Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.08.2013 ПО ДЕЛУ N А33-15922/2012

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2013 г. по делу N А33-15922/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 6 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Бабенко А.Н., Радзиховской В.В.,
секретаря судебного заседания Грищенко Ю.А.,
при участии:
от Управления Росреестра по Красноярскому краю: Богданчикова Е.А., представитель по доверенности от 28.12.2012,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю, Управления Росреестра по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 5 июня 2013 года по делу N А33-15922/2012, принятое судьей Шишкиной И.В.,

установил:

закрытое акционерное общество "АМК-фарма" (ИНН 7704260495, ОГРН 1037704019308) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290) (далее - Управление), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) (далее - Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:6, площадью 100 002,0 кв. м, расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский р-н, п. Солонцы, пр-т Котельникова, 9, в размере 43 059 000 рублей, т.е. в размере, соответствующем его рыночной стоимости, определенной в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом об оценке N 6-зем/05/12 от 14.06.2012.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 24 октября 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, общество с ограниченной ответственностью "Альянс-Оценка".
Определением от 19 ноября 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Солонцовского сельсовета, администрация Емельяновского района Красноярского края, Правительство Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 5 июня 2013 года иск удовлетворен - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:6 площадью 100 002 кв. м по адресу Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, пр-т Котельникова, 9 установлена в размере, равном его рыночной стоимости - 94 802 000 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых указали следующее.
Отчет подготовлен с нарушением Закона об оценке, статья 11 которого устанавливает обязательное применение федеральных стандартов оценки.
В апелляционной жалобе федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" указало, что неправомерен вывод суда о том, что установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета по внесению такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН.
Судом дано неверное толкование части 4 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, которая не содержит обязанностей органа кадастрового учета, дано неправильное толкование статьи 24.20 закона об оценке. Истцом избран ненадлежащий способ защиты. Необоснованно возложены судебные расходы на учреждение.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в апелляционной жалобе не согласилось с выводом суда о нарушении прав истца законно установленной величиной кадастровой стоимости. Управление является ненадлежащим ответчиком по иску, не является органом кадастрового учета, не уполномочено на внесение изменений в ГКН. Иск неправомерно разрешен на основании искового заявления, не содержащего требований к Управлению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2013 года апелляционная жалоба Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 6 августа 2013 года.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2013 года апелляционная жалоба Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 6 августа 2013 года.
В судебное заседание представители истца, Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю, третьих лиц не прибыли.
От истца суду апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционные жалобы, в котором истец указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Копия определения о принятии апелляционных жалоб направлялась лицам, участвующим в деле судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб опубликована на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Третьим арбитражным апелляционным судом 12 июля 2013 года.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает закрытое акционерное общество "АМК-фарма", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю, общество с ограниченной ответственностью "Альянс-Оценка", администрацию Солонцовского сельсовета, администрацию Емельяновского района Красноярского края, Правительство Красноярского края надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Закрытое акционерное общество "АМК-Фарма" является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:6, площадью 100 002,0 кв. м, расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, пр.-т Котельникова, 9, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.06.2011 N 24Ек 181702.
Земельный участок внесен в Государственный кадастр недвижимости 21.10.2004.
На участке находится объект недвижимого имущества - здание торгового комплекса площадью 33 916,70 кв. м.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 01.01.2011 утверждена кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 198 085 961 рублей 64 копейки.
Истец обратился к услугам независимого оценщика для определения рыночной стоимости указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2011.
Согласно отчету N 6-зем/05/12, подготовленного ООО "Альянс-Оценка", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2011 составляет 43 059 000 руб., НДС не облагается.
По данному отчету Некоммерческим партнерством СРО "Деловой союз оценщиков" подготовлено положительное экспертное заключение N 651/09/12 от 04.09.2012.
В ходе рассмотрения дела судом по ходатайству истца и администрации г. Красноярска назначалась экспертиза по оценке рыночной стоимости земельного участка N 24:11:0290109:6, проведение которой было поручено эксперту ООО "Траст-Аудит" Лукину А.А.
Согласно заключению эксперта N 03-2013 и прилагаемого к заключению отчета об оценке, по состоянию на 01.01.2011 рыночная стоимость земельного участка N N 24:11:0290109:6 составляет 94 802 000 рублей.
Полагая, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка N 24:11:0290109:6 не соответствует его рыночной стоимости, ЗАО "АМК-Фарма" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Суд обоснованно установил, что истец, являясь собственником земельного участка N 24:11:0290109:6, в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, несет налоговое бремя по их содержанию. Заявленные обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости указанных земельных участков на их рыночную стоимость.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога на территории Российской Федерации определен в главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей налогообложения и имеет прямо пропорциональную зависимость при исчислении земельного налога, то увеличение кадастровой стоимости влечет за собой значительное увеличение земельного налога, что существенно затрагивает интересы истца как налогоплательщика, последний в праве обратится в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
При этом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Следовательно, лицо, чьи права нарушает определенная уполномоченным органом кадастровая стоимость земельного участка вправе требовать установления иной кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, в судебном порядке.
Из материалов настоящего дела следует, что кадастровая стоимость земельного участка 24:11:0290109:6 определена постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п в размере 198 085 961 рублей 64 копейки.
Кадастровая стоимость этих земельных участков утверждена данным постановлением по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Красноярском крае по состоянию на 1 января 2011 года, то есть после введения в действие главы III.1. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Данное положение предусматривает возможность альтернативного обращения заинтересованного лица за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Не согласившись с данным размером кадастровой стоимости земельного участка, истец обратился с иском в арбитражный суд. В Комиссии по урегулированию споров о результатах определения кадастровой стоимости решения не принималось.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Из разъяснений, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 со ссылкой на нормы статьи 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", следует, что суду при разрешении спора в целях изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, надлежит дать оценку отчету оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющихся в отчете, подготовленном кадастровым центром, рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков.
В силу статьи 13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Для целей применения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона).
Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки оформляется отчетом независимого оценщика об оценке объекта оценки.
Судом первой инстанции установлено, что стоимость 1 кв. м объекта оценки согласно заключению эксперта составляет 948 рублей, рыночная стоимость участка - 94 802 000 рублей, НДС не облагается.
Доказательства того, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка 24:11:0290109:6 определена с учетом его рыночной стоимости, соответствует ей или приближена к ней по значению, в деле отсутствуют.
Нарушенные права истца могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере рыночной стоимости.
Возражения ответчиков получили правильную оценку суда первой инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанное в постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11 заявленное требование предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Согласно Уставу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" предметом деятельности учреждения является осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости.
Для предоставления интересов и их защиты на территории Красноярского края создан филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю.
То есть, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красновскому краю является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости, и следовательно надлежащим ответчиком по заявленному истцом требованию.
Довод Управления Росреестра по Красноярскому краю о предъявлении к нему иска как к ненадлежащему ответчику рассмотрен судом первой инстанции.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса, а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (пункт 1 раздела Положения).
На основании пунктов 4 раздела 1, пунктов 5.1.13, 5.1.25, 5.1.26, 5.1.27, 5.1.28, пункта 5.2.1 Положения, статьи 24.21 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Приказа Росреестра от 26.12.2011 N П/531 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", суд сделал правомерный вывод о том, что Территориальные органы управления Росреестра не устраняются от исполнения полномочий по определению кадастровой стоимости в полном объеме, продолжают контролировать вопросы определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных или качественных характеристик. С указанным выводом суд апелляционной инстанции соглашается.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости) и в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по определению кадастровой стоимости уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности, и включающем в себя в том числе требования к содержанию такого запроса. При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, а также в иных фондах данных, базах данных и документах, имеющихся в распоряжении органа кадастрового учета (статьи 24.12 и 24.13 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Иск об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости рассматривается в порядке искового производства, следовательно, ответчиком выступает, в том числе, орган, на который возложено обеспечение контроля за исполнением полномочий, делегированных ФГБУ ФКП Росреестра, и ответственный за формирование перечня земельных участков.
По смыслу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, если истцом заявлено требование об изменении размера кадастровой стоимости земельного участка, указанного в ГКН, ответчиком по такому делу может являться орган или лицо, уполномоченные в соответствии с законодательством вносить изменения в ГКН. Государственным органом, осуществляющим функции в сфере государственного учета недвижимого имущества и государственной кадастровой оценки, является Росреестр. Однако в настоящее время ряд его функций, в том числе по ведению ГКН, а также по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", переданы Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Согласно статье 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Руководствуясь статьей 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", суд обоснованно указал, что Росреестр, функция которого делегирована, сохраняет контрольные полномочия в отношении Кадастровой палаты и не перестает быть органом кадастрового учета.
Кроме того, согласно пункту 7.1.22 указанного Положения Управление Росреестра по Красноярскому краю осуществляет контроль за осуществлением ФГУ "ЗКП" по Красноярскому краю (правопредшественник ФГБУ "ФКП Росреестра") полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости, предоставлению сведений из него, по проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Другие возражения ответчиков также правомерно отклонены судом первой инстанции в силу следующего.
В качестве основания заявленного материально-правового требования указано нарушение прав истца значительным превышением определенной по результатам государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края N 708-п от 22.11.2012. Следовательно, на основании статей 1, 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" суд приходит к выводу о том, что для разрешения настоящего спора следует исходить из наличия у размера рыночной стоимости земельного участка актуальности только при его определении на тот временной период, на который были определены удельные показатели кадастровой стоимости, использованные при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка, то есть по состоянию на 01.01.2011.
Необходимость учета этой даты вытекает из положений абзаца 2 статьи 24.19 Федерального закона от 29.06.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", государственная кадастровая оценка была проведена после ведения в действие главы III.1 Закона об оценочной деятельности.
Довод ответчика о том, что указанная в заключении эксперта оценка не может быть принята судом, поскольку с даты оценки до даты составления отчета об оценке прошло более 1 года, (пункт 8 ФСО N 1), не может быть принят судом, поскольку соблюдение такого срока изначально невозможно, учитывая дату, на которую проводилась оценка кадастровой стоимости - 01.01.2011 и дату принятия нормативного акта об утверждении ее результатов - Постановление Правительства Красноярского края N 708-п от 22.11.2012, а также требования статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности".
С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены обжалуемого решения отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Подлежащие доказыванию обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно и полностью выяснены.
С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на заявителей, при этом ответчики от ее уплаты освобождены в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 5 июня 2013 года по делу N А33-15922/2012 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ

Судьи
А.Н.БАБЕНКО
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)