Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Загараевой Л.П., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Душечкиной А.И.
при участии:
от истца (заявителя): представителя Крижановской М.В. по доверенности от 28.12.2012 N 1.4-20/04
от ответчика (должника): 1) представителя Матросова А.Б. по доверенности от 01.07.2013
2) представителей Пашковской Н.С. по доверенности от 22.05.2013, Еголаевой Г.В. по доверенности от 22.05.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16539/2013) ГУ Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.06.2013 по делу N А26-2278/2013 (судья Васильева Л.А.), принятое
по иску (заявлению) ИФНС России по г. Петрозаводску
к 1) Государственному учреждению Республики Карелия "Северо-западная база авиационной охраны лесов"
2) ГБУ РК " Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов "
о взыскании 10 966 792 руб. 43 коп.
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску (далее - заявитель, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к государственному учреждению Республики Карелия "Северо-западная база авиационной охраны лесов" (далее - ответчик, учреждение, Северо-Западная база) о взыскании 10 966 792 руб. 43 коп., в том числе недоимки по налогу на добавленную стоимость в сумме 1362658 руб., недоимки по транспортному налогу в сумме 33 043 руб., недоимки по налогу на доходы физических лиц, в том числе как налогового агента, в общей сумме 8620364 руб., пеней по налогу на добавленную стоимость в размере 151307,74 руб., пеней по транспортному налогу в размере 2738,16 руб., пеней по налогу на доходы физических лиц в размере 749097,03 руб. и штрафных санкций в общей сумме 47584,50 руб.
Определением суда от 29.04.2013 по ходатайству Северо-Западной базы к участию в деле в качестве соответчика привлечено государственное бюджетное учреждение Республики Карелия "Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов" (далее - Центр охраны лесов, второй ответчик).
Решением суда от 21.06.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Учреждение, не согласившись с решением суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным в части взыскания с ответчика в пользу истца недоимки по НДФЛ за 4-й квартал 2011 в размере 2 814 347 руб., недоимки по НДФЛ за 1-й квартал 2012 года в размере 2 413 604 руб., недоимки по НДФЛ за 2-й квартал 2012 года (апрель - май 2012 года) в размере 2 558 152 руб., в том числе за апрель в размере 1 047 278 руб., за май в размере 1 510 874 руб., просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, при вынесении решения судом первой инстанции были нарушены нормы материального и процессуального права, а выводы, изложенные в решении не соответствую фактическим обстоятельствам и материалам дела.
В судебном заседании представитель первого ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представители Инспекции и второго ответчика возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке в пределах доводов апелляционной жалобы.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности государственного учреждения Республики Карелия "Северо-западная база авиационной охраны лесов" за период с 01.01.2011 по 30.06.2012, по результатам которой составлен акт от 15.11.2012 N 4.3-368 (т. 1, л.д. 13-46) и принято решение от 10.12.2012 N 4.3-382. Указанным решением Северо-западная база привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафов в общей сумме 47 585 руб. 50 коп.; государственному учреждению Республики Карелия "Северо-западная база авиационной охраны лесов" доначислены налог на добавленную стоимость, транспортный налог в сумме 1 395 701 руб., а также 903 142 руб. 93 коп. пеней за несвоевременную уплату названных налогов и налога на доходы физических лиц. Указанному ответчику также предложено перечислить в бюджет недоимку по налогу на доходы физических лиц в сумме 8 620 364 руб. за период с 01.09.2011 по 30.06.2012.
Инспекцией на основании решения от 10.12.2012 N 4.3-382 в адрес Северо-западной базы было выставлено требование N 175 по состоянию на 18.01.2013 с предложением уплатить в добровольном порядке имеющуюся задолженность по выездной налоговой проверке в срок до 07.02.2013.
Неисполнение требования налогового органа в добровольном порядке явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал заявленные требования обоснованными как по праву, так и по размеру и удовлетворил заявление Инспекции в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, распоряжениями Правительства Республики Карелия от 23.12.2011 N 789р-П, от 07.03.2012 N 150р-П, от 04.04.2012 N 217р-П ГУ РК "Северо-Западная авиабаза" реорганизована в форме выделения из его состава ГБУ РК "Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов", данная запись 04.05.2012 внесена в ЕГРЮЛ.
В соответствии с разделительным балансом от 01.06.2012 и передаточным актом N 2 29.06.2012 ГУ РК "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" передало своему правопреемнику ГБУ РК "Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов" задолженность по платежам в бюджет в общей сумме 25 894 674 руб. 28 коп., в том числе НДФЛ в размере 7 786 103 руб.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога может переходить от одного юридического лица к другому в результате реорганизации, поскольку уплата налога является исполнением обязанности, которая возложена на юридическое лицо и которая может перейти от одного лица к другому в порядке, предусмотренном статьей 50 НК РФ.
По общему правилу, в соответствии с пунктом 1 статьи 50 НК РФ при реорганизации юридического лица обязанность по уплате налога переходит на его правопреемника.
Согласно пункту 8 статьи 50 НК РФ правопреемство по уплате налога не происходит при реорганизации в форме выделения. Данное правило является специальным по отношению к общему, поскольку при данной форме реорганизации не происходит ликвидации прежнего юридического лица - налогоплательщика. Данное правило касается лишь обязанности уплатить налог.
Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов, то по решению суда, выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.
В этой связи при реорганизации в форме выделения реорганизуемое лицо должно исполнять в полном объеме обязанность по уплате налогов, исходя из суммы задолженности, сложившейся на момент государственной регистрации выделенных из его состава организаций.
Лицами, отвечающими по требованиям о привлечении к солидарной ответственности, могут являться как реорганизованные, так и выделившиеся юридические лица. Заявитель требований о привлечении выделившихся юридических лиц к солидарной ответственности по своим долгам не заявлял.
Условием для возложения обязанности по уплате налогов на созданные в результате выделения из реорганизованного юридического лица организации является совокупность условий, установленных пунктом 8 статьи 50 НК РФ, в том числе доказательства отсутствия возможности самостоятельно погасить задолженность по уплате налогов ввиду данной реорганизации.
Согласно статье 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Учреждение не представило доказательств, что у него отсутствует возможность самостоятельно погасить задолженность по налоговым обязательствам в результате выделения из его состава ГБУ РК "Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов"
Передача по акту задолженности и включение ее в разделительный баланс не свидетельствуют о невозможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов и пеней.
Из содержания передаточного акта и разделительного баланса следует, что задолженность, взысканная по настоящему спору, в полном объеме не передана правопреемнику. При этом реорганизованное предприятие являющееся должником в настоящем споре не ликвидировано.
Учитывая, что уплата налога на доходы физических лиц является публично-правовой обязанностью, которую налоговый агент обязан исполнять самостоятельно и не вправе возлагать ее исполнение на иное лицо, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что государственное бюджетное учреждение Республики Карелия "Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов" не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал заявленные требования Инспекции обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
С Государственного учреждения Республики Карелия "Северо-западная база авиационной охраны лесов" подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина в размере 2 000 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.06.2013 по делу N А26-2278/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Государственного учреждения Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" (ОГРН 1071001002082, ИНН 1001016125, адрес 185013, г. Петрозаводск, ул. Боровая, д. 4) в доход федерального бюджета госпошлину в размере 2 000 руб.
Председательствующий
И.А.ДМИТРИЕВА
Судьи
Л.П.ЗАГАРАЕВА
М.Л.ЗГУРСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.09.2013 ПО ДЕЛУ N А26-2278/2013
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2013 г. по делу N А26-2278/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Загараевой Л.П., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Душечкиной А.И.
при участии:
от истца (заявителя): представителя Крижановской М.В. по доверенности от 28.12.2012 N 1.4-20/04
от ответчика (должника): 1) представителя Матросова А.Б. по доверенности от 01.07.2013
2) представителей Пашковской Н.С. по доверенности от 22.05.2013, Еголаевой Г.В. по доверенности от 22.05.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16539/2013) ГУ Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.06.2013 по делу N А26-2278/2013 (судья Васильева Л.А.), принятое
по иску (заявлению) ИФНС России по г. Петрозаводску
к 1) Государственному учреждению Республики Карелия "Северо-западная база авиационной охраны лесов"
2) ГБУ РК " Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов "
о взыскании 10 966 792 руб. 43 коп.
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску (далее - заявитель, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к государственному учреждению Республики Карелия "Северо-западная база авиационной охраны лесов" (далее - ответчик, учреждение, Северо-Западная база) о взыскании 10 966 792 руб. 43 коп., в том числе недоимки по налогу на добавленную стоимость в сумме 1362658 руб., недоимки по транспортному налогу в сумме 33 043 руб., недоимки по налогу на доходы физических лиц, в том числе как налогового агента, в общей сумме 8620364 руб., пеней по налогу на добавленную стоимость в размере 151307,74 руб., пеней по транспортному налогу в размере 2738,16 руб., пеней по налогу на доходы физических лиц в размере 749097,03 руб. и штрафных санкций в общей сумме 47584,50 руб.
Определением суда от 29.04.2013 по ходатайству Северо-Западной базы к участию в деле в качестве соответчика привлечено государственное бюджетное учреждение Республики Карелия "Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов" (далее - Центр охраны лесов, второй ответчик).
Решением суда от 21.06.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Учреждение, не согласившись с решением суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным в части взыскания с ответчика в пользу истца недоимки по НДФЛ за 4-й квартал 2011 в размере 2 814 347 руб., недоимки по НДФЛ за 1-й квартал 2012 года в размере 2 413 604 руб., недоимки по НДФЛ за 2-й квартал 2012 года (апрель - май 2012 года) в размере 2 558 152 руб., в том числе за апрель в размере 1 047 278 руб., за май в размере 1 510 874 руб., просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, при вынесении решения судом первой инстанции были нарушены нормы материального и процессуального права, а выводы, изложенные в решении не соответствую фактическим обстоятельствам и материалам дела.
В судебном заседании представитель первого ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представители Инспекции и второго ответчика возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке в пределах доводов апелляционной жалобы.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности государственного учреждения Республики Карелия "Северо-западная база авиационной охраны лесов" за период с 01.01.2011 по 30.06.2012, по результатам которой составлен акт от 15.11.2012 N 4.3-368 (т. 1, л.д. 13-46) и принято решение от 10.12.2012 N 4.3-382. Указанным решением Северо-западная база привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафов в общей сумме 47 585 руб. 50 коп.; государственному учреждению Республики Карелия "Северо-западная база авиационной охраны лесов" доначислены налог на добавленную стоимость, транспортный налог в сумме 1 395 701 руб., а также 903 142 руб. 93 коп. пеней за несвоевременную уплату названных налогов и налога на доходы физических лиц. Указанному ответчику также предложено перечислить в бюджет недоимку по налогу на доходы физических лиц в сумме 8 620 364 руб. за период с 01.09.2011 по 30.06.2012.
Инспекцией на основании решения от 10.12.2012 N 4.3-382 в адрес Северо-западной базы было выставлено требование N 175 по состоянию на 18.01.2013 с предложением уплатить в добровольном порядке имеющуюся задолженность по выездной налоговой проверке в срок до 07.02.2013.
Неисполнение требования налогового органа в добровольном порядке явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал заявленные требования обоснованными как по праву, так и по размеру и удовлетворил заявление Инспекции в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, распоряжениями Правительства Республики Карелия от 23.12.2011 N 789р-П, от 07.03.2012 N 150р-П, от 04.04.2012 N 217р-П ГУ РК "Северо-Западная авиабаза" реорганизована в форме выделения из его состава ГБУ РК "Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов", данная запись 04.05.2012 внесена в ЕГРЮЛ.
В соответствии с разделительным балансом от 01.06.2012 и передаточным актом N 2 29.06.2012 ГУ РК "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" передало своему правопреемнику ГБУ РК "Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов" задолженность по платежам в бюджет в общей сумме 25 894 674 руб. 28 коп., в том числе НДФЛ в размере 7 786 103 руб.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога может переходить от одного юридического лица к другому в результате реорганизации, поскольку уплата налога является исполнением обязанности, которая возложена на юридическое лицо и которая может перейти от одного лица к другому в порядке, предусмотренном статьей 50 НК РФ.
По общему правилу, в соответствии с пунктом 1 статьи 50 НК РФ при реорганизации юридического лица обязанность по уплате налога переходит на его правопреемника.
Согласно пункту 8 статьи 50 НК РФ правопреемство по уплате налога не происходит при реорганизации в форме выделения. Данное правило является специальным по отношению к общему, поскольку при данной форме реорганизации не происходит ликвидации прежнего юридического лица - налогоплательщика. Данное правило касается лишь обязанности уплатить налог.
Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов, то по решению суда, выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.
В этой связи при реорганизации в форме выделения реорганизуемое лицо должно исполнять в полном объеме обязанность по уплате налогов, исходя из суммы задолженности, сложившейся на момент государственной регистрации выделенных из его состава организаций.
Лицами, отвечающими по требованиям о привлечении к солидарной ответственности, могут являться как реорганизованные, так и выделившиеся юридические лица. Заявитель требований о привлечении выделившихся юридических лиц к солидарной ответственности по своим долгам не заявлял.
Условием для возложения обязанности по уплате налогов на созданные в результате выделения из реорганизованного юридического лица организации является совокупность условий, установленных пунктом 8 статьи 50 НК РФ, в том числе доказательства отсутствия возможности самостоятельно погасить задолженность по уплате налогов ввиду данной реорганизации.
Согласно статье 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Учреждение не представило доказательств, что у него отсутствует возможность самостоятельно погасить задолженность по налоговым обязательствам в результате выделения из его состава ГБУ РК "Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов"
Передача по акту задолженности и включение ее в разделительный баланс не свидетельствуют о невозможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов и пеней.
Из содержания передаточного акта и разделительного баланса следует, что задолженность, взысканная по настоящему спору, в полном объеме не передана правопреемнику. При этом реорганизованное предприятие являющееся должником в настоящем споре не ликвидировано.
Учитывая, что уплата налога на доходы физических лиц является публично-правовой обязанностью, которую налоговый агент обязан исполнять самостоятельно и не вправе возлагать ее исполнение на иное лицо, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что государственное бюджетное учреждение Республики Карелия "Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов" не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал заявленные требования Инспекции обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
С Государственного учреждения Республики Карелия "Северо-западная база авиационной охраны лесов" подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина в размере 2 000 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.06.2013 по делу N А26-2278/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Государственного учреждения Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" (ОГРН 1071001002082, ИНН 1001016125, адрес 185013, г. Петрозаводск, ул. Боровая, д. 4) в доход федерального бюджета госпошлину в размере 2 000 руб.
Председательствующий
И.А.ДМИТРИЕВА
Судьи
Л.П.ЗАГАРАЕВА
М.Л.ЗГУРСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)