Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: Бекетовой И.В., Якутова Э.В.,
при ведении протокола помощником судьи Яцевой В.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Объединенная шахтостроительная компания "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ" на решение Арбитражного суда города Москвы от 05 июня 2013 г. по делу N А40-32469/2013(153-316) судьи Кастальской М.Н.
по заявлению ЗАО "Объединенная шахтостроительная компания "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ" (123557, г. Москва, ул. Грузинский Вал, д. 10, стр. 4)
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе (РО ФСФР России в ЦФО)
об оспаривании постановления.
при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от ответчика: не явился, извещен;
- установил:
ЗАО "Объединенная шахтостроительная компания "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе (далее - РО ФСФР России по ЦФО) от 11.02.2013 г. N 73-13-61/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 15.9 КоАП РФ.
Решением от 05.06.2013 г. арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, сделав вывод о доказанности обстоятельств послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, при этом порядок привлечения к ответственности не нарушен.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решения суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, его незаконным и необоснованным по основаниям неполноты выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанности имеющих для дела обстоятельств, которые суд счел установленными; несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильного применения норм материального права. Сообщил, что обязательное предложение соответствовало требованиям закона.
Отзыв на апелляционную жалобу ответчиком не представлен.
В судебное заседание не явились стороны, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Суд первой инстанции достоверно установил, что заявителем не пропущен срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ и ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в РО ФСФР России в СФО 12.10.2012 г. (вх. N 72-12-19181) поступило обязательное предложение ЗАО "ОШК "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ" о приобретении эмиссионных ценных бумаг Открытого акционерного общества "Кузбасский научно-исследовательский институт шахтного строительства" (далее - обязательное предложение).
При рассмотрении обязательного предложения сотрудниками ответчика были выявлены нарушения п. 2 ст. 84.2, п. 3 ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" (далее Закон об акционерных обществах) и п. 2.2, п. 2.4 Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ, утвержденного Приказом ФСФР России от 13.07.2006 г. N 06-76/пз-н (далее - Положение).
С учетом выявленных нарушений ответчиком в адрес общества было направлено предписание от 26.10.2012 г. исх. N 51-12-ТЧ-02/16921 о приведении обязательного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации (далее - Предписание). Предписание получено Обществом 09.11.2012 г., что подтверждается копией уведомления о вручении почтовой корреспонденции с отметкой почтового отделения связи. Соответственно срок исполнения Предписания - не позднее 10.12.2012 г.
Доказательств обжалования в установленном порядке и в срок указанного предписания и признания его незаконным в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
В РО ФСФР России в СФО 24.12.2012 г. (вх. N 51-12-13700) поступил новый комплект документов ЗАО "ОШК "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ" по обязательному предложению.
Таким образом, заявитель не исполнил в срок до 10.12.2012 г. включительно Предписания, ответчик пришел к выводу, что Заявителем нарушены требования п. 2 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах, п. 2.2 Положения, кроме того, к обязательному предложению была приложена банковская гарантия не соответствующая требованиям пункта 5 статьи 84.1 Закона об акционерных обществах.
По факту неисполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации 18.01.2013 г. в отношении ЗАО "ОШК "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ" ответчиком был составлен протокол об административном правонарушении N 51-13-19/пр-ап, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела постановлением от 11.02.2013 г. N 73-13-61/пн общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением в качестве административного наказания штрафа в размере 500 000 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с целью защиты и восстановления нарушенного административным органом права.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Вмененное Обществу нарушение требований ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ обусловлено невыполнением в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу системного толкования п. 1 и 5.4 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 г. N 717 (далее - Положение о ФСФР России), Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и осуществляет функции по контролю и надзору на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Согласно п. 5.4.15 Положения о ФСФР России, ФСФР России выдает предписания, в том числе эмитентам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учитывая изложенное, а также в силу п. 6.1 Положения о ФСФР России, ФСФР России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции ФСФР России вопросам.
Как следует из положений п. 2 ст. 11 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным указанным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 2.1.8 Положения о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе, утвержденного Приказом ФСФР России от 27.06.2012 N 12-192/пз, РО ФСФР России в СФО выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, субъектом страхового дела, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, кредитным потребительским кооперативам, микрофинансовым организациям, иным физическим и юридическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предписания РО ФСФР России в СФО есть правоприменительные акты и являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации. Предписания РО ФСФР России в СФО содержат властный приказ исполнения юридических обязанностей, их задача - обеспечить реализацию регулятивных юридических норм. Лицо, которому адресовано предписание, обязано выполнить предусмотренные в нем требования.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что ответчик вправе направлять подконтрольным организациям предписания об устранении нарушения законодательства.
В соответствии с нормами ч. 1 - 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
Доводов и доказательств в порядке ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 65 АПК, из которых бы следовало, что заявитель не имел объективной возможности исполнить предписание РО ФСФР России в ЦФО к установленному в нем сроку в материалах дела не имеется и заявителем не представлено и не приведено.
Так согласно пункту 2.2 Положения, добровольное или обязательное предложение, представляемое в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, должно быть составлено согласно Приложению 1 к указанному Положению.
В соответствии с приложением 1 к указанному Положению, пункты 2.13.1, 2.13.2 обязательного предложения должны содержать количество акций открытого акционерного общества, принадлежащих лицу, направляющему обязательное предложение, в том числе, в процентах от общего количества соответствующих размещенных акций общества с точностью не менее двух знаков после запятой.
В соответствии с пунктом 2.13.1 обязательного предложения от 10.12.2012 о приобретении ценных бумаг ОАО "Кузниишахтострой", ЗАО "ОШК "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ" принадлежит 19 112 обыкновенных именных акций Общества, что составляет 92,99% от общего количества размещенных обыкновенных именных акций Общества. При этом указанное количество ценных бумаг составляет 92,67% от общего количества размещенных обыкновенных именных акций Общества. Таким образом, пункт 2.13.1 обязательного предложения от 10.12.2012 о приобретении ценных бумаг ОАО "Кузниишахтострой" заполнен с нарушениями нормативных правовых актов РФ.
Пункт 4.1 обязательного предложения должен содержать сведения о суммарном количестве обыкновенных акций открытого акционерного общества, принадлежащих лицу, направляющему обязательное предложение, и его аффилированным лицам, в том числе, в процентах от общего количества размещенных обыкновенных акций, с точностью не менее двух знаков. Указанное количество ценных бумаг, подлежащее указанию в пункте 4.1 обязательного предложения, составляет 19 112, что составляет 92,67% от общего количества размещенных обыкновенных именных акций ОАО "Кузниишахтострой". При этом, в пункте 4.1 обязательного предложения от 10.12.2012 г. о приобретении ценных бумаг ОАО "Кузниишахтострой", указано количество ценных бумаг, а именно 19 112, что составляет 92,99% от общего количества размещенных обыкновенных именных акций ОАО "Кузниишахтострой".
Пункт 4.3 обязательного предложения должен содержать сведения о суммарном количестве размещенных акций открытого акционерного общества, принадлежащих лицу, направляющему обязательное предложение, и его аффилированным лицам, в том числе, в процентах от общего количества размещенных акций, с точностью не менее двух знаков. Указанное количество ценных бумаг, подлежащее указанию в пункте 4.3 обязательного предложения, составляет 19 112, что составляет 92,67% от общего количества размещенных акций ОАО "Кузниишахтострой". В соответствии с пунктом 4.3 обязательного предложения от 10.12.2012 г. о приобретении ценных бумаг ОАО "Кузниишахтострой", указанное количество ценных бумаг, а именно 19 112 составляет 92,99% от общего количества размещенных обыкновенных именных акций ОАО "Кузниишахтострой". Таким образом, Обществом нарушены требования п. 2.2 Положения.
Согласно п. 2 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах в обязательном предложении должны быть указаны, в том числе, имя или наименование лица, направившего обязательное предложение, и иные предусмотренные пунктом 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона сведения, а также информация о его месте жительства или месте нахождения.
В соответствии с Приложением 1 к Положению, в пункте 6.3.5 добровольного (обязательного) предложения должны содержаться сведения о лице, направляющем добровольное (обязательное) предложение, подлежащие указанию в распоряжении о передаче приобретаемых ценных бумаг.
Согласно пункту 3.4.2 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 г. N 27, в передаточном распоряжении в отношении лица, на лицевой счет которого должны быть зачислены ценные бумаги должны быть указаны следующие сведения: полное наименование (для юридических лиц) с указанием, является ли оно владельцем, доверительным управляющим или номинальным держателем; наименование органа, осуществившего регистрацию, номер и дата регистрации (для юридических лиц).
Из представленных материалов административного дела следует, что полным наименованием ЗАО "ОШК "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ" является: закрытое акционерное общество "Объединенная шахтостроительная компания "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ". При этом, в пункте 6.3.5 обязательного предложения от 10.12.2012 г. о приобретении ценных бумаг ОАО "Кузниишахтострой" полное наименование лица, на лицевой счет которого должны быть зачислены ценные бумаги, указано как, закрытое акционерное общество "ОШК "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ". Таким образом, Обществом нарушены требования п. 2 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах.
Зачисление ценных бумаг на лицевой счет лица, направившего обязательное предложение, осуществляется после истечения срока принятия обязательного предложения, согласно положениям главы XI.1 Закона об акционерных обществах.
В соответствии с п. 7.3 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 г. N 27, регистратор обязан вносить в реестр записи о переходе прав собственности на ценные бумаги при предоставлении передаточного распоряжения зарегистрированным лицом, передающим ценные бумаги, или лицом, на лицевой счет которого должны быть зачислены ценные бумаги, или уполномоченным представителем одного из этих лиц и (или) иных документов, предусмотренных указанным положением.
Согласно п. 2.8. Положения о порядке ведения реестра владельцев именных ценных бумаг и осуществления депозитарной деятельности в случаях приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества, утвержденного приказом
ФСФР России от 11.07.2006 г. N 06-74/пз-н, в передаточном распоряжении, подаваемом владельцем ценных бумаг в рамках принятия добровольного или обязательного предложения, в качестве основания перехода прав собственности на ценные бумаги указываются вид предложения (добровольное или обязательное), а также дата истечения срока принятия данного предложения, указанная в нем.
Таким образом, держатель реестра владельцев именных ценных бумаг после истечения срока принятия обязательного предложения вносит записи о переходе права собственности на приобретаемые ценные бумаги на основании передаточного распоряжения, в котором указывается, в качестве основания перехода прав собственности на ценные бумаги, вид предложения (добровольное или обязательное), а также дата истечения срока принятия данного предложения, указанная в нем. При внесении записи в систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг при переходе прав собственности на ценные бумаги на основании обязательного предложения регистратор руководствуется нормативными правовыми актами РФ и не может внести соответствующие записи ранее окончания срока принятия обязательного предложения.
Согласно информации, содержащейся в п. 6.3.4 обязательного предложения от 10.12.2012 г. о приобретении ценных бумаг ОАО "Кузниишахтострой", в случае перечисления ценных бумаг ОАО "Кузниишахтострой" на лицевой счет ЗАО "ОШК "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ" до истечения срока принятия обязательного предложения, перечисленные таким образом ценные бумаги подлежат возврату соответствующим владельцам ценных бумаг в связи с отсутствием заключенного договора купли-продажи ценных бумаг ОАО "Кузниишахтострой" и ЗАО "ОШК "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ" с указанными владельцами. Следовательно, пункт 6.3.4 обязательного предложения от 10.12.2012 г. о приобретении ценных бумаг ОАО "Кузниишахтострой" содержит условие, не предусмотренное п. 2 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах. Таким образом, обществом нарушены требования п. 2 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах.
Пункт 5.2.1 обязательного предложения согласно п. 2.2 Положения должен содержать количество приобретаемых ценных бумаг, в том числе в процентах от общего количества размещенных ценных бумаг данного вида, категории (типа), серии, с точностью не менее двух знаков после запятой.
Из представленных материалов следует, что обязательное предложение от 10.12.2012 ЗАО "ОШК "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ" направлено в отношении 1 441 обыкновенной именной акции ОАО "Кузниишахтострой", что составляет 6,99% от общего количества размещенных обыкновенных именных акций Общества. Однако, согласно пункту 5.2.1 обязательного предложения от 10.12.2012 г. о приобретении ценных бумаг ОАО "Кузниишахтострой", указанное количество ценных бумаг составляет 7,01% от общего количества размещенных обыкновенных именных акций Общества. Таким образом, пункт 5.2.1 указанного обязательного предложения заполнен с нарушением требований п. 2.2 Положения.
Представленная 24.12.2012 г. в РО ФСФР России в СФО ЗАО "ОШК "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ" нотариально удостоверенная копия банковской гарантии от 10.12.2012 г. N 03-12, выданной коммерческим банком "АКРОПОЛЬ" закрытым акционерным обществом, содержит требование на указание в заявлении бенефициара номера и даты указанной банковской гарантии. Исполнение данного условия предполагает обращение лица, осуществившего передачу ценных бумаг ОАО "Кузниишахтострой" за соответствующей информацией в банк, выдавший банковскую гарантию, либо в ОАО "Кузниишахтострой", т.к. копия банковской гарантии в адрес бенефициара не направляется, т.е. бенефициар не располагает информацией о номере и дате указанной банковской гарантии.
Согласно п. 5 ст. 84.1 Закона об акционерных обществах к добровольному предложению должна быть приложена банковская гарантия, которая должна предусматривать обязательство гаранта уплатить прежним владельцам ценных бумаг цену проданных ценных бумаг в случае неисполнения лицом, направившим добровольное предложение, обязанности оплатить в срок приобретаемые ценные бумаги. Данная банковская гарантия не может быть отозвана, а также не может содержать указание на представление бенефициарами документов, которые не предусмотрены настоящей главой. При этом срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев после истечения срока оплаты приобретаемых ценных бумаг, указанного в добровольном предложении.
Исходя из содержания вышеуказанной нормы, в банковской гарантии не могут устанавливаться требования к совершению бенефициарами каких-либо действий, влекущих за собой дополнительные временные и денежных затраты.
В соответствии с пунктом 8 статьи 84.3 Закона об акционерных обществах, в случае неисполнения лицом, направившим добровольное или обязательное предложение, обязанности оплатить в срок приобретаемые ценные бумаги, прежний владелец ценных бумаг по своему выбору вправе представить гаранту, выдавшему банковскую гарантию, обеспечивающую исполнение обязательств по добровольному или обязательному предложению, требование об оплате цены приобретаемых ценных бумаг с приложением документов, подтверждающих списание приобретаемых ценных бумаг с лицевого счета (счета депо) владельца ценных бумаг для последующего зачисления их на лицевой счет (счет депо) лица, направившего добровольное или обязательное предложение, либо в одностороннем порядке расторгнуть договор о приобретении ценных бумаг и потребовать возвращения ценных бумаг.
На основании изложенного, в случае неисполнения принципалом своих обязательств по оплате в срок приобретаемых ценных бумаг, прежние владельцы таких ценных бумаг вправе представить гаранту требования об оплате цены приобретаемых ценных бумаг, при этом в заявлениях прежних владельцев ценных бумаг должно быть указано, в чем именно заключается нарушение, допущенное принципалом.
Согласно п. 2 ст. 84.2 Закона об акционерных общества и пункту 2.2 Положения обязательное предложение должно содержать сведения о гаранте, предоставившем банковскую гарантию, и об условиях банковской гарантии, касающихся безотзывности банковской гарантии; суммы, на которую выдана банковская гарантия; и сроке действия банковской гарантии, при этом указание в обязательном предложении информации об иных условиях банковской гарантии указанными нормативными правовыми актами РФ, в том числе о номере и дате банковской гарантии не предусмотрено.
На основании изложенного, бенефициар имеет право направить в банк требование об уплате денежной суммы в произвольной форме с указанием всех обязательных сведений, которые необходимы для исполнения гарантом своих обязательств, а также с приложением документов, подтверждающих списание приобретаемых ценных бумаг с его лицевого счета, при этом совершение бенефициаром каких-либо иных дополнительных действий, влекущих за собой несение бенефициаром денежных и временных затрат, законодательством Российской Федерации не установлено. Следовательно, у бенефициара отсутствует обязанность по указанию в требовании об уплате денежной суммы дополнительной информации, не предусмотренной требованиями нормативных правовых актов РФ.
Как видно из материалов дела, представленная 24.12.2012 г. в РО ФСФР России в СФО ЗАО "ОШК "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ" нотариально удостоверенная копия банковской гарантии от 10.12.2012 г. N 03-12, выданная коммерческим банком "АКРОПОЛЬ" закрытым акционерным обществом, содержит указание на то, что требование платежа по указанной гарантии должно быть направлено гаранту по адресу: 123557, г. Москва, ул. Грузинский вал, д. 10, стр. 4. Таким образом, указанная банковская гарантия предусматривает несение бенефициарами дополнительных расходов, несмотря на тот факт, что требование может быть представлено бенефициарами при личной явке.
На основании изложенного ЗАО "ОШК "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ", вместе с обязательным предложением о приобретении ценных бумаг ОАО "Кузниишахтострой" от 10.12.2012 г. представлена банковская гарантия, не соответствующая требованиям пункта 5 статьи 84.1 Закона об акционерных обществах. Следовательно, Обществом нарушены требования п. 3 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах, п. 2.4 Положения.
Доказательствами по данному делу являлись: Предписание РО ФСФР России в СФО об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 26.10.2012 г. (исх. N 51-12-ТЧ-02/16921), Заключение N 51-12-02-35/139 от 28.12.2012 г.; обязательное предложение Общества от 03.10.2012 г. и от 24.12.2012 г.; протокол об административном правонарушении N 51-13-19/пр-па от 18.01.2013 г., иные материалы административного дела.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10, при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что факт совершения правонарушения подтвержден материалами дела.
Что касается порядка привлечения заявителя к административной ответственности, то нарушений процедуры, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10, апелляционной коллегией не установлено.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Произвести процессуальное правопреемство, заменив РО ФСФР России в ЦФО на Центральный банк Российской Федерации.
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.06.2013 г. по делу N А40-32469/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
В.А.СВИРИДОВ
Судьи
И.В.БЕКЕТОВА
Э.В.ЯКУТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.10.2013 N 09АП-25297/2013 ПО ДЕЛУ N А40-32469/13
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2013 г. N 09АП-25297/2013
Дело N А40-32469/13
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: Бекетовой И.В., Якутова Э.В.,
при ведении протокола помощником судьи Яцевой В.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Объединенная шахтостроительная компания "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ" на решение Арбитражного суда города Москвы от 05 июня 2013 г. по делу N А40-32469/2013(153-316) судьи Кастальской М.Н.
по заявлению ЗАО "Объединенная шахтостроительная компания "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ" (123557, г. Москва, ул. Грузинский Вал, д. 10, стр. 4)
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе (РО ФСФР России в ЦФО)
об оспаривании постановления.
при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от ответчика: не явился, извещен;
- установил:
ЗАО "Объединенная шахтостроительная компания "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе (далее - РО ФСФР России по ЦФО) от 11.02.2013 г. N 73-13-61/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 15.9 КоАП РФ.
Решением от 05.06.2013 г. арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, сделав вывод о доказанности обстоятельств послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, при этом порядок привлечения к ответственности не нарушен.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решения суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, его незаконным и необоснованным по основаниям неполноты выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанности имеющих для дела обстоятельств, которые суд счел установленными; несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильного применения норм материального права. Сообщил, что обязательное предложение соответствовало требованиям закона.
Отзыв на апелляционную жалобу ответчиком не представлен.
В судебное заседание не явились стороны, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Суд первой инстанции достоверно установил, что заявителем не пропущен срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ и ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в РО ФСФР России в СФО 12.10.2012 г. (вх. N 72-12-19181) поступило обязательное предложение ЗАО "ОШК "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ" о приобретении эмиссионных ценных бумаг Открытого акционерного общества "Кузбасский научно-исследовательский институт шахтного строительства" (далее - обязательное предложение).
При рассмотрении обязательного предложения сотрудниками ответчика были выявлены нарушения п. 2 ст. 84.2, п. 3 ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" (далее Закон об акционерных обществах) и п. 2.2, п. 2.4 Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ, утвержденного Приказом ФСФР России от 13.07.2006 г. N 06-76/пз-н (далее - Положение).
С учетом выявленных нарушений ответчиком в адрес общества было направлено предписание от 26.10.2012 г. исх. N 51-12-ТЧ-02/16921 о приведении обязательного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации (далее - Предписание). Предписание получено Обществом 09.11.2012 г., что подтверждается копией уведомления о вручении почтовой корреспонденции с отметкой почтового отделения связи. Соответственно срок исполнения Предписания - не позднее 10.12.2012 г.
Доказательств обжалования в установленном порядке и в срок указанного предписания и признания его незаконным в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
В РО ФСФР России в СФО 24.12.2012 г. (вх. N 51-12-13700) поступил новый комплект документов ЗАО "ОШК "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ" по обязательному предложению.
Таким образом, заявитель не исполнил в срок до 10.12.2012 г. включительно Предписания, ответчик пришел к выводу, что Заявителем нарушены требования п. 2 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах, п. 2.2 Положения, кроме того, к обязательному предложению была приложена банковская гарантия не соответствующая требованиям пункта 5 статьи 84.1 Закона об акционерных обществах.
По факту неисполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации 18.01.2013 г. в отношении ЗАО "ОШК "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ" ответчиком был составлен протокол об административном правонарушении N 51-13-19/пр-ап, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела постановлением от 11.02.2013 г. N 73-13-61/пн общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением в качестве административного наказания штрафа в размере 500 000 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с целью защиты и восстановления нарушенного административным органом права.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Вмененное Обществу нарушение требований ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ обусловлено невыполнением в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу системного толкования п. 1 и 5.4 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 г. N 717 (далее - Положение о ФСФР России), Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и осуществляет функции по контролю и надзору на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Согласно п. 5.4.15 Положения о ФСФР России, ФСФР России выдает предписания, в том числе эмитентам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учитывая изложенное, а также в силу п. 6.1 Положения о ФСФР России, ФСФР России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции ФСФР России вопросам.
Как следует из положений п. 2 ст. 11 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным указанным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 2.1.8 Положения о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе, утвержденного Приказом ФСФР России от 27.06.2012 N 12-192/пз, РО ФСФР России в СФО выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, субъектом страхового дела, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, кредитным потребительским кооперативам, микрофинансовым организациям, иным физическим и юридическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предписания РО ФСФР России в СФО есть правоприменительные акты и являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации. Предписания РО ФСФР России в СФО содержат властный приказ исполнения юридических обязанностей, их задача - обеспечить реализацию регулятивных юридических норм. Лицо, которому адресовано предписание, обязано выполнить предусмотренные в нем требования.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что ответчик вправе направлять подконтрольным организациям предписания об устранении нарушения законодательства.
В соответствии с нормами ч. 1 - 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
Доводов и доказательств в порядке ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 65 АПК, из которых бы следовало, что заявитель не имел объективной возможности исполнить предписание РО ФСФР России в ЦФО к установленному в нем сроку в материалах дела не имеется и заявителем не представлено и не приведено.
Так согласно пункту 2.2 Положения, добровольное или обязательное предложение, представляемое в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, должно быть составлено согласно Приложению 1 к указанному Положению.
В соответствии с приложением 1 к указанному Положению, пункты 2.13.1, 2.13.2 обязательного предложения должны содержать количество акций открытого акционерного общества, принадлежащих лицу, направляющему обязательное предложение, в том числе, в процентах от общего количества соответствующих размещенных акций общества с точностью не менее двух знаков после запятой.
В соответствии с пунктом 2.13.1 обязательного предложения от 10.12.2012 о приобретении ценных бумаг ОАО "Кузниишахтострой", ЗАО "ОШК "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ" принадлежит 19 112 обыкновенных именных акций Общества, что составляет 92,99% от общего количества размещенных обыкновенных именных акций Общества. При этом указанное количество ценных бумаг составляет 92,67% от общего количества размещенных обыкновенных именных акций Общества. Таким образом, пункт 2.13.1 обязательного предложения от 10.12.2012 о приобретении ценных бумаг ОАО "Кузниишахтострой" заполнен с нарушениями нормативных правовых актов РФ.
Пункт 4.1 обязательного предложения должен содержать сведения о суммарном количестве обыкновенных акций открытого акционерного общества, принадлежащих лицу, направляющему обязательное предложение, и его аффилированным лицам, в том числе, в процентах от общего количества размещенных обыкновенных акций, с точностью не менее двух знаков. Указанное количество ценных бумаг, подлежащее указанию в пункте 4.1 обязательного предложения, составляет 19 112, что составляет 92,67% от общего количества размещенных обыкновенных именных акций ОАО "Кузниишахтострой". При этом, в пункте 4.1 обязательного предложения от 10.12.2012 г. о приобретении ценных бумаг ОАО "Кузниишахтострой", указано количество ценных бумаг, а именно 19 112, что составляет 92,99% от общего количества размещенных обыкновенных именных акций ОАО "Кузниишахтострой".
Пункт 4.3 обязательного предложения должен содержать сведения о суммарном количестве размещенных акций открытого акционерного общества, принадлежащих лицу, направляющему обязательное предложение, и его аффилированным лицам, в том числе, в процентах от общего количества размещенных акций, с точностью не менее двух знаков. Указанное количество ценных бумаг, подлежащее указанию в пункте 4.3 обязательного предложения, составляет 19 112, что составляет 92,67% от общего количества размещенных акций ОАО "Кузниишахтострой". В соответствии с пунктом 4.3 обязательного предложения от 10.12.2012 г. о приобретении ценных бумаг ОАО "Кузниишахтострой", указанное количество ценных бумаг, а именно 19 112 составляет 92,99% от общего количества размещенных обыкновенных именных акций ОАО "Кузниишахтострой". Таким образом, Обществом нарушены требования п. 2.2 Положения.
Согласно п. 2 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах в обязательном предложении должны быть указаны, в том числе, имя или наименование лица, направившего обязательное предложение, и иные предусмотренные пунктом 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона сведения, а также информация о его месте жительства или месте нахождения.
В соответствии с Приложением 1 к Положению, в пункте 6.3.5 добровольного (обязательного) предложения должны содержаться сведения о лице, направляющем добровольное (обязательное) предложение, подлежащие указанию в распоряжении о передаче приобретаемых ценных бумаг.
Согласно пункту 3.4.2 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 г. N 27, в передаточном распоряжении в отношении лица, на лицевой счет которого должны быть зачислены ценные бумаги должны быть указаны следующие сведения: полное наименование (для юридических лиц) с указанием, является ли оно владельцем, доверительным управляющим или номинальным держателем; наименование органа, осуществившего регистрацию, номер и дата регистрации (для юридических лиц).
Из представленных материалов административного дела следует, что полным наименованием ЗАО "ОШК "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ" является: закрытое акционерное общество "Объединенная шахтостроительная компания "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ". При этом, в пункте 6.3.5 обязательного предложения от 10.12.2012 г. о приобретении ценных бумаг ОАО "Кузниишахтострой" полное наименование лица, на лицевой счет которого должны быть зачислены ценные бумаги, указано как, закрытое акционерное общество "ОШК "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ". Таким образом, Обществом нарушены требования п. 2 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах.
Зачисление ценных бумаг на лицевой счет лица, направившего обязательное предложение, осуществляется после истечения срока принятия обязательного предложения, согласно положениям главы XI.1 Закона об акционерных обществах.
В соответствии с п. 7.3 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 г. N 27, регистратор обязан вносить в реестр записи о переходе прав собственности на ценные бумаги при предоставлении передаточного распоряжения зарегистрированным лицом, передающим ценные бумаги, или лицом, на лицевой счет которого должны быть зачислены ценные бумаги, или уполномоченным представителем одного из этих лиц и (или) иных документов, предусмотренных указанным положением.
Согласно п. 2.8. Положения о порядке ведения реестра владельцев именных ценных бумаг и осуществления депозитарной деятельности в случаях приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества, утвержденного приказом
ФСФР России от 11.07.2006 г. N 06-74/пз-н, в передаточном распоряжении, подаваемом владельцем ценных бумаг в рамках принятия добровольного или обязательного предложения, в качестве основания перехода прав собственности на ценные бумаги указываются вид предложения (добровольное или обязательное), а также дата истечения срока принятия данного предложения, указанная в нем.
Таким образом, держатель реестра владельцев именных ценных бумаг после истечения срока принятия обязательного предложения вносит записи о переходе права собственности на приобретаемые ценные бумаги на основании передаточного распоряжения, в котором указывается, в качестве основания перехода прав собственности на ценные бумаги, вид предложения (добровольное или обязательное), а также дата истечения срока принятия данного предложения, указанная в нем. При внесении записи в систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг при переходе прав собственности на ценные бумаги на основании обязательного предложения регистратор руководствуется нормативными правовыми актами РФ и не может внести соответствующие записи ранее окончания срока принятия обязательного предложения.
Согласно информации, содержащейся в п. 6.3.4 обязательного предложения от 10.12.2012 г. о приобретении ценных бумаг ОАО "Кузниишахтострой", в случае перечисления ценных бумаг ОАО "Кузниишахтострой" на лицевой счет ЗАО "ОШК "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ" до истечения срока принятия обязательного предложения, перечисленные таким образом ценные бумаги подлежат возврату соответствующим владельцам ценных бумаг в связи с отсутствием заключенного договора купли-продажи ценных бумаг ОАО "Кузниишахтострой" и ЗАО "ОШК "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ" с указанными владельцами. Следовательно, пункт 6.3.4 обязательного предложения от 10.12.2012 г. о приобретении ценных бумаг ОАО "Кузниишахтострой" содержит условие, не предусмотренное п. 2 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах. Таким образом, обществом нарушены требования п. 2 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах.
Пункт 5.2.1 обязательного предложения согласно п. 2.2 Положения должен содержать количество приобретаемых ценных бумаг, в том числе в процентах от общего количества размещенных ценных бумаг данного вида, категории (типа), серии, с точностью не менее двух знаков после запятой.
Из представленных материалов следует, что обязательное предложение от 10.12.2012 ЗАО "ОШК "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ" направлено в отношении 1 441 обыкновенной именной акции ОАО "Кузниишахтострой", что составляет 6,99% от общего количества размещенных обыкновенных именных акций Общества. Однако, согласно пункту 5.2.1 обязательного предложения от 10.12.2012 г. о приобретении ценных бумаг ОАО "Кузниишахтострой", указанное количество ценных бумаг составляет 7,01% от общего количества размещенных обыкновенных именных акций Общества. Таким образом, пункт 5.2.1 указанного обязательного предложения заполнен с нарушением требований п. 2.2 Положения.
Представленная 24.12.2012 г. в РО ФСФР России в СФО ЗАО "ОШК "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ" нотариально удостоверенная копия банковской гарантии от 10.12.2012 г. N 03-12, выданной коммерческим банком "АКРОПОЛЬ" закрытым акционерным обществом, содержит требование на указание в заявлении бенефициара номера и даты указанной банковской гарантии. Исполнение данного условия предполагает обращение лица, осуществившего передачу ценных бумаг ОАО "Кузниишахтострой" за соответствующей информацией в банк, выдавший банковскую гарантию, либо в ОАО "Кузниишахтострой", т.к. копия банковской гарантии в адрес бенефициара не направляется, т.е. бенефициар не располагает информацией о номере и дате указанной банковской гарантии.
Согласно п. 5 ст. 84.1 Закона об акционерных обществах к добровольному предложению должна быть приложена банковская гарантия, которая должна предусматривать обязательство гаранта уплатить прежним владельцам ценных бумаг цену проданных ценных бумаг в случае неисполнения лицом, направившим добровольное предложение, обязанности оплатить в срок приобретаемые ценные бумаги. Данная банковская гарантия не может быть отозвана, а также не может содержать указание на представление бенефициарами документов, которые не предусмотрены настоящей главой. При этом срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев после истечения срока оплаты приобретаемых ценных бумаг, указанного в добровольном предложении.
Исходя из содержания вышеуказанной нормы, в банковской гарантии не могут устанавливаться требования к совершению бенефициарами каких-либо действий, влекущих за собой дополнительные временные и денежных затраты.
В соответствии с пунктом 8 статьи 84.3 Закона об акционерных обществах, в случае неисполнения лицом, направившим добровольное или обязательное предложение, обязанности оплатить в срок приобретаемые ценные бумаги, прежний владелец ценных бумаг по своему выбору вправе представить гаранту, выдавшему банковскую гарантию, обеспечивающую исполнение обязательств по добровольному или обязательному предложению, требование об оплате цены приобретаемых ценных бумаг с приложением документов, подтверждающих списание приобретаемых ценных бумаг с лицевого счета (счета депо) владельца ценных бумаг для последующего зачисления их на лицевой счет (счет депо) лица, направившего добровольное или обязательное предложение, либо в одностороннем порядке расторгнуть договор о приобретении ценных бумаг и потребовать возвращения ценных бумаг.
На основании изложенного, в случае неисполнения принципалом своих обязательств по оплате в срок приобретаемых ценных бумаг, прежние владельцы таких ценных бумаг вправе представить гаранту требования об оплате цены приобретаемых ценных бумаг, при этом в заявлениях прежних владельцев ценных бумаг должно быть указано, в чем именно заключается нарушение, допущенное принципалом.
Согласно п. 2 ст. 84.2 Закона об акционерных общества и пункту 2.2 Положения обязательное предложение должно содержать сведения о гаранте, предоставившем банковскую гарантию, и об условиях банковской гарантии, касающихся безотзывности банковской гарантии; суммы, на которую выдана банковская гарантия; и сроке действия банковской гарантии, при этом указание в обязательном предложении информации об иных условиях банковской гарантии указанными нормативными правовыми актами РФ, в том числе о номере и дате банковской гарантии не предусмотрено.
На основании изложенного, бенефициар имеет право направить в банк требование об уплате денежной суммы в произвольной форме с указанием всех обязательных сведений, которые необходимы для исполнения гарантом своих обязательств, а также с приложением документов, подтверждающих списание приобретаемых ценных бумаг с его лицевого счета, при этом совершение бенефициаром каких-либо иных дополнительных действий, влекущих за собой несение бенефициаром денежных и временных затрат, законодательством Российской Федерации не установлено. Следовательно, у бенефициара отсутствует обязанность по указанию в требовании об уплате денежной суммы дополнительной информации, не предусмотренной требованиями нормативных правовых актов РФ.
Как видно из материалов дела, представленная 24.12.2012 г. в РО ФСФР России в СФО ЗАО "ОШК "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ" нотариально удостоверенная копия банковской гарантии от 10.12.2012 г. N 03-12, выданная коммерческим банком "АКРОПОЛЬ" закрытым акционерным обществом, содержит указание на то, что требование платежа по указанной гарантии должно быть направлено гаранту по адресу: 123557, г. Москва, ул. Грузинский вал, д. 10, стр. 4. Таким образом, указанная банковская гарантия предусматривает несение бенефициарами дополнительных расходов, несмотря на тот факт, что требование может быть представлено бенефициарами при личной явке.
На основании изложенного ЗАО "ОШК "СОЮЗСПЕЦСТРОЙ", вместе с обязательным предложением о приобретении ценных бумаг ОАО "Кузниишахтострой" от 10.12.2012 г. представлена банковская гарантия, не соответствующая требованиям пункта 5 статьи 84.1 Закона об акционерных обществах. Следовательно, Обществом нарушены требования п. 3 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах, п. 2.4 Положения.
Доказательствами по данному делу являлись: Предписание РО ФСФР России в СФО об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 26.10.2012 г. (исх. N 51-12-ТЧ-02/16921), Заключение N 51-12-02-35/139 от 28.12.2012 г.; обязательное предложение Общества от 03.10.2012 г. и от 24.12.2012 г.; протокол об административном правонарушении N 51-13-19/пр-па от 18.01.2013 г., иные материалы административного дела.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10, при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что факт совершения правонарушения подтвержден материалами дела.
Что касается порядка привлечения заявителя к административной ответственности, то нарушений процедуры, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10, апелляционной коллегией не установлено.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Произвести процессуальное правопреемство, заменив РО ФСФР России в ЦФО на Центральный банк Российской Федерации.
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.06.2013 г. по делу N А40-32469/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
В.А.СВИРИДОВ
Судьи
И.В.БЕКЕТОВА
Э.В.ЯКУТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)