденным, если в письменных документах после наименования Доверительного управляющего (ОАО "Саханефтегазсбыт") сделана пометка "Д.У.".
Имеющиеся в материалах дела счета-фактуры соответствуют указанному условию договора.
Приобретение нефтепродуктов осуществлялось Правительством Республики Саха (Якутия) на основании государственных контрактов на поставку нефтепродуктов со сторонними коммерческими организациями, которые заключались от имени Правительства Республики Саха (Якутия) Государственным Комитетом Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам.
Для исполнения государственных контрактов на основании агентского договора N АД-12/02 от 21.05.2002 г. в качестве агента привлечено ОАО "Саханефтегазсбыт".
Указанные государственные контракты на поставку нефтепродуктов и агентский договор N АД-12/02 от 21.05.2002 г. заключены на основании постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) от 07.03.2002 г. N 97 "Об организации поставок топлива, нефтепродуктов, продовольствия и материально-технических ресурсов в 2002 году" и от 13.02.2003 г. N 66 "Об организации поставок топливно-энергетических ресурсов, продукции производственно-технического назначения, продовольственных и непродовольственных товаров в 2003 году".
Порядок распределения нефтепродуктов установлен распоряжениями и постановлениями Правительства Республики Саха (Якутия) N 618-р от 17.05.02, N 707-р от 30.05.02, N 779-р от 17.06.02, N 818-р от 27.06.02, N 349 от 04.07.02, N 1202-р от 18.08.02, N 437 от 29.08.02, N 1156-р от 17.09.02, N 1383-р от 15.11.02.
В указанных распоряжениях и постановлениях получателем нефтепродуктов значится ОАО АК "Якутскэнерго".
Несмотря на отсутствие заявителя в распоряжениях и постановлениях Правительства Республики Саха (Якутия), приказах Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Государственного комитета Республики Саза (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам поставка нефтепродуктов фактически осуществлена в адрес ОАО "Сахаэнерго".
Из объяснения главного бухгалтера ОАО "Саханефтегазсбыт", полученного Управлением по налоговым преступлениям МВД РС (Я), следует, что на основании приказов Министерства финансов Республики Саха (Якутия) и Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам ОАО "Саханефтегазсбыт" отпускало нефтепродукты конкретным получателям, в том числе заявителю. В указанных документах получателем нефтепродуктов являлся ОАО АК "Якутскэнерго", фактически ГСМ отпускался в адрес заявителя (т. 6 л.д. 290-291).
Отсутствие заключенного ОАО "Саханефтегазсбыт" с заявителем договора поставки нефтепродуктов не является основанием для отказа в принятии налоговых вычетов, т.к. положениями налогового законодательства право на налоговые вычеты связано с наличием выставленной счета-фактуры, ее оплаты и фактом оприходования товара.
Судом первой инстанции на основании материалов дела правомерно установлено, что оплата поступивших в адрес заявителя нефтепродуктов производилась ОАО АК "Якутскэнерго" на специальный счет Министерства финансов Республики Саха (Якутия) платежными поручениями с выделением налога на добавленную стоимость (т. 9 л.д. 7-33).
Актами зачета встречных требований N 100-СЭ от 31.10.02, N 105-СЭ от 30.11.02, N б/н от 30.11.02, N 121 от 30.12.02, N 122 от 30.12.02, N 123 от 30.12.02, N 124 от 30.12.02, N 7-СЭ от 31.01.03, N 9-СЭ от 28.02.03, N 11-СЭ от 28.02.03, N 17-СЭ от 31.03.03, N 28-СЭ от 30.04.03, N 37-СЭ от 30.05.03, N 49 от 30.06.03, N 59-СЭ от 31.07.03, N 76-СЭ от 30.09.03, N 96-СЭ от 30.11.03, составленных заявителем с ОАО АК "Якутскэнерго", подтверждается погашение ОАО АК "Якутскэнерго" задолженности перед заявителем за приобретенную по договорам купли-продажи электроэнергии от 19.02.2002 г. N 138-ю и от 24.12.2002 г. N 876-ю (т. 6 л.д. 271-285, 287-289).
Указанные договоры купли-продажи электроэнергии имеются в материалах дела, подтверждают наличие у ОАО АК "Якутскэнерго" обязательства по оплате электроэнергии, в связи с чем довод апелляционной жалобы об отсутствии документального подтверждения обязательств подлежит отклонению (т. 8 л.д. 136-141).
Налоговый орган ни материалами выездной налоговой проверки, ни в ходе судебного заседания не опроверг довод заявителя о том, что согласно указанным актам зачета встречных требований заявитель произвел поставками электроэнергии погашение долга перед ОАО АК "Якутскэнерго", включая налог на добавленную стоимость, ранее уплаченный ОАО АК "Якутскэнерго" за полученные заявителем в 2002-2003 г.г. от ОАО "Саханефтегазсбыт" государственные нефтепродукты.
Доказательств получения заявителем от ОАО "Саханефтегазсбыт" иных государственных нефтепродуктов, кроме тех по которым выставлены счета-фактуры, в материалах дела не имеется. Следовательно, указанные акты свидетельствуют о расчете заявителя с ОАО АК "Якутскэнерго", именно за те нефтепродукты, которые оплачены последним, включая налог на добавленную стоимость, и которые согласно счетов-фактур доверительного управляющего поступили в адрес заявителя.
При указанных обстоятельствах подлежит отклонению довод заявителя апелляционной жалобы о том, что платежные документы ОАО АК "Якутскэнерго" не содержат ссылки на оплату нефтепродуктов за заявителя.
После составления указанных актов зачета заявитель включал выставленные ОАО "Саханефтегазсбыт" Д.У. счета-фактуры в книгу покупок и применял налоговые вычеты по уплаченному налогу на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 2 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в проверяемый период, оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращение встречного обязательства приобретателя указанных товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг), за исключением прекращения встречного обязательства путем выдачи покупателем - векселедателем собственного векселя. Оплатой товаров (работ, услуг), в частности, признается прекращение обязательства зачетом.
Факты оплаты ОАО "Якутскэнерго" за полученные заявителем от доверительного управляющего в 2002 году государственные нефтепродукты, включая налог на добавленную стоимость, подтверждаются также соглашениями о погашении взаимных обязательств между Министерством финансов Республики Саха (Якутия), ОАО "Саханефтегазсбыт", ОАО АК "Якутскэнерго" и заявителем (т. 9 л.д. 36-63).
Данные соглашения правомерно признаны судом первой инстанции допустимыми и относимыми, дана надлежащая оценка факту непредставления их в ходе выездной налоговой проверки, поскольку они не являлись основанием для применения заявителем налоговых вычетов.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном принятии судом указанных соглашений в качестве доказательств, которые к проверке не представлялись, является необоснованным.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 29 Постановления от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу в сроки, определенные пунктом 5 статьи 100 НК РФ.
Представленные в судебном заседании соглашения правомерно приняты судом в качестве надлежащих доказательств. При наличии сомнений в достоверности указанных документов налоговый орган в установленном порядке не делал заявление о фальсификации доказательств.
Следовательно, факт оплаты заявителем полученных от ОАО "Саханефтегазсбыт" нефтепродуктов подтверждается платежными поручениями ОАО АК "Якутскэнерго", актами зачета встречных требований, составленными заявителем с ОАО АК "Якутскэнерго", соглашениями о погашении взаимных обязательств между Министерством финансов Республики Саха (Якутия), ОАО "Саханефтегазсбыт", ОАО АК "Якутскэнерго" и заявителем.
Налоговая инспекция не отрицает в оспариваемом решении факты оприходования заявителем полученных государственных нефтепродуктов, оплаченных ОАО "Якутскэнерго" с выделением налога на добавленную стоимость, и их использования в процессе деятельности заявителя, связанной с производством и реализацией электроэнергии.
Обоснованно отклонен судом первой инстанции довод налогового органа заявителя апелляционной жалобы о недобросовестности заявителя в связи с тем, что Правительство Республики Саха (Якутия) не является плательщиком налога на добавленную стоимость.
В силу пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется также лицами, не являющимися плательщиками налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога и в этих случаях лицо, получившее такую счет-фактуру, не лишено права применить налоговый вычет.
На основании статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации операции по реализации доверительным управляющим заявителю государственных нефтепродуктов, принадлежащих Республике Саха (Якутия), являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость вне зависимости от правового положения собственника реализуемых товаров.
Таким образом, на основании вышеназванных положений налогового законодательства, полного исследования материалов дела и надлежащей оценки имеющихся доказательств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерном применении заявителем налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за полученные, оприходованные и оплаченные нефтепродукты.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция
постановила:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2006 года по делу N А58-7120/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Судьи
Э.П.ДОРЖИЕВ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)