Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2013 ПО ДЕЛУ N А26-6668/2012

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2013 г. по делу N А26-6668/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Куписок А.Г.
при участии:
от заявителя: Бурак А.В. по доверенности от 18.01.2013 N 17/11
от заинтересованного лица: Слесарев И.А. по доверенности от 15.02.2013 N 1.4-23/36, Курчевская Г.В. по доверенности от 15.02.2013 N 1.4-23/37, Максимова Н.А. по доверенности от 28.12.2012 N 1.4-20/02, Корякина С.А. по доверенности от 09.01.2013 N 1.4-23/16
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24187/2012) ФГКУ "Управление вневедомственной охраны МВД по Республике Карелия" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.10.2012 по делу N А26-6668/2012 (судья Подкопаев А.В.), принятое
по заявлению ФГКУ "Управление вневедомственной охраны МВД по Республике Карелия"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску
об оспаривании решения

установил:

Отдел вневедомственной охраны Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Петрозаводское" (далее - заявитель, отдел вневедомственной охраны, налогоплательщик), замененный в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на правопреемника - федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Карелия", обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску (далее - инспекция, налоговый орган) об оспаривании решения N 4.2-127 от 25.05.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме 95 671 442 руб., соответствующих пеней и штрафов.
Решением суда от 17.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит судебный акт отменить.
Податель жалобы полагает, что денежные средства, полученные отделом вневедомственной охраны по договорам охраны имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, являются денежными средствами Российской Федерации, а не доходами подразделения, в связи с чем не подлежат включению в налоговую базу. По мнению налогоплательщика, на основании того, что заявитель является государственным учреждением, суммы страхового возмещения не могут рассматриваться в качестве внереализационных доходов учреждения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы. Считает решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель инспекции против удовлетворения требований жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил судебный акт оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки, проведенной Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску в отношении Отдела вневедомственной охраны Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Петрозаводское" в период с 22.12.2011 по 13.03.2012 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) по всем налогам, кроме НДФЛ и ЕСН за период с 01.01.2008 по 31.12.2010, по ЕСН за период с 01.01.2008 по 31.12.2009, по НДФЛ за период с 01.01.2008 по 30.11.2011, а также по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2008 по 31.12.2009 составлен акт N 4.2-103 от 27.04.2012.
25.05.2012 инспекцией на основании указанного акта и с учетом представленных налогоплательщиком возражений вынесено решение N 4.2-127 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением отделу вневедомственной охраны предложено уплатить доначисленные суммы налога на прибыль организаций, соответствующие суммы пени и штрафных санкций, а также штрафные санкции, предусмотренные статьей 123, пунктом 1 статьи 119, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В частности, в ходе проверки налоговой инспекцией установлена неуплата (неполная уплата) отделом вневедомственной охраны налога на прибыль в сумме 95 671 442 руб., в результате занижения налоговой базы, в том числе за 2008 год в сумме 35 067 905 руб., за 2009 год в сумме 30 080 227 руб., за 2010 год в сумме 30 523 310 руб., в результате нарушения статей 252, 253, 270, 321.1 НК РФ в части завышения расходов, связанных с реализацией товаров (работ, услуг) по причине включения их в состав необоснованных и документально не подтвержденных затрат; в результате нарушения пункта 3 статьи 250 НК РФ в части занижения внереализационных доходов на суммы полученных страховых выплат и возмещения материального ущерба; в результате нарушения статьи 274 НК РФ в части завышения суммы убытка, полученного в 2009 году; в результате нарушения статьи 283 НК РФ в части неправомерного переноса убытка, уменьшающего налоговую базу по налогу на прибыль за 2010 год.
Не согласившись с решением налогового органа в части доначисления налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафных санкций, заявитель обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 16.07.2012 N 13-09/06861 решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба заявителя без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии несоответствия оспариваемого ненормативного акта требованиям Налогового кодекса Российской Федерации и нарушения прав и законных интересов заявителя.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Из материалов дела усматривается, что в проверяемый период заявителем оказывались услуги по охране имущества на основе договоров с физическими и юридическими лицами. Инспекция, принимая оспариваемое решение, пришла к выводу о том, что получаемые отделом вневедомственной охраны по договорам на охрану имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан средства в силу статей 39, 249 НК РФ являются выручкой от реализации товаров, работ, услуг, и соответственно, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
Согласно материалам налоговой проверки, заявителю на осуществление уставной деятельности выделялось финансирование из федерального бюджета в пределах установленных лимитов. На основании заявок на кассовый расход с расчетного счета Управления Федерального казначейства по Республике Карелия, открытом в расчетно-кассовом центре Национального Банка Республики Карелия Банка России, денежные средства переводились поставщиками товаров (работ, услуг) на выплату заработной платы, получались наличные денежные средства в кассу отдела вневедомственной охраны.
Также отдел вневедомственной охраны получал денежные средства на лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по Республике Карелия, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Следовательно, в проверяемом периоде отдел вневедомственной охраны финансировался за счет двух источников: средств из федерального бюджета в рамках целевого финансирования и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Статьей 321.1 НК РФ установлено, что налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников. В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном главой 25 НК РФ. Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетному учреждению.
При этом в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.
В случае, если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, предусмотрено финансовое обеспечение расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).
Как следует из материалов дела, в проверяемом периоде налогоплательщиком велся раздельный учет доходов полученных в рамках целевого финансирования и доходов от предпринимательской деятельности. При этом отделом вневедомственной охраны были завышены расходы, связанные с реализацией товаров (работ, услуг) за 2008 год на 146 116 269 руб., за 2009 год на 150 270 904 руб., за 2010 год на 152 424 602 руб. по причине не включения их в состав необоснованных и документально не подтвержденных затрат.
Исчисляя налог на прибыль, инспекция исходила из доли доходов от предпринимательской деятельности в общей сумме доходов, что соответствует положениям статьи 321.1 НК РФ.
Вместе с тем, заявителем не оспаривается, что все расходы, осуществленные отделом вневедомственной охраны за счет средств, полученных от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, учтены в ходе выездной проверки при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Пунктом 1 статьи 246 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога на прибыль организации признаются российские организации.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
При этом прибылью в целях главы 25 НК РФ для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. К доходам в целях названной главы относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы (пункт 1 статьи 248 НК РФ).
Согласно статье 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Статьей 251 НК РФ закреплен исчерпывающий перечень средств целевого финансирования и целевых поступлений, которые не учитываются налогоплательщиком при определении налоговой базы по налогу на прибыль при использовании их получателями по целевому назначению.
В силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" из статьи 35 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" исключены положения о финансировании подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел за счет средств, поступающих на основе договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2005 N 489 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации, приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 29 января 2000 года N 82 и признании не действующим на территории Российской Федерации постановления Совета Министров СССР от 22 февраля 1988 года N 263 в связи с Федеральным законом "О Федеральном бюджете на 2005 год" внесены изменения в Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589 (далее - Положение), согласно которым из пункта 10 Положения исключены положения о содержании вневедомственной охраны за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников; также утратил силу пункт 11 Положения.
Исходя из действующей в проверяемый период редакции Положения, вневедомственная охрана в установленном порядке и в пределах своей компетенции самостоятельно решает вопросы финансово-хозяйственной и договорной деятельности. Оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами.
Финансовое обеспечение деятельности вневедомственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, подлежат перечислению в федеральный бюджет после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров.
Довод заявителя о том, что денежные средства, полученные отделом вневедомственной охраны по договорам охраны имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, являются денежными средствами Российской Федерации, а не доходами подразделения, в связи с чем не подлежат включению в налоговую базу, отклоняется апелляционным судом, поскольку подразделения вневедомственной охраны уплачивают налоги, сборы и иные обязательные платежи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до перечисления указанных средств в федеральный бюджет, в связи с чем средства, полученные подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, являются в 2008, 2009, 2010 годах выручкой от реализации товаров (работ, услуг) и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, определенном главой 25 НК РФ.
Таким образом, в рассматриваемый налоговый период на налогоплательщика была возложена обязанность по учету выручки от реализации услуг по договорам на охрану имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а также обязанности по уплате с указанной суммы налога на прибыль.
Кроме того, в ходе выездной налоговой проверки инспекцией установлено нарушение отделом вневедомственной охраны пункта 3 статьи 250 НК РФ, вследствие занижения внереализационных доходов на суммы полученных страховых выплат и возмещения материального ущерба за 2009 год на 165 650 руб., за 2010 год на 156 525 руб.
Материалами дела подтверждается, что в 2009, 2010 годах заявителем были получены страховые выплаты от страховых организаций по договорам обязательного страхования гражданской ответственности (далее - ОСАГО) и денежные средства от физических лиц за причиненный заявителю материальный ущерб в результате повреждения автотранспортных средств при дорожно-транспортных происшествиях. Данные автотранспортные средства использовались налогоплательщиком для охранной деятельности.
За 2009 год сумма страховых возмещений по ОСАГО и денежных средств от физических лиц за причиненный заявителю материальный ущерб составила 165 649,60 руб., в 2010 году - 156 525,17 руб.
Пунктом 3 статьи 250 НК РФ установлено, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
Из материалов дела усматривается, что денежные средства, полученные заявителем в виде страхового возмещения, зачислены на открытый в Управлении Федерального казначейства по Республике Карелия лицевой счет раздел 3 - "операции по приносящей доход деятельности".
Денежные средства, полученные от физических лиц в счет компенсации материального ущерба, сданы заявителем в ГРКЦ НБ Банка России по квитанции и зачислены на лицевой счет раздел 3 - "операции по приносящей доход деятельности".
Затраты на ремонт и восстановление поврежденного имущества за 2009 год в сумме 161 643,60 руб., за 2010 год в сумме 65 352,34 руб. учтены заявителем в составе расходов, связанных с реализацией товаров (работ, услуг) при исчислении налога на прибыль организаций.
В обоснование жалобы налогоплательщик ссылается на то, что заявитель является государственным учреждением, в связи с чем суммы страхового возмещения не могут рассматриваться в качестве внереализационных доходов учреждения.
Согласно положениям статьи 331.1 НК РФ, если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, предусмотрено финансовое обеспечение расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). Если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, не предусмотрено финансовое обеспечение расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной связи) и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, указанные расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением такой предпринимательской деятельности. При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).
В соответствии с пунктом 1 статьи 321.1 НК РФ доходами от коммерческой деятельности бюджетных учреждений, которые в отличие от доходов, получаемых ими в рамках целевого финансирования, для целей главы 25 НК РФ отнесены к доходам от иных источников, признаются доходы, получаемые бюджетными учреждениями от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, а также внереализационные доходы.
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности. При определении налоговой базы по налогу на прибыль в отношении доходов от коммерческой деятельности установлен запрет на направление суммы превышения доходов над расходами от данной деятельности до исчисления налога на прибыль на покрытие расходов, предусмотренных за счет выделенных по смете средств целевого финансирования.
В ходе проверки установлено, что финансовое обеспечение расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств осуществлялось обществом за счет средств целевого финансирования (по бюджетной смете). Расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования, в силу пункта 2 статьи 321.1 НК РФ правомерно не учтены налоговым органом при исчислении налога на прибыль.
Расходы, осуществленные налогоплательщиком за счет средств от иной приносящей доход деятельности на основании пункта 1 статьи 321.1 НК РФ приняты налоговым органом в целях налогообложения прибыли, в связи с чем налоговая база по налогу на прибыль правомерно определена как разница между полученной суммой дохода от реализации оказанных услуг и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности (без учета доходов, полученных виде средств целевого финансирования и целевых поступлений, и расходов, произведенных за счет этих средств).
Аналогичная позиция изложена в постановлении ФАС СЗО от 05.03.2012 г. по делу N А42-1795/2011, в постановлении ФАС СЗО от 11.12.2012 г. по делу N А05-1738/2012, в определении ВАС РФ от 09.01.2013 г. N ВАС-17068/12.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что средства, полученные заявителем в виде сумм страховых выплат и возмещения ущерба, являются внереализационными доходами и в соответствии со статьей 321.1 НК РФ подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Таким образом, основания для удовлетворения заявленных налогоплательщиком требований судом апелляционной инстанции не установлены в связи с отсутствием несоответствия оспариваемого ненормативного акта требованиям Налогового кодекса Российской Федерации и нарушения прав и законных интересов заявителя.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.10.2012 по делу N А26-6668/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
М.В.БУДЫЛЕВА

Судьи
О.В.ГОРБАЧЕВА
В.А.СЕМИГЛАЗОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)