Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.02.2013 ПО ДЕЛУ N А65-5108/2012

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2013 г. по делу N А65-5108/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Семушкина В.С., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лещенко А.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06.02.2013 в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "АЛНАС"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.12.2012 по делу N А65-5108/2012 (судья Сальманова Р.Р.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "АЛНАС" (ИНН 1607000081, ОГРН 1021601624021), Республика Татарстан, г. Альметьевск,
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Альметьевск,
третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
об оспаривании решения,

установил:

Открытое акционерное общество "АЛНАС" (далее - ОАО "АЛНАС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан (далее - пенсионный фонд, ГУ-УПФ РФ в Альметьевском районе и г. Альметьевске РТ, ответчик) о признании недействительным решения от 12.01.2012 N 18 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части предложения обществу уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в общей сумме 2 073 954 руб. в том числе на страховую часть - 1 835 320 руб., на накопительную часть - 238 634 руб. (т. 1, л.д. 3 - 10).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России по КНП по РТ, налоговый орган, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.12.2012 по делу N А65-5108/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 6, л.д. 30 - 34).
Не согласившись с принятым решением суда, общество обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 03.12.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований (т. 6, л.д. 41 - 51).
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального и процессуального права.
Налоговый орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 03.12.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества, по результатам которой составлен акт от 07.12.2011 N 2-25, свидетельствующий о нарушении обществом законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Выписка из акта выездной налоговой проверки направлена в адрес пенсионного фонда в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", согласно которому налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности.
Пенсионным фондом на основании указанной выписки из акта от 07.12.2011 N 2-25 в отношении заявителя было принято решение от 12.01.2012 N 18 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах в части предложения ОАО "Алнас" уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ за период 2008 - 2009 г.г. в общей сумме 2 073 954 руб. в том числе на страховую часть 1 835 320 руб., на накопительную часть 238 634 руб.
Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 60 Закона N 212-ФЗ недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31.12.2009 включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафа исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Часть 2 указанной нормы права устанавливает, что взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31.12.2009 включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 3 статьи 62 Закона N 212-ФЗ по правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
В силу пункта 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов). Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 19 ФЗ N 212-ФЗ).
При этом в силу пункта 2 статьи 25 Закона N 167-ФЗ налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности. В свою очередь территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (пункт 1 статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ).
Таким образом, из содержания изложенных норм следует, что на налоговом органе лежит обязанность по выявлению суммы задолженности по страховым взносам и направлению таких сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, который уже самостоятельно привлекает страхователя к ответственности в виде штрафов, выносит соответствующие решения.
Следовательно, налоговые органы направляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации только сведения о сути задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Соглашением по информационному взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации от 22.102.2011 N ММВ-27-2/5, N АД-30-33/04сог, выявленные по результатам проведения налоговой проверки.
Полномочиями по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов наделены только территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений налогового органа, полученных в ходе проверки, результаты которой (решение) вступили в законную силу.
Как видно из материалов дела, в подпунктах 1.5.1. и 1.5.2. решения N 2-1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 19.01.2012 обществу произведено доначисление ЕСН в общем размере 3 848 985 руб., в том числе 1 785 982 руб. за 2008 г., 2 062 913 руб. за 2009 г., на основании которых орган Пенсионного фонда вынес решение от 12.01.2012 N 18, было предметом рассмотрения в Арбитражном суде Республики Татарстан по делу N А65-12517/2012 и признано соответствующим нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением Одиннадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 08.10.2012 решение суда первой инстанции от 07.08.2012 по делу N А65-12517/2012 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
В силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу судебным актом по делу N А65-12517/2012 установлено, что подпункты 1.5.1. и 1.5.2. решения от 19.01.2012 N 2-1, которыми доначислен ЕСН за 2008 - 2009 г.г. признаны законными и обоснованными.
В соответствие с пунктом 2 статьи 10 Закона N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанное свидетельствует о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и единый социальный налог имеют общие объект и базу для исчисления.
Аналогичный вывод соответствует правовой позиции изложенной в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.09.2012 по делу N А65-5108/2012.
Судом по делу N А65-12517/2012 установлено, что выплаты материальной помощи, производившиеся организацией работникам при уходе в отпуск, названным критериям, указанным в пункте 23 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации, не соответствуют.
Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Выплаты материальной помощи к отпуску предусмотрены в пункте 6.29 коллективного договора за 2008, 2009 г.г., согласно которому материальная помощь к очередному отпуску выплачивается на условиях и порядке, предусмотренном действующим Положением о материальной помощи к очередному отпуску.
Согласно пункту 2.5 Положения о материальной помощи к очередному отпуску за 2008, 2009 г.г. ОАО "АЛНАС" обязуется выплачивать материальную помощь один раз в год на дату предоставления работнику основного оплачиваемого отпуска.
Согласно пункту 2.1 Положения материальная помощь к очередному отпуску выплачивается в дополнение к действующей в ОАО "АЛНАС" системе оплаты труда.
Размер материальной помощи определялся в процентном отношении к должностному окладу в зависимости от непрерывного стажа работы и отсутствия нарушений трудовой и производственной дисциплины.
Данные выплаты осуществлялись на основании заявлений работников на предоставление материальной помощи и расчетных листков работников.
Согласно пункту 2.9 Положения материальная помощь учитывается в составе расходов на оплату труда.
Правовое регулирование вопросов, связанных с оплатой труда работников, осуществляется нормами Трудового кодекса Российской Федерации.
В данном случае выплаты материальной помощи к отпуску соответствуют понятию оплаты труда, указанному в статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются работникам организаций коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.
Выплаченная ОАО "АЛНАС" работникам материальная помощь к отпуску на основании коллективного договора, Положения о материальной помощи к очередному отпуску связана с выполнением работниками своих трудовых обязанностей, зависит от таких факторов, как добросовестный труд, отсутствие нарушений трудовой дисциплины, выплачиваются работникам исходя из среднемесячной заработной платы работникам, в зависимости от стажа работы, т.е. зависит от показателей, характеризующих трудовую деятельность. Данные выплаты отвечают таким критериям экономической обоснованности и направленности на осуществление приносящей доход деятельности, в связи с чем входят в установленную систему оплаты труда.
В пункте 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что перечисленные в пункте 1 названной статьи выплаты и вознаграждения (независимо от формы, в которой они производятся) не признаются объектом обложения ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим базу, облагаемую налогом на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Из пункта 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2006 N 106 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога" следует, что пункт 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации не предоставляет налогоплательщику права выбора, по какому налогу (ЕСН или налогу на прибыль) уменьшать налоговую базу на сумму соответствующих выплат. Если конкретный вид выплат отнесен нормами главы 25 "Налог на прибыль организаций" к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, в том числе к расходам на оплату труда, предусмотренным пунктом 2 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик не имеет права исключать суммы таких расходов из налоговой базы по ЕСН независимо от того, за счет каких средств осуществлены такие выплаты.
Таким образом, при решении вопроса об отнесении спорных выплат к расходам, уменьшающим или не уменьшающим базу, облагаемую налогом на прибыль, следует руководствоваться положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации в расходы налогоплательщика на оплату труда относятся начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, а в силу п. 25 этой статьи к таким расходам относятся другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.
Таким образом, в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам на оплату труда относятся любые виды расходов, соответствующие требованиям статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, произведенных в пользу работника, в случае если они предусмотрены трудовым договором и (или) коллективным договором, за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что в данном случае выплаты материальной помощи к отпуску соответствуют понятию оплаты труда, указанному в статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что источником вышеуказанных выплат являлась прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, со ссылкой на бухгалтерские балансы за 2008 - 2009 г.г., судом первой инстанции обоснованно отклонен, поскольку данный довод был предметом исследования суда по делу N А65-12517/2012.
Решением суда от 07.08.2012 по делу N А65-12517/2012 установлено, что в соответствии с главной книгой за 2008, 2009 г.г. обороты по счету 91: начисление материальной помощи к отпуску происходило по счету 70 (Д 91 К70) (начисление материальной помощи за счет прибыли текущего года), тогда как, общество в период 2008, 2009 г.г. по данным бухгалтерского учета являлось убыточным предприятием и не имело чистой прибыли.
Довод заявителя о том, что выплата материальной помощи работникам не могла быть отражена проводкой Д 84 К 70, судом первой инстанции также правомерно отклонен по следующим основаниям.
Согласно Приказу Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" Счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации. По кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" отражаются суммы оплаты труда, причитающиеся работникам, - в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников. По дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" отражаются выплаченные суммы оплаты труда, премий, пособий, пенсий и т.п., доходов от участия в капитале организации, а также суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний.
Счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" предназначен для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли или непокрытого убытка организации. Сумма чистой прибыли отчетного года списывается заключительными оборотами декабря в кредит счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки". Направление части прибыли отчетного года на выплату доходов учредителям (участникам) организации по итогам утверждения годовой бухгалтерской отчетности отражается по дебету счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и кредиту счетов 75 "Расчеты с учредителями" и 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Аналогичная запись делается при выплате промежуточных доходов.
Счет 91 "Прочие доходы и расходы" предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода. По кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы" в течение отчетного периода находят отражение поступления, перечисленные в Инструкции по применению плана счетов. По дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" в течение отчетного периода находят отражение расходы, перечисленные в Инструкции по применению плана счетов.
Начисление работникам организации материальной помощи к отпуску за счет нераспределенной прибыли прошлых лет должно отражаться проводкой - Д 84 К 70. Однако данные проводки по бухгалтерскому учету обществом не отражены, что подтверждается главной книгой за 2008, 2009 г.г.: отсутствуют обороты по 84 счету за 2008, 2009 г.г.
Исходя из совокупности всех установленных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о законности начисления страховых взносах на обязательное пенсионное страхование с произведенных выплат сумм материальной помощи к отпуску.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение является законным и обоснованным.
Таким образом, положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 03.12.2012 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при обжаловании в апелляционном порядке судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 000 руб.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции возвращает ОАО "АЛНАС" из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.12.2012 по делу N А65-5108/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "АЛНАС" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "АЛНАС" (ИНН 1607000081, ОГРН 1021601624021), Республика Татарстан, г. Альметьевск, из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную по платежному поручению от 30.11.2012 N 10444 в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА

Судьи
В.С.СЕМУШКИН
И.С.ДРАГОЦЕННОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)